КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Попытки изменения ситуации
Таблица 2 Товарная структура внешней торговли развивающихся стран (укрупненные позиции, %)
Рассчитано по: Устинов И.Н. Мировая торговля. Статистическо-энци-клопедический справочник. Необходимо учитывать, что экспорт продукции обрабатывающей промышленности гораздо чувствительнее к колебаниям экономического роста промышленно развитых стран, чем экспорт сырьевых товаров. Так, по оценкам экспертов Мирового банка, увеличение ВВП развитых стран на 1% приводит к росту экспорта развивающихся стран на 0,2%. Однако верно и обратное: при замедлении роста в промышленно развитых странах экспортные показатели развивающихся стран будут ухудшаться. Поэтому наблюдаемая в 2000-е годы рецессия развитых стран неизбежно скажется на статистике внешней торговли развивающихся стран. Следует также отметить, что формальное улучшение показателей ВВП, внешней торговли не означает реального улучшения состояния экономики развивающихся стран. Во многих из них продолжаются обнищание населения, социальное расслоение общества, регресс в сфере государственного управления, отсутствует рост производительности труда (за исключением нескольких анклавных производств) и т.п. Расположенные на территории развивающихся стран предприятия крупных ТНК решают свои внутренние задачи, не особо заботясь о проблемах «приютившей» их страны. Еще в середине 1960-х годов развивающиеся страны сформировали так называемую «группу 77» (по числу основателей группы целью которой было добиться, чтобы развитые государства ежегодно отчисляли развивающимся 1% своего ВВП. Развитые страны официально не приняли такого требования, но этот уровень стал своего рода мерилом количественной оценки ресурсов, поступающих в виде помощи. В начале 1970-х появилась идея «нового международного экономического порядка» (НМЭП), предусматривавшая устранение любых проявлений неравноправия, диктата и дискриминации из системы мирохозяйственных связей. Идея окончательно оформилась в решениях IV Конференции движения неприсоединения (Алжир, 1973 г.). Концепция НМЭП впоследствии развивалась и уточнялась в ряде документов ЮНКТАД, ЮНИДО, движения неприсоединения. Главная цель программы НМЭП — создание нового механизма распределения доходов между развитыми и развивающимися странами. Но существенных успехов в реализации намеченных мероприятий и улучшении положения РС на мировом рынке добиться не удалось. Ломейские конвенции, закрепившие в договорно-правовой форме систему торгово-экономических отношений между ЕС и многими развивающимися странами, в свое время широко рекламировались как «новая модель взаимовыгодного сотрудничества». Но и она не в полной мере оправдала надежды развивающихся стран, поскольку фактически усиливала их зависимость от развитых европейских государств (стратегия ЕС предусматривала содействие развитию в этих странах прежде всего аграрного и горнодобывающего секторов экономики, а также некоторых «грязных» производств). ЕС до сих пор занимает ведущее место в содействии развитию РС: в 1998 г. доля частных инвестиций из стран Евросоюза в общем объеме прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны составляла 56%, в 2000 г. — 69%. В 2002 г. по инициативе ООН по г. Монтеррей (Мексика) прошла Международная конференция по финансированию развития. В ее задачи входил поиск решений преодоления спада помощи развитию со стороны развитых государств. Прозвучавшие на монтеррей-ском форуме идеи и рекомендации, как в большей степени учитывающие интересы развивающихся стран и стран с переходной экономикой, даже получили название «монтеррейского консенсуса» в противовес так называемому «вашингтонскому консенсусу» (т.е. либеральной идеологии глобального свободного рынка). Насколько идеи форума (например, учреждение 23 самыми богатыми странами специального фонда для поддержки наименее развитых стран, замена МВФ международным гуманитарным фондом, создание совета экономической и социальной безопасности) окажутся востребованными, покажет время. Без внешней подпитки экономика многих развивающихся стран может потерпеть крах, а значительная часть их населения окажется перед угрозой голодной смерти. По оценкам, для достижения минимально пристойного качества жизни ежегодно необходим чистый приток ресурсов в размере около 100 млрд долл, тогда как сейчас он едва достигает 50 млрд долл. (официальная помощь Евросоюза в 2002 г. оценивалась примерно в 25 млрд долл., США выделяли 10 млрд долл.). Озвученные на монтеррейском форуме обещания представителей ЕС и администрации США довести к 2006 г. объем помощи соответственно до 46 и 15 млрд долл. не вызвали большого энтузиазма в развивающихся странах. С их точки зрения, средства нужны сейчас, а не в будущем, и в большем объеме. Правда, развитые страны обвиняют развивающиеся в растущем иждивенчестве и нежелании напряженно работать. Поэтому наблюдается смешение акцентов в идеологии предоставления помощи: если раньше выделение средств на развитие рассматривалось больше как моральный долг, то сейчас — как соглашение. Это означает, что развивающиеся страны должны выполнить ряд условий, прежде чем помощь будет предоставлена. Таким образом, ставится вопрос об эффективности использования этой помощи, определении неких критериев, в соответствии с которыми будет приниматься решение о предоставлении помощи (создать благоприятный климат для инвестиций, проводить здоровую бюджетную и монетарную политику, гарантировать верховенство закона во всех областях жизни и т.д.). На международные организации возлагается задача управления экономической политикой стран — получателей помощи. В начале XXI в. довольно отчетливо наблюдается усиление конфликтности в отношениях между развитыми и развивающимися странами. Это лишний раз продемонстрировала неудача саммита ВТО в мексиканском г. Канкун осенью 2003 г., на котором лидеры ряда развивающихся стран1 выступили с консолидированной позицией в отношении способов решения ряда острых вопросов мирового экономического развития (определение уровня аграрных субвенций и экспортных субсидий; облегчение доступа на рынки; прозрачность инвестиционных и конкурентных норм; торговля промышленными товарами и т.п.). Последующие саммиты ВТО также не принесли заметных результатов в деле сближения уровней экономического развития развитых и развивающихся стран.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |