Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория происхождения психики. А.Н. Леонтьев

Этапы развития психики по А.Н. Леонтьеву

Психика – это отражение.

Одно из свойств материи – отражение.

Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в фиксировании и воспроизведении того, что принадлежит отражаемому предмету.

Существует неживая и живая материя. Теория Опарина о появлении живой материи.

Жизнь – это специфическая форма взаимодействия с миром. Жизнь – это одна из форм активности.

Первые признаки жизни на Земле появились 2 – 3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных и генетически закрепленных свойств по наследству.

Живая материя даже в начальных простейших формах существенно отличается от неживой материи характером взаимодействий с ней. В неживой природе взаимодействие одного объекта с другим способствует его разрушению или превращению в нечто другое. Пример, взаимодействие воды и металлов приводит к коррозии и разрушению металла.

С появлением живой материи характер взаимодействия этого живого организма с окружающей неживой природой изменился, дабы сохранить жизнь. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе взаимодействия.

Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости.

Раздражимость возникла у живых организмов до появления психики. Раздражимость имеет место у растений и у некоторых элементарных форм жизни (одноклеточные). Раздражимость – это промежуточный этап между растительным и животным миром.

Раздражимость – это форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма. Условия жизни при раздражимости: организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности. При раздражимости происходит отражение только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит существование организма. Такие воздействия называются биотическими.

Биотические воздействия – это воздействия, которые необходимы для минимального поддержания жизни организма.

То есть у организмов, у которых только присутствует раздражимость, происходит реакция только на биотические воздействия. Такие реакции называются тропизмами.

Тропизмы - это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примеры тропизмов: движение растений к солнцу (фитотропизм), движение корней растений в землю (геотропизм) и т.д.

Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных способностей, к переходу от тропизмов к более сложному поведению. Организмы начинают реагировать не только на биотические раздражители, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологических раздражителей.

Абиотические раздражители - раздражители, которые непосредственно не поддерживают жизнь, но сигнализируют появления биотических раздражителей.

Новая форма отражения получила название чувствительность.

Чувствительность – это способность организма реагировать на абиотические раздражители.

С появлением чувствительности, по А.Н. Леонтьеву, появилась и психика живых существ. Так возникло новое свойство органической материи – психическое отражение, характерное для животной формы жизни.

Чувствительность, по А.Н. Леонтьеву, является критерием появления психики.

Психика – активное отражение объективной окружающей действительности и саморегуляции своего поведения на этой основе.

Зародившись, психика проходит ряд этапов своего развития (смотреть снизу вверх):

Рис. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

I стадия На стадии элементарной чувствительности (психики) животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). (жгутиковые, губки,простейшие, кишечнополостные, многоклеточные беспозвоночные и некоторые виды позвоночных)

II стадия На стадии предметного восприятия (перцептивной психики) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения. (большинство позвоночных животных; все млекопитающие)

III стадия На стадии интеллекта возникает способность животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации. (человекоподобные обезьяны)

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный).

Психика, в своем наивысшем развитии, становится сознанием.

Сознание – наивысшая форма развития психики.

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура психики | Сознание как высшая ступень развития психики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.