КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Риторика Древнего Рима
Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена могущества Римской республики. 1. Марк Туллий Цицерон (106 43 до н.э.) Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона одного из самых выдающихся ораторов мира. Его имя стало нарицательным. Родился Цицерон недалеко от Рима в семье, принадлежащей к древнему роду. Предполагают, что одним из его предков был простой крестьянин, занимавшийся огородничеством: цицеро сорт гороха, отсюда это провинциальное прозвище. С детства Цицерон отличался необыкновенной любовью к наукам, свободно владел греческим языком, как ученик прославился необычайной понятливостью и быстротой, с какими он осваивал науки. В Риме Цицерон изучал философию, право, риторику, поэзию. Цицерон твердо решил посвятить себя в будущем политике и адвокатскому ремеслу. Цицерону было 25 лет, когда он произнес в зале судебных заседаний свою первую защитительную речь. В ней он осудил разбой, наглость и наглецов, выразил веру в добро и справедливость. Цицерон много думал о Риме, народе, истории и судьбах республики. Эти мысли нашли отражение в многочисленных речах. Он неизменно выигрывал судебные дела, за которые брался. Популярность его росла; он стал сенатором, а затем и консулом - в древнем Риме в эпоху республики – одним из двух высших должностных лиц. Суть своей риторической системы Цицерон изложил в трех трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». Все эти произведения объединяет общая идея необходимости и целесообразности общих знаний, широкой культуры для оратора. Трактат «Об ораторе» состоит из трех книг и написан в форме диалога. Собеседники Цицерона известные в свое время ораторы. Содержание ответ Цицерона на сомнение одного из них в необходимости общих знаний для оратора. Темпераментно показывает автор, что дает оратору литература, история, право, философия. Из трех разделов философии (учение о природе, этика, логика) Цицерон считал наиболее полезными для оратора этику и логику. В этой работе Цицерон определил конкретные задачи обучения красноречию. Основываясь на опыте своих предшественников, он кратко и, как всегда, талантливо сформулировал каноны (Канон (греч.) - правило, положение к.-л. направления, учения.) классической риторики, которые в последующие эпохи были приняты очень многими авторами трудов по красноречию. Итак, оратор, по Цицерону, должен: изобрести, расположить, украсить (выразить, изложить известным слогом), произнести. Отсюда и деление классической риторики на пять частей: а) инвенция — в русском переводе «изобретение мыслей», или подготовку содержания речи; б) диспозиция, в русских риториках — расположение (обычно связывалось с речевым жанром); в) элокуция и орнамента — выражение и украшение; последняя — самая объемная часть — впоследствии приобрела ведущую роль (выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика); г) мемориа — запоминание подготовленного текста, тренировка памяти, ее высокой готовности; д) акция, или исполнение, — безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, жесты и пр. В диалоге «Об ораторе» большое внимание уделено проблеме воздействия на чувство слушателя в публичном выступлении. Цицерон исходит из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувством, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике. Трактат «Брут» в хронологическом порядке излагает историю римского красноречия и неоценим как источник информации о ранних римских ораторах. Он построен в форме диалога с друзьями Брутом и Аттиком. Трактат «Оратор» отвечает на вопрос: Каков идеал красноречия? В поисках идеала Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать, побуждать. Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое долг оратора, второе залог популярности, третье необходимое условие успеха. Цицерон сформулировал признаки разных видов красноречия, утверждая, что настоящий оратор тот, кто умеет говорить о низком просто, о высоком важно и о среднем умеренно. 2. Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 ок. 100 г. н.э.) Во второй половине 1 в. н.э. теоретиком классического красноречия становится Квинтилиан: адвокат, педагог, руководитель первой государственной риторской школы. Знания Квинтилиана в области риторики были так обширны, что друзья и ученики настаивали на том, чтобы он написал о правилах красноречия. Знаменитый ритор долгое время не соглашался, ссылаясь на уже написанные по риторике труды в греческой и римской литературе. Но впоследствии он все-таки написал трактат, известный под названием Образование оратора (на русский язык переведен в 1834 г. А.С. Никольским). Трактат представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Труд Квинтилиана состоит из 12 книг: «О воспитании будущего оратора»; «Когда отдавать отрока ритору»; «История риторики и ее составные части»; «Приступ, повествование...»; «Доказательства, опровержения»; «О возбуждении страстей: смех, сострадание, размышление»; «Расположение»; «Словесное выражение»; «Фигуры»; «Об изобилии слов»; «О благоприличии в слове»; «Оратор как человек; нравственный облик». Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удивительно богат деталями: он дал наиболее полный перечень тропов с их характеристиками, раскрыл связи риторики с литературой, логикой, усилил внимание к памяти, видам построения текста. Автор разработал программы обучения, методы тренировки обучаемых, дал перечни ситуаций жизни, побуждающих человека к речи, к высказываниям. Он дал рекомендации к построению фразы, диалогов разных типов, аргументации, приведению примеров. Не обойдены вниманием проблемы воспитания — физического, нравственного, общекультурного, гармонического. Много внимания уделено изучению языка и языковым упражнениям. Сущность риторики, по определению Квинтилиана, — союз мысли и слова. Определены также цели воспитания и образования — это подготовка к общественной деятельности: на государственной службе, в культуре, в суде, в обучении. Квинтилиан создал модель высшего уровня образования юноши. В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, потому что считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора. Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия. Сравним, например, высказывания Цицерона и Квинтилиана о риторике. Ц и ц е р о н (вслед за Аристотелем): Риторика искусство убеждать. К в и н т и л и а н: Риторика наука хорошо говорить. Потому что искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях. Многие расхождения во взглядах Цицерона и Квинтилиана коренились в том, что они жили в разные эпохи существования Римского государства: Цицерон в эпоху республики, Квинтилиан в эпоху империи. В период республики обучение в риторических школах готовило римлянина к широкой практической деятельности. Однако в поздний период, период империй, культивировалось искусство слова, благодаря которому речь должна была доставлять эстетическое наслаждение словесным строем и мастерским произнесением. Но при этом речь изменяла своему первоначальному предназначению выражать мысли и чувства. Направление в ораторском искусстве, возглавляемое Квинтилианом, было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и римское классическое красноречие. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме. Подводя общий итог, отметим, что на протяжении всего периода античной культуры риторика определяла не только стиль речи, но до известной степени и образ мыслей и поведения, т.е. философию жизни.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |