Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Регулирование представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта (субъектов) предпринимательской деятельности.. Основной целью государственного регулирования является создание условий для широкомасштабного и эффективного развития предпринимательской деятельности и обеспечения защиты гражданских прав, жизни и здоровья граждан, а также безопасности страны. Необходимость государственного регулирования определяется следующими требованиями охраны публичных интересов: обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование государственного бюджета; защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; обеспечение занятости населения; обеспечение безопасности и обороны страны; реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма; соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования. Регулирование может осуществляться в качестве прямого ( директивного) решения вопроса (запрет, разрешение) и в качестве косвенного, когда применяются экономические рычаги и стимулы (предоставление льготных кредитов, дотаций, и субсидий, льгот по налогообложению). Государственное регулирование предпринимательской деятельности облекается в правовую форму акта. Акт государственного регулирования – это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное субъектам экономической деятельности и содержащее требование о ведении экономической деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние. У этих актов имеется свое наименование (плановый акт, целевая программа, разрешение, квота, лицензия, предписание и др.). Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие сведения Государственное регулирование включает: регистрацию субъектов предпринимательской деятельности; лицензирование отдельных видов деятельности; антимонопольное регулирование; государственное регулирование цен; защиту прав потребителей и др. Налоговое воздействие на предпринимательскую деятельность – это производимое в соответствии с законом отчуждение собственности юридических и физических лиц в форме налога или сбора с целью регулирования, стимулирования экономической деятельности и с фискальной целью, а также контроль за соблюдением установленных законом правил и процедур. Налоговое воздействие обладает определенными правовыми признаками. Прежде всего, оно представляет собой обязательное, индивидуально безвозмездное, безвозвратное изъятие имущества, не являющееся санкцией за какое-либо правонарушение. Одним из признаков является его обязательность, которая представляет собой правовую зависимость налогоплательщика от государства. Налоговое воздействие императивно. Безвозмездность означает, что возникновение обязательства по передаче своей собственности государству не влечет за собой возникновение у государства обязательства перед налогоплательщиком дать, сделать, предоставить что-либо именно ему. Безвозвратность означает, что при уплате налога переходит право собственности, во-вторых, переход права собственности на сумму налога является абсолютным и не порождает у государства обязательства по возврату этой суммы или ее эквивалента налогоплательщику. Важным признаком является то, что оно не носит характера наказания, то есть, не является мерой ответственности за какие-либо правонарушения. Налоговое воздействие включает в себя регулирование и контроль. Регулирование относится к законодательной сфере. Правовое регулирование налогового воздействия в целях его систематизации разделено на две группы. Первая группа законов посвящена общим принципам построения налоговой системы, правам и обязанностям налогоплательщиков и налоговых органов, взимаемым налогам и сборам. Вторая группа законов посвящена конкретным налогам, введенным на территории Республики Казахстан. К целям налогового воздействия относятся: фискальная, регулирующая и стимулирующая. Достижение фискальной цели означает наполнение государственного бюджета. Цель регулирования – достижение наиболее справедливого распределения налогового воздействия между налогоплательщиками. Стимулирование позволяет государству расширять деятельность экономическую деятельность посредством создания благоприятных условий. Экономические налоговые отношения существуют только в форме налоговых правоотношений. Традиционно налоговые правоотношения увязываются с установлением, введением и взиманием налогов. Налоговые правоотношения – это регулируемые нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе организации налогообложения, а также при установлении, введении и уплате (взимании) налога. Налоговые правоотношения характеризуются следующими признаками: 1) налоговое правоотношение является продуктом правового обеспечения налоговой деятельности государства; 2) налоговое правоотношение является продуктом применения государством такого метода налоговой деятельности, как издание нормативных актов; 3) налоговое правоотношение носит характер «власти и подчинения»; 4) налоговое правоотношение возникает в силу одностороннего установления государства; 5) обязательным субъектом налогового правоотношения является либо государство, либо государственный орган; 6) налоговое правоотношение – это отношение, охраняемое государством. Налоговые правоотношения различаются на материальные и организационные. Материальное налоговое правоотношение опосредует движение суммы налогового платежа от налогоплательщика к государству, т.е. в экономическом смысле выражает собой взимание, внесение или уплату налога, а в юридическом – налоговое обязательство. К организационным налоговым правоотношениям относятся отношения, возникающие в процессе организации налогообложения и функционирования налоговой службы государства. Кроме этого, налоговые правоотношения, как и сами нормы налогового права, делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные налоговые правоотношения выражают регулятивную функцию и связаны с правомерным поведением его субъектов. Охранительные налоговые правоотношения в ыражают реализацию охранительной функции и связаны с применением государственного принуждения. Объектом материального налогового правоотношения выступают те денежные средства, которые государство заинтересовано получить путем их отчуждения у налогоплательщика в форме налога. Объектом организационного налогового правоотношения выступает такое нематериальное благо, как правопорядок в сфере налогообложения, обеспечивающий надлежащее исполнение налоговых обязательств, а также других обязанностей, установленных налоговым законодательством. Субъектами налогового правоотношения выступают в части налогов, являющихся доходом республиканского бюджета, государство в целом, а в части налогов, являющихся доходом местных бюджетов – административно-территориальные единицы, с одной стороны, и налогоплательщик, с другой. Налогоплательщик именуется «субъект налога». Налогоплательщиком является лицо, выступающее плательщиком налогов. Налогоплательщики подразделяются на два вида: 1) юридические лица; 2) физические лица. Под налогоплательщиком – юридическим лицом Налоговый кодекс понимает организацию, созданную в соответствии с законодательством РК или иностранного государства. К физическим лицам – налогоплательщикам относятся граждане РК, граждане иностранных государств и лица без гражданства. Особую категорию физических лиц-налогоплательщиков составляют так называемые «субъекты малого бизнеса» а также крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых может быть установлен специальный налоговый режим. Специальные налоговые режимы: на основе разового талона; для крестьянских (фермерских) хозяйств; для юридических лиц-производителей с/х продукции; на основе патента; на основе упрощенной декларации; для отдельных видов предпринимательской деятельности.

Налоговая система Республики Казахстан включает совокупность обязательных платежей – налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке, налоговое законодательство, налоговые органы, налоговых представителей и финансовую полицию. К видам обязательных платежей относятся: налог – обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц; сборы – денежная плата, взимаемая государственными органами за предоставление права участия или использования; общегосударственные налоги – устанавливаются законодательством РК и взимаются на всей территории РК; местные налоги – устанавливаются законодательством РК, взимаются местными представительными органами; пошлина – денежный сбор, взимаемый специально уполномоченными органами за совершение действий и выдачу документов.

Налоги – законодательно установленные государством в установленном порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер. Признаками налога являются: 1) налог – установление государства; 2) налог существует только в правовой форме; 3) налог – это одностороннее установление государства; 4)установление налога порождает налоговое обязательство; 5) налог носит принудительный характер; 6) осуществляемое посредством уплаты налога изъятие денег носит правомерный характер. Элементы налога – это регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие условия его применения. Каждый налог представляет собой комплекс элементов. Элементы налога подразделяются на основные (сущностные), дополнительные и специфические. К элементам налога относятся: 1)субъект налога; 2)объект и предмет налога; 3) налоговая база; 4) налоговая ставка; 5) налоговый период; 6) порядок исчисления налога; 7) порядок уплаты налога; 8) налоговые льготы; 9) источник налога.

Виды и порядок уплаты налогов. Налоги можно классифицировать по различным основаниям. Обычно выделяют следующие виды налогов: 1) прямые налоги – налоги, уплачиваемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика и косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно не связанные с доходами или имуществом налогоплательщика; 2) прямые налоги принято подразделять на реальные налоги – налоги на имущество и личные налоги – это налоги на доходы налогоплательщика; 3) в зависимости от формы налога они подразделяются на натуральные (уплачивается вещами, определяемыми родовыми признаками) и денежные (независимо от объекта и предмета налога) выплачиваются деньгами; 4) в зависимости от субъекта налоги подразделяются на налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц; 5) в зависимости от территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные и местные; 6) в зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые (используются для финансирования конкретных мероприятий); 7) по субъекту исчисления и способу уплаты налогов они подразделяются на окладные (устанавливаются для каждого налогоплательщика налоговым органом) и неокладные (исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно); 8) активные и пассивные налоги; 9) регулярные и разовые налоги. В литературе принято считать, что прямой налог – это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т.е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества. Суть же косвенных налогов заключается в том, что государство обязывает лицо, реализующее товар (работы, услуги), уплатить определенную сумму с этой реализации, включив эту сумму в цену товара (работ, услуг).К реальным налогам относятся, например, налог на имущество, налог на транспортные средства, земельный налог. Объектом этих налогов является право собственности (право хозяйственного ведения, право оперативного управления) либо иное вещное или обязательственное право на определенное имущество, которое выступает предметом данных налогов. К личным налогам относятся в Казахстане, например, корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на сверхприбыль, взимаемый в системе налогов с недропользователей, социальный налог. Предметом личных налогов выступают сумма дохода, полученная налогоплательщиком. В зависимости от своего субъекта налоги подразделяются на налоги с юридических лиц (корпоративные налоги). В Казахстане, например, к ним относятся корпоративный подоходный налог, налог на имущество юридических лиц. Смешанные налоги уплачиваются как юридическими, так и физическими лицами. Последние при этом могут выступать в качестве индивидуальных предпринимателей (НДС, акцизы, земельный налог, социальный налог). Отметим, что основная часть налогов в Казахстане относится к категории смешанных налогов. В зависимости от формы налога они подразделяются на натуральные и денежные. При натуральном налоге он уплачивается вещами, определяемыми родовыми признаками. Обычно – это часть собранного урожая, добытой продукции. Денежные налоги выплачиваются деньгами. В настоящее время это преимущественная форма налогообложения. Хотя Налоговый кодекс допускает и натуральные налоги, например, если это предусмотрено положениями контрактов на недропользование.В зависимости от оснований возникновения налоговой базы и источника выплаты налоги подразделяются на активные и пассивные. Активные налоги характеризуются тем, что их объект, предмет, налоговая база и источник выплаты формируются в результате текущей хозяйственной и производственной деятельности налогоплательщика. Данная группа налогов именуется активными, поскольку они сориентированы на результаты активной деятельности налогоплательщика. В качестве объекта пассивных налогов может выступать некое состояние субъекта (безбрачие, отсутствие детей т.п.), либо факт обладания определенной вещью. Такой вещью может быть все, что угодно: производственный корпус, строение, транспортные средства и т.п. Порядком уплаты налога является установление налоговым законодательством правила, в соответствии с которым должен осуществляться переход налогового платежа от налогоплательщика к государству. Порядок уплаты налога включает три основных элемента: способы, сроки и формы перехода предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству. В зависимости от лица, ответственного за исполнение налогового обязательства, существует два способа уплаты налога: 1) путем самостоятельной передачи предмета налогового платежа его плательщиком государству; 2) путем принудительного изъятия предмета налогового платежа государством с налогоплательщика. В настоящее время применяются следующие основные способы самостоятельной уплаты налога; а) на основе декларации; б) на основе налогового уведомления; в) путем самостоятельного исчисления и внесения налогового платежа; г) путем приобретения разового талона или патента. Основными способами принудительной уплаты налога являются: 1) удержание налога у источника выплаты налога; 2) принудительное взимание налога с лиц, уклоняющихся от его уплаты. Денежный налог уплачивается в форме либо наличных денежных знаков, либо безналичных перечислений. При натуральном налоге его уплата производится теми вещами, которые составляют предмет налога. Сроки уплаты налога устанавливаются налоговым законодательством и зависят от вида налога и способа его уплаты.

Налоговые льготы. – это освобождение налогоплательщика от налогового бремени или уменьшение его тяжести по сравнению с обычным режимом налогообложения. Налоговые льгот обычно устанавливаются налоговым законом, но могут быть предоставлены и в силу соглашения между налогоплательщиком и уполномоченным государственным органом (льготы по договору, в Казахстане они именуются «инвестиционные налоговые преференции». Налоговые льготы можно классифицировать следующим образом:1) льготы по субъекту налога; 2) льготы по объекту налога; 3) льготы по налоговой базе; 4)льготы по ставке налога; 5) льготы по налоговому периоду; 6) льготы по порядку исчисления налога; 7) льготы по порядку уплаты налога. Налоговые льготы могут касаться самых разнообразных сторон налогообложения и устанавливаться по самым различным основаниям. В силу этого эти льготы многочисленны и разнообразны как по форме, так и по своему содержанию. Тем не менее система налоговых льгот выглядит следующим образом: 1) льготы, предусматривающие освобождение от уплаты налога; 2) льготы, предусматривающие уменьшение размера налога; 3)льготы, предусматривающие отсрочку уплаты налога; 4) льготы, предусматривающие упрощение ведения налогового учета или порядка исполнения налогового обязательства. Налоговое льготирование всегда обусловлено либо персоной субъекта, либо характером деятельности, которую он осуществляет. В первом случае льготы предоставляются, как правило, лицам, имеющим особые заслуги перед государством. Во втором случае государство использует налогообложение как средство воздействия на экономическое развитие общества. Необходимо отметить, что широта использования налоговых льгот в значительной степени обуславливается тем, насколько активно государство применяет эти льготы в качестве средства воздействия на экономические и социальные процессы. Кроме того, налоговая наука выявила определенную закономерность: чем больше налоговых льгот, тем выше ставки налога, и наоборот: меньше льгот – ниже ставки. Другими словами, снижение налогового бремени в отношении одних лиц осуществляется за счет повышения этого бремени в отношении других лиц.

Налоговый контроль – контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства, в первую очередь – контроль за исполнением субъектами налоговой деятельности своих обязанностей перед государством, установленных этим законодательством. Налоговый контроль как разновидность налоговой деятельности характеризуется следующими признаками: 1) налоговый контроль является разновидностью государственного контроля; 2) налоговый контроль выступает видом финансового контроля; 3) налоговый контроль относится к специализированному виду государственного контроля; 4) специализированность налогового контроля предопределяет его функциональность; 5) обязательным субъектом налогового контроля выступает уполномоченный государственный орган. Налоговый контроль состоит из следующих элементов: а) субъект контроля; б) проверяемый субъект; в) объект контроля; г) предмет контроля; д) цели контроля; е) методы осуществления контроля. Осуществление налогового контроля имеет три стадии: 1) сбор информации о проверяемом субъекте; 2) оценка собранной информации; 3) реагирование на оцененную информацию. Налоговый контроль можно классифицировать по различным основаниям: 1) по форме осуществления: а) непосредственный контроль; б) опосредованный контроль; 2) по времени осуществления – предварительный, текущий и последующий; 3) по источнику получения информации – документальный и фактический; 4) по объему проводимой проверки – сплошной и выборочный; 5) по организационному признаку – плановый и внеплановый; 6) в зависимости от проверяющего субъекта: а) контроль, осуществляемый налоговыми органами; б) контроль, осуществляемый таможенными органами; 7) в зависимости от характера подчиненности проверяющего и проверяемого субъектов – функциональный и контроль, осуществляемый в порядке административной подчиненности

Одной из форм государственного регулирования деятельности субъектов деятельности является лицензирование. Как составная часть единой государственной политики в области деятельности лицензирование направлено на регулирование и защиту прав граждан, защиту их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечение обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка. Перечень видов деятельности, для осуществления которых необходимо наличие лицензии, утвержден Законом РК «О лицензировании» от 11.01.2007 г. Неперечисленные в нем виды деятельности могут подлежать лицензированию на основании других законодательных и нормативных актов. Под лицензией понимается выдаваемое компетентным государственным органом разрешение гражданину или юридическому лицу заниматься определенным видом деятельности или совершать определенные действия. В переводе с латинского слово «licentia» означает «вольность, свобода». В мировой практике существует несколько значений понятия «лицензия»: это выдаваемое специально уполномоченным государственным органом разрешение на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию; разрешение отдельным организациям и людям на экспорт или импорт отдельных товаров; разрешение на использование изобретений, технических знаний, торговой марки. Выдача лицензий получателю (лицензиату) производится государственными органами (лицензиарами), определяемыми законодательными актами и Правительством РК. Лицензии неотчуждаемы, т.е. не могут передаваться другому лицу. Государственным органам разрешается делегировать полномочия по лицензированию соответствующим территориальным подразделениям. Правительство РК вправе устанавливать упрощенный порядок выдачи лицензий индивидуальным предпринимателям. Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. Лицензия на осуществление индивидуальной медицинской, врачебной, ветеринарной деятельности выдается без ограничения срока (постоянная лицензия); лицензия на право осуществления транспортной деятельности – на срок не менее пяти лет; лицензия на право осуществления иных видов индивидуальной предпринимательской деятельности – на срок не менее года, лицензия на экспорт и импорт товаров – на сроки, предусмотренные законодательством о лицензировании. Лицензии выдаются не позднее тридцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – не позднее десятидневного срока со дня подачи заявления со всеми необходимыми документам. Лицензия прекращает свое действие только в случаях: истечения срока; совершения действий в полном объеме, на осуществление которых выдана лицензия; отзыва лицензии; прекращения предпринимательской деятельности гражданина, реорганизации или ликвидации юридического лица. Споры, связанные с прекращением действия лицензии, разрешаются судами. Лицензия может быть отозвана в судебном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, в случаях: неисполнения лицензиатом требований, содержащихся в лицензии; запрещения судом лицензиату заниматься тем видом деятельности, на осуществление которого он обладает лицензией; неустранения причин, по которым лицензиар приостановил действие лицензии; предоставления лицензиатом заведомо ложной информации при получении лицензии. Лицензиар вправе приостановить действие лицензии до шести месяцев с указанием причины приостановления. Занятие деятельностью без соответствующей лицензии либо с нарушением лицензионных норм и правил влечет установленную законодательством административную и уголовную ответственность. Доход, полученный от осуществления деятельности, в отношении которой установлен лицензионный порядок, без лицензии, подлежит изъятию в соответствующий бюджет органами налоговой службы. Государственные органы и их должностные лица за нарушения законодательства о лицензировании несут установленную законодательными актами РК ответственность. Выдача лицензий осуществляется на равных основаниях и равных условиях для всех лиц, отвечающих требованиям. Граждане, занимающиеся экономической (предпринимательской) деятельностью без образования юридического лица, получают лицензию в порядке, установленном для юридических лиц. Запрещается выдача лицензии с целью ограничения конкуренции либо предоставления преимущества каким-либо группам предпринимателей. Лицензия является неотчуждаемым документом, то есть непередаваемым лицензиатом другим физическим или юридическим лицам. Получение лицензий необходимо для осуществления лишь тех видов деятельности и совершения тех видов действий, лицензирование которых предусмотрено Законом РК «О лицензировании». Лицензии различаются по следующим признакам: 1.по субъектам: выдаваемые гражданам и юридическим лицам РК; выдаваемые иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства и международным организациям. 2. по объему деятельности: генеральные – на занятие определенным видом деятельности, выдаваемые без ограничения срока; разовые – на совершение определенной хозяйственной операции в пределах разрешенного объема, веса или количества; операционные – на совершение определенной операции в банковской деятельности и операций, связанных с использованием валютных ценностей. Формы лицензий устанавливаются Правительством РК. Обязательными лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемых видов деятельности являются: соблюдение законодательства РК, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только лицензиатом. При утере лицензии лицензиат имеет право на получение дубликата

Регулирование предпринимательской деятельности посредством технического регулирования (стандартизации и сертификации).Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф. Государственная система стандартизации обеспечивает проведение единой научно-технической политики в области стандартизации и предусматривает создание, применение различных категорий нормативных документов, порядок их разработки, согласования, утверждения, государственную регистрацию, государственный надзор за соблюдением требований стандартов и технических условий. Данная система стандартизации предусматривает разработку и применение следующих категорий нормативных документов: межгосударственные стандарты (ГОСТ); государственные стандарты республики Казахстан (СТ РК); технические условия. Стандарт – это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом. Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера. Сертификация – это процедура подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям. Эта процедура осуществляется независимой от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организацией, которая удостоверяет в письменной форме, что продукция, работы, услуги, а также процессы, системы качества и другие объекты соответствуют установленным требованиям. При сертификации проверяются характеристики (показатели) продукции и используются методы испытаний, позволяющие провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии и т.д. Кроме того, сертификация позволяет полно и достоверно подтвердить соответствие продукции определенным требованиям. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация – сертификация продукции на соответствие обязательным требованиям стандарта или иного нормативного документа, обеспечивающим ее безопасность для жизни, здоровья людей, имущества граждан и окружающей среды. Добровольная сертификация продукции проводится по инициативе изготовителя, продавца или потребителя продукции на ее соответствие стандарту или иному нормативному документу с учетом потребительских свойств по условиям договора между заявителем и органом по сертификации. Реализация продукции, выпускаемой, ввозимой и приобретаемой юридическими и физическими лицами на территории РК и подлежащей обязательной сертификации, без сертификата соответствия запрещается. Сертификат представляет собой документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированных продукций, работ, услуг установленным требованиям. При обязательной сертификации продукции применяется знак соответствия. Знак соответствия – это зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Основными целями технического регулирования (стандартизации и сертификации) являются: нормативно-техническое обеспечение продукции, процессов и услуг; защита интересов потребителей в вопросах качества продукции, процессов и услуг; обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды. Объектами стандартизации и сертификации являются: продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. Должностные и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, несут установленную законом дисциплинарную, материальную, административную или уголовную ответственность за нарушение законодательства о стандартизации и сертификации. С юридических лиц, нарушающих законодательство о стандартизации и сертификации, по предписанию государственного органа по стандартизации, метрологии и сертификации взыскивается в доход бюджета сумма в размере, установленном в данном Законе.

Защита прав потребителей.. В Казахстане потребительское движение развивалось параллельно с государством. В период существования государства в условиях тоталитарной системы формы защиты прав потребителей были как государственными, так и общественными. Со стороны государства защита прав осуществлялась Министерством торговли. Кроме того, существовал ряд специальных государственных органов, таких как СЭС. Общественную защиту представлял Народный контроль, состоящий из работников, избираемых на предприятиях, осуществляющих свою деятельность на территории Казахской ССР. Действовали товарищеские суды, состоящие из трех человек: профессиональный судья и два избранных на предприятии человека. После обретения независимости республикой в 1991 году потребительское движение в Казахстане стало развиваться по-новому, ориентируясь на рыночную экономику.Важным принципом цивилизованного функционирования рыночных отношений является защита прав потребителей, т.е. покупателей, заказчиков, пассажиров и других лиц, пользующихся на возмездной основе плодами предпринимательской деятельности. Главным рычагом защиты интересов потребителей в рыночном обороте является борьба с монополизмом производителей, максимальное развитие конкуренции. Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулируются ГК РК, Законом РК «О защите прав потребителей» и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами. Любой потребитель имеет право на: гарантированный уровень потребления; свободное приобретение товаров, использование работ и услуг; полную и достоверную информацию о продукции; безопасность продукции; обращение в суд и другие уполномоченные государством органы; объединение в общественные организации потребителей; возмещение причиненного ущерба. Для более полной и эффективной защиты своих прав потребители могут создавать общественные объединения и организации потребителей. В целях защиты своих прав и законных интересов граждане имеют право обращаться по собственной инициативе с претензией к производителю или продавцу продукции (работ и услуг) ненадлежащего качества, либо реализуемой по завышенным ценам. В случае отказа устранить нарушения и возместить причиненный ущерб в добровольном порядке потребитель имеет право обратиться с иском в суд.

Вся государственная система защиты прав потребителей строилась на принципах сочетания методов прямого и косвенного регулирования отношений в области защиты прав потребителей, построении скоординированной системы реализации государственных контрольных и надзорных функций, закрепленных за различными государственными структурами. В Казахстане активно действует Общественный фонд «Национальная лига потребителей Казахстана» (ОФ НЛПК). Миссия организации – активизация граждан для решения социально значимых экономических и политических проблем с целью улучшения жизни потребителей, установления социальной справедливости и уважения прав человека. За время деятельности Национальная лига потребителей Казахстана реализовала ряд разнообразных проектов и программ, направленных на формирование цивилизованного рынка товаров и услуг (1. обучение через проведение семинаров и тренингов (к примеру, проведено 246 семинаров для потребителей и предпринимателей); 2.просвещение потребителей через издание литературы в области защиты прав потребителей; 3. потребительское образование (специалистами фонда разработан спецкурс и методические пособия по основам потребительских знаний); 4. работа со СМИ (цель –пропаганда знаний в области защиты прав потребителей); 5.детские программы (школьники участвуют в конкурсах по основам потребительских знаний); 6. горячая линия и судебная защита; 7. разработка законопроектов; 8. независимая потребительская экспертиза (14 ноября во всемирный день качества ежегодно присваивается знак качества «САПА»); 9. Международное и организационное развитие (основная цель – формирование механизма взаимодействия между НПО и международными организациями СНГ).

Защита прав потребителя осуществляется государством через разработку и принятие нормативных правовых актов. Государство обязано осуществлять эффективные меры, связанные с защитой личных прав потребителей по обеспечению их качественными товарами, работами и услугами. Кроме того, можно обратиться в некоммерческие организации по защите прав потребителей, которых на сегодняшний день более 150 во всех регионах Казахстана. Защита нарушенных прав обществами по защите прав потребителей осуществляется по жалобам граждан либо по собственной инициативе. ОЗПП вправе обратиться к продавцу продукции ненадлежащего качества с требованием об устранении нарушений и возмещении гражданам ущерба, причиненного данными нарушениями. Если в течение 10 дней изготовитель (исполнитель, продавец) не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный ущерб, общественные организации вправе обратиться в суд. Таким образом, защита прав потребителя осуществляется путем: признания этих прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право; присуждения к исполнению обязанностей в натуре; прекращения или изменения правоотношений; взыскания с лица, нарушившего право, причиненных убытков, неустойки (штрафы, пени), а также иными способами, предусмотренными Законом.

Законодательство о защите прав потребителей. Закон, регулируя отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на: 1.Приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей. Определяются требования к качеству товаров; устанавливаются права и обязанности изготовителя в области установления срока службы, срока годности товара, а также гарантийного срока на товар. В целях контроля за соответствием характеристик товара (работы, услуг) требованиям, предусмотренным законами или стандартами, обеспечивающим безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, вводится обязательная сертификация товаров.

2. Получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях. Определен минимальный состав информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях, который должен быть предоставлен потребителям в обязательном порядке. 3.Безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Если в течение гарантийного срока или срока годности потребитель обнаружит ненадлежащее качество товара, он вправе по своему выбору потребовать соразмерного уменьшения покупной цены или безвозмездного устранения недостатков товара, либо замены на товар надлежащего качества или расторжения договора с возмещением понесенных убытков. Претензии предъявляются в 14-дневный срок или в течение 6 месяцев при наличии скрытых дефектов, подтвержденных лабораторным анализом или бюро торговых экспертиз. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общества (союзы) потребителей. Общества и союзы действуют в соответствии с уставами, принимаемыми общим собранием. Общества потребителей и союзы являются общественными некоммерческими организациями. Для устранения нарушения прав потребителей общество принимает различные меры.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности. Какова основная цель государственного регулирования?

2.Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

3.Раскройте содержание налогового воздействия на предпринимательскую деятельность.

4. Каковы признаки и цели налогового воздействия.

5. Дайте характеристику налоговым правоотношениям.

6. Назовите субъектов и объекты налоговых правоотношений.

7. Общая характеристика налоговой системы Республики Казахстан.

8.Какова классификация налогов?

9.Назовите способы уплаты налогов.

10.В чем заключаются налоговые льготы?

11.Дайте понятие налогового контроля. Назовите элементы налогового контроля.

12. Раскройте формы и виды налогового контроля.

13.Лицензирование предпринимательской деятельности как один из видов государственного регулирования.

14. Понятие и виды лицензии.

15.Регулирование предпринимательской деятельности посредством технического регулирования (стандартизации и сертификации).

16. Общие положения о защите прав потребителей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Имущественные основы предпринимательской деятельности | Лекция 6. Сделки и обязательства в предпринимательской сфере
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.