КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы и проблемы экономической политики
На рубеже 1950—1960-х годов число развивающихся стран существенно расширилось за счет множества бывших колоний, обретших тогда независимость и начавших самостоятельный путь. Собственно говоря, сам термин «развивающиеся страны» именно тогда и появился, а до этого применялся термин «экономически отсталые страны». Введенный термин не имел строгого научного смысла (иначе предполагалось бы, что в развитых странах процесс экономического развития остановился, что неверно) и носил скорее эмоциональную окраску, так как отражал надежды и эйфорию мировой общественности на скорое достижение молодыми государствами уровня промышленного развития, сопоставимого с развитыми странами. Поэтому более уместным, видимо, был бы термин «страны догоняющего развития» или «страны с нарождающимися рынками». Действительно, для развивающихся стран в первоначальный период после обретения независимости были характерны достаточно высокие среднегодовые темпы экономического развития — более 5% в 1960—1980 гг. Однако в последующий период (1980—2000 гг.) они существенно замедлились и составляли уже порядка 2,5%. Естественно, это лишь средние величины, за которыми скрывается дифференциация темпов экономического роста (сравните хотя бы близкие к двузначному темпы роста в Китае или в Южной Корее и порой отрицательные темпы роста в наименее развитых странах). Конечно, сложно было бы ожидать схожих результатов развития от стран, находившихся на разных стартовых позициях, обладавших неодинаковым набором природных богатств и трудовых ресурсов, в различной степени освоивших современный управленческий опыт и т.п. Причины усиливающейся дифференциации среди развивающихся стран кроются и в том, что местные, локальные особенности зачастую не в полной мере учитывались при разработке национальной экономической политики, формирование которой, как правило, тесно связано с рекомендациями Всемирного банка и МВФ.
Эти организации в свое время придерживались взглядов, что стратегическим средством ликвидации отсталости должна быть индустриализация, а в ее рамках — обрабатывающая промышленность. Анализируя опыт индустриализации в развивающихся странах, можно выделить несколько моделей: • развитие базовых отраслей промышленности (энергетика, металлургия, химия), затем создание на их базе производства предметов потребления. Модель предусматривала национализацию крупных предприятий и использование методов директивного планирования (Алжир, Эфиопия, Египет, Вьетнам и т.д.); • замещение импорта — создание национальной экономики с развитием отраслей тяжелой промышленности и ограничение притока иностранного капитала (страны Латинской Америки). Предполагалось, что импортеры сформируют внутренний спрос на те или иные товары, чтобы национальная промышленность могла постепенно его удовлетворять. Импорт предметов потребления замещался импортом оборудования, необходимого для их производства; • ориентация на экспорт — производство отдельных видов продукции в расчете на внешние рынки; увеличение объемов внешних поступлений и развитие национальных отраслей экономики; привлечение иностранных инвестиций в наукоемкие и трудоемкие отрасли (страны АТР). Эти модели имели различную эффективность в разных странах, причем в одной она могла быть весьма успешной, а в другой — просто провальной. Кроме того, практика показала неспособность правительств большинства африканских и других слаборазвитых государств (даже с помощью ТНК) создать условия для развития крупных производств. Так, в 1990-х годах производственные мощности обрабатывающей промышленности Мадагаскара использовались на 50%, Сьерра-Леоне — на 35, Либерии — на 36, Мозамбика — на 14%'.
В интересах сбалансированного роста развивающиеся страны стремятся уделять внимание и другим сферам материального и нематериального производства, не относящимся к числу приоритетных. Однако проблемы с финансированием сводят их усилия на нет. В условиях катастрофической нехватки собственных средств эти страны вынуждены прибегать к внешним источникам финансирования. Ими являются иностранные инвестиции и займы. К слову сказать, иностранный капитал присутствует в экономике большинства развивающихся стран еще со времен их колониального прошлого. Так, в начале 1950-х годов американские, английские и французские капиталы контролировали 70—100% добычи топливных и минерально-сырьевых ресурсов в развивающихся странах, что позволяло им воздействовать на экономическую политику этих стран. В настоящее время формы такого воздействия носят более замаскированный характер в связи с национализацией отдельных значимых для страны предприятий или ограничением максимальной доли иностранных владельцев. Тем не менее приток зарубежных долгосрочных инвестиций в развивающиеся страны до последнего времени опережал темпы роста их совокупного ВВП. Портфельные инвестиции росли еще быстрее (по некоторым оценкам, в 1990—1997 гг. они увеличились в 6 раз), но поскольку они менее «привязаны» к экономике принимающей страны, в случае более благоприятной конъюнктуры в другой стране или регионе они перемещаются туда. В 2000-е годы под влиянием замедления экономического роста в развитых странах поток инвестиций в развивающиеся страны несколько ослаб. Произошли изменения в их структуре: инвестиции направляются в те страны, где вероятность получения на них большего дохода выше. Соответственно в инвестициях доля наименее развитых стран, и без того обделяемых вниманием промышленных гигантов, снизилась еще больше: из общего потока прямых иностранных инвестиций доля НРС составляет всего 1,4% (в середине 1980-х годов - 3,5%). Гораздо более серьезные последствия для экономики развивающихся стран представляет привлечение внешних займов. Сущность проблемы в том, что многие страны в результате избыточного получения кредитов вынуждены тратить значительную часть своей экспортной выручки — порой доходящую до 40%, — на их погашение. К примеру, только страны Африки южнее Сахары платят по обслуживанию долга 10 млрд долл. ежегодно.
Об этой проблеме впервые заговорили в начале 1980-х годов, когда долги бедных стран составляли 750 млрд долл. Во второй половине 1980-х годов внешняя задолженность уже превысила 1 трлн долл., а к 2000 г. ее объем увеличился до 2 трлн долл. Причинами такой ситуации были: неподготовленность национальных хозяйств к производительному использованию огромных масс ссудного капитала; рост военных расходов; коррупция и «бегство капиталов», ухудшение условий кредитования; неблагоприятные изменения в структуре займов и т.п. Пока данная проблема смягчается эпизодическими списаниями части долга, но до окончательного ее решения еще далеко. Еще одним препятствием для ускорения экономического роста многих развивающихся стран является неудовлетворительное состояние сферы научных исследований. Поэтому многие инновационные разработки и технологии приходится закупать за рубежом. Развивающиеся страны в целом (за отдельными исключениями) не имеют собственной сложившейся базы НИОКР: на их долю приходится не более 2% мировых НИОКР. Они значительно уступают промышленно развитым странам по показателям доли ВВП, направляемой на НИОКР (0,7%), числу исследователей на тысячу жителей и т.д. В частности последний показатель в Бразилии составляет 9,3 на тысячу жителей, что намного меньше, чем, например, в Швеции (50). Часть кадров, обучающихся за рубежом, домой не возвращается или покидает родину в поисках лучших условий жизни. По некоторым оценкам, даже общий уровень технологического развития Южной Кореи (одной из наиболее развитых из развивающихся стран) составляет 40% от среднего уровня индустриальных стран Запада.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |