КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Младший школьный возраст
С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ Лекция № 7 Цель: Познакомить с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, основами ухода и воспитания ребенка школьного возраста План изложения материала:
После изучения темы студент должен: Представлять и понимать: 1. Роль медсестры по профилактике развития заболеваний у детей школьного возраста и способы стимуляции их физического и интеллектуального развития 2. Мероприятия по профилактике формирования вредных привычек у детей школьного возраста Знать: 1. Анатомо-физиологические и психологические особенности, проблемы детей школьного возраста 2. Основные показатели и сроки полового развития подростка 3. Роль медсестры в организации рационального питания, распорядка дня и создании психоэмоционального комфорта для ребенка школьного возраста Школьный возраст делится на младший – 7-12 лет и старший – 13-18 лет. У детей младшего школьного возраста масса тела увеличивается в среднем на 3-3,5 кг в год. Затем период относительно стабильного роста заканчивается препубертатным скачком или «вытягиванием» у девочек приблизительно в возрасте 10-11 лет, у мальчиков – 12-13 лет (в это возрасте большинство девочек опережают по своему физическому развитию и силе мышц мальчиков). В младшем школьном возрасте чаще своего выявляются недостатки в физическом развитии: занятия в школе в значительной степени ограничивают двигательную активность, часто туловище на длительное время фиксируется в неправильном положении, что при недостаточном обеспечении гигиенических условий (плохо подобранная школьная и домашняя мебель, недостаточное освещение и др.) и еще сохранившейся гибкости костей позвоночника, ведет к нарушению осанки и зрения (сколиоз, миопия). Очень полезны для школьников занятия физкультурой и спортом, регулярное достаточное пребывание на свежем воздухе. В 12 лет ребенок может успешно заниматься всеми видами спорта за исключением тяжелой атлетики и конькобежного спорта (негативное влияние на осанку и недостаточное еще развитие мускулатуры). Уже упоминалось, что биологическая зрелость ребенка определяется по костному возрасту, в частности, у школьников, по срокам прорезывания постоянных зубов. К возрасту 12 лет у детей должно быть в среднем 25 постоянных зубов. К 6-8 годам заканчивается созревание большей части коры головного мозга, формируются активные тормозные процессы, легко вырабатываются сложные условные рефлексы. Двигательная функция развита достаточно хорошо, ускоренно развиваются сложные координированные движения мелких мышц, что позволяет успешно осваивать тонкие движения руками, необходимые при письме, рисовании, моделировании и др. К 12 годам двигательная область коры головного мозга становится вполне сходной по строению с таковой у взрослых, заканчивается формирование периферической нервной системы. Происходит освоение более сложной деятельности и игр, требующих совершенствования двигательных и мышечных навыков. Ускоренными темпами развиваются такие качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Словарный запас постепенно приближается к взрослому, устная речь более выразительна и логически развита, ребенок успешно овладевает навыками чтения и письма. Для высшей нервной деятельности характерны стабилизация тех отношений, которые были достигнуты до 7-летнего возраста и идет их дальнейшее развитие. Однако еще отсутствуют возможности длительного сосредоточения, самоконтроля и самокритики, преобладают, в основном игровые элементы деятельности. Мальчики, как правило, менее готовы к пассивной роли учеников, чем девочки. Период с 8 до 12 лет считают наиболее спокойным в развитии высшей нервной деятельности. У детей улучшается память, повышается интеллект и волевые качества. Обучение школе дисциплинирует их, приучает к самостоятельности, умению следовать не только своим интересам, но и уступать чужым. В этом возрасте у ребенка формируются чувство долга, ответственности. У ребенка младшего школьного возраста уже появляются любимые виды деятельности, которые заполняют его досуг (хобби). Очень важным моментом развития социальной сферы личности ребенка является формирование взаимоотношений с друзьями, в коллективе сверстников. Большинство детей этого возраста не очень уверены в своей значимости, нуждаются в признании и уважении кого-то, кроме своих родителей. Для личной успешности ребенка необходимо быть человеком, уважаемым в компании одноклассников и на это надо обратить внимание и семьи, и медиков (часто родители больше интересуются оценками ребенка в школе, нежели наличием у него психологического комфорта и уверенности в себе). Следует отметить, что обычно у детей младшего школьного возраста сохраняются моральные принципы и нравственные ценности, принятые в семье, но авторитет родителей уже не безоговорочен, т.к. ребенок становится более независимым и вне дома пытается усваивать стандарты поведения сверстников (моральные принципы других семей). С конца периода младшего школьного возраста начинается половое развитие ребенка. У девочек раньше, чем у мальчиков. Для нормального физического и интеллектуального развития ребенка и сохранения его здоровья необходимо:
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |