Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меры безопасности туризма




Говоря о безопасности туризма, следует подчеркнуть, что это широкое, сложное и многогранное понятие. Прежде всего, нельзя упрощать меры безопасности туризма и представлять их прими­тивно, как охрану туристских объектов или круглосуточных "сто-

рожей" в гостиницах. На последней точки зрения настаивает ве­ликое множество фирм с приставками "секьюрити". Такие фир­мы полагают, что во главе безопасности туризма стоит вопрос о возможности прикрепления к каждому туристу охранника с бри­тым затылком, используя в качестве приманки списки баров, рес­торанов, мест отдыха в Москве, которые якобы безопасны и "рис­кованные" списки, куда лучше всего ходить с охраной и прочее.

Идеи "сопровождения" туристов охранниками от аэропорта до аэропорта не только не помогают туризму, но наносят ему не­поправимый вред: кто в этих условиях поедет в такую страну? Не достает лишь рассуждений о том, что любоваться достопримеча­тельностями туристы будут через щели бронетранспортера или танка.

Безопасность туризма должна быть основана на тщательно продуманной, целенаправленной и комплексной системе мер в целях создания таких условий, при которых любое происшествие с туристом заведомо не могло бы произойти. Безопасность туриз­ма можно подразделить на ряд уровней, начиная с безопасности средств размещения и транспорта, гостиничных и рекреационных комплексов, туристских центров, а также страны в целом. При этом вводимые меры безопасности не должны наносить ущерб интересам, ущемлять права и свободы как самих туристов, так и местных жителей.

Примером такой деятельности может служить мексиканская программа безопасности туризма. В апреле 1996 г. под руковод­ством Министерства туризма Мексики и Совета по развитию ту­ризма столичной мэрии в Мехико была проведена конференция по выработке государственной программы безопасности туриз­ма. Мексиканские власти придали самое серьезное значение дан­ной проблеме, рассматривая ее как важнейший элемент общей национальной программы развития туризма в стране.

Участники конференции призвали незамедлительно разрабо­тать единую комплексную программу по обеспечению безопас­ности иностранных туристов, начиная с момента пересечения ими государственной границы, если не с момента оформления въезд­ных виз.

Программа безопасности туризма включает следующие меры:

- создание информационных пунктов в местах въезда иност­ранных туристов в аэропортах, морских терминалах и других по­граничных пунктах для оказания им консультационной и иной помощи. Часть этой работы будет возложена на посольства Мек­сики в странах мира, откуда идет основной поток прибывающих туристов, в том числе в России;
- издание под эгидой министерства туризма государственных информационных материалов по Мексике, социально-культурным и национальным особенностям ее населения. В этих публикациях будут названы места повышенной криминогенной обстановки в ряде туристских центров, даны обзоры практики действий мест­ных преступных элементов в отношении иностранцев;
- принятие законодательных и иных нормативных актов по ужесточению мер наказания за обман туристов водителями так­си, служащими отелей, ресторанов, магазинов и других предпри­ятий обслуживания;
- создание "туристской полиции" - единого центра информа­ции и мобильной полицейской службы г. Мехико по оказанию срочной помощи туристам. При въезде в страну каждому туристу вручаются координаты и телефоны этого центра (персонал цент­ра свободно владеет шестью иностранными языками (английским, французским, немецким, итальянским, шведским и японским)).

К основным мерам также отнесена необходимость повыше­ния требований по надежности и безопасности автотранспорта, используемого местными турфирмами, а также сохранности иму­щества туристов в отелях.

Отдельный план безопасности составлен по международному аэропорту г. Мехико как крупнейшему элементу инфраструкту­ры туризма, обслуживающему более 20 млн пассажиров в год.

Создание подобных программ обеспечения безопасности ту­ризма характерно для многих стран. Аналогичная задача стоит и перед российскими органами управления туризмом, в том числе в субъектах Федерации.

В США был создан Совет по усилению безопасности воздуш­ных перевозок, который разработал следующие меры по усиле­нию безопасности воздушных перевозок:

- полиции было дано задание срочно ввести особую провер­ку служащих аэропортов, имеющих доступ в "зоны безопаснос­ти" воздушных терминалов, на предмет уголовного прошлого, те­кущих правонарушений и выявления негативного поведения;
- авиакомпаниям самым тщательным образом оформлять и вы­верять списки вылетающих пассажиров на международных рейсах. В случае катастрофы самолета авиакомпания обязана час спустя после первых сообщений о случившемся представить полный спи­сок пострадавших пассажиров в распоряжение соответствующих служб США. Перечень должен включать установочные данные каж­дого пассажира, номер паспорта, название страны, его выдавшей, а также данные и телефоны кого-либо из родственников или друзей пассажира на случай "чрезвычайных происшествий". Одновремен­но разрабатывается система быстрого оповещения родственников пассажиров, пострадавших на внутренних авиалиниях США;
- во всех аэропортах США ввести единую компьютерную си­стему для выявлении и идентификации возможных террористов. Как полагают специалисты, система позволит в реальном масш­табе времени из потока туристов выделять наиболее "интересных" с оперативной точки зрения лиц, чье поведение или маршрут пе­редвижения по городам и странам дадут основание подозревать их в причастности к организации террористических актов, и не­замедлительно формировать на них досье для взятия в более тща­тельную разработку с подключением сил и средств ФБР;
- в 50 аэропортах США установить новейшее оборудование для обнаружения взрывных устройств (стоимость каждого комп­лекта более 1 млн долл.);
- из федерального бюджета и целевых взносов авиакомпаний создать специальный фонд в размере 100 млн долл. США для раз­работки принципиально новых типов оборудования обнаружения взрывных устройств.

В Нью-Йоркском аэропорту "JFK" установлена система "Си-Ти-Икс 5000", которая путем сканирования предметов и вещей багажа с высокой степенью гарантии обеспечивает обнаружение взрывчатых устройств практически любого типа.

Полагают, что принимаемые в США меры получат одобре­ние в европейских странах, что позволит в перспективе создать почти глобальную систему борьбы с международным террориз­мом. После событий 11 сентября 2001 г. в США система безопас­ности будет полностью изменена.

С точки зрения международного права террористические акты, затрагивающие сферу туризма, являются многоплановым и край­не запутанным явлением, особенно по исполнителям и их целям. Террористические акты наносят огромный ущерб развитию меж­дународного туризма, осложняют процесс совершения загранич­ных турпоездок, вынуждают вводить более сложные погранич­ные и иные формальности.

В целях борьбы с терроризмом мировое сообщество заключи­ло целый ряд международных конвенций (Конвенция Лиги наций 1937 г. по предотвращению актов терроризма, Токийская конвен­ция о терроризме 1963 г., Монреальская конвенция 1971 г. о безо­пасности гражданской авиации, Европейская конвенция 1976 г., Конвенция ООН 1979 г. и др.). В решениях этих конвенций даны определения террористического акта, которые в обобщенном виде можно сформулировать так: "поведение лица или группы лиц, служащее стратегии прямого насилия, затрагивающее междуна­родные отношения, направленное против государства и имеющее цель устрашить определенных лиц или публику с использовани­ем гранат, бомб, ракет и другого оружия".

Рассматривая вопросы безопасности туризма, не следует за­бывать о мерах соблюдения обычных правил поведения, исклю­чающих попадание туриста в чрезвычайные ситуации. Туристы из стран СНГ за границей чаще всего оказываются в таких ситуа­циях именно из-за того, что забывают об элементарной осторож­ности. Вот несколько примеров.

Большинству наших туристов, выезжающих впервые за гра­ницу, нелегко сразу сориентироваться в непривычной и хаотич­ной зарубежной действительности. Это широко используют, с позволения сказать, "добровольные" русскоговорящие гиды. Как бы случайно оказавшись поблизости от нашего туриста, расте­рянно осматривающегося в чужой столице, гид "узнает" в нем своего бывшего согражданина и выражает по этому поводу бурю восторга. Затем, как правило, следует помощь в организации лег­кой экскурсионной прогулки, которая заканчивается в неком клу­бе, где в изобилии имеются раскрашенные девицы и чрезвычайно дорогие напитки, за которые вышибалы заведения заставят тури­ста заплатить, даже если он к ним не прикасался.

В другом случае, это может быть молодая и красивая бывшая российская гражданка, рассказывающая туристу в баре душещи­пательную историю своего пребывания в чужой стране. Наш ту­рист по ее просьбе угощает такую даму коктейлем, за который потом ему придется заплатить более 100 долл. США.

А вот пример худшего варианта разворота событий. В канун Рождества в Будапеште 45-летний израильский турист грузинс­кого происхождения в дорогом и престижном отеле "Атриум Хай-ят" как бы случайно познакомился с молодой и привлекательной туристкой из Минска. Начавшаяся романтичная история закончилась достаточно быстро. При прогулке по улицам двое сообщ­ников "туристки" затолкали израильтянина в машину, надели на голову мешок и увезли на частную квартиру. Номер в отеле тури­ста был ограблен на общую сумму 30 тыс. долл. США, помимо этого от него путем пыток добивались получения "ссуды" в раз­мере 100 тыс. долл. США.

Подобные печальные примеры можно продолжать и далее. Но все они произошли из-за чрезмерной доверчивости самих турис­тов и абсолютном игнорировании элементарных правил осторож­ности и личной безопасности.

 

10. Создание экскурсии. Экскурсионный менеджмент.

Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

Показ объектов происходит под руководством квалифи­цированного специалиста - экскурсовода. Процесс воспри­ятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории виде­ние объекта, оценку памятного места, понимание историче­ского события, связанного с этим объектом. Ему небезраз­лично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подво­дит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, доби­ваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сооб­щаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсан­тов.

Деятельность экскурсантов находит свое выражение в та­ких активных формах, как наблюдение, изучение, исследо­вание объектов.

Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Экс­курсия - - специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практи­чески участие в экскурсионном процессе - работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон - экскурсовода и экс­курсантов.

Правильно организованное общение экскурсовода и экс­курсантов является основой такого педагогического процес­са, как экскурсия. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффек­тивность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать ме­тодику преподнесения этих знаний аудитории, но и способ­ностями в общении с экскурсантами, методистами и други­ми работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией игра­ют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;

б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;

в) как форма организации культурного досуга, воспита­тельной работы;

г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тема­тического цикла, а также как одна из ступеней познания;

д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;

а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;

з) как автономная форма культурно-просветительной ра­боты и как неотъемлемая часть организованного туризма;

и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Более правильное представление об экскурсии дает соче­тание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.

Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйствен­ного и культурного строительства, с теми переменами, кото­рые происходят в России. Изложение фактического материа­ла должно сопровождаться обобщениями и выводами с уче­том законов, которые лежат в основе исторических и других процессов.

Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему со­держанию доступен для данной аудитории. Материал дол­жен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.

Убедительность экскурсионного материала обеспечивает­ся также: отбором наиболее важных фактов, раскрывающих тему; использованием убедительных сравнений; умелым подбором доказательств; ссылками на авторитетные источ­ники, воспоминания участников и очевидцев событий; де­монстрацией фотографий, копий подлинных документов, карт, схем.

Для каждой экскурсии характерен доверительный тон со­общения знаний.

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, эконо­мики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскур­сантов, помогает им увидеть то, что они знали по письмен­ным источникам, из школьных программ, из лекций.

Признаком экскурсии называют то, что делает сходным между со­бой или отличает друг от друга предметы и явления. Име­ются в виду существенные признаки, т. е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной рабо­ты не могут существовать. «Существенные признаки предмета - это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, что­бы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных».

Экскурсия, как и другие формы культурно-просвети­тельной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в орга­низации и методике проведения. Ее признаки говорят о сход­стве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного ака­демического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурси­онных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изу­чение, исследование объектов).

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

1 у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

2 у музейных - знакомство с материалами, расположен­ными на стендах;

3 у производственных - демонстрация действующих объ­ектов (станков, агрегатов, механизмов).

В практике используется немало различных методов по­знания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синте­тический, методы абстрагирования, аналогии, моделирова­ния, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.

В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода.

В узком смысле экскурсионный метод представляет собой совокупность методических приемов, которые применя­ют на экскурсиях. В широком смысле - это комплексный метод, он имеет ряд особенностей: выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного; увязывание вновь изучаемого материала с ранее полученным экскурсан­тами опытом и знаниями и др.

Для экскурсионного метода характерен учет таких при­знаков экскурсии, как предметность, вещественная доказа­тельность (наглядность). Экскурсионный метод построен на примате (преобладании, первенствующем значении) показа. В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвину­тые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ явля­ется лишь комментарием к зрительной характеристике экс­курсионных объектов.

Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны вьщелялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдель­ные части, но при условии сохранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания.

Следует отметить, что ученые-экскурсионисты видели новизну и оригинальность этого метода не в совокупности методов, составляющих единый комплексный метод, а со­всем в другом. Одни основной особенностью экскурсион­ного метода считали моторность (т. е. движение экскурсан­тов).

Таким образом, экскурсионный метод является основой экскурсионного процесса и представляет собой совокуп­ность способов и приемов сообщения знаний. Основу сово­купности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов - показа и рассказа; оптимальное взаимо­действие трех компонентов - экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объ­ектов по месту их естественного расположения. Комплекс­ный характер экскурсионного метода находит свое выраже­ние в действии механизмов сообщения знаний экскурсово­дом и усвоения этих знаний экскурсантами.

Практически вся экскурсионная теория всего лишь ана­лиз действия экскурсионного метода. Цель экскурсионного метода - обучение (передача определенной системы зна­ний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).

В отличие от учебного заведения воспитание на экскур­сии проходит в ходе обучения, в процессе общения с экс­курсионными объектами, во время рассказа экскурсовода и его действий при показе объектов. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснению явлений природы, понима­нию хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий.

В настоящее время экскурсионные учреждения в своей деятельности руководствуются следующими основными по­ложениями:

а) в основе любой экскурсии лежит один экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ - составные части экскурсии и основные элементы;

в) движение (моторность) - один из признаков экскурсии;

г) экскурсионная методика является частной методикой и состоит из двух частей - методики подготовки и методики проведения экскурсий;

д) методика проведения экскурсий представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них и событиях, с ними связанных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.