Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Включенное полевое наблюдение

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Приложение

Схема 1. Экспериментальная ситуация

 

 

 

Если экспериментальная и контрольная группы по-разному реагируют на воздействие зависимой переменной, это различие должно быть вызвано особенностями независимой переменной. Однако, чтобы сделать окончательный вывод, так же требуются тщательный отбор испытуемых (т.е. случайная Выборка), надлежащее распределение испытуемых согласно условиям эксперимента (случайное распределение или целенаправленный подбор людей) и отсутствие ошибок, благодаря измерению погрешностей.

 

 

 

 


 

В отличие от лабораторного эксперимента проведение полевого наблюдения часто не связаны с проверкой гипотезы. Исследователь стремится понять реальную социальную ситуацию и вовлеченных в нее людей. Поэтому он сам отправляется в тюрьмы, бары, закоулки, конторы и т.п. Другими словами, включенное полевое наблюдение проводится в обстановке, где обычно проявляется исследуемое поведение. Хотя на начальном этапе работы "в поле" об исследователе может сложиться предвзятое мнение, обычно он старается ослабить такое впечатление. Например, Уайт (1943), проводивший классическое исследование итальянских трущоб, пояснил, что сначала он старался наблюдать все вокруг - ничего нельзя было упустить, поскольку, как ему представлялось, он не определил самые важные задачи исследования. Однако по мере ознакомления исследователя с людьми и с ситуацией зарождаются некоторые гипотезы. Они могут быть проверены в процессе работы "в поле" или стать темой для дальнейшего исследования.

Одна из самых трудных задач включенного полевого исследования - наблюдение событий без воздействия на них. Само присутствие исследователя может изменить ситуацию. Например, ученый, живущий в городской трущобе, наверное, обладает более высоким уровнем образования, чем люди, которых он изучает. У них может возникнуть представление, что он принадлежит к более состоятельному классу, и это. возможно, вызовет почтение или враждебность с их стороны. Трудно избежать этой проблемы и потому, что полевые исследователи выступают то в роли участников событий, то наблюдателей. Умение сочетать эти роли имеет решающее значение. Роль участника позволяет понять опыт других людей и завоевать их доверие. Но необходима и роль наблюдателя, чтобы сохранить беспристрастность и объективность.

Обычно предполагается, что любые изменения, вызванные присутствием исследователя, со временем уменьшаются. Однако они не исчезают полностью. Например, даже год спустя один из участников исследования Уайта признал, что присутствие социолога мешало ему вести себя естественно. "Теперь, когда я что-то делаю, - рассказывал он, - я вынужден думать о том, что вас интересует в моем деле".

Подобно любой науке, социология стремится к обобщениям. Однако возможность обобщения результатов полевых исследований может быть ограничена не только из-за вероятности воздействия исследователя на поведение людей, но и тем, что обстановка, выбранная для исследования, не всегда типична для других условий и, следовательно, не может служить основой для обобщения. Решение этих проблем связано с трудностями. Спорные вопросы, возникающие в этих случаях, придают особую важность соответствующей подготовке перед началом полевого исследования.

 

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эксперимент. В естественных науках отдается предпочтение данным, полученным благодаря эксперименту | Этические принципы исследовательской работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.