Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2: Налоги и сборы

Тема 1: Общие вопросы налогового права

Налоговое право - это система финансово-правовых норм, имеющих общеобязательный характер, регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов.

В систему налогового права входят: 1. Система налогов и сборов, взимае­мых в федеральный бюджет. 2. Виды налогов и сборов, взимаемых в РФ. 3. Ос­нования возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обя­зан­ностей по уплате налогов и сборов. 4. Права и обязанности налогоплатель­щиков, налоговых органов и др. участников налоговых отношений. 5. Формы и методы налогового контроля. 6. Ответственность за совершение нало­говых правонару­шений. 7. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий их долж­ностных лиц. 8. Законодательство субъектов РФ и муни­ципальных образований, принятое в соответствии с НК РФ.

Основные принципы налогового права. 1. Общеобязательность уплаты налогов и сборов, т.е. равенство налогообложения. 2. Недопустимость дискрими­нации в налоговых отношениях по расовым, национальным, религиоз­ным и иным подобным критериям. 3. Экономическое обоснование налогов и сборов. 4. Недопустимость налоги и сборы, препятствующих свободному пере­движению в пределах территории РФ товаров, работ, услуг, финансовых средств. 5. Недо­пустимость дифференциации налогов и сборов в зависимости от формы собст­венности, гражданства и местонахождения капитала. 6. Недопусти­мость налогов и сборов, не установленных законодательством в порядке, уста­новленном НК РФ. 7. Точная и понятная для налогоплательщиков формулировка норм налого­вого законодательства, содержащих обязанность уплачивать те или иные налоги и сборы. Все неустранимые противоречия, неясности и сомнения должны толко­ваться в пользу налогоплательщика.

Предмет налогового права – это отношения, складывающиеся между го­сударством, налогоплательщиками и иными лицами: 1. По установлению, вве­дению и взиманию налогов и сборов. 2. По осуществлению налогового контро­ля. 3. По обжалованию актов налоговых органов, действий их должностных лиц. 4. По привлечению к ответственности за совершение налоговых правонаруше­ний. 5. В случаях, предусмотренных налоговым законодательством - по установ­лению, введению и взиманию таможенных пошлин, контролю за уплатой тамо­женных платежей, обжалованию актов таможенных органов и действий их должностных лиц.

Метод налогового права – это совокупность способов регулирования на­логовых отношений: а) императивный метод - властно-имущественный, не до­пускающий выбора способа поведения; этот способ должен точно соответство­вать норме налогового законодательства; б) диспозитивный, допускающий такой выбор. Он применяется скорее как исключение, напр., предоставление отд. ви­дам налогоплательщиков избрать упрощенную систему налогообложе­ния.

Источники налогового права. 1. Основными источниками являются нор­мативно-правовые акты – законы РФ и субъектов РФ, акты муниципальных об­разований, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомст­венные акты. Их совокупность представляет собой систему налогового законо­дательства. 2. Центральное место среди указанных источников занимают зако­ны, обладающие высшей силой, определяющие статус налоговых органов, на­ло­говое производство, виды налогов, порядок их исчисления и уплаты. Это ФЗ «Об основах налоговой системы РФ» и Налоговый кодекс РФ. 3. Акты др. от­раслей законодательства, если они содержат нормы налогового характера (напр., Основы законодательства РФ о нотариате предусматривают обязанность нота­риуса предоставлять налоговым органам информацию об имуществе, переходя­щем по праву наследования). 4. Нормы, имеющие отношения к налогам, содер­жатся также в финансовых законах, Таможенном кодексе РФ. 5. Кроме нацио­нального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются между­народно-правовыми актами.

Налоговый кодекс как основной источник налогового п рава. 1. НК раз­делен на общую и особенную части (части I и II НК). 2. Общая часть содержит: а) общие положения о законодательстве и системе налогов и сборов; б) общие положения о налогоплательщиках, налоговых, таможенных, финансовых и др. органах, участвующих в налоговых отношения; в) общие правила уплаты нало­гов и сборов; г) положения о налоговом контроле, налоговых правонаруше­ниях, ответственности за их совершение; д) положения об обжаловании актов налого­вых органов и действий их должностных лиц. 3. Особенная часть содер­жит кон­кретный перечень федеральных, региональных, местных налогов, опре­деляет порядок их исчисления и уплаты.

Действие норм налогового права во времени. 1. Акты о налогах вступа­ют в силу не ранее одного месяца со дня их опубликования, и не ранее 1-го числа налогового периода соответствующего налога. 2. Акты о сборах вступают в силу не ранее одного месяца со дня их опубликования. 3. ФЗ, вносящие изме­нения в систему налогов и сборов, вступают в силу не ранее 1 января следующе­го года. То же самое – законодательные акты субъектов РФ и акты представи­тельных ор­ганов МСУ, вводящие новые налоги и сборы. 4. Не имеют обратной силы акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, раз­меры сборов, устанавливающие и отягчающие ответственность за на­рушения норм налогового законодательства, иным образом ухудшающие положение уча­стников налоговых отношений. 5. Имеют обратную силу акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства, уста­навливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, пла­тельщиков сборов, налоговых агентов, их представителей. 6. Акты, отме­няющие налоги и сборы, снижающие их размер, устраняющие обязанности на­логопла­тельщиков, иным образом улучшающие их положение, обратную силу имеют только в случаях, если это прямо предусмотрено в этих актах. 7. Указан­ное выше распространяется и на НПА, регулирующие порядок взимания налогов в связи с перемещения товаров через таможенную границу РФ.

Взаимодействие норм налогового права с нормами др. отраслей права. 1. С конституционным правом: Конституция РФ содержит положение, согласно которому каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы. 2. С граждански правом. Данная отрасль права дает определение имуще­ства, регу­ли­рует имущественные отношения, что имеет основополагающее зна­чение для правильного определения налогооблагаемой базы. 3. С администра­тивным пра­вом, в рамках которого определяется структура, правовое положе­ние, характер деятельности и ответственности всех государственных органов, в т.ч. и являю­щихся субъектами налоговых отношений. 4. С финансовым правом – по вопро­сам формирования соответствующих бюджетов и внебюджетных фон­дов посту­плениями от уплаты налогов. 5. С таможенным правом. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взима­нию нало­гов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. 6. С ад­министра­тивным правом в части ответственности за административные право­нарушения и с уголовным правом – по вопросам ответственности на налоговые преступле­ния и иные правонарушения.

 

Понятие и признаки налогов и сборов. 1. Налог – это: а) обязательный, б) безвозмездный, в) безвозвратный, г) обеспеченный государственным принужде­нием платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опера­тивного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности госу­дарства, муниципального образования. 2. Сбор – это обязательный взнос, взи­маемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из ус­ловий совершения в отношения плательщика органами государства, МСУ, их должностными лицами юридически значимых действий по предоставлению прав, в т.ч. выдача разрешений, лицензий и др. (курортный сбор, сбор с бирже­вых сделок).

Классификация налогов и сборов. 1. По способу взимания: а) прямые на­логи, взимаемые непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком является владелец имущества, доходов. Они подразделяются на: а) налоги, которые уплачиваются с учетом не действитель­ного, а предполагаемого среднего дохода плательщика; б) налоги, которые упла­чиваются с реально полученных доходов и учитывают фактическую платеже­способность плательщика; в) косвенные налоги, которые включаются в цену то­варов, услуг. Сюда же относятся таможенные пошлины. Окончательным пла­тельщиком их является потребитель. 2. В зависимости от органа, который вправе устанавливать и изменять налоги: а) федеральные, определяемые феде­ральными законами и являющиеся едиными на всей территории РФ (однако, они могут за­числяться в бюджеты различных уровней); б) региональные, устанавли­ваемые законодательством субъектов РФ в соответствии с федеральным налого­вым за­конодательством; в) местные, которые вводятся актами представительных орга­нов МСУ в соответствии с федеральным налоговым законодательством (зе­мель­ный, на имущество физических лиц). 3. Целевые налоги, предназначенные для финансирования конкретного направления государственных расходов, напр., единый социальный налог. 4. Налоги, взимаемые с физических и с юри­дических лиц. 5. По виду бюджета: а) закрепленные за определенным бюджетом (напр., НДС); б) регулирующие налоги, поступающие в различные бюджеты в опреде­ленных бюджетным законодательством пропорциях (напр., единый налог на вмененный доход).

Общая характеристика элементов налогообложения. 1. Налог считается установленным, если определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: а) объект налогообложения; б) налоговая база; в) налоговый период; г) налоговая ставка; д) порядок исчисления налога; е) порядок и сроки уплаты налога. 2. Наличие указанных элементов позволяет определить: а) обя­занное лицо; б) размер обязательства; в) границы требования в отношении иму­щества налогоплательщика; г) порядок исполнения обязательства. Четкое опре­деление указанных элементов позволяет предупредить уклонение от уплаты на­логов, нарушения со стороны налоговых органов, расширительное толкование положений закона. Если законодателем не установлен хотя бы один из указан­ных элементов, то считается не установленной и обязанность уплаты налога.

Объекты налогообложения. 1. Это юридические факты (действия, собы­тия), которые обусловливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (владение имуществом, получение дохода, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство и др.). 2. Объекты налогообложения можно разделить на виды: а) имущественные и неимущественные права (напр., право собственно­сти, право на вид деятельности); б) деятельность налогоплательщика (реализа­ция товаров, операции с ценными бумагами, ввоз товаров на территорию Рос­сии); в) результаты хозяйственной деятельности (доход, прибыль, добавленная стоимость). 3. Объект налогообложения нужно отличать от источника налога. Это финансовый резерв, откуда производится уплата налога. Их два: доход и ка­питал налогоплательщика. 4. Предмет налогообложения – это имущество (земля, автомобиль, др.) и нематериальные блага (государственная символика, экономи­ческие показатели и др.), с наличием которых закон связывает возник­новение налоговых обязательств. Предмет и объект налогообложения отличают­ся др. от друга. Предмет отражает признаки фактического (т.е. не юридического) харак­тера, напр., предметом налогообложения является земельный участок, объ­ектом же является право собственности на него.

Налоговая база. 1. Это количественное выражение предмета налогообло­жения, являющееся основой для исчисления суммы налога, к которой применя­ется ставка налога. 2. Различают налоговые базы: а) со стоимостными показате­лями (сумма дохода); б) с объемно-стоимостными показателями (объем реализо­ванных услуг); в) с физическими показателями (объем добытого сырья). 3. Нало­говая база может быть: а) частью предмета налогообложения (напр., налогообла­гаемая прибыль) либо б) не входить в состав предмета (напр., при сборе за ис­пользование местной символики предметом являются соответствующие симво­лы, а налоговой базой – полученная выручка от реализации продукции с этой символикой). 4. Методы формирования налоговой базы: а) кассовый метод, при котором доходом признаются все суммы, полученные налогоплательщиком в соответствующем налоговом периоде, и расходами – реально выплаченные суммы; б) накопительный метод, где доходом признаются все суммы, право на которые возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, полу­чены ли они в действительности (то же – и по затратам, здесь учитывается сумма обязательств). 5. Способы определения налоговой базы: а) прямой, осно­ванный на документально подтвержденных показателях доходов и расходов; б) косвенный, основанный на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью др. налогоплательщиков (при отсутствии учета доходов и расхо­дов); в) условный, при котором налогооблагаемая база определяется по вторич­ным признакам (сумма аренды, средняя сумма расходов на жизнь).

Налоговый период. 1. Это календарный год или иной период, по оконча­нии которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. 2. Он может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачи­ваются авансовые платежи. 3. Если организация создана после начала календар­ного года, первым налоговым периодом для нее является период со времени ее государственной регистрации до конца данного года. 4. При создании организа­ции после 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее будет период со дня создания до конца следующего года. 5. Если организация ликви­дирована до конца календарного года, последним налоговым периодом будет период от начала календарного года до дня ликвидации (реорганизации). 6. Если организация создана после начала и ликвидирована до конца этого же года, на­логовым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации. 7. Указанные правила не применяются к налогам, по которым налоговым перио­дом является месяц или квартал. 8. Если имущество приобретено, отчуждено, уничтожено после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество определяется как период фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

Налоговая ставка. 1. Это размер налога на единицу налогообложения (норма налогообложения). 2. В зависимости от способа определения суммы на­лога различают: а) равные ставки, т.е. для каждого налогоплательщика устанав­ливается равная сумма налога (напр., налог на благоустройство территории); б) твердые ставки, т.е. на каждую единицу налогообложения устанавливается за­фиксированный размер налога (напр., 10 рублей за квадратный метр площади); в) процентные ставки (напр., с каждого рубля прибыли предусмотрено 35 % на­лога). 3. В зависимости от степени изменения ставок различаются общие, повы­шенные и пониженные ставки, напр., при общей ставке НДС 18 % предусмотре­на пониженная ставка 10 %. 4. В зависимости от изменения налоговой базы ис­пользуют ставки: а) пропорциональная – для каждого налогоплательщика при­меняется равная ставка налога; б) прогрессивная – с ростом налоговой базы рас­тет и ставка; в) регрессивная – с ростом налоговой базы ставка уменьшается.

Порядок исчисления налога. 1. Объектами налогообложения являются а) изации товаров, работ, услуг; б) имущество, прибыль, доход, стоимость реализо­ванных товаров, работ, услуг. 2. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. 3. Налоговаябаза – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. 4. Налоговаяставка – это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы. 5. Налогоплательщик-организация исчисляет налого­вую базу по итогам налогового периода на основе данных бухгалтерского учета и иных документов об объектах налогообложения. 6. Индивидуальные предпри­ниматели исчисляют налоговую базу по итогам налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. 7. Налого­платель­щики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получае­мых от организаций данных об облагаемых доходах. 8. В случаях, предусмот­ренных НК РФ, обязанность исчисления суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Порядок и сроки уплаты налогов. 1. Порядок уплаты налога включает решение вопросов: а) направление платежа (в бюджет, внебюджетные фонды); б) средства уплаты (рубли, валюта); в) механизм платежа (в наличном или без­наличном порядке); г) система контроля за уплатой налога. 2. Способы уплаты налога: а) уплата по декларации – заявлении налогоплательщика в налоговый орган о своих налоговых обязательствах в соответствии с полученными дохода­ми и произведенными расходами; б) предварительная уплата, когда к моменту уплаты реальные доходы не получены; в) кадастровый способ, когда налог взи­мается на основе средней доходности имущества, установленной ранее.

Налоговые льготы. 1. Они используются: а) для сокращения размера нало­га; б) для отсрочки и рассрочки платежа (бесплатный кредит налогоплательщи­ку). 2. Виды налоговых льгот: а) изъятия – освобождение от налого­обложения отдельных предметов, объектов налогообложения на определенный срок или бессрочно; б) скидки – сокращение налоговой базы, общие для всех на­логопла­тельщиков или специальные – для отд. категорий; в) налоговыекредиты – уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. 3. Формы налоговых кре­дитов: а) снижение налоговой ставки; б) отсрочка или рассрочка уплаты налога; в) возврат ранее уплаченного налога или его части (налоговая амнистия); г) це­левой налоговый кредит (напр., работающим инвали­дам).

Исполнение обязанности по уплате налога. 1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить эту обязанность, если иное не предусмотрено законо­дательством.. 2. Данная обязанность должна быть выполнена в срок (по жела­нию налогоплательщика досрочно). 3. При неисполнении налоговый орган на­правляет налогоплательщику требование об уплате налога. 4. При дальнейшем неисполнении производится взыскание налога за счет денежных средств на сче­тах налогоплательщика в банке (с организации – в бесспорном, с физического лица – в судебном порядке). 5. Обязанность по уплате налога считается испол­ненной: а) с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствую­щего налога; б) при наличии на счете достаточной денежной суммы; в) при уп­лате налога наличными денежными средствами – с момента внесения денежной суммы в банк, кассу органа МСУ, организацию связи. 6. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выездные налоговые проверки | Тема 3: Субъекты налоговых правоотношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.