Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непосредственное самоуправление




Вопрос 5.

Вопрос 4.

Вопрос 3.

Вопрос 2.

Вопрос 1.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти. Несмотря на это органы местного самоуправления тесно взаимосвязаны с государственными органами, так в соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, а контроль за реализацией данных полномочий осуществляется органами государственной власти.

К органам местного самоуправления относятся:

  1. Во-первых, выборные органы, образуемые в соответствии со статьями федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - федеральный закон), региональным и муниципальным законодательством.
  2. Во-вторых, иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Федеральный закон определяет, что наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Наименование органов местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Законом определено, что органы местного самоуправления могут являться юридическими лицами, в соответствии с уставом муниципального образования. Современное российское законодательство о местном самоуправлении допускает несколько моделей организации местной власти.

Модели организации местной власти:

  1. Население избирает выборный представительный орган и главу местной администрации. Функции представительного органа и местной администрации четко разделены, так представительный орган осуществляют функцию представления интересов населения, функция нормотворчества и контроля. Местная администрация выступает исполнительно-распорядительным органом общей компетенции. Представительный орган и местная администрация организационно самостоятельны и взаимодействуют между собой посредством системы сдержек и противовесов.
  2. Вводится должность главы муниципального образования, которого избирает непосредственно население. Он выступает одновременно высшим должностным лицом муниципального образования и главой местной администрации. В рамках данной модели глава муниципального образования доминирует над всеми иными органами местного самоуправления. Глава муниципального образования в рамках данной модели остается подотчетным представительному органу местного самоуправления только в качестве руководителя местной администрации. Подобная модель сложилась в нашем городе.
  3. Третья модель устраняет организационную обособленность представительных органов местного самоуправления за счет расширения полномочий главы муниципального образования. Здесь глава муниципального образования выступает одновременно в трех лицах: а) как высшее должностное лицо муниципального образования; б) как глава местной администрации; в) как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности в качестве главы муниципального образования. Функциональная специализация представительных и исполнительных органов в данной модели сохраняется. Расширение полномочий главы муниципального образования ведет и расширение форм его подотчетности, так глава муниципального образования подотчетен населению, как глава местной администрации, и как глава представительного органа, подотчетен представительному органу местного самоуправления. Подобная модель сложилась в сельских муниципальных образованиях нашего региона.
  4. Принципиально повторяет третью, но с тем отличием, что глава муниципального образования избирается не населением, а представительным органом местного самоуправления. Эта модель имеет две разновидности: а) глава муниципального образования может избираться представительным органом из числа своих депутатов; б) круг лиц, из которых может быть избран глава муниципального образования, не ограничивается депутатами представительного органа.
  5. Избираемый всем населением, глава муниципального образования соединяет в себе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и руководителя представительного органа местного самоуправления. Функции главы местной администрации исполняет иное лицо, которое замещает свою должность по контракту. В данной модели глава муниципального образования в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу местного самоуправления. Сильная сторона данной модели заключается в том, что здесь имеет место попытка установления гарантий от необоснованной концентрации всей местной власти в руках одного должностного лица. Но в этой модели заложена возможность конфликта главы местной администрации, который возглавляет реализацию исполнительно-распорядительных функций и главы муниципального образования, который данными функциями не обладает.
  6. Модификация второй модели, когда глава муниципального образования избирается не населением, а представительным органом местного самоуправления. Глава муниципального образования не является руководителем представительного органа местного самоуправления.

Центральным вопросом построения органов местного самоуправления, является принцип разделения властей на уровне местного самоуправления, основные аргументы:

  1. Принцип разделения властей на уровне местного самоуправления не действует, так как на уровне местного самоуправления не существует своих ни законодательных, ни судебных органов, а масштабы деятельности органов местного самоуправления не те, что у федеральных и региональных органов власти.
  2. Принцип разделения властей применим только для органов государственной власти, т.к. ни один из разработчиков теории разделения властей не говорил о необходимости ее реализации на уровне местного самоуправления, исходя из этого, можно говорить только о разделении труда в системе местной власти.
  3. Принцип разделения властей на уровне местного самоуправления не применяется т.к. в РФ происходит разделение властей не по горизонтали, а по вертикали, т.е. между федеральным, региональным и местным уровнем власти. Именно в этом варианте принцип разделения властей и нужно использовать.
  4. Существо принципа разделения властей заключается в ограничении сосредоточения власти в руках какого-либо одного органа, поэтому систему сдержек и противовесов необходимо устанавливать не только на государственном, но и на местном уровне власти, несмотря на существующие различия между ними.

Мировой опыт показывает, что чем ниже уровень власти, тем менее контрастно разделение властей на виды. Таким образом, принцип разделения властей не является определяющим для местного самоуправления. Однако в некоторых муниципальных образованиях он может быть реализован, напр., путем установления контроля представительного органа за деятельностью главы местной администрации, либо путем предоставления главе муниципального образования права вето на решения представительного органа местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. В соответствии со ст.15 федерального закона, представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов избираемых на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права, при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования. При этом существует прямая зависимость между размером муниципального образования, численностью его населения и численным составом представительного органа местного самоуправления. Обычно в состав представительного органа входит от 5 до 60 депутатов (у нас 17-ть депутатов). Наименование представительного органа определяется уставом муниципального образования - представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, комитеты, советы и т.д. У нас представительный орган называется городским советом. Федеральный закон исходит из приоритета представительного органа местного самоуправления над исполнительными органами местного самоуправления. В ст.15 установлено, что в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

  1. Принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования.
  2. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
  3. Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об исполнении.
  4. Установление местных налогов и сборов
  5. Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
  6. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые предусмотрены уставами муниципального образования.
  7. Федеральный закон наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта федерации.
  8. Другие полномочия представительных органов местного самоуправления определяются в уставе муниципального образования. К таким полномочиям обычно относятся назначение даты выборов главы муниципального образования, назначение местного референдума, принятие устава муниципального образования, передача полномочий органам территориально общественного самоуправления, согласование назначения должностных лиц местного самоуправления, а также выражение недоверия к главе муниципального образования.

Срок полномочий представительного органа в соответствии с федеральным законом не может быть менее двух лет, и не более 5-ти. Конкретный срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования, и составляет, как правило, 4-ре года. В отдельных поселениях уставом муниципального образования, в соответствии с законами субъектов федерации, может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями, сходами граждан. п.3 ст.16 федерального закона - согласно уставам муниципальных образований, избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседании.

Принципы:

  1. Обязательности представительных органов в системе местного самоуправления - федеральным законом установлено обязательное наличие в муниципальном образовании выборного органа местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления является основным видом выборного органа местного самоуправления. 95% муниципальных образований в РФ имеют представительный орган местного самоуправления. Исключения из этого принципа составляет возможность наделения полномочиями представительного органа собраний и сходов граждан в отдельных поселениях, а также теоретическая возможность для муниципального образования иметь иной выборный орган местного самоуправления.
  2. Принцип выборности - представительные органы местного самоуправления формируются на основе всеобщего, равного, общего избирательного права, путем тайного голосования.
  3. Принцип представительного характера выборных органов местного самоуправления - представительный орган наделен правом и обязанностью, представлять и учитывать интересы населения муниципального образования.
  4. Принцип самостоятельности - наделение представительных органов местного самоуправления собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.
  5. Принцип ответственности представительного органа местного самоуправления - т.е. ответственность представительного органа наступает путем утраты доверия населения. Санкции в данном случае могут быть выражены в форме отзыва депутата представительного органа, либо в досрочном прекращении полномочий представительного органа.
  6. Принцип обеспечения законности в деятельности представительного органа местного самоуправления - в соответствии с данным принципом представительные органы обязаны строго соблюдать требования законности в собственной повседневной работе, а также добиваться исполнения закона всеми другими субъектами в сфере местного самоуправления.
  7. Принцип гласности в работе представительных органов местного самоуправления - представительные органы действуют открыто, публично, систематически информируют граждан о своей работе. Гласность реализуется через встречи и приёмы депутатами избирателей, через отчеты депутатов перед избирателями, освещение деятельности представительных органов в СМИ.
  8. Принцип коллегиальности - представительный орган местного самоуправления принимает решение в коллегиальном порядке. В связи с этим выделяют такое понятие как кворум. Кворум - это нормативно установленное минимально необходимое число депутатов для официального рассмотрения и решения вопросов местного значения. Заседания представительного органа могут быть правомочны при условии регистрации не менее 2/3 от числа избранных депутатов. Акты представительного органа местного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа избранных депутатов.

Структура - это внутреннее строение представительных органов местного самоуправления, она определяется муниципальным образованием самостоятельно, закрепляется в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа местного самоуправления. Представительный орган включает следующие структурные звенья:

  1. Руководящие органы и должностные лица представительного органа, напр., председатель и заместитель председателя представительного органа. Они избираются из числа депутатов на первом заседании представительного органа нового созыва, функции председателя подразделяются на внешние и внутренние. Внешние функции связаны с представлением этого органа перед населением муниципального образования, организациями и органами государственной власти. Председатель принимает меры по учету интересов населения и обеспечению гласности в работе представительного органа. От имени представительного органа председатель заключает договоры. Внутренние функции председателя связаны с координацией деятельности представительного органа и руководством работы аппарата представительного органа, так председатель созывает заседания представительного органа, руководит подготовкой заседаний, председательствует на заседании, дает поручение депутатским комиссиям и подписывает акты представительного органа. Заместитель председателя представительного органа в отсутствие председателя исполняет его обязанности. Если уставом муниципального образования предусмотрена должность главы муниципального образования, то он может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседаниях. В этом случае председатель и заместитель председателя представительного органа не избираются, их функции выполняет глава муниципального образования.
  2. Функционально отраслевые подразделения, под которыми понимаются постоянные и временные комиссии. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению представительного органа, а также для содействия реализации его решений, контроля за их исполнением, представительный орган местного самоуправления образует комиссии и комитеты. В состав комиссий и комитетов входят депутаты представительного органа. Представительный орган определяет задачи, полномочия, порядок работы и срок работы комиссий и комитетов. Данные органы подконтрольны и подотчетны представительному органу. Решение комитетов и комиссий носит рекомендательный характер.
  3. Депутаты представительного органа могут объединяться в группы, фракции по партийной принадлежности, политическим или иным интересам. Такие группы и фракции регистрируются представительным органом. Права фракций и групп по партийной принадлежности определяются регламентом представительного органа, а также положениями о депутатских группах и фракциях. Депутаты представительного органа, избранные от смежных территориальных избирательных округов, могут объединяться в территориальные депутатские группы, эти группы взаимодействуют с расположенными на их территории организациями и структурными подразделениями местной администрации. Территориальные депутатские группы изучают общественное мнение, ведут прием избирателей и решают иные вопросы.

Аппарат представительного органа:

  1. Территориальные органы представительного органа, или иначе депутатские группы.
  2. Рабочие звенья представительного органа, это аппарат и секретариат представительного органа. Аппарат осуществляет правовое, организационно-методическое, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности представительного органа. Сотрудники аппарата представительного органа являются муниципальными служащими. Среди рабочих органов представительного органа могут быть и иные звенья, напр., секретариат, счетные комиссии.

Основной формой деятельности представительного органа является заседание, периодичность созыва которого определяется уставом муниципального образования и регламентом представительного органа. Заседания представительного органа, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц. Одно или несколько последовательных заседаний представительного органа с общей повесткой дня либо определённый период работы представительного органа называется сессией. К числу важнейших функций заседаний и сессий относятся формирование руководящих уровней и структурных подразделений представительного органа местного самоуправления, во-вторых, принятие решений по текущим вопросам социально-экономического развития, осуществление принципов подконтрольности и подотчетности органов и должностных лиц местного самоуправления представительному органу местного самоуправления.

На практике известны следующие виды заседаний:

  1. Очередные заседания - созываются главой муниципального образования, либо председателем представительного органа в соответствии с планом работы представительного органа.
  2. Внеочередные заседания - созываются по мере необходимости, в силу определенных обстоятельств. Они проводятся по предложению председателя представительного органа по требованию определённой группы депутатов представительного органа, а также по требованию главы муниципального образования.

Заседания могут быть открытыми и закрытыми. Обычно заседания представительного органа проводятся открыто и гласно, на открытых заседаниях предполагается присутствие всех заинтересованных участников, а также представителей общественности и СМИ. Закрытые заседания проводятся в особых случаях, напр., для обсуждения вопроса об отзыве председателя представительного органа местного самоуправления, о досрочном прекращении полномочий депутатов представительного органа и т.д. Помимо депутатов на закрытых заседаниях, могут присутствовать глава муниципального образования и прокурор.

Иногда проводят выездные заседания представительных органов местного самоуправления с целью приближения депутатов к избирателям. Эти заседания организуются с широким привлечением общественности.

 

  1. Местный референдум.
  2. Территориальное общественное самоуправление.
  3. Собрания и сходы граждан.
  4. Иные формы непосредственного самоуправления.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.