Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория перекрестного спроса в международной торговле

Теория эффекта масштаба

Предложена в начале 80-х гг. Суть эффекта масштаба заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Эффектом масштаба объясняется торговля между странами, которые одинаковы или очень близки по наделенности факторами производства; либо торгуют технологически близкой или однородной продукцией. Специализация отдельной страны в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта масштаба позволяет расширить объемы производства и производить продукцию с меньшими затратами, следовательно, по более низкой цене. Не поглощенный внутренним рынком избыток продукции выходит на внешний рынок. Международная торговля позволяет сформировать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок любой отдельно взятой страны, и таким образом делает возможным предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам.

Реализация эффекта масштаба связана с укрупнением фирм. Соответственно меняется структура рынков. Рынок становится либо олигополистическим с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынком монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В данном случае международная торговля концентрируется в руках транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой определяются стратегическими целями самой фирмы, а не принципом сравнительных преимуществ, обусловленным эффектом масштаба.

 

Все рассмотренные теории международной торговли объясняли ее преимущественно со стороны производства и предложения, определяя на этой основе относительные преимущества стран. Теория пересекающего спроса объясняет международную торговлю преимущественно со стороны спроса. Феномен пересекающегося спроса открыт шведским экономистом Стаффордом Линдерем. В соответствии с ним структура экспорта страны в определяющей степени зависит от спроса в стране – импортере. Технологически сложные изделия создаются отдельной фирмой исходя из потребностей и спроса существующих внутри страны. Только после насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок. Но для того, чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну – покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны- экспортера. Спрос по Линдеру, становится реальным только тогда, когда он подкрепляется относительно высоким уровнем дохода. Чем выше уровень дохода, тем более качественный товар требуется потребителю. Поэтому чем больше пересекаются структуры спроса в странах – экспортере и импортере, подкрепленные высоким уровнем дохода, тем выше уровень торговли между ними. Это объясняет возможность осуществления торговых сделок между развитыми странами.

Теория пересекающегося спроса – поскольку потребители в странах с примерно одинаковым уровнем дохода имеют примерно схожие вкусы, каждой стране легче экспортировать те товары, в производстве и торговле которыми на внутреннем рынке накоплен большой опыт. Графическая иллюстрация теории пересекающего спроса представлена на рис.3.2.

 

Рис. 3.2. Пересекающийся спрос

Зависимость между уровнем дохода и качеством потребляемых товаров представлена прямой Х.

Наклон прямой свидетельствует, что чем выше уровень дохода, тем более качественный товар покупает потребитель.

Предположим, что существует две страны – страна I и страна II; от А (минимальный доход) до С (максимальный). При таком доходе они покупают товары с качеством в промежутке от (минимальное качество) до (максимальное).

Доход жителей второй страны несколько выше, чем первой, и находится в промежутке от В (минимальный доход) до D (максимальный). При таком доходе они покупают товары с качеством в промежутке от (минимальное качество) до (максимальное качество).

Торговля между двумя странами будет осуществляться теми товарами, качество которых находится в промежутке от до , где требование к качеству потребителей первой и второй страны пересекутся.

Таким образом, не только различия, но сходство между странами может быть предпосылкой мировой торговли. Данная теория наиболее эффективно может применяться для анализа торговли между странами с примерно одинаковым уровнем и структурой доходов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория жизненного цикла продукта | Теория конкурентных преимуществ М. Портера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.