КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутренняя политика
Хронология основных событий 1906, 6 дек. Дата рождения. 1927. Окончание Курского землеустроительного-мелиоративного техникума. 1935. Окончание металлургического института в г. Днепродзержинске. 1939, фев. Секретарь Днепропетровского обкома КП(б) Украины. 1941-1945. На политработе в действующей армии. С 1943 г. – генерал-майор. 1946-1950. Первый секретарь Запорожского, затем Днепропетровского обкомов партии. 1950-1952. Первый секретарь ЦК КП Молдавии. 1955-1960. Первый секретарь ЦК КП Казахстана. 1960-1964. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. 1964, окт.-1966. Первый секретарь ЦК КПСС. 1966-1982, нояб. Генеральный секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1977 по 1982 – председатель Президиума ВС СССР.
Герой Советского Союза (1966 г., 1976 г., 1978 г., 1981 г,), Герой Социалистического Труда (1961 г.). Маршал Советского Союза (1976 г.). Лауреат Ленинской Премии (1979 г.). Лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973 г.). Похоронен на Красной площади в Москве.
Март 1965 г. – Пленум ЦК КПСС – вопросы сельского хозяйства – повышение в 1,5-2 раза государственных закупочных цен; – установление твердого плана государственных закупок на 1965-1970 гг.; – введение 50%-ой надбавки за сверхплановую продажу сельхозпродукции; – отмена ограничений в отношении личных подсобных хозяйств; – увеличение капиталовложений и производства сельхозтехники. Однако! В 1970-1980-х гг. наметился спад сельскохозяйственного производства, обусловленный: – неэффективным использованием капиталовложений; – новыми ограничениями личного хозяйства крестьян; – бегством молодежи из сельских районов, деревни центральной России обезлюдели.
1974г. – принятие программы развития Нечерноземья «новая целина», направлена на обеспечение высоких темпов развития сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР на основе интенсификации, широкой мелиорации земель, комплексной механизации и химизации, более полного использования в производстве достижений науки, техники и передового опыта.
1977-1978 гг. – создание агропромышленных комплексов. Этот процесс породил массу бюрократических структур. В 1985 г. появился Госагропром СССР – орган, который руководил всем огромным агропромышленным комплексом страны, объединив в своем составе пять министерств. 1982 г. – принятие Продовольственной Программы – комплексная целевая программа, направленная на решение в возможно более сжатые сроки задачи бесперебойного снабжения населения продуктами питания. Предполагала развитие пищевой промышленности, значительный рост производства сельскохозяйственной продукции. Дала лишь частичный результат. По-прежнему ощущалась нехватка продуктов питания, в некоторых областях вводилась карточная система распределения продуктов.
1985 г. – попытка интегрировать сельское хозяйства в промышленное производство в СССР вылилась в уничтожение деревни. Промышленный подход к сельскому хозяйству требовал концентрации работников и создания для них условий, подобных городским. В конце 70-х годов была разработана программа ликвидации 200 тыс. деревень, которые были признаны «неперспективными» с точки зрения социального обустройства. В ходе этой кампании уничтожалась и так едва живая крестьянская традиция в России, разрушался естественный для сельского хозяйства уклад жизни.
Сент. 1965 г. – реформа отечественной промышленности («косыгинская реформа»). Главная цель – в повышение эффективности работы народного хозяйства, ускорение темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др.) Исходной идеей экономической реформы было положение о невозможности решать все народно-хозяйственные вопросы из центра, чем и мотивировалась потребность в децентрализации.
Основные направления реформы: – упразднение совнархозов, восстановление отраслевых министерств. Создано 11 общесоюзных министерств и 17 союзно-республиканских; – сокращение обязательных плановых показателей; (оставались всего лишь пять директивно планируемых показателей: объем реализации продукции, основная номенклатура выпускаемых изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность); – введение элементов хозрасчете в деятельности предприятий; – оценка работы предприятий не по выпуску валовой продукции, а по итогам ее реализации и полученной прибыли; – создание из части прибыли (10-12%) фондов экономического стимулирования (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства); – внедрение элементов оптовой торговли непосредственно между производителями, т.е. без участия государственных структур, привыкших все планировать и распределять по лимитам;
Причины неуспеха реформ: – неблагоприятная демографическая ситуация (уменьшение доли трудоспособного населения); – физический износ и старение производственного оборудования; – непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических; – некомплексный характер реформы. Изменения в народном хозяйстве предполагалось проводить прежде всего за счет применения организационно-технических мер, не связанных напрямую с коренным преобразованием общественных институтов, на которые опирался прежний хозяйственный механизм. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла; – слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу; – противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа – поставить под сомнение сущность социалистического строя, т.е. приоритет идеологии над экономикой;
Однако! Реформа 1965 г. показала пределы и ограниченность социалистического реформаторства. Народное хозяйство СССР в 1966-1970 гг. развивалось динамично: – именно в это период было развернуто огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, было построено метро в 11 городах; – быт горожан в основном вышел на современный уровень; – завершилась электрификация и проводилась частичная газификация сельской местности; – было построено и реконструировано 1900 предприятий – промышленное производство увеличилось на 50% в целом по стране; – на 74% возросли объемы производства в машиностроение и на 78% – в нефтехимической промышленности; – ослабление зависимости страны от закупок продовольствия за рубежом. Так, практически не производились закупки зерна в 1966 г., во много раз ниже средних были закупки зерна за рубежом в 1967 г. 8-я пятилетка (1965-1970) стала одной из самых успешных для экономики страны; – все экономическое пространство в СССР превратилось в единый народно-хозяйственный комплекс, управляемый из центра. В централизованной экономике доходы предприятий изымались в казну, а затем распределялись для решения текущих задач государства. Это позволяло концентрировать ресурсы для решения крупных (и очень дорогих) экономических проектах: – созданы Единая энергетическая система СССР (включая такие гигантские ГЭС, как Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская, Усть-Илимская; – Тюменский нефтегазовый и Канско-Ачинский топливно-энергетические комплексы; – развернуто строительство Байкало-Амурской магистрали и разветвленной системы нефте и газопроводов; – был построен и стал выпускать автомобили ВАЗ в г. Тольятти.
Львиная доля имеющихся ресурсов (70%) направлялась в военно-промышленный комплекс (ВПК), продукция которого была высококачественной, основанной на новейших научных и конструкторских разработках. Продукция же гражданской промышленности катастрофически отставала от мирового уровня, выпускалась по устаревшим технологиям и в количестве, недостаточном для удовлетворения спроса населения. Ощущался острый недостаток товаров широкого потребления. Советские люди буквально охотились за телевизорами, холодильниками и другими необходимыми товарами, записывались в длинные очереди, месяцами и годами ожидая заветную мебель или автомобиль. Дефицит товаров, низкое их качество и стояние в очередях стали характерной чертой советского образа жизни.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |