КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы психологического познания
1). Наблюдение – целенаправленное, систематическое восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Единица наблюдения – операционализированный (можно непосредственно воспринять) элемент наблюдения. Пример, тревожность. Саму тревожность нельзя непосредственно увидеть. Можно воспринять лишь единицы наблюдения тревожности. Единицей наблюдения тревожности будут: влажные ладони, бегающие постоянно зрачки, невозможность смотреть в глаза, подергивание рук, хождение из стороны в сторону и т.д. То есть то, что может увидеть каждый. Недостаток наблюдения – оно всегда характеризуется некоторой субъективностью. Виды наблюдения: 1.Внешнее наблюдение – прямое наблюдение со стороны за особенностями поведения человека. 2.Внутреннее наблюдение – самонаблюдение, применяется для изучения психических явлений в том виде, в каком они непосредственно представлены в сознании наблюдателя. 3.Свободное наблюдение – не имеет заранее установленной программы и процедуры проведения. 4.Стандартизированное наблюдение – ведется по четко определенной программе. Никаких изменений в ходе наблюдения не допускается. 5.Включенное наблюдение – наблюдатель выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает. Используется в закрытых группах, где наблюдатель вызовет подозрение и изменение поведения участников. Таким образом, наблюдатель как бы прячет свою роль «наблюдателя» и становится просто участником группы.
2). Опрос – метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Виды опроса: 1.Устный опрос – применяется тогда, когда желательно вести наблюдение за поведением человека, отвечающего на вопросы. Устный опрос обеспечивает индивидуальный подход. 2.Письменный опрос – позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. 3.Свободный опрос – устный или письменный опрос, при котором перечень задаваемых вопросов и варианты возможных ответов заранее не определен. 4.Стандартизированный опрос - устный или письменный опрос, при котором перечень задаваемых вопросов и варианты возможных ответов заранее определен.
3). Тестирование – метод, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Этот метод применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий и позволяет получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Виды теста: 1.Тест-опросник – выявляет психологические качества испытуемых. 2.Тест-задание – выявляет степень развития изучаемого психологического качества у испытуемого. 3.Проективный тест – в его основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим.
4). Эксперимент – метод целенаправленного создания искусственной ситуации, в которой изучаемое явление четко выделяется, проявляется и оценивается. В эксперименте всегда есть воздействие экспериментатора. Существует в эксперименте независимая переменная (воздействие экспериментатора), которая в процессе эксперимента не меняется, и зависимая переменная (изучаемое явление), которая меняется в процессе эксперимента под влиянием независимой переменной (воздействия экспериментатора). Пример. Изучается успеваемость в классе (зависимая переменная). Учитель дополнительно проводит развивающую программу (это независимая переменная, то есть воздействие). В результате успеваемость (зависимая переменная) меняется. Виды эксперимента: 1.Естественный эксперимент – проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход событий. Пример, эксперимент на школьниках на уроке. Урок – привычная ситуация для учеников. 2.Лабораторный эксперимент – создается искусственная ситуация. Пример, посадить человека в клетку и изучать особенности его поведения. Клетка- искусственные условия для человека. 5). Методы обработки получаемых психологических знаний – это методы математической статистики.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |