Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александр I (1777-1801-1825)

Словарь основных терминов и понятий

Словарь персоналий

Выводы

Оценки петровских преобразований

Современники, из числа сподвижников, восхваляли царя (Н. Феофан Прокопович). Другие же (подобно старообрядцам) называли его царем-антихристом.

XVIII-XIX вв Западники (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.Г. Устрялов, С.М. Соловьев) считали, что благодаря Петру I Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.

Славянофилы (К.С. Аксаков, А.С. Хомяков), историки (М.М. Щербаков, Н.М. Карамзин) – считали Петра I разрушителем русских национальных устоев, его реформы – «блестящая ошибка».

Конец XIX-нач. XX в. Историки: В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов не так резко, но весьма критически оценивали Петра I, считая неоправданным жесткие приемы проведения петровских реформ. Многие усилия царя оказались не только бесплодными, но и вредными.

Современная историческая наука Н.И. Павленко считает, что петровские преобразования – крупный шаг по пути прогресса. Н.В. Анисимов оценивает реформы, как мероприятия, которые объективно вели к консервации самодержавно-крепостнической системы в России.

 

  1. В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира.
  2. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.
  3. Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.
  4. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но с другой – механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.
  5. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя – русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны.

Это вызвало глубочайший раскол общества в культурном и в социальном плане, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала XX в.

Парадокс петровских реформ сводился к тому, что «вестерниза-ция» России, носившая насильственный и поверхностный характер, укрепляла основы русской цивилизации – самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой – провоцировала антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников традиционализма и национальной самобытности.

 

 

Лефорт Франц Яковлевич (1655/56-1699), адмирал (1695). По происхождению швейцарец. С 1678 на русской службе. Сподвижник Петра I, командовал флотом в Азовских походах. В 1697-98 один из руководителей великого посольства.

 

Мазепа Иван Степанович (1644-1709) – гетман Украины в 1687-1708 гг. Стремился к отделению Левобережной Украины от России. Во время Северной войны 1700-22 гг. перешел на сторону вторгшихся на Украину шведов. После Полтавской битвы (1709 г.) бежал в турецкую крепость Бендеры вместе с Карлом XII.

 

Меншиков Александр Данилович (1673-1729) – сподвижник Петра I, светлейший князь (1707), генералиссимус (1727). Сын придворного конюха. Крупный военачальник во время Северной войны 1700-1721 гг. В 1718-24 гг. президент Военной коллегии. При Екатерине I фактический правитель государства. Императором Петром II сослан в Березов (ныне Березово Тюменской области).

 

Растрелли (Rastrelli) Бартоломео Карло (1675-1744) – скульптор. По происхождению итальянец. С 1716 г. работал в С.-Петербурге. Барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала («Императрица Анна Ивановна с арапчонком», 1733-41) сочетаются в произведениях Б.К. Растрелли с правдивостью и убедительностью характеристики модели (портрет Петра I, 1723 г.). Создал первый в русском искусстве конный монумент – статую Петра I (1743-44 гг., установлена в 1800 г. в С.-Петербурге).

 

Шереметев Борис Петрович (1652-1719), граф (1706), генерал-фельдмаршал (1701), сподвижник царя Петра I. С 1681 г. воевода, участвовал в Крымских и Азовских походах. Во время Северной войны 1700-21 гг. командовал войсками в Прибалтике, на Украине и в Померании, главнокомандующий армией в Полтавском сражении 1709 и Прутском походе 1711 гг.

 

Абсолютизм (абсолютная монархия) – форма государственного правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает высшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизмав странах в 17-18 вв. В России абсолютизм существовал в 18-нач. 20 вв

 

 

Гражданский шрифт русского алфавита (гражданская азбука), введен в изданиях гражданской печати в России после реформы печатного кирилловского полуустава, произведенной Петром I в 1708 г. Лег в основу современного русского шрифта.

 

Империя (от лат. imperium – власть, государство) – монархическое государство, главой которого является император; империей называлось обычно государство, имевшее колониальные владения. Империю характеризует жесткая политика централизации и единовластия.

 

Коллегии – группа лиц, образующих руководящий, совещательный или распорядительный орган, действующий по принципу коллегиальности – принцип управления, при которой руководство осуществляется группой уполномоченных лиц (коллегией), каждое из которых несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности.

 

Курляндия – историческая область в западной части Латвии.

 

Лифляндия – немецкое название Ливонии в XIII в., официальное название территорий Сев. Латвии и Юж. Эстонии в XVI- нач. XX вв.

 

Магистрат – сословный выборный орган городского управления в России, учрежденный Петром I в 1718 г. В 1727-43 гг. назывался ратушей. Первоначально имел административно-судебные, с 1775 г. преимущественно судебные функции. Упразднен судебной реформой 1864.

 

Меркантилизм – экономическая политика государства, направленная на накопление средств внутри страны.

 

Модернизация общества – это обновление социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ общества путем нововведений и усовершенствований. Модернизация в России в более узком смысле – это промышленная революция и индустриализация, которые являются основой формирования индустриального общества, приводят к фабричной организации труда, способствуют складыванию общенационального рынка и единой системы хозяйствования. Выделяют два типа модернизации: органичный и неорганичный, или догоняющий. Последний предпологает более сжатые исторические сроки, сужение модернизационных задач, напряжение всех сил страны, выборочное использование мирового опыта. Мощным инструментом является государственное вмешательство, что ведет к усилению централизации власти, бюрократизации всей системы управления.

 

Подушная подать – основной прямой налог в Российской империи XVIII-XIX вв. Заменила в 1718-1724 гг. подворное обложение. Подушной податью облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80-90-х гг. XIX в.

 

Посессионные крестьяне – данная категория крестьян введена Петром I, указом 1721 г. о покупке людей к заводам в связи с необходимостью обеспечить рабочими растущую крупную мануфактуру. Положение посессионных крестьян отличалось от положения крепостных: их не разрешалось переводить на сельскохозяйственные работы, отдавать в рекруты вместо помещичьих крестьян и т.д.

 

Протекционизм – составная часть политики меркантилизма, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции.

Рационалистическая идеология – учение, признающее разум основой познания и поведения людей.

 

Рекрутская повинность – способ комплектования российской регулярной армии в XVIII-XIX вв. Податные сословия обязаны были выставлять от своих общин определенное число рекрутов. В 1874 г. заменена воинской повинностью.

 

Рекрут – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.

 

Тайная канцелярия – создана для расследования дела царевича Алексея Петровича и близких к нему противников Петра I. Как орган политического сыска просуществовал с 1718 по 1726 г.

 

Цифирная школа – в 1714-1744 гг. в России государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Обучали грамоте, письму, арифметике с началами геометрии.

 

Эстляндия – историческое название севера Эстонии. С XIII в. Под властью Дании, Ливонского ордена, со 2-й пол. XVI в. – Швеции. С 1710 г. Ревельская, в 1783-1917 гг. Эстляндская губерния России.

 

Этатизм – (от франц. еtat – государство), направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура, наука, образование. 1699-открытие новой типографии в Москве | Внутренняя политика. 1801-начало царствования Александра I
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.