Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сферы обучения пациента




Сестринская педагогика как основа обучения пациента

 

Сестринская педагогика – это та область сестринской деятельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Это деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и специальных знаний. Медсестра должна владеть методами и приёмами обучения.

Метод (по-гречески – «путь к чему-либо) – способ достижения цели, способ приобретения знания. В сестринской педагогике используются в основном методы традиционного обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, основная сущность которых сводится к процессу передачи готовых известных знаний пациентам или членам их семей с целью обучения.

Выбор методов зависит от следующих условий: содержания обучения, задач обучения, времени, которым располагает медсестра и пациент, особенностей пациента, наличия средств обучения. Медсестра выбирает из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной обучающей задачи на конкретном этапе обучения.

К методам обучения относятся:

1) словесный (устное изложение, рассказ, беседа);

2) наглядный (иллюстрация – медицинский атлас, видеофильм, различные виды шприцев, ингаляторы и т.д.);

3) практический – отработка самих манипуляций (измерение АД, смена повязок, введение инсулина и т.д.).

 

Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, медсестре необходимы знания сфер обучения пациента, на которые она сможет профессионально воздействовать. Существует три сферы обучения.

1. Познавательная – человек узнаёт и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной, не имеющей знания.

2. Эмоциональная – человек, получив информацию, изменяет своё поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально.

3. Психомоторная сфера – человек обладает умением, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.

 

Обучение может быть формальным и неформальным. Обучение пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приёмам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приёма пищи.

К неформальной, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и так далее), представляет информацию, необходимую для соблюдения здорового образа жизни.

Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.

 

Мотив – побудительный эффект.

Мотивы делят на три группы:

1) социальные (пациент и общество);

2) мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть познавательный интерес;

3) мотивы, связанные с творчеством (например: пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему).

Для каждого обучаемого мотивация индивидуальная. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

1) соответствующим подбором содержания обучения: содержание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения;

2) разнообразием формы обучения: лекция, деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры), проблемный метод, беседа и т.д.

Для достижения желаемого результата обучение должно быть мотивированным и эмоционально окрашенным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.