КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы обучения пациентов и членов его семей
Организация обучения
Желательно проводить занятия в отдельной проветриваемой комнате в тишине при достаточном освещении и оптимальной температуре. Задания должны быть понятными и однозначными, например, наложить манжету на плечо, сколько единиц набрать в шприц инсулина, опереться правой рукой на плечо медсестры. Темп обучения подбирают индивидуально. Для человека с высокими способностями к обучению и знакомого с изучаемой манипуляцией он будет гораздо выше, чем для человека, совершенно несведущего в изучаемых вопросах. В любом случае переходить к следующему блоку информации медицинская сестра может только после того, как пациент полностью усвоил предыдущий. Обучение всегда начинается с более простых повседневных навыков (перемещение в постели, палате, приём пищи, умывание, пользование мочеприёмником), затем переходят к более сложным (измерение АД, введение инсулина, пользование индивидуальной коляской). Необходимо избегать сложных медицинских терминов. Кроме того, медицинская сестра может обучить пациентов вести дневник наблюдения, в котором они будут отражать показатели своего здоровья: пульс, АД, массу тела, количество выпитой и выделенной жидкости. Длительность занятий не более 20-25 минут, так как после этого периода внимание обучаемого значительно ослабевает.
Обучение пациента и/или его близких только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа. Процесс обучения состоит из пяти этапов. 1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нём какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает. Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знаний и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д. 2. Определение проблем пациента. Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему: дефицит знаний у пациента о своём заболевании, технике манипуляций, необходимых пациенту (постановка инсулина, измерение АД, определить водный баланс и т.д.). 3. Определение целей обучения, планирование его содержания. Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить перед собой определённые цели. Формулировка обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента: 1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения; 2) временные рамки – интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца); 3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей и т.д.). Формулировка целей в приведённой ситуации может быть следующей: · в познавательной сфере – пациент будет знать и понимать суть определения манипуляции через 2 суток; · в психологической сфере – пациент будет психологически готов самостоятельно выполнять манипуляцию; · в эмоциональной сфере – пациент будет правильно понимать важность манипуляции. В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми. После определения целей обучения медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обучения (по 10 минут в течение 3 суток, по 20 минут через сутки и т.д.). Содержание обучения может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определённого уровня здоровья, поддержание определённого уровня качества жизни. Медсестра должна привлекать пациента и его близких к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия. Интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние. 4. Реализация плана обучения. Для реализации намеченного плана медсестра совместно с пациентом или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен (плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усиливаются боли, одышка), то обучение лучше отложить. Схема обучения состоит из пяти этапов: 1) изложение необходимой информации; 2) повторение пациентом всего, что он запомнил; 3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить; 4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медсестрой навыка; 5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца. Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медсестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку. В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос-ответ», подчёркивать информацию, важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию. Медсестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения. 5. Оценка результатов обучения. После реализации плана обучения медсестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями. Оценка может быть следующей: 1) пациент хорошо усвоил информацию и приобрёл устойчивые навыки (осознаёт важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык); 2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, неуверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций); в этом случае медсестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы; 3) пациент не усвоил информацию или не выработал навыки. В последнем случае медсестра неправильно построила весь процесс обучения, не учла состояние пациента, его интерес, не определилась с целями или составила нереальный и невыполнимый план обучения. Необходимо заново пересмотреть весь процесс обучения. В любом случае медицинская сестра сообщает пациенту о результатах обучения, потому что он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей. В свою очередь важно и то, как пациент сам оценивает результат обучения. Самооценка может быть: · адекватной, совпадающей с оценкой медицинской сестры; · завышенной; · заниженной; · нестабильной (вчера был доволен, сегодня недоволен или наоборот). При любой оценке следует поощрить пациента и тем самым поддержать его интерес к обучению.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 20675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |