Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продукты и услуги библиотек




Результатом библиотечно-библиографической деятельности является совокупность библиотечных продуктов и услуг. Поскольку библиотека является информационным учреждением, большинству ее продуктов и услуг присущ информационный характер. Библиотечный продукт – результат создания или семантической переработки информации, зафиксированный в документированной форме, допускающий ее многократное использование в процессе удовлетворения информационных потребностей пользователей библиотеки. Библиотечная услуга – предоставление пользователю библиотеки информационных продуктов в соответствии с поступившем запросом или выявленной информационной потребностью.

Продуктом считается результат библиотечно-библиографической деятельности имеющий предметную форму (компакт-диск, библиографическая база данных, каталоги и картотеки, библиографическое пособие, письменная справка). Услуга (устная справка, обзор, проведение массового мероприятия и т.д.) не имеет предметной формы, её невозможно хранить без дополнительной фиксации (в процессе которой происходит преобразование библиотечной услуги в продукт). Следует отметить зависимость качества библиотечных продуктов и услуг от характеристик и качественного состава исходного информационного массива и квалификации исполнителей.

В научной литературе не существует единой, общепринятой классификации библиотечных продуктов и услуг. По признаку характера предоставляемой информации различают документные, библиографические, фактографические, аналитические и консультационные продукты и услуги. По признаку широты распространения (адресности информации) различают продукты и услуги индивидуального, группового и массового назначения.

Современный ассортимент библиотечной продукции и сервисных услуг включает многообразные информационные продукты и услуги. Наиболее разнообразен спектр традиционных библиографических и фактографических продуктов и услуг. Библиографические связаны с созданием и доведением до потребителей библиографической (вторичной) информации о документах, фактографические – со сбором и распространением фактографической информации. Указанные продукты и услуги находятся в постоянном динамичном развитии: меняется их содержание, форма, технологии создания и обслуживания.

Научным библиотекам присущи научно-аналитические продукты. Научно-технические библиотеки и крупнейшие отраслевые информационные центры для своих пользователей подготавливают аналитические обзоры и реферативные переводы, причем в процессе подготовки данных продуктов участвуют специалисты по профилю деятельности организации. Библиотеки-методические центры готовят аналитические справки, проблемные доклады, отчеты об исследованиях и т.д., в которых обобщают опыт работы библиотечных учреждений.

К традиционным библиотечным услугам можно отнести образовательные ( их основная цель – содействие образованию и самообразованию личности) и досуговые (направленные на организацию досуга пользователей библиотеки) услуги. В процессе библиографического обслуживания важное место занимают библиографические консультации, связанные с методикой поиска информации в справочно-библиографическом аппарате библиотеки. Библиотеки учебных заведений (школьные, ссузов и вузов) проводят занятия по формированию информационной культуры личности. В публичных библиотеках работают кружки, клубы по интересам, где активно используются образовательные формы проведения занятий и заседаний. В этих же библиотеках проводятся массовые мероприятия, действуют проекты и программы чтения. Сельские библиотеки зачастую становятся единственным культурным учреждением села, поэтому активно реализуют досуговую и образовательную функции.

Нетипичными для библиотеки являются все остальные группы продуктов и услуг. Копировально-множительные услугисопровождают производственный библиотечный процесс. Они оказались востребованными пользователями и стали для многих библиотек регулярным источником пополнения собственных финансовых средств. Издательско-полиграфические и рекламные услуги появились в библиотеках по мере освоения компьютерных технологий. Настольные издательские системы и специализированные рекламные программы упрощают подготовку издательской и рекламной продукции. Однако поскольку во всех регионах данный вид услуг для организаций и частных лиц оказывается специализированными маркетинговыми организациями, издательствами и типографиями, библиотеки используют эти технологические возможности для своих внутренних целей. Программные продукты также не являются стандартными для библиотечной практики. Приступая к автоматизации библиотечно-библиографических процессов, библиотеки столкнулись с необходимостью создания прикладных компьютерных программ, поскольку специализированные организации не предоставляли готовых технических решений. Крупные вузовские и научно-технические библиотеки совместно с программистами создают ряд прикладных программ для формирования электронных ресурсов (ИРБИС, Библиотека, Руслан и др.) и их редактирования, а также автоматизированные системы управления и т.д. Этому виду продукции свойственна унификация и интеграция, поскольку единство программного обеспечения является основой для формирования и обмена данными между библиотеками.

Библиографический список

1. Дрешер, Ю. Производство информационных продуктов и услуг / Ю. Дрешер // Дрешер Ю. Организация информационного производства: учеб. пособие. – М., 2005. – С. 87-117.

2. Пилко, И. С. Библиотечная технология: общий курс: учеб. пособие / И. С. Пилко; Кемеров. гос. акад. культуры и искусств. – Кемерово, 2000. – 175 с.

3. Пилко, И. С. Технологические процессы в библиотечной работе: учеб.-метод. пособие / И. С. Пилко. – М.: Либерея, 2005. – 175 с. – (Библиотекарь и время. ХХI век. Вып. 26).

И.Ю. Матвеева




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 11085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.