КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура главы. Глава 20. Социальные и культурные изменения
Глава 20. Социальные и культурные изменения Раздел IV. ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ. Глава 19. Коллективное поведение и социальные движения Раздел IV. ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Глава 19. Коллективное поведение и социальные движения Раздел IV. ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ.
1. Беспорядки в Уоттсе в 1965 г. были примером коллективного поведения. Для этого случая характерны следующие черты: оно необычно, люди находились в состоянии повышенного эмоционального возбуждения и чувствовали неизбежную опасность; оно отличается стихийностью и непредсказуемостью, события происходят внезапно, а не развиваются постепенно. Такая ситуация возникла под влиянием социальных условий. Мы можем определить коллективное поведение как относительно стихийное и неорганизованное поведение группы людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию. 2. Лофланд (1981) проводит различие между толпой или "относительно большим числом людей, находящихся в непосредственной близости друг к другу" (с.415), и массой или "совокупностью людей, которых волнует одно и то же событие, "но они не находятся поблизости друг от друга" (с.416). Лофланд выделяет три основные эмоции, способствующие коллективному поведению: страх, враждебность и радость. Таким образом, складываются следующие категории: страх толпы, враждебность толпы, радость толпы; массовый страх, массовая враждебность и массовая радость. 3. Динамика поведения толпы включает процесс сбора или объединения людей, прибывших сюда и оторвавшихся от своих дел, чтобы образовать толпу. Самым распространенным средством коммуникации в толпе становится слух - высказывание, принимаемое на веру, но не подтвержденное официальными источниками. Слухи придают значение ситуации, которую люди не понимают, и помогают им подготовиться к действиям. Конвенционализация - процесс, приводящий к коллективному возбуждению, которое ожидается в связи с определенным событием. 4. Одна из теорий коллективного поведения - теория заражения (или эпидемии) Лебона. Впервые различие между толпой и публикой (массой) ввёл Г.Гард (Ред.) Ее основная мысль сводится к тому, что с разумными людьми происходят драматические перемены, когда они становятся частью толпы и превращаются в обезумевших зверей, способных совершать поступки, немыслимые в других ситуациях. Лебон определил три основных фактора, влияющих на поведение толпы: а) чувство анонимности, придающее участнику ощущение силы; б) вредное воздействие, которое быстро распространяется среди членов толпы словно вирус; в) повышенная внушаемость представителей толпы и готовность подчиняться фанатическим лидерам. Критики этой теории указывают, что, помимо всего прочего, в ней не учитываются пределы воздействия на людей. Однако в некоторых отношениях подтвердилась ее правильность. 5. Согласно теории конвергенции, сама по себе толпа не способствует проявлению необычного поведения, но она привлекает определенные типы людей и таким образом реализуется поведение, к которому они предрасположены. Теория конвергенции не объясняет, почему линия коллективного поведения часто меняется. 6. Согласно теории возникновения норм, поведение нескольких людей перенимается всей группой, поскольку внутри группы устанавливается коммуникация, способствующая появлению общей оценке ситуации и формированию общих норм поведения. 7. Представители "иррационалистических" теорий (например, Лебон) полагают, что толпа и масса состоят главным образом из отбросов общества или людей, склонных к девиантному поведению. В отличие от них Школьник показывает, что коллективное поведение может быть формой политического протеста. По его мнению, участники агрессивной толпы - политически сознательные люди, недовольные системой и не имеющие доступа к другим средствам политической борьбы. 8. В теории прирастающей ценности, предложенной Смелзером, коллективное поведение рассматривается как попытка изменить социальную среду. Согласно этой теории, процесс формирования коллективного поведения включает несколько этапов: а) действие структурных факторов, способствующих коллективному поведению; б) структурная напряженность; в) усиление и распространение обобщённого верования; г) активизирующие факторы; д) мобилизация к действию; е) социальный контроль: 9. Социальные движения представляют собой организованные коллективные усилия, способствующие или препятствующие социальным изменениям. Существует несколько способов их классификации. Их можно группировать в соответствии с характером желаемых перемен, кругом интересов людей или целями движения. 10. Все социальные движения начинаются с чувства недовольства существующим социальным устройством. Это чувство обусловлено двумя причинами: во-первых, объективными событиями и ситуациями, во-вторых, критериями, эталонами, на основе которых люди их оценивают. Помимо общего чувства недовольства, люди должны обрести сознание несправедливости существующего положения вещей, его несоответствие нормам и ценностям общества. Они видят, что не принимаются никакие меры, чтобы изменить ситуацию; их вдохновляет представление о том, как должно быть. Чтобы это осуществить, надо создать какую-то организацию. Идеология придает значимость социальной проблеме, четко определяет ее с точки зрения понятий о добре и зле и предлагает руководство к действиям для исправления зла. 11. Лидеры оказывают решающее воздействие на движение, поскольку они передают своим последователям определенную идеологию и намечают стратегию борьбы. Процесс развития движения состоит из четырех этапов, и на каждом из них требуются лидеры различных типов. На первом этапе, отмеченном социальными волнениями, типичный лидер - агитатор, призванный "расшевелить события". На втором этапе в атмосфере всеобщего возбуждения нужен пророк, идейно вдохновляющий людей и вселяющий в них энтузиазм. На третьем этапе образуется формальная организация, и во главе движения должен встать администратор. На четвертом этапе, связанном с институционализацией, движению требуется политический деятель. 12. Некоторые теоретики полагают, что к социальным движениям присоединяются неудачники, лишенные жизненной ориентации. В отличие от них сторонники теории мобилизации ресурсов (речь идет о деньгах, преданных членах движения, других организациях его потенциальных участников) утверждают, что ресурсы оказывают более важное воздействие на формирование движения, чем личные интересы отдельных людей. 13. Новейшие исследования подтверждают, что не все социальные движения достигают этапа институционализации. Несколько исследований показали, что, если общество воспринимает движение как выражение подлинного протеста, шансы его поддержки повышаются. Они снижаются, если участников движения считают лишь группой нарушителей спокойствия. Оппозиция со стороны властей в какой-то мере необходима для поддержания боевого духа участников движения. Однако слишком жесткая оппозиция может разрушить движение. 14. В действительности не только социальные движения вызывают общественные перемены, иногда социальные сдвиги тоже порождают новые движения. Почти каждое социальное движение сопровождается контрдвижением, возникающим для защиты существующей системы. Движение, увенчавшееся успехом, может стать оплотом социального порядка, или же после осуществления своих целей оно может перестать существовать.
ГУСТАВ ЛЕБОН [GUSTAVE LE BON] (1841-1931)
Хотя Густав Лебон получил профессию врача и в течение первой половины своей жизни занимался археологией и естественными науками, он стал известен как социальный психолог, изучавший социальное поведение (особенно поведение толпы) и отличавшийся глубоко консервативными и пессимистическими взглядами. Лебон считал, что современная демократия возвестила эру господства толпы. В результате промышленной революции, урбанизации и развития средств коммуникации большие скопления людей получили более широкое распространение, чем в прошлом. Лебон полагал, что толпа живёт самостоятельной жизнью. Человек в ней утрачивает свою индивидуальность; в толпе формируется единое умонастроение посредственности, способной к героическим или варварским поступкам в зависимости от ситуации. Лебон отличался ярко выраженным пристрастием к аристократии. Он полагал, что народное правительство означает власть толпы, народные массы полностью лишены разума, а элита олицетворяет самые великие достижения человечества. Он считал, что взаимодействие социальных групп в современном обществе нарушено и подвержено влиянию толпы, поскольку разрушились официальная религия и феодальная форма правления. Он с ужасом воспринял Французскую революцию 1789-1794 гг., которая была для него триумфом иррациональности. Консервативные пристрастия Лебона проявились также в его поддержке теорий национального характера и расовой духовности, утверждающих, что представители определенной расы или цивилизации разделяют общие интересы, чувства и образ мыслей. Кроме того, он составил классификацию рас, основанную на психологических критериях, таких, как, например, мыслительные способности. (Среди групп, находящихся на низшей ступени развития, у него наряду с детьми и сумасшедшими оказались и социалисты.) Хотя в наше время многие идеи Лебона поставлены под сомнение, он оказал важное влияние на развитие социологической мысли. Многие проблемы, связанные с умонастроением социальных групп, выдвинутые Лебоном, по-прежнему актуальны. Он подчеркивал важность научного обобщения. Этот принцип стал общепризнанным в современных науках.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |