Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каузальная атрибуция




Классификация стереотипов

Есть несколько классификаций стереотипов. Согласно одной из них (В. Панферов), стереотипы делятся на три класса: антропологические, социальные, этнонациональные.

Вторая классификация (А. Реан) предлагает выделить следующие группы социально-перцептивных стереотипов:

  • антропологические (проявляются в том случае, если оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от ее антропологических признаков, т.е. от особенностей физического облика);
  • этнонациональные (проявляются тогда, когда психологическая оценка человека опосредована ее принадлежностью к той или иной нации, расе, этнической группе);
  • социально-статусные (заключаются в зависимости оценки личностных качеств индивида от его социального статуса);
  • социально-ролевые (проявляются в подчиненности оценки личностных качеств индивида его социальной роли, ролевым функциям);
  • экспрессивно-эстетические (определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека: чем более привлекательной кажется внешность человека, тем более позитивными личностными чертами ее наделяют);
  • вербально-поведенческие (связанные с зависимостью оценки личности от внешних особенностей - языка, мимики, пантомимики и др.).

Известны и другие классификации, согласно которым выделяют профессиональные (персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала), физиогномические (в основу положена связь черты внешности и личности), этнические и другие стереотипы.

Наиболее исследованными и изученными являются национальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этническими группами, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют ярко выраженную связь с национальным характером. Возникающих в условиях ограниченной информации об объекте восприятия, стереотипы могут оказаться ошибочными и выполнять консервативную, иногда даже реакционную роль, формируя неправильные представления о людях и деформирующий процесс межличностного понимания и взаимодействия.

Именно поэтому определение истинности или ошибочности социальных стереотипов должно базироваться на анализе конкретных ситуаций. Речь идет о том, что любой социальный стереотип, который является истинным в одном случае, в другом - может оказаться совершенно неверным или таким, что в наименьшей степени соответствует объективной действительности, а следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающей среде.

Выделяют такие последствия, к которым может привести стереотипизация в процессе познания людьми друг друга:

  • до определенного упрощения и сокращения процесса познания другого человека (в этом случае стереотип не обязательно имеет оценочные нагрузки);
  • до возникновения предубеждения в восприятии другого человека (если суждения о другом человеке основываются на основе предварительного ограниченного негативного опыта, то новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью).

Часто, не зная или недостаточно зная истинные причины поведения другого индивида, люди в условиях дефицита информации начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и ее образцы или общие характеристики. Этот феномен в социальной психологии получил название «каузальная атрибуция» (от лат. сausa - причина и attributio - приписывание).

Исследование каузальной атрибуции дает возможность приблизиться к механизмам взаимопонимания, к процессам своеобразной интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Ф. Гайдер одним из первых сформулировал основные теоретические представления о каузальной атрибуции.

В частности, он разделял потенциальные источники воздействия на внутренние и внешние. Исходя из этого, тот, кто воспринимает, пытается решить, производится ли данное действие благодаря чему-то в самом человеке (например способности, усилия и др.), который его осуществляет, или потому, что есть вне его (например тяжесть задачи, везения и др.).

За Ф. Гайдером, понимание того, какой набор факторов следует использовать с целью интерпретации поведения другого, сделает мир того, кто воспринимает, более предсказуемым. Это также даст ощущение контроля.

Изучая то, как люди интерпретируют поведение отдельного индивида, исследователи заметили явление, которое стали называть фундаментальной ошибкой атрибуции. Оно связано с тем, что переоценивается значение личностных черт и недооценивается роль ситуации. Другие исследования выявили феномен «эгоцентричного приписывания» (Г. Келли).

Исследование процесса интерпретации поведения человека, основанной на знании ее групповой принадлежности, показали, что эгоцентричность выражается в приписывании успеха себе, а неудачи - другим людям.

В соответствии с тем, является ли субъект восприятия сам участником какого-то события или его наблюдателем, Г. Келли выделил три типа атрибуции:

  • личностную атрибуцию (причина приписывается лично тому, кто совершает поступок);
  • объектная атрибуция (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие);
  • атрибуция, связана с обстоятельствами (причина того, что происходит, приписывается обстоятельствам).

Было выявлено, что наблюдатель чаще прибегает к личностной атрибуции, а участник склонен большей степени объяснить происходящее, обстоятельствами. Именно эта особенность отчетливо проявляется в приписывании причин успеха и неудачи: участник действия обвиняет в неудачах преимущественно обстоятельства, а наблюдатель - самого исполнителя (Г. Андреева).

В исследовании каузальной атрибуции важным является вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком, особенно в формировании первого впечатления о неизвестном человека. Это было выявлено в экспериментах А. Бодальова, сущность которых сводится к тому, что разным группам людей демонстрировали фотографию одного и того же человека, сопровождая ее короткой установочной характеристикой типа «герой», «преступник», «писатель».

В тех случаях, когда установка срабатывала, словесные портреты одних и тех же людей кардинально отличались. Также оказалось, что есть люди, которые не поддаются стереотипному восприятию, и такие, которые избирательно стереотипные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.