КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственные природные кадастры
В Российской Федерации в качестве основной формы реализации учетной функции управления природопользованием действуют государственные кадастры: земельный, лесной, водный, запасы полезных ископаемых (ГКЗ). Указанные кадастры вводятся для учета количественных характеристик природных ресурсов и их качества. Помимо государственных кадастров природных ресурсов имеется ряд других кадастров: кадастр мелиоративного состояния орошаемых и осушенных земель, промысловый и др. Государственный земельный кадастр определяется как "система необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, качественной характеристике и народнохозяйственной ценности", подлежащих "обязательному применению при планировании использования земель, при их изъятии " предоставлении, при определении платежей на землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель" (ст.110 Земельного кодекса РФ [59]). Земельный кадастр формируется на базе много лет действующей системы государственного учета земель и должен обеспечивать необходимую преемственность и сохранность информации о количестве и качестве земель и их правовом положении. Современная структура сведений земельного кадастра представлена следующим образом. Сведения о природном положении земель включают учет качества и количества (состояние и изменение) земель. Сведения о хозяйственном положении земель включают бонитировку почв и экономическую оценку земель, а также технологические возможности угодий. В сведения о правовом положении земель входят учет количества земель, регистрация землепользовании и правового режима земель [12]. Организационная структура ГЗК определяется структурой Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем), которая связана, в свою очередь с иерархией исполнительных органов власти: ГЗК РФ - Роскомзем ГЗК республики, области, края, округа - Госкомитет по земельным ресурсам и землеустройству республики, области, края, округа ГЗК района - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству района Районный уровень является самым важным звеном в структуре ГЗК, так как именно здесь происходит формирование кадастровой информации из всего многообразия потоков первичных данных. Кадастр в областных, республиканских, краевых и окружных звеньях, а также кадастр на уровне Российской Федерации образуется в основном путем генерализации и агрегации районных данных и данных областного и республиканского уровня. Формирование современной системы ГЗК базируется на соблюдении трех основных условий: - ведение ГЗК на новой законодательной основе; - осознание ГЗК как системы информационного обеспечения регулирования земельных отношений в условиях рыночной экономики; - переход к ведению ГЗК в автоматизированном режиме с использованием новейших технических средств и информационных технологий. Государственный лесной кадастр (ГЛК). Статьей 77 "Основ лесного законодательства Российской Федерации" установлено, что "государственный лесной кадастр и государствевенный учет лесного фонда ведутся для организации рационального пользования лесным фондом, воспроизводства, охраны и защиты лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения органов исполнительной власти, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о лесном фонде". Определяется также, что ГЛК и государственный учет лесного фонда "содержат систему сведений о правовом режиме лесного фонда, его количественном и качественном состоянии, делении на группы лесов и категории защитности, а также его экономическую оценку и другие данные, необходимые для ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде"[42]. ГЛК ведется по всем лесам государственного лесного фонда по единой системе на основе материалов лесоустройства, инвентаризации, аэротаксационных и других обследований лесов. Сведения об изменениях, происшедших в состоянии лесов, вносятся ежегодно в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства. ГЛК входит в состав ЕГСЭМ через подсистему лесного мониторинга. Документация ГЛК ведется государственным органом лесного фонда РФ на основе данных, представляемых подведомственными ему органами, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в ведении которых находятся леса, государственными органами лесного хозяйства республик, краев, областей и подведомственными им лесохозяйственными предприятиями. Оценка лесов должна проводиться по утвержденным методикам. Однако такая оценка практически не проводится в виду того, что методика оценки лесов окончательно не доработана и не утверждена [51]. Состав документации ГЛК устанавливается дифференцировано по уровням управления лесным хозяйством. В организациях, на которые возложено ведение лесного хозяйства, в состав документации ГЛК входят: - таксационные описания, составленные при лесоустройстве, а по лесам, где оно не проведено - при инвентаризации, аэротаксационных и других обследованиях лесов; - лесокадастровая книга лесов; - документация единовременных периодических государственных Учетов лесов, находящихся в ведении организации. Определено, что сведения о площадях земель в лесокадастровых книгах должны соответствовать данным земельнокадастровых книг. Государственный водный кадастр (ГВК) определяется как "свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях" (ст. 79 Водного кодекса РФ) [56]. Водный кадастр, также как и земельный, формируется на базе много лет действующей системы государственного учета поверхностных и подземных вод, предусматривающего определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории [70]. Данные ГВК являются основой для принятия решений при управлении в области использования и охраны водных объектов. Ведение ГВК осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водам). В частности, водные ресурсы оцениваются по следующим показателям: -ресурсы речного стока - общие и местные, годовые объемы среднемноголетние, обеспеченностью 75, 90 и 95%; -подземные воды: · эксплуатационные прогнозные ресурсы · разведанные запасы. В оценку ресурсов подземных вод дополнительно целесообразно включать высокоминирализованные солоноватые (3-10 г/л) и соленые (10-35 г/л) подземные воды как резерв водообеспечения населения и народного хозяйства, которые могут быть использованы после их искусственного опреснения [13]. Помимо оценки абсолютных показателей (объемов, расходов) естественных водных ресурсов, важное значение имеет относительная характеристика территориальной обеспеченности водными ресурсами, учитывающая степень и эффективность хозяйственного использования последних, а также качество вод и их роль в системе природных комплексов. Учет влияния антропогенных факторов формирования поверхностного стока, под воздействием которых в последние годы наблюдается систематическое снижение речного стока, осуществляется в процессе определения среднемноголетних характеристик речного стока при ведении ГВК. Основными факторами хозяйственной деятельности, оказывающими влияние на речной сток являются: -земледелие, -животноводство -промышленное производство. Каждый отдельный кадастр природного ресурса должен быть составлен частью всей системы природных кадастров. Только тогда достигается их полная взаимосвязь и решаются многие вопросы информационного обеспечения управления природными ресурсами. Однако в настоящее время, как таковой, системы кадастров природных ресурсов не существует. Если говорится о ней, то как о простой сумме отдельных кадастров, структурно и функционально не связанных между собой (см. табл. 3). Вместе с тем, система кадастров природных ресурсов - качественно новая ступень обобщения и регистрации данных о природных ресурсах. Базируясь на принципах системного подхода, кадастровая информация должна предусматривать комплексное и рациональное использование природных ресурсов; согласование общих и отраслевых задач на разных уровнях управления; согласование критериев и показателей учета природных ресурсов, их качественной характеристики и экономической оценки и др. [3], Отсюда одно из главных требований к системе данных о природных ресурсах - необходимость сопоставимости их характеристик с точки зрения поставленных целей. Соответствие характеристик природных ресурсов поставленным задачам обеспечивается их классификацией, которая лежит в основе учета природных ресурсов. Поскольку земля - общий базис размещения производительных сил, а в отношении биологических ресурсов также и главное средство производства, земельный кадастр следует рассматривать как общую систему сведений о земельных ресурсах, как общую природную основу системы кадастров природных ресурсов, а не только как специальную систему сведений о земельных ресурсах сельскохозяйственного назначения. В производственной практике земельный кадастр часто понимается как кадастр сельскохозяйственных угодий. В настоящее время утвердились и узаконены соответствующим законодательством понятия "земельный кадастр", "лесной кадастр", "водный кадастр". Разрабатываются и другие виды специальных кадастров природных ресурсов, однако понятия "сельскохозяйственный кадастр" нет. Тем не менее, с точки зрения иерархии понятийной системы, "сельскохозяйственный кадастр" имеет такое же отношение к понятию "земельный кадастр", как "лесной кадастр" и кадастры других ресурсов, связанных с производственным, природоохранным, рекреационным использованием земли. В понятие земли как объекта земельного кадастра входит весь природный комплекс, включающий почву, рельеф, поверхностные и подземные воды, литогенную основу, растительный и животный мир. Это Положение предопределяет необходимость разработки научно обоснованных рекомендаций по включению в состав кадастра блока данных, характеризующих состояние и изменение природных территориальных комплексов под влиянием антропогенных факторов, а также достоверной инженерно-экологической и эколого-экономической информации. Таблица 3 Состав кадастров природных ресурсов в соотношении с основными компонентами природной среды [18]
Выделенные природные территориальные комплексы должны иметь эколого-хозяйственную оценку, включающую определение видов и степени антропогенных нагрузок и устойчивости (среде- и ресурсостабилизации) природных комплексов к этим нагрузкам. В связи с этим важным вопросом является современный учет и отражение в документах происходящих изменений в природных комплексах. Набор показателей должен быть оптимальным и удобным для практического осуществления. Существенным моментом является сопоставимость и сводимость кадастровых сведений. Так как управление природопользованием осуществляется по административно-территориальным единицам и оно не всегда совпадает с природными рубежами, то содержание кадастра должно отвечать в первую очередь задачам практики, то есть сложившейся системе управления. Вся кадастровая информация должна быть привязана к административно-территориальному делению. Получение, обработка и анализ данных, включаемых в кадастр, обуславливают необходимость широкого применения ЭВМ, которое предъявляет определенные требования к формам и содержанию кадастровой информации. Ведение усовершенствованного земельного кадастра предполагает единство в понятии отдельных его категорий и применение общепринятой терминологии. Главное назначение системы кадастров природных ресурсов -производственное, направленное на обеспечение создания необходимых материальных ценностей. Очень важно также и природоохранное и природопользовательское назначение кадастров природных ресурсов. Если не считать некоторых специальных природоохранных видов возможных кадастров, то природоохранные и природопользовательские задачи в их общей системе должны рассматриваться как производные, связанные с проблемами нарушений природной среды, обеспечения необходимого экологического равновесия в природе, осуществления безопасности здоровья человека.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |