Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление. Ному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим па-




Память

Ва.

Ному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим па-

раметрам. Такие ошибки восприятия часто называют фактором превосходст-

Другим видом ошибок восприятия являются те, которые связаны с тем,

нравится ли нам внешне наш партнёр по общению или нет. Их суть заключает-

ся в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склон-

ны считать его более добрым, умным, интересным и т.д. (т.е., опять-таки пере-

оценивать его u1084 многие психологические качества). Здесь мы имеем дело с фак-

тором привлекательности – чем более внешне привлекателен для нас человек,

тем лучше он кажется нам во всех отношениях, если же он не привлекателен, то

и остальные его качества недооцениваются.

Третья схема проявляется в том, что те люди, которые к нам относятся хо-

рошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо. Это про-

явление так называемого фактора отношения к нам. Отсюда можно сделать

заключение, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к

приписыванию положительных свойств и отбрасыванию отрицательных, и на-

оборот, - негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положитель-

ных сторон партнёра и выделять отрицательные.

Рассмотренные три вида ошибок при формировании первого впечатления

называются эффектом Ореола. Он проявляется в том, что при формировании

первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к пе-

реоценке неизвестного человека.

Для того, чтобы успешно ориентироваться в окружающем мире, человеку

недостаточно получать с помощью органов чувств информацию о его состоя-

нии. Чтобы окружающий, быстро изменяющийся мир не воспринимался чело-

веком каждый раз как что новое и незнакомое, он (человек) должен обладать

способностью сохранять и накапливать информацию. Такую способность чело-

веку обеспечивает его память.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение

человеком его индивидуального опыта. Она включает в себя следующие про-

цессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Различают следующие виды памяти:

а) по характеру психической активности, преобладающей в деятельно-

сти, выделяют двигательную, эмоциональную, образную и словесно-

логическую память;

б) по характеру целей деятельности – непроизвольную и произвольную;

в) по продолжительности сохранения информации – кратковременную,

оперативную и долговременную.

Рис.4.3. Классификация видов памяти.

Двигательная память – это память на движения. Люди, обладающие хо-

рошей двигательной памятью характеризуются физической ловкостью, сноров-

кой в труде, они легко и быстро усваивают новые виды деятельности, требую-

щие хорошей координации движений. В том, что мы умеем ходить, писать,

управлять автомобилями, играть на гитаре, и т.д. и т.п., основную роль играет

двигательная память.

По характеру целей

деятельности

Виды памяти

По характеру пси-

хической активно-

сти, преобладаю-

щей в деятельно-

сти.

По продолжитель-

ности хранения

информации

Непроизвольная

Произвольная

Двигательная

Эмоциональная

Словесно-

логическая

Образная

Кратковремен-

ная

Оперативная

Долговремен-

ная

Зрительная

Слуховая

Вкусовая

Обонятельная

Осязательная

Эмоциональная память – это память на эмоциональные состояния, воз-

никающие в тех или иных ситуациях. Это очень важный вид памяти, так как он

дополняет другие виды памяти. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удов-

летворяются наши потребности. Пережитые и сохранённые в памяти эмоции

выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо как удерживаю-

щие от неё.

Образная память – это память на зрительные, слуховые, вкусовые, обоня-

тельные и другие образы. Это профессиональный вид памяти, его развитие оп-

ределяется условиями деятельности. Он хорошо развит у людей художествен-

ных профессий.

Словесно-логическая память – это память на мысли, которые у человека

оформлены средствами языка – словами.

Непроизвольной памятью называется процесс запоминания, сохранения

и воспроизведения, в котором отсутствует сознательная цель что-либо запом-

нить или вспомнить. Соответственно произвольная память – это процесс це-

ленаправленного запоминания или припоминания информации.

В кратковременной памяти в течение долей секунд сохраняется вся по-

ступившая информация. Оперативная память обеспечивает хранение промежу-

точных результатов, необходимых до конца решения текущей задачи, в долго-

временной памяти информация накапливается как бы впрок и сохраняется

длительное время.

Все виды памяти тесно взаимосвязаны.

Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации име-

ет ряд закономерностей, поэтому можно выделить ряд законов памяти:

1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше

оно сохраняется в памяти.

В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, состав-

ляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли.

В зависимости от количества и характера работы, потраченной на изучение

(осмысление) материала, можно выделить несколько уровней усвоения знаний.

Рис.4.4. Уровни усвоения знаний

I - знания – узнавания, когда материал можно узнать при повторном вос-

приятии;

IV

III

II

I

Время, затраченное на

работу с материалом

Уровень

усвоения

знаний

II - знания – копии, когда материал можно воспроизвести словами ори-

гинала (или источника);

III - знания – трансформации, когда материал можно воспроизвести

своими словами и применить для решения задач по образцу;

IV - знания – умения, когда материал может использоваться для решения

новых, оригинальных задач.

Для улучшения запоминания важно должным образом организовать ин-

формацию в момент запоминания. Для этого целесообразно использовать опор-

ные слова, схемы, диаграммы, таблицы. Хорошие результаты дает прием про-

гнозирования, состоящий в том, что, начав читать новый материал, следует по-

пытаться после выдвижения автором нескольких аргументов, сделать самостоя-

тельно вывод. Возникающие при этом эмоции (положительные, если прогноз

правильный и отрицательные, когда нет) улучшают запоминание.

Если требуется запомнить большие объемы информации, целесообразно

материал разбить на части (смысловые фрагменты), озаглавить их и связать за-

головки по смыслу, т.е. составить план. Проработанный таким образом матери-

ал запомнится значительно лучше.

2. Закон интереса: интересное запоминается легко, так как для этого не

требуется много усилий.

Поэтому следует предлагаемый для запоминания материал делать инте-

ресным. Для этого его следует излагать в яркой, образной, проиллюстрирован-

ной убедительными примерами форме, что определит непосредственный инте-

рес и улучшит запоминание.

Основа формирования опосредованного интереса к материалу – это осоз-

нание его действительной значимости. Поэтому всегда важно показывать, для

чего этот материал будет нужен, где его потом можно будет использовать в бу-

дущей работе.

3. Закон установки: запоминание происходит лучше в том случае, если

имеется установка «запомнить».

Такая установка может задаваться извне, например, словами лектора «об-

ратите на это внимание», «запомните, пожалуйста», «главное здесь то …» и

т.п., или когда сам человек ставит перед собой задачу «запомнить всерьез и на-

долго».

В обоих случаях такая установка актуализирует произвольную память, что

способствует лучшему запоминанию.

4. Закон действия первоначального впечатления: чем ярче первое впе-

чатление от материала, тем прочнее он запоминается.

Первое впечатление можно усилить рационально и эмоционально. При ра-

циональном усилении можно направить информацию по нескольким каналам:

прослушать и записать, зарисовать, проговорить, например, обсудить ее с кем-

либо. При этом особенно полезно обсуждение с лицом, придерживающимся

противоположной точки зрения.

При эмоциональном усилении следует вызвать максимум эмоций, которые

связаны с запоминаемой информацией. Однако при этом следует помнить, что

отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверен-

ность, печаль, раздражение, страх), мешают запоминанию.

5. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится,

если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.

Контекст, в котором происходит то или иное событие и впечатление, им

(контекстом) создаваемое, существенно улучшает запоминание и последующее

воспроизведение. Поэтому всегда надо обращать внимание на контекст или да-

же специально создавать его, облекая запоминаемую информацию в какой-либо

сюжет и тем самым увеличивая его число связей с другим материалом. Возни-

кающие в результате этого ассоциации облегчают запоминание и воспроизве-

дение.

6. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше длина

запоминаемого ряда стимулов превышает объем кратковременной памяти, тем

хуже он запоминается.

Для того чтобы человек мог запомнить и воспроизвести как можно больше

информации, необходимо, чтобы одновременно предъявляемый ему ряд стиму-

лов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной

памяти (7±2). Например, если человеку предложить для запоминания два раз-

ных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то он смо-

жет воспроизвести больше слов из первого ряда.

7. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит пре-

дыдущее.

Поэтому лучший способ забыть только что заученное – сразу вслед за этим

попытаться запомнить схожий материал. Любая информация, чтобы быть хо-

рошо запомненной, должна «отстояться».

При этом следует иметь в виду, что на запоминание влияет не только по-

следующая, но и предшествующая деятельность, то есть здесь как бы имеет ме-

сто явление интерференции.

Иными словами, если до момента запоминания или после него человек

осуществляет деятельность, связанную с запоминанием сходного материала,

это приведет к ухудшению сохранения информации. Это связано с тем, что со-

седствующие по времени события человек воспринимает как закономерно свя-

занные, поэтому возникает множество связей с предшествующей или после-

дующей информацией, в результате она как бы «размывается».

8. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано, представ-

лено и т.п.) в начале и особенно в конце ряда (фрагмента) информации, и хуже

запоминается середина.

Поэтому то, что должно быть хорошо усвоено, следует в процессе сообще-

ния помещать в начало или в конец информационного фрагмента.

9. Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

Повторение способствует сохранению информации в оперативной памяти

до того, как она будет закодирована и переведена в долговременную память.

Рис. 4.5. Виды мнемических действий (по В.Д. Шадрикову).

Группировка

Выделение

опорных пунк-

тов

деление материала на группы по каким-либо осно-

ваниям (смыслу, ассоциациям и др.)

фиксация какого-либо краткого пункта, служащего

опорой для более широкого содержания (тезисы,

заглавие, вопросы, примеры и т.п.)

План совокупность опорных пунктов

Классификация распределение предметов, явлений, понятий по

классам, группам на основании общих признаков

Структуриро-

вание

установление взаимного расположения частей це-

лого

Схематизация изображение или описание в основных чертах

Аналогия

установление сходства, подобия в определенных

отношениях предметов, явлений, понятий

Мнемотехниче-

ские приемы

совокупность готовых, известных способов запо-

минания

Перекодировка

вербализация, или проговаривание, представление

информации в образной форме

Достраивание

запоминаемого

материала

привнесение нового в запоминаемый материал,

объединение и привнесение чего-либо по ситуа-

тивным признакам, распределение по местам

Серийная орга-

низация мате-

риала

установление или построение различных последо-

вательностей (по объему, времени и т.п.)

Ассоциация установление связей по сходству, смежности или

противоположности

Повторение Сознательно контролируемые и неконтролируемые

процессы воспроизведения материала

Известный немецкий психолог Г. Эббингауэз, много внимания уделявший

исследованию памяти, установил, что большая часть информации «теряется»

сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее коли-

чество информации.

Если что-либо следует хорошо и надолго запомнить, то необходимы как

минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоми-

нания, второй раз – через 20-30 мин, третий – через день, четвертый – через

две-три недели.

Различные виды повторения приводят к неодинаковым результатам. Луч-

ший вид – активное повторение, когда оно осуществляется в виде воспроизве-

дения, это в несколько раз эффективнее, чем в виде пассивного повторения (до-

полнительного чтения, прослушивания, просмотра). Иными словами, в процес-

се повторения воспроизведение важно не подменять узнаванием, поскольку по-

следнее требует меньше усилий и соответственно не обеспечивает лучшего за-

поминания.

10. Закон преимущества цели деятельности: цель деятельности запоми-

нается лучше, чем ее условия.

Это означает, что для того чтобы лучше запомнить материал, нужно орга-

низовать работу с ним так, чтобы запоминаемое в ней было целью, а не услови-

ем.

В целом рассмотренные закономерности процессов памяти определяют

факторы,обеспечивающие запоминание. Их структура показана на рис.4.6.

Рис.4.6. Факторы, определяющие продуктивность памяти.

Субъектив-

ные

Факторы запоминания

Объектив-

ные

Предшествующий опыт

Интерес

Состояние человека

Характер материа-

ла

Количество мате-

риала

Обстановка

Осмысленность

Связанность

Наглядность

Понятность

В окружающем человека мире существует много объектов и явлений, ко-

торые недоступны непосредственному чувственному познанию, то есть их

нельзя обнаружить с помощью органов чувств, так как возможности последних

ограничены. Например, человек не может увидеть молекулы и атомы, не вос-

принимает ультрафиолетовое излучение, не может услышать инфра- и ультра-

звук. Однако для успешной жизнедеятельности человеку исключительно важно

познавать все, что реально существует, и такую возможность дает человеку его

мышление.

Мышление – это процесс сознательного отражения действительности в

таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны

непосредственному чувственному восприятию.

Мышление – такой компонент познавательной действительности, который

позволяет открыть главные, существенные связи предметов и явлений окру-

жающего мира.

Любая познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий,

и только затем может произойти переход к мышлению. Мышление не может

быть без чувственного познания, через ощущения и восприятия мышление не-

посредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правиль-

ность такого отражения всегда проверяется практикой.

Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и

восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого и всестороннего

познания. В ней почти не расчленены сложнейшие взаимосвязи различных

предметов, событий и явлений, их причин и следствий, а также взаимоперехо-

дов друг в друга.

В восприятии вещи и явления, а также их свойства даны сплошь и рядом в

случайных единичных связях. В чувственной картине представлено вместе: и

случайное, и закономерное, и единичное, и общее,-- все это выступает перед

нашими органами чувств в нерасчлененном виде.

Если бы не было мышления, то познание никогда не могло бы выйти за

пределы чувственно воспринимаемого. Мышление соотносит данные ощуще-

ний и восприятий, сопоставляет, сравнивает, раскрывает отношения, опосредо-

вания и через отношения между непосредственно чувственно данными свойст-

вами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не дан-

ные, абстрактные их свойства.

Задачей мышления является выявление существенных, необходимых свя-

зей, основанных на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпаде-

ний в той или иной частной ситуации.

Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к не-

обходимому, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Это

означает, что мышление всегда осуществляется u1074 в обобщениях, только то, что

существенно связано, является общим при многообразных изменениях

несущественных обстоятельств. Поэтому, раскрывая существенные связи,

ственных обстоятельств. Поэтому, раскрывая существенные связи, мышление

всегда обобщает, оно идет от единичного к общему и от общего к единичному.

Следовательно, можно сказать, что мышление – это опосредованное осно-

ванное на раскрытии связей, отношений, опосредований, и обобщенное позна-

ние действительности. Все мыслительные операции возникли и выполнялись

сначала как практические операции – действия и лишь затем перешли во внут-

ренний план и стали операциями теоретического мышления. Мышление заро-

дилось в трудовой деятельности как практическая операция, как компонент

практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоя-

тельную теоретическую деятельность.

Мышление современного человека – это продукт и результат длительного

эволюционного процесса развития его психики. В ходе эволюционного разви-

тия психики мышление прошло следующие основные стадии: наглядно-

действенное мышление, наглядно-образное мышление и словесно-логическое

мышление.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение за-

дачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования си-

туации, опробования свойств объектов. Можно сказать, что это «ручное» мыш-

ление.

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и из-

менений в них. Оно опирается на образы, то есть зрительные представления и

их трансформации. В образе может быть зафиксировано видение предмета с

различных (нескольких) точек зрения. Такое мышление позволяет соединить в

образе непривычные «невероятные» сочетания предметов и их свойств.

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием поня-

тий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств.

Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на

раскрытии его более или менее существенных связей и отношений. Формой

существования понятия является слово.

В ходе онтогенетического развития психики (с момента рождения и даль-

ше) мышление человека последовательно проходит этапы наглядно-

действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. У со-

временного взрослого человека одновременно сосуществуют и дополняют друг

друга все три названные вида мышления. При этом, однако, абсолютно преоб-

ладает словесно-логическое мышление.

Можно выделить по разным основаниям и другие виды мышления (см.

рис.4.7.)

Всякий мыслительный процесс по своему внутреннему строению является

действием или актом деятельности, направленным на разрешение определен-

ной задачи. Задача заключает в себе цель для мыслительной деятельности чело-

века, соотнесенную с условиями, которыми она задана.

Непосредственным толчком к развертыванию мыслительного процесса яв-

ляется сознание проблемной ситуации, которая проявляется как рассогласова-

ние между известными человеку принципами и способами выполнения дейст-

вий и новыми условиями, исключающими их применение. Затем проблемная

ситуация переформулируется в задачу (цель, данную в определенных услови-

ях). Следует сказать, что очень часто процесс преобразования проблемной си-

туации в задачу недостаточно осознается человеком и ему кажется, что все на-

чинается с задачи.

Рис.4.7. Классификация видов мышления.

Далее идет процесс решения задачи, включающий в себя выдвижение и

анализ гипотез, и формирование общей схемы решения.

Заключительной фазой мыслительного процесса является решение про-

блемы или формулирование результата.

Элементами, с которыми оперирует мышление, являются образы, пред-

ставления, понятия, суждения и умозаключения, а к основным операциям

мышления относят анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, аб-

страгирование и конкретизацию.

Анализ _________– это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и вы-

явление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. При помощи

По форме

Виды мышления

По характеру

решаемых

задач

По степени

развёрнуто-

сти

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Словесно-логическое

Теоретическое

Практическое

Репродуктивное (воспроизво-

дящее)

Продуктивное (творческое)

Интуитивное

Дискурсивное

По степени

новизны и

оригинально-

сти

анализа человек может выделить явления из тех случайных и несущественных

связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

Синтез – восстановление расчлененных анализом частей целого, со вскры-

тием при этом существенных связей и отношений между выделенными анали-

зом элементами.

Сравнение – сопоставление предметов, явлений и их свойств с целью ус-

тановления их тождества или различия.

Классификация – это группировка предметов или явлений на основе оп-

ределенных признаков. Она осуществляется на основе сравнения.

Обобщение – отбрасывание специфических, особенных, единичных при-

знаков и сохранение только тех, которые оказываются общими для ряда еди-

ничных предметов.

Конкретизация – операция обратная обобщению, она состоит в выделе-

нии из общего того или иного единичного.

Абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления,

которые в действительности как самостоятельные не существуют.

Рис 4.8 Составляющие продуктивности ума.

Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенно-

сти индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и

форм, операций и процедур мыслительной деятельности. Важнейшие качества

мышления представлены на рис. 4.8. Мышление носит потребностно-

мотивационный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны по-

требностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Мыслит

не мозг человека сам по себе, а сам человек, личность в целом. Поэтому боль-

Гибкость

Быстрота

Широта

Творчество

ПРОДУКТИВНОСТЬ УМА

Глубина

Критич-

ность

Инициативность

Сообразительность

шое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интел-

лекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.