Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция: виды, роль и значение в современной экономике




 

 

Конкуренция - (от лат. Concurrere - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Конкурентность рынка, которая характеризует рыночную структуру, следует отличать от конкурентной борьбы, под которой понимается степень соревновательности фирм отрасли друг с другом.

С повышением конкурентности рынка снижается потребность фирм в соревновании, а в условиях совершенной конкуренции отсутствует какая-либо конкурентная борьба: в отрасли действует так много фирм и их влияние на рынок товара столь незначительно, что отдельной фирме нет необходимости предпринимать какие-либо меры в отношении других фирм. Иной пример представляет отрасль, где действуют несколько крупных фирм. В этом случае каждая из них в состоянии активно воздействовать на рынок, влиять на цены производимого товара. Степень конкурентности такого рынка незначительна, при этом фирмы в отрасли ведут активную конкурентную борьбу.

В экономической науке выделяются две формы конкуренции в рынке и соответствующие им типы рыночных структур.

Первая форма – coвepшeннaя (чистая, свободная) конкуренция – это рыночная структура, для которой характерна невозможность продавцов и покупателей воздействовать на рыночную цену. В этих условиях рыночный механизм действует наиболее эффективно.

Совершенная конкуренция включает в себя два типа рыночных структур: чистую (совершенную) конкуренцию и чистую (абсолютную) монополию.

Реальные рыночные структуры оказываются в промежуточном положении между этими двумя крайними ситуациями, находясь ближе либо к совершенной конкуренции, либо к чистой монополии, и относятся ко второй форме конкуренции.

Вторая форма – несовершенная конкуренция – это рыночная структура, характеризующаяся возможностью продавцов или покупателей воздействовать на рыночную цену. Рынки несовершенной конкуренции – это такие рынки, на которых не действует хотя бы один из признаков совершенной конкуренции.

Существуют следующие типы несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция; олигополия и ее разновидность – дуополия; монополия, осуществляющая дискриминацию; монопсония; двусторонняя монополия.

Чистая (совершенная) конкуренция характеризуется следующим:

– на рынке действует множество фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно;

– рынку присуща высокая организованность, оперативность и информативность –- фирмы отрасли в курсе всех событий, происходящих на рынке;

– любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену производимого отраслью товара, поскольку объем производства каждой фирмы столь незначителен в сравнении с выпуском всей отрасли, что изменения в количестве реализованной продукции отдельной фирмой не оказывают влияния на цену товара. Рыночная цена товара является для фирмы внешним (экзогенным) фактором, не зависящим от ее действий;

– фирмы отрасли производят один и тот же стандартный товар, поэтому для покупателей абсолютно безразлично, товар какой фирмы приобретать;

– отрасль является открытой для входа в нее и выхода любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не осуществляет никакого противодействия, а также не существует и каких-либо законода­тельных ограничений этому процессу.

Кривая спроса отдельной фирмы на графике имеет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси (абсцисс), а для всего рынка данного товара кривая спроса имеет отрицательный наклон, кривая предложения – положительный. Пересечение кривой спроса с кривой предложения соответствует точке рыночного равновесия с определенной рыночной ценой и равновесным объемом продаж. На конкурентном рынке реализуются максимальные объемы продукции.

Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Кривая средних издержек при этом касается кривой спроса
(рис. 9.1). В течение короткого отрезка времени фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (AC > P), то любой объем продукции был бы экономически убыточным и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы уровень средних издержек был ниже кривой спроса и соответственно цены (AC < P), то это означало бы, что кривая средних издержек пересекает кривую спроса, что позволяет иметь некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм в отрасль рано или поздно свел бы эту прибыль к нулю. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация получила название оптимальности по Парето. В долгосрочном периоде фирма получит максимум прибыли при условии, когда выполняется следующее равенство:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.