Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституция осуществляет содержательное воздействие на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, устанавливает форму права




Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех органов государственной власти, общественных структур, граждан. Верховенство федеральной конституции утверждается на всей территории России, в т.ч. в республиках, которые имеют свои конституции.

- Высшая юридическая сила означает, что федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" (о специфике прямого действия Конституции РФ 1993 г. см. главу 4 книги).

К этому, так сказать, формальному аспекту добавляется и сущностный: нельзя в другом акте путем интерпретаций, словесных манипуляций предусмотреть такие варианты действий, которые не вытекают из самой конституции, да по ее духу и не могут из нее следовать.

- База текущего законодательства

- Ядро правовой системы.

Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и законодательства.

- Особый порядок принятия и изменения

В большинстве стран мира принятие и изменение конституции осуществляется в особом, усложненном порядке по сравнению с другими законами и иными актами в целях обеспечения тщательного учета интереса различных слоев населения, а также стабильность конституции.

(референдумы, учредительные съезды, высшие законодательные органы страны, особая процедура принятия и изменения – по стадиям); формализация порядка принятия

 

Особый порядок изменения конституции - это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее.
В том случае, если закон об изменениях и дополнениях конституции принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона.

Основные документы к вопросу:

Гл. 9 Конституции РФ,

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г о толковании ст. 136 Конституции.

Постановлением КС РФ от 28 ноября 1995 г. о толковании части 2 статьи 137

Основное содержание вопроса:

1) главы 1,2,9 – ст. 135.

Первая часть - это положения глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием - парламентом РФ. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

 

2) главы 3-8 – ст. 136

В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. (Напомним, что по ст. 108 Конституции для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов - не менее трех четвертей к СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ по запросу Государственной Думы дал толкование ст. 136. В его постановлении от 31 октября 1995 г. отмечено, что закон, вносящий изменения в главы 3-8 Конституции, не может быть по форме федеральным конституционным законом (ФКЗ), т.к.

во-первых, ФКЗ принимаются лишь по кругу вопросов, названных в Конституции, а среди них нет указания на возможность изменения Конституции принятием ФКЗ;

во-вторых, есть особенности процедуры - при принятии обычных ФКЗ круг субъектов права законодательной инициативы шире, чем при принятии закона об изменении Конституции по ст. 136, а после принятия ФКЗ не требуется одобрения его субъектами РФ, что обязательно при принятии поправок к главам 3-8.

Вывод КС: лишь по процедуре, т.е. голосованию и количеству голосов, закон, вносящий изменения в главы 3-8, принимается в порядке, предусмотренном для ФКЗ. Что касается формы, КС определил, что " поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации ".

3) ст. 65 (определяющая состав, в случае изменения статуса субъекта, образования нового субъекта) – ст. 137, ч.1

4) изменения только наименования субъекта, без изменения статуса – ст. 137, ч.2

Новое наименование принимается самим субъектом РФ и подлежит включению в Конституцию РФ. Постановлением КС РФ от 28 ноября 1995 г. о толковании части 2 статьи 137*(265) определено, что делается это указом Президента РФ. В постановлении КС четко сказано, что такое изменение наименования отражается в Конституции РФ указом Президента в бесспорных случаях.

 

 

Реализация Конституции.

Основные документы:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»;

Постановление КС от 16 июня 1998 г. о толковании статей 125, 126 и 127 Конституции РФ.

 

Согласно ст. 15 она имеет прямое действие. Дискуссия о том, в чем выражается прямое действие конституции, каков механизм реализации конституции.

Необходимо учитывать наличие разных видов правовых норм, их деление на общие и частные. К первым относятся программные положения, зафиксированные в Конституции (нормы-цели), нормы-опре­деления, нормы-принципы, а также нормы общерегулятивного характе­ра, реализация которых связана с изданием конкретизирующих актов. Вторая группа — это нормы непосредственно регулирующего харак­тера.

В первом случае правило прямого действия состоит не в обращении к каждой отдельной норме Конституции, а в оценке ее общего влияния на политическую, экономическую и социальную структуры жизни в обществе и государстве. В конституционном регулировании могут быть заложены начала общего и особенного. В этом отношении восприятие Конституции как нормативного правового акта (закона) должно стать естественной частью нашего юридического бытия.

 

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" четко говорится, что суд, разрешая дело, непосредственно применяет Конституцию, в частности, тогда,

«1) когда закрепленные Конституцией положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

2) придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

3) придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

4) если акт, принятый субъектом РФ по вопросам совместного ведения, противоречит Конституции РФ, а ФЗ по данному вопросу отсутствует».

Постановление КС от 16 июня 1998 г. о толковании статей 125, 126 и 127 Конституции РФ: предусмотренное ст. 125 (часть 4) Конституции РФ обращение иных судов в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона, если суд приходит к выводу о несоответствии закона Конституции РФ, не может рассматриваться только как его право, - суд обязан обратиться с таким запросом (выделено мной - С.А.), чтобы не соответствующий Конституции РФ акт был лишен юридической силы (ч. 6 ст. 125) в конституционно установленном порядке, и это исключило бы его дальнейшее применение.

Таким образом, с точки зрения способов (форм) реализации конституционных норм воз­можны: 1) их прямая реализация субъектом общественных отношений или 2) через нормы текущего законодательства.

Развитие конституционного законодательства в России началось в конце XIX начале XX веков, одновременно со становлением в рамках самодержавия элементов буржуазных отношений. Тогда были приняты отдельные законодательные акты, такие как Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года и Высочайше утвержденные Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года, закреплявшие некоторые фундаментальные, в основном политические, отношения гражданского общества и государства.

Как самостоятельные официальные правовые документы конституции в России принимались при республиканском строе в 1918, 1937, 1978 и 1993 годах.

7. Понятие конституционного строя, его элементы.

Основы конституционного строя - это институт отрасли конституционного права Российской Федерации, который закрепляет исходные принципы организации гражданского общества и государства, характер их взаимодействия. В действующей Конституции России нормы института сосредоточены в ее первой главе.

В большинстве конституций зарубежных стран такой специальной главы нет (США, ФРГ, Японии). В конституциях некоторых стран встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие положения» (Швейца­рия). «О суверенитете» (Франция). Но, независимо от того, содержатся или не содержатся в основном законе специальные главы об основах конституционно­го строя и как они названы, нормы-принципы, относящиеся к понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах конституции, в специ­альных законах или признаются судебной практикой во всех цивилизованных странах.

В Конституциях, действовавших в России, нормы, закрепляющие основы строя, также зачастую были рассредоточены между отдельными главами Основного Закона.

Конституция 1918 года: раздел первый «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и раздел второй «Общие положения конституции РСФСР».

Конституция 1937 года: глава первая «Общественное устройство» и глава вторая «государственное устройство» и глава вторая «Государственное устройство».

Конституция 1978 года: раздел первый «Основы общественного строя и политики Российской Федерации», включающий главы «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность».

Технологически проблема и соответствующий институт четко выделены только в конституции 1978 года.

 

В действующей Конституции России нормы института сосредоточены в ее первой главе.

Она содержит в ст. 1 определение России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

Закрепляет принципы гражданского общества и государства:

Структура института основы КС: В фундамент концепции конституционного строя РФ положена идея естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. На такой основе в Конституции делается попытка установить целостную систему принципов конституционного строя. Закрепляются следующие группы принципов.

1.это права и свободы человека и гражданина как высшая ценность и другие принципы, определяющие правовое положение индивида в обществе и государстве Приоритета прав человека (ст.2), гражданства (ст.6), социального характера государства (ст.7), равноправия форм собственности и свободы экономической деятельности (ст. 8), политического и идеологического плюрализма (ст.13),

2. принципы, определяющие организацию государственной власти и правовой системы: народовластия (ст. 3), суверенитета (ст.4), федерализма (ст.5), разделения властей (ст.10), самостоятельности местного самоуправления (ст.12), верховенства Конституции и законов (п.1, 2 ст.15), публичности законов (п.3 ст.15), приоритета норм международного права (п.4 ст.15).

Стабильность института основ конституционного строя обеспечивается тем, что первая глава Конституции не может быть изменена самими государственными органами, в том числе и высшими законодательными, а только специальным Конституционным Собранием или референдумом. В соответствии со ст. 16 Конституции нормы других ее глав не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Классификация принципов по значимости: общие – определяющие параметры конституционного строя в целом и частные, определяющие параметры отдельных элементов КС.

 

1. Приоритет прав человека – основополагающий принцип конституционного строя РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.