Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и упражнения. Тема 1. Теории международной торговли





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Основные понятия.

Занятие 2

Занятие 1

План семинарского занятия.

Тема 1. Теории международной торговли

Раздел II. Практические занятия

Контрольные вопросы

1. Какие предпосылки вызывают возможность экономической интеграции?

2. Какие цели преследует интеграция?

3. Как связаны этапы интеграции с типами интеграционных объединений?

4. Почему ЕС является наиболее развитым интеграционным объединением?

5. К какому периоду относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере ЕС и каким документом это закреплено?

6. Какие экономические выгоды принесла европейским странам экономическая интеграция?

7. Почему сейчас, в период мирового финансового кризиса, обострились проблемы стран еврозоны?

8. Все ли страны ЕС присоединились к еврозоне? По какой причине?

9. Какие функции выполняет Европейский парламент?

10. Как формируется общий бюджет Евросоюза?

11. Что представляет собой НАФТА, как интеграционное объединение?

12. Какие интеграционные группировки существуют в Центральной и Латинской Америке и каковы их перспективы?

13. Какие страны входят в АТЭС и в чем особенности этого объединения?

14. Назовите интеграционные группировки Африки. В чем их особенность и каковы перспективы?

15. Каковы итоги и возможности формирования интеграционных группировок на постсоветском пространстве?

 


Начинаю делать поправки и изменения, февраль, 2011

1. Меркантилистские теории международной торговли: ранний и поздний меркантилизм.

2. Теория абсолютного преимущества А. Смита. Выигрыш от внешней торговли в результате специализации.

3. Теория сравнительного преимущества Д.Рикардо

3.1. Торговля при постоянных издержках замещения.

3.2. Торговля в условиях возрастающих издержек замещения.

4. Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева

1.Развитие классических теорий

1.1. Теории специфических факторов производства.

1.2.Теория Столкера – Самуэльсона



1. 3. Теория Рыбчинского «Голландская болезнь».

2. Альтернативные теории международной торговли.

2.1. Теория жизненного цикла продукта.

2.2. Теория эффекта масштаба.

2. 3 Теория перекрёстного спроса

2.3. Теория конкурентных преимуществ М. Портера.

Литература:

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник М.: «Дело и сервис», 2005 г.- гл. 13.

2. Киреев А.П. Международная экономика в 2-х ч.-ч.-1. М.: Международные отношения, 2002 г.- гл.3,5

3. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник. – 3-е изд., М.: ЮНИТИ- ДАНА,2010.

4. Макконнелл К., Брю С. Экономика: Принципы, проблемы и политика. -М.: « Дело и сервис», 2004 гл. 1.

5. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2004, гл. 1.

6. Мировая экономика: Учебное пособие под. ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, гл. 1

7. Фишер С., Дорыбуш Р., Шмакензи Р. Экономика.- М., 2001 г., гл. 37

8. Шимко П.Д. мировая экономика: учеб. пособие. – М.: ИД Юрайт. 2010

8. Шишков Ю. Эволюция теорий международного разделения труда. //Мировая экономика и международные отношения. 2009, №2.

 

Граница производственных возможностей (production possibility frontier)-график, показывающий те сочетания благ, которые могут быть произведены экономической системой, исходя из наличных факторов производства и уровня знаний.

Абсолютное преимущество (absolute advantage)возможность страны производить благодаря ее природным особенностям или производственному потенциалу какой-либо товар более эффективно (т. е. меньшими затратами на единицу продукции) по сравнению с другими странами, производящими тот же товар.

Естественное преимущество (natural advantage) cпособность страны производить товар более эффективно благодаря климатическим условиям или из-за обладания особыми природными ресурсами.

Приобретенное преимущество(acquired advantage) - cпособность страны производить товар более эффективно благодаря развитию технологии, совершенствованию организации производства и повышению квалификации работников.

Сравнительное преимущество (comparative advantage) – способность производить товар или услугу с относительно меньшими издержками замещения.

Теория Хекшера – Олина (Hecksher – Ohlin theory)–теория, согласно которой страна стремится экспортировать те товары, которые в процессе их создания требуют интенсивного использования факторов производства, которыми данная страна обладает в сравнительно большем объеме, нежели ее торговые партнеры.

Теорема выравнивания цен на факторы производства (factor price equalization theorem)– международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на однородные факторы производства в странах, торгующих между собой(теорема Хекшера- Олина- Самуэльсона).

Парадокс Леонтьева(Leontief paradox) – противоречащий основным выводам теории Хекшера – Олина результат эмпирических исследований, проведенных В. Леонтьевым, согласно которым в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие.

Теория жизненного цикла продукта (product life cycle theory) – теория международной торговли, согласно которой некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость и упадок), и производство этой продукции перемещается из одних стран в другие в зависимости от этапа цикла.

Теория эффекта масштаба (economy-of scale theory) – теория международной торговли, согласно которой страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства выигрывают от внешней торговли при специализации на тех производствах, в которых наблюдается эффект масштаба (снижение издержек на единицу выпуска по мере роста объемов производства).

Теория конкурентных преимуществ – теория международной торговли, согласно которой в основе конкуренции на мировом рынке лежат инновации и постоянные обновления технологии. Конкурентные преимущества фирмы и страны на мировом рынке проявляются в способности улучшать качество факторов, повышать эффективность их применения и создавать новые.



Возрастающие издержки замещения предполагают, что для производства каждой дополнительной единицы товара 2 необходимо пожертвовать не постоянным, а возрастающим количеством товара 1.


Вопросы для обсуждения.

1. Что лежит в основе международной торговли, и каковы основные тенденции ее развития в настоящее время?

2. Верно ли следующее утверждение: « В результате внешней торговли страна может потреблять больше, чем в состоянии производить?»

3. В чем на ваш взгляд, состоит ограниченность теории А. Смита? Рикардо? Хекшера – Олина? Какими объективными тенденциями в развитии мировой экономики это обусловлено?

4. Почему страна не может иметь сравнительное преимущество в производстве всех товаров, если у нее богаче природные ресурсы, больший запас капитала, более квалифицированная рабочая сила, чем в других странах?

5. Может ли страна, первоначально располагающая сравнительным преимуществом в производстве какого-либо продукта, в последствии потерять это преимущество? Если да, то каковы будут последствия для этой страны и ее торговых партнеров?

6. С точки зрения известных вам теорий международной торговли попытайтесь объяснить следующие ситуации и высказать свое мнение:

а) в структуре товарного экспорта России в январе-сентябре 2000-2005 г.г. доля топливо-энергетических товаров увеличилась с 54,0 % до 63,5 %;

б) в структуре импорта России за этот же период доля импорта машин, оборудования и транспортных средств возросла с 31,0 % до 42,8 %.

7. Согласно классификационной исследовательской службы МВФ на долю развитых стран приходится 75,1 % мирового экспорта товаров и услуг, в них проживает 15,4 % населения мира. На долю развивающихся стран всего 20,3 % мирового экспорта, в них проживает 78 % жителей планеты. Объясните данную ситуацию с точки зрения альтернативных теорий международной торговли.

1. Затраты труда (в часах) на производство сыра и трикотажа в России и Германии следующие:

  Россия Германия
Сыр (кг в час)
Трикотаж (кв. м. в час)

а) На выпуске какого товара может специализироваться Россия? Германия?

б) Найдите границы, в пределах которых могут устанавливаться цены.

б) Определите выигрыш стран в случае специализации на производстве одного товара.

2. Ниже представлены таблицы производственных возможностей стран X и Y. Предположим, структура спроса такова, что при отсутствии внешней торговли в стране X производится и потребляется 8 тыс. автомобилей и 3 тыс. т риса, а в стране Y – 8 тыс. автомобилей и 9 тыс. т риса.

 

Продукт Производственные возможности страны X
Автомобили (тыс. шт.)
Рис (тыс. т)
Автомобили (тыс. шт.)
Рис (тыс. т)
               

 

а) На производстве каких товаров выгодно специализироваться странам X и Y?

б) Каков будет прирост общего производства автомобилей и риса, полученный в результате такой специализации?

в) В каких пределах может установиться мировая цена одного автомобиля?

г) Предположим, что мировая цена устанавливается на уровне 1 автомобиль за 1т риса и что объемы внешней торговли составляют 10 тыс. автомобилей и 10 тыс. т риса. Каким будет выигрыш от специализации и торговли для каждой страны?

3. Страна А располагает в год часовым фондом рабочего времени в 200 тыс. часов. Производство единицы товара X обходится этой стране в 2 часа труда, а товара Y – 4 часа. Часовой фонд времени страны В – 150 тыс. часов рабочего времени. Производство единицы товара X требует затрат – 3 часа, а товара Y - 2 часа рабочего времени.

а) построить кривые производственных возможностей двух стран.

б) Определить направление торговых потоков

в) Диапазон мировых относительных цен.

г) Построить кривые торгового обмена, предполагая, что относительная мировая цена равна единице.

4. В стране А максимально возможный выпуск кофе равен 30, а пшеницы – 10. В стране В максимально возможный выпуск кофе равен 25, пшеницы – 5. Множества производственных возможностей в обеих странах – треугольники. Найти коэффициенты обмена и построить границу торговых возможностей.

5. В странах А и В производится уголь и сталь, притом вмененные издержки их производства не зависят от объема выпуска. В таблице заданы максимально возможные объемы производства каждого продукта в каждой стране.

 

Страны Уголь Сталь ВИ угля ВИ стали Товар на экспорт Импорт на ед. экспорта
А        
В        

 

Ответьте на вопросы и заполните таблицу.

а) Найдите вмененные издержки производства угля в каждой стране. Какая страна имеет сравнительные преимущества при производстве угля?

б) Найдите вмененные издержки производства стали в каждой стране.

в) Страна А стремится сократить потребление угля на 1 млн. т и увеличить потребление стали. Что выгоднее для нее: направить на производство стали ресурсы, затрачиваемые ранее на производство данного количества угля, или произвести это количество угля и обменять его на 0,4 млн. т стали?

г) Страна В стремится сократить потребление стали на 1 млн. т и увеличить потребление угля. Что выгоднее для нее: направить на производство угля ресурсы, затрачиваемые ранее на производство данного количества стали, или произвести это количество стали и обменять его на 0,5 млн.т. угля.

д) В случае обмена 1:1 определите, во сколько раз увеличится максимально возможный объем потребления импортируемого товара в каждой стране?

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2192; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.