Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расовые и этнические различия

Глава 4 Социализация

Раздел 1 Основные составляющие общества.

КЛАССОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Глава 4 Социализация

Раздел 1 Основные составляющие общества.

Культурные различия

Методы и измерения

Расовые и этнические различия

Классовые различия

ИЛИ НЕСКОЛЬКО?

СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ОДИН ПРОЦЕСС

Глава 4 Социализация

Раздел 1 Основные составляющие общества.

 

 

 

Анализ четырех психологических механизмов - имитации, идентификации, стыда и вины - дает общее представление о процессе социализации детей. Рассмотрим, каким образом воздействуют на него классовые, расовые, этнические и культурные различия.

 

 

 


 

 

 

Кросс-культурное исследование итальянских и американских семей, проведенное Мелвином Коном (1969), показывает, что классовые различия оказывают важное влияние на процесс социализации. Родители из средних слоев общества обычно имеют гибкое отношение к власти и авторитету. Они учат своих детей осмысливать факты и отвечать за свои решения, а также поощряют их способность к сопереживанию. В семьях рабочих детям предпочитают внушать готовность подчиняться внешнему авторитету, власти. Здесь придают большое значение вежливости и послушанию. Матери из рабочих семей считают, что роль отца заключается главным образом в поддержании дисциплины и порядка в семье; матери из средних слоев придерживаются мнения, что отец должен в первую очередь заботиться о семье, а не проявлять свою власть.

Для выявления причин этих классовых различий, влияющих на социализацию, Кон проанализировал специфику деятельности представителей средних слоев и рабочего класса. Он установил, что отцы, которые были представителями свободных профессий, например скульпторы или репортеры, как правило, старались воспитать у своих детей стремление к инициативе и свободомыслию. Отцы, которые работали под строгим контролем, например, рабочие сборочных линий, закладывали у детей склонность к конформизму. Подобное различие характерно также для отцов, занятых, с одной стороны, умственным, а с другой - физическим трудом. Отношение матерей к конформизму и свободомыслию обнаруживало тесную связь с характером работы их мужей. Кон сделал вывод: небольшие различия между итальянской и американской выборками по этому признаку объясняются тем, что влияние классовой принадлежности на социализацию перевешивает влияние культурных факторов.

Исследование американских семей, проведенное в 30-х годах, предоставило дополнительные данные о воздействии классовых различий на процесс социализации (Элдер, 1974). Дети, выросшие в бедных и неблагополучных семьях, в значительно большей мере стремились зарабатывать себе на жизнь и не зависеть от родителей, чем дети из зажиточных семей. Кроме того, в семьях, где отец в течение длительного времени был безработным, обычно возрастал авторитет матери. При этом усиливалась традиционная социализация по ролям, свойственным каждому полу: мальчики шли работать, а девочки оставались дома и занимались хозяйством. Дети из таких неблагополучных семей были склонны отдавать предпочтение матери и становиться на ее сторону в семейных конфликтах.

 

 

 


 

 

 

Кон (1969) отметил, что, помимо классовых различий, на социализацию оказывали влияние религия и раса. Проведенное им исследование показало, что матери в семьях католиков в большей мере поощряют конформизм, чем в семьях протестантов; точно так же отцы в негритянских семьях придают более важное значение конформизму, чем белые.

Хотя негры-отцы высоко ценят конформизм, их дети с раннего возраста склонны проявлять независимость. Исследователи обнаружили у детей негритянского гетто удивительное неуважение к взрослым (Сильверстайн, Крэйт, 1975). Отсутствие позитивных отношений между детьми и взрослыми было причиной очень ранней самостоятельности негритянских детей: "Дети могли бродить по улицам квартала без присмотра взрослых; могли спокойно пробираться сквозь толпы наркоманов, пьяниц и уголовных элементов, их не пугало множество машин и мотоциклов; они сами ходили в магазины и выполняли некоторые обязанности по дому - готовили еду, присматривали за младшими братьями или сестрами, занимались уборкой квартиры. Они знали, что можно сказать и чего не следует говорить работникам социальной службы, полицейским и фининспекторам. Дети Гарлема делали все это самостоятельно, и довольно мало зависели от взрослых" (Сильверстайн, Крэйт, 1975. С.43).

Поскольку эти дети казались грубыми и проявляли недоверие к власти, их притесняли и игнорировали в школе, а они часто держались обособленными группами; отсюда возникали еще большие расовые различия в социализации негритянских и белых детей.

 

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психология социализации | Методы и измерения. Раздел 1 Основные составляющие общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.