КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2: Налоги и сборы
Тема 1: Общие вопросы налогового права Налоговое право - это система финансово-правовых норм, имеющих общеобязательный характер, регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов. В систему налогового права входят: 1. Система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет. 2. Виды налогов и сборов, взимаемых в РФ. 3. Основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. 4. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и др. участников налоговых отношений. 5. Формы и методы налогового контроля. 6. Ответственность за совершение налоговых правонарушений. 7. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц. 8. Законодательство субъектов РФ и муниципальных образований, принятое в соответствии с НК РФ. Основные принципы налогового права. 1. Общеобязательность уплаты налогов и сборов, т.е. равенство налогообложения. 2. Недопустимость дискриминации в налоговых отношениях по расовым, национальным, религиозным и иным подобным критериям. 3. Экономическое обоснование налогов и сборов. 4. Недопустимость налоги и сборы, препятствующих свободному передвижению в пределах территории РФ товаров, работ, услуг, финансовых средств. 5. Недопустимость дифференциации налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства и местонахождения капитала. 6. Недопустимость налогов и сборов, не установленных законодательством в порядке, установленном НК РФ. 7. Точная и понятная для налогоплательщиков формулировка норм налогового законодательства, содержащих обязанность уплачивать те или иные налоги и сборы. Все неустранимые противоречия, неясности и сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика. Предмет налогового права – это отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами: 1. По установлению, введению и взиманию налогов и сборов. 2. По осуществлению налогового контроля. 3. По обжалованию актов налоговых органов, действий их должностных лиц. 4. По привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений. 5. В случаях, предусмотренных налоговым законодательством - по установлению, введению и взиманию таможенных пошлин, контролю за уплатой таможенных платежей, обжалованию актов таможенных органов и действий их должностных лиц. Метод налогового права – это совокупность способов регулирования налоговых отношений: а) императивный метод - властно-имущественный, не допускающий выбора способа поведения; этот способ должен точно соответствовать норме налогового законодательства; б) диспозитивный, допускающий такой выбор. Он применяется скорее как исключение, напр., предоставление отд. видам налогоплательщиков избрать упрощенную систему налогообложения. Источники налогового права. 1. Основными источниками являются нормативно-правовые акты – законы РФ и субъектов РФ, акты муниципальных образований, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты. Их совокупность представляет собой систему налогового законодательства. 2. Центральное место среди указанных источников занимают законы, обладающие высшей силой, определяющие статус налоговых органов, налоговое производство, виды налогов, порядок их исчисления и уплаты. Это ФЗ «Об основах налоговой системы РФ» и Налоговый кодекс РФ. 3. Акты др. отраслей законодательства, если они содержат нормы налогового характера (напр., Основы законодательства РФ о нотариате предусматривают обязанность нотариуса предоставлять налоговым органам информацию об имуществе, переходящем по праву наследования). 4. Нормы, имеющие отношения к налогам, содержатся также в финансовых законах, Таможенном кодексе РФ. 5. Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются международно-правовыми актами. Налоговый кодекс как основной источник налогового п рава. 1. НК разделен на общую и особенную части (части I и II НК). 2. Общая часть содержит: а) общие положения о законодательстве и системе налогов и сборов; б) общие положения о налогоплательщиках, налоговых, таможенных, финансовых и др. органах, участвующих в налоговых отношения; в) общие правила уплаты налогов и сборов; г) положения о налоговом контроле, налоговых правонарушениях, ответственности за их совершение; д) положения об обжаловании актов налоговых органов и действий их должностных лиц. 3. Особенная часть содержит конкретный перечень федеральных, региональных, местных налогов, определяет порядок их исчисления и уплаты. Действие норм налогового права во времени. 1. Акты о налогах вступают в силу не ранее одного месяца со дня их опубликования, и не ранее 1-го числа налогового периода соответствующего налога. 2. Акты о сборах вступают в силу не ранее одного месяца со дня их опубликования. 3. ФЗ, вносящие изменения в систему налогов и сборов, вступают в силу не ранее 1 января следующего года. То же самое – законодательные акты субъектов РФ и акты представительных органов МСУ, вводящие новые налоги и сборы. 4. Не имеют обратной силы акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие и отягчающие ответственность за нарушения норм налогового законодательства, иным образом ухудшающие положение участников налоговых отношений. 5. Имеют обратную силу акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей. 6. Акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие их размер, устраняющие обязанности налогоплательщиков, иным образом улучшающие их положение, обратную силу имеют только в случаях, если это прямо предусмотрено в этих актах. 7. Указанное выше распространяется и на НПА, регулирующие порядок взимания налогов в связи с перемещения товаров через таможенную границу РФ. Взаимодействие норм налогового права с нормами др. отраслей права. 1. С конституционным правом: Конституция РФ содержит положение, согласно которому каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы. 2. С граждански правом. Данная отрасль права дает определение имущества, регулирует имущественные отношения, что имеет основополагающее значение для правильного определения налогооблагаемой базы. 3. С административным правом, в рамках которого определяется структура, правовое положение, характер деятельности и ответственности всех государственных органов, в т.ч. и являющихся субъектами налоговых отношений. 4. С финансовым правом – по вопросам формирования соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов поступлениями от уплаты налогов. 5. С таможенным правом. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. 6. С административным правом в части ответственности за административные правонарушения и с уголовным правом – по вопросам ответственности на налоговые преступления и иные правонарушения.
Понятие и признаки налогов и сборов. 1. Налог – это: а) обязательный, б) безвозмездный, в) безвозвратный, г) обеспеченный государственным принуждением платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства, муниципального образования. 2. Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношения плательщика органами государства, МСУ, их должностными лицами юридически значимых действий по предоставлению прав, в т.ч. выдача разрешений, лицензий и др. (курортный сбор, сбор с биржевых сделок). Классификация налогов и сборов. 1. По способу взимания: а) прямые налоги, взимаемые непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком является владелец имущества, доходов. Они подразделяются на: а) налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика; б) налоги, которые уплачиваются с реально полученных доходов и учитывают фактическую платежеспособность плательщика; в) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, услуг. Сюда же относятся таможенные пошлины. Окончательным плательщиком их является потребитель. 2. В зависимости от органа, который вправе устанавливать и изменять налоги: а) федеральные, определяемые федеральными законами и являющиеся едиными на всей территории РФ (однако, они могут зачисляться в бюджеты различных уровней); б) региональные, устанавливаемые законодательством субъектов РФ в соответствии с федеральным налоговым законодательством; в) местные, которые вводятся актами представительных органов МСУ в соответствии с федеральным налоговым законодательством (земельный, на имущество физических лиц). 3. Целевые налоги, предназначенные для финансирования конкретного направления государственных расходов, напр., единый социальный налог. 4. Налоги, взимаемые с физических и с юридических лиц. 5. По виду бюджета: а) закрепленные за определенным бюджетом (напр., НДС); б) регулирующие налоги, поступающие в различные бюджеты в определенных бюджетным законодательством пропорциях (напр., единый налог на вмененный доход). Общая характеристика элементов налогообложения. 1. Налог считается установленным, если определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: а) объект налогообложения; б) налоговая база; в) налоговый период; г) налоговая ставка; д) порядок исчисления налога; е) порядок и сроки уплаты налога. 2. Наличие указанных элементов позволяет определить: а) обязанное лицо; б) размер обязательства; в) границы требования в отношении имущества налогоплательщика; г) порядок исполнения обязательства. Четкое определение указанных элементов позволяет предупредить уклонение от уплаты налогов, нарушения со стороны налоговых органов, расширительное толкование положений закона. Если законодателем не установлен хотя бы один из указанных элементов, то считается не установленной и обязанность уплаты налога. Объекты налогообложения. 1. Это юридические факты (действия, события), которые обусловливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (владение имуществом, получение дохода, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство и др.). 2. Объекты налогообложения можно разделить на виды: а) имущественные и неимущественные права (напр., право собственности, право на вид деятельности); б) деятельность налогоплательщика (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз товаров на территорию России); в) результаты хозяйственной деятельности (доход, прибыль, добавленная стоимость). 3. Объект налогообложения нужно отличать от источника налога. Это финансовый резерв, откуда производится уплата налога. Их два: доход и капитал налогоплательщика. 4. Предмет налогообложения – это имущество (земля, автомобиль, др.) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и др.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет и объект налогообложения отличаются др. от друга. Предмет отражает признаки фактического (т.е. не юридического) характера, напр., предметом налогообложения является земельный участок, объектом же является право собственности на него. Налоговая база. 1. Это количественное выражение предмета налогообложения, являющееся основой для исчисления суммы налога, к которой применяется ставка налога. 2. Различают налоговые базы: а) со стоимостными показателями (сумма дохода); б) с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); в) с физическими показателями (объем добытого сырья). 3. Налоговая база может быть: а) частью предмета налогообложения (напр., налогооблагаемая прибыль) либо б) не входить в состав предмета (напр., при сборе за использование местной символики предметом являются соответствующие символы, а налоговой базой – полученная выручка от реализации продукции с этой символикой). 4. Методы формирования налоговой базы: а) кассовый метод, при котором доходом признаются все суммы, полученные налогоплательщиком в соответствующем налоговом периоде, и расходами – реально выплаченные суммы; б) накопительный метод, где доходом признаются все суммы, право на которые возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности (то же – и по затратам, здесь учитывается сумма обязательств). 5. Способы определения налоговой базы: а) прямой, основанный на документально подтвержденных показателях доходов и расходов; б) косвенный, основанный на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью др. налогоплательщиков (при отсутствии учета доходов и расходов); в) условный, при котором налогооблагаемая база определяется по вторичным признакам (сумма аренды, средняя сумма расходов на жизнь). Налоговый период. 1. Это календарный год или иной период, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. 2. Он может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. 3. Если организация создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период со времени ее государственной регистрации до конца данного года. 4. При создании организации после 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее будет период со дня создания до конца следующего года. 5. Если организация ликвидирована до конца календарного года, последним налоговым периодом будет период от начала календарного года до дня ликвидации (реорганизации). 6. Если организация создана после начала и ликвидирована до конца этого же года, налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации. 7. Указанные правила не применяются к налогам, по которым налоговым периодом является месяц или квартал. 8. Если имущество приобретено, отчуждено, уничтожено после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество определяется как период фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика. Налоговая ставка. 1. Это размер налога на единицу налогообложения (норма налогообложения). 2. В зависимости от способа определения суммы налога различают: а) равные ставки, т.е. для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога (напр., налог на благоустройство территории); б) твердые ставки, т.е. на каждую единицу налогообложения устанавливается зафиксированный размер налога (напр., 10 рублей за квадратный метр площади); в) процентные ставки (напр., с каждого рубля прибыли предусмотрено 35 % налога). 3. В зависимости от степени изменения ставок различаются общие, повышенные и пониженные ставки, напр., при общей ставке НДС 18 % предусмотрена пониженная ставка 10 %. 4. В зависимости от изменения налоговой базы используют ставки: а) пропорциональная – для каждого налогоплательщика применяется равная ставка налога; б) прогрессивная – с ростом налоговой базы растет и ставка; в) регрессивная – с ростом налоговой базы ставка уменьшается. Порядок исчисления налога. 1. Объектами налогообложения являются а) изации товаров, работ, услуг; б) имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ, услуг. 2. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. 3. Налоговаябаза – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. 4. Налоговаяставка – это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы. 5. Налогоплательщик-организация исчисляет налоговую базу по итогам налогового периода на основе данных бухгалтерского учета и иных документов об объектах налогообложения. 6. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. 7. Налогоплательщики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций данных об облагаемых доходах. 8. В случаях, предусмотренных НК РФ, обязанность исчисления суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Порядок и сроки уплаты налогов. 1. Порядок уплаты налога включает решение вопросов: а) направление платежа (в бюджет, внебюджетные фонды); б) средства уплаты (рубли, валюта); в) механизм платежа (в наличном или безналичном порядке); г) система контроля за уплатой налога. 2. Способы уплаты налога: а) уплата по декларации – заявлении налогоплательщика в налоговый орган о своих налоговых обязательствах в соответствии с полученными доходами и произведенными расходами; б) предварительная уплата, когда к моменту уплаты реальные доходы не получены; в) кадастровый способ, когда налог взимается на основе средней доходности имущества, установленной ранее. Налоговые льготы. 1. Они используются: а) для сокращения размера налога; б) для отсрочки и рассрочки платежа (бесплатный кредит налогоплательщику). 2. Виды налоговых льгот: а) изъятия – освобождение от налогообложения отдельных предметов, объектов налогообложения на определенный срок или бессрочно; б) скидки – сокращение налоговой базы, общие для всех налогоплательщиков или специальные – для отд. категорий; в) налоговыекредиты – уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. 3. Формы налоговых кредитов: а) снижение налоговой ставки; б) отсрочка или рассрочка уплаты налога; в) возврат ранее уплаченного налога или его части (налоговая амнистия); г) целевой налоговый кредит (напр., работающим инвалидам). Исполнение обязанности по уплате налога. 1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить эту обязанность, если иное не предусмотрено законодательством.. 2. Данная обязанность должна быть выполнена в срок (по желанию налогоплательщика досрочно). 3. При неисполнении налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога. 4. При дальнейшем неисполнении производится взыскание налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке (с организации – в бесспорном, с физического лица – в судебном порядке). 5. Обязанность по уплате налога считается исполненной: а) с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога; б) при наличии на счете достаточной денежной суммы; в) при уплате налога наличными денежными средствами – с момента внесения денежной суммы в банк, кассу органа МСУ, организацию связи. 6. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |