КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мышление. Ному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим па-
Память Ва. Ному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим па- раметрам. Такие ошибки восприятия часто называют фактором превосходст- Другим видом ошибок восприятия являются те, которые связаны с тем, нравится ли нам внешне наш партнёр по общению или нет. Их суть заключает- ся в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склон- ны считать его более добрым, умным, интересным и т.д. (т.е., опять-таки пере- оценивать его u1084 многие психологические качества). Здесь мы имеем дело с фак- тором привлекательности – чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он кажется нам во всех отношениях, если же он не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Третья схема проявляется в том, что те люди, которые к нам относятся хо- рошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо. Это про- явление так называемого фактора отношения к нам. Отсюда можно сделать заключение, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию отрицательных, и на- оборот, - негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положитель- ных сторон партнёра и выделять отрицательные. Рассмотренные три вида ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом Ореола. Он проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к пе- реоценке неизвестного человека. Для того, чтобы успешно ориентироваться в окружающем мире, человеку недостаточно получать с помощью органов чувств информацию о его состоя- нии. Чтобы окружающий, быстро изменяющийся мир не воспринимался чело- веком каждый раз как что новое и незнакомое, он (человек) должен обладать способностью сохранять и накапливать информацию. Такую способность чело- веку обеспечивает его память. Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его индивидуального опыта. Она включает в себя следующие про- цессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Различают следующие виды памяти: а) по характеру психической активности, преобладающей в деятельно- сти, выделяют двигательную, эмоциональную, образную и словесно- логическую память; б) по характеру целей деятельности – непроизвольную и произвольную; в) по продолжительности сохранения информации – кратковременную, оперативную и долговременную. Рис.4.3. Классификация видов памяти. Двигательная память – это память на движения. Люди, обладающие хо- рошей двигательной памятью характеризуются физической ловкостью, сноров- кой в труде, они легко и быстро усваивают новые виды деятельности, требую- щие хорошей координации движений. В том, что мы умеем ходить, писать, управлять автомобилями, играть на гитаре, и т.д. и т.п., основную роль играет двигательная память. По характеру целей деятельности Виды памяти По характеру пси- хической активно- сти, преобладаю- щей в деятельно- сти. По продолжитель- ности хранения информации Непроизвольная Произвольная Двигательная Эмоциональная Словесно- логическая Образная Кратковремен- ная Оперативная Долговремен- ная Зрительная Слуховая Вкусовая Обонятельная Осязательная Эмоциональная память – это память на эмоциональные состояния, воз- никающие в тех или иных ситуациях. Это очень важный вид памяти, так как он дополняет другие виды памяти. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удов- летворяются наши потребности. Пережитые и сохранённые в памяти эмоции выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо как удерживаю- щие от неё. Образная память – это память на зрительные, слуховые, вкусовые, обоня- тельные и другие образы. Это профессиональный вид памяти, его развитие оп- ределяется условиями деятельности. Он хорошо развит у людей художествен- ных профессий. Словесно-логическая память – это память на мысли, которые у человека оформлены средствами языка – словами. Непроизвольной памятью называется процесс запоминания, сохранения и воспроизведения, в котором отсутствует сознательная цель что-либо запом- нить или вспомнить. Соответственно произвольная память – это процесс це- ленаправленного запоминания или припоминания информации. В кратковременной памяти в течение долей секунд сохраняется вся по- ступившая информация. Оперативная память обеспечивает хранение промежу- точных результатов, необходимых до конца решения текущей задачи, в долго- временной памяти информация накапливается как бы впрок и сохраняется длительное время. Все виды памяти тесно взаимосвязаны. Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации име- ет ряд закономерностей, поэтому можно выделить ряд законов памяти: 1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, состав- ляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. В зависимости от количества и характера работы, потраченной на изучение (осмысление) материала, можно выделить несколько уровней усвоения знаний. Рис.4.4. Уровни усвоения знаний I - знания – узнавания, когда материал можно узнать при повторном вос- приятии; IV III II I Время, затраченное на работу с материалом Уровень усвоения знаний II - знания – копии, когда материал можно воспроизвести словами ори- гинала (или источника); III - знания – трансформации, когда материал можно воспроизвести своими словами и применить для решения задач по образцу; IV - знания – умения, когда материал может использоваться для решения новых, оригинальных задач. Для улучшения запоминания важно должным образом организовать ин- формацию в момент запоминания. Для этого целесообразно использовать опор- ные слова, схемы, диаграммы, таблицы. Хорошие результаты дает прием про- гнозирования, состоящий в том, что, начав читать новый материал, следует по- пытаться после выдвижения автором нескольких аргументов, сделать самостоя- тельно вывод. Возникающие при этом эмоции (положительные, если прогноз правильный и отрицательные, когда нет) улучшают запоминание. Если требуется запомнить большие объемы информации, целесообразно материал разбить на части (смысловые фрагменты), озаглавить их и связать за- головки по смыслу, т.е. составить план. Проработанный таким образом матери- ал запомнится значительно лучше. 2. Закон интереса: интересное запоминается легко, так как для этого не требуется много усилий. Поэтому следует предлагаемый для запоминания материал делать инте- ресным. Для этого его следует излагать в яркой, образной, проиллюстрирован- ной убедительными примерами форме, что определит непосредственный инте- рес и улучшит запоминание. Основа формирования опосредованного интереса к материалу – это осоз- нание его действительной значимости. Поэтому всегда важно показывать, для чего этот материал будет нужен, где его потом можно будет использовать в бу- дущей работе. 3. Закон установки: запоминание происходит лучше в том случае, если имеется установка «запомнить». Такая установка может задаваться извне, например, словами лектора «об- ратите на это внимание», «запомните, пожалуйста», «главное здесь то …» и т.п., или когда сам человек ставит перед собой задачу «запомнить всерьез и на- долго». В обоих случаях такая установка актуализирует произвольную память, что способствует лучшему запоминанию. 4. Закон действия первоначального впечатления: чем ярче первое впе- чатление от материала, тем прочнее он запоминается. Первое впечатление можно усилить рационально и эмоционально. При ра- циональном усилении можно направить информацию по нескольким каналам: прослушать и записать, зарисовать, проговорить, например, обсудить ее с кем- либо. При этом особенно полезно обсуждение с лицом, придерживающимся противоположной точки зрения. При эмоциональном усилении следует вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Однако при этом следует помнить, что отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверен- ность, печаль, раздражение, страх), мешают запоминанию. 5. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие и впечатление, им (контекстом) создаваемое, существенно улучшает запоминание и последующее воспроизведение. Поэтому всегда надо обращать внимание на контекст или да- же специально создавать его, облекая запоминаемую информацию в какой-либо сюжет и тем самым увеличивая его число связей с другим материалом. Возни- кающие в результате этого ассоциации облегчают запоминание и воспроизве- дение. 6. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше длина запоминаемого ряда стимулов превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Для того чтобы человек мог запомнить и воспроизвести как можно больше информации, необходимо, чтобы одновременно предъявляемый ему ряд стиму- лов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти (7±2). Например, если человеку предложить для запоминания два раз- ных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то он смо- жет воспроизвести больше слов из первого ряда. 7. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит пре- дыдущее. Поэтому лучший способ забыть только что заученное – сразу вслед за этим попытаться запомнить схожий материал. Любая информация, чтобы быть хо- рошо запомненной, должна «отстояться». При этом следует иметь в виду, что на запоминание влияет не только по- следующая, но и предшествующая деятельность, то есть здесь как бы имеет ме- сто явление интерференции. Иными словами, если до момента запоминания или после него человек осуществляет деятельность, связанную с запоминанием сходного материала, это приведет к ухудшению сохранения информации. Это связано с тем, что со- седствующие по времени события человек воспринимает как закономерно свя- занные, поэтому возникает множество связей с предшествующей или после- дующей информацией, в результате она как бы «размывается». 8. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано, представ- лено и т.п.) в начале и особенно в конце ряда (фрагмента) информации, и хуже запоминается середина. Поэтому то, что должно быть хорошо усвоено, следует в процессе сообще- ния помещать в начало или в конец информационного фрагмента. 9. Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Повторение способствует сохранению информации в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и переведена в долговременную память. Рис. 4.5. Виды мнемических действий (по В.Д. Шадрикову). Группировка Выделение опорных пунк- тов деление материала на группы по каким-либо осно- ваниям (смыслу, ассоциациям и др.) фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, примеры и т.п.) План совокупность опорных пунктов Классификация распределение предметов, явлений, понятий по классам, группам на основании общих признаков Структуриро- вание установление взаимного расположения частей це- лого Схематизация изображение или описание в основных чертах Аналогия установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий Мнемотехниче- ские приемы совокупность готовых, известных способов запо- минания Перекодировка вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме Достраивание запоминаемого материала привнесение нового в запоминаемый материал, объединение и привнесение чего-либо по ситуа- тивным признакам, распределение по местам Серийная орга- низация мате- риала установление или построение различных последо- вательностей (по объему, времени и т.п.) Ассоциация установление связей по сходству, смежности или противоположности Повторение Сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала Известный немецкий психолог Г. Эббингауэз, много внимания уделявший исследованию памяти, установил, что большая часть информации «теряется» сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее коли- чество информации. Если что-либо следует хорошо и надолго запомнить, то необходимы как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоми- нания, второй раз – через 20-30 мин, третий – через день, четвертый – через две-три недели. Различные виды повторения приводят к неодинаковым результатам. Луч- ший вид – активное повторение, когда оно осуществляется в виде воспроизве- дения, это в несколько раз эффективнее, чем в виде пассивного повторения (до- полнительного чтения, прослушивания, просмотра). Иными словами, в процес- се повторения воспроизведение важно не подменять узнаванием, поскольку по- следнее требует меньше усилий и соответственно не обеспечивает лучшего за- поминания. 10. Закон преимущества цели деятельности: цель деятельности запоми- нается лучше, чем ее условия. Это означает, что для того чтобы лучше запомнить материал, нужно орга- низовать работу с ним так, чтобы запоминаемое в ней было целью, а не услови- ем. В целом рассмотренные закономерности процессов памяти определяют факторы,обеспечивающие запоминание. Их структура показана на рис.4.6. Рис.4.6. Факторы, определяющие продуктивность памяти. Субъектив- ные Факторы запоминания Объектив- ные Предшествующий опыт Интерес Состояние человека Характер материа- ла Количество мате- риала Обстановка Осмысленность Связанность Наглядность Понятность В окружающем человека мире существует много объектов и явлений, ко- торые недоступны непосредственному чувственному познанию, то есть их нельзя обнаружить с помощью органов чувств, так как возможности последних ограничены. Например, человек не может увидеть молекулы и атомы, не вос- принимает ультрафиолетовое излучение, не может услышать инфра- и ультра- звук. Однако для успешной жизнедеятельности человеку исключительно важно познавать все, что реально существует, и такую возможность дает человеку его мышление. Мышление – это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию. Мышление – такой компонент познавательной действительности, который позволяет открыть главные, существенные связи предметов и явлений окру- жающего мира. Любая познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и только затем может произойти переход к мышлению. Мышление не может быть без чувственного познания, через ощущения и восприятия мышление не- посредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правиль- ность такого отражения всегда проверяется практикой. Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого и всестороннего познания. В ней почти не расчленены сложнейшие взаимосвязи различных предметов, событий и явлений, их причин и следствий, а также взаимоперехо- дов друг в друга. В восприятии вещи и явления, а также их свойства даны сплошь и рядом в случайных единичных связях. В чувственной картине представлено вместе: и случайное, и закономерное, и единичное, и общее,-- все это выступает перед нашими органами чувств в нерасчлененном виде. Если бы не было мышления, то познание никогда не могло бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого. Мышление соотносит данные ощуще- ний и восприятий, сопоставляет, сравнивает, раскрывает отношения, опосредо- вания и через отношения между непосредственно чувственно данными свойст- вами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не дан- ные, абстрактные их свойства. Задачей мышления является выявление существенных, необходимых свя- зей, основанных на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпаде- ний в той или иной частной ситуации. Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к не- обходимому, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Это означает, что мышление всегда осуществляется u1074 в обобщениях, только то, что существенно связано, является общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств. Поэтому, раскрывая существенные связи, ственных обстоятельств. Поэтому, раскрывая существенные связи, мышление всегда обобщает, оно идет от единичного к общему и от общего к единичному. Следовательно, можно сказать, что мышление – это опосредованное осно- ванное на раскрытии связей, отношений, опосредований, и обобщенное позна- ние действительности. Все мыслительные операции возникли и выполнялись сначала как практические операции – действия и лишь затем перешли во внут- ренний план и стали операциями теоретического мышления. Мышление заро- дилось в трудовой деятельности как практическая операция, как компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоя- тельную теоретическую деятельность. Мышление современного человека – это продукт и результат длительного эволюционного процесса развития его психики. В ходе эволюционного разви- тия психики мышление прошло следующие основные стадии: наглядно- действенное мышление, наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение за- дачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования си- туации, опробования свойств объектов. Можно сказать, что это «ручное» мыш- ление. Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и из- менений в них. Оно опирается на образы, то есть зрительные представления и их трансформации. В образе может быть зафиксировано видение предмета с различных (нескольких) точек зрения. Такое мышление позволяет соединить в образе непривычные «невероятные» сочетания предметов и их свойств. Словесно-логическое мышление характеризуется использованием поня- тий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств. Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных связей и отношений. Формой существования понятия является слово. В ходе онтогенетического развития психики (с момента рождения и даль- ше) мышление человека последовательно проходит этапы наглядно- действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. У со- временного взрослого человека одновременно сосуществуют и дополняют друг друга все три названные вида мышления. При этом, однако, абсолютно преоб- ладает словесно-логическое мышление. Можно выделить по разным основаниям и другие виды мышления (см. рис.4.7.) Всякий мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действием или актом деятельности, направленным на разрешение определен- ной задачи. Задача заключает в себе цель для мыслительной деятельности чело- века, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Непосредственным толчком к развертыванию мыслительного процесса яв- ляется сознание проблемной ситуации, которая проявляется как рассогласова- ние между известными человеку принципами и способами выполнения дейст- вий и новыми условиями, исключающими их применение. Затем проблемная ситуация переформулируется в задачу (цель, данную в определенных услови- ях). Следует сказать, что очень часто процесс преобразования проблемной си- туации в задачу недостаточно осознается человеком и ему кажется, что все на- чинается с задачи. Рис.4.7. Классификация видов мышления. Далее идет процесс решения задачи, включающий в себя выдвижение и анализ гипотез, и формирование общей схемы решения. Заключительной фазой мыслительного процесса является решение про- блемы или формулирование результата. Элементами, с которыми оперирует мышление, являются образы, пред- ставления, понятия, суждения и умозаключения, а к основным операциям мышления относят анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, аб- страгирование и конкретизацию. Анализ _________– это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и вы- явление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. При помощи По форме Виды мышления По характеру решаемых задач По степени развёрнуто- сти Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое Теоретическое Практическое Репродуктивное (воспроизво- дящее) Продуктивное (творческое) Интуитивное Дискурсивное По степени новизны и оригинально- сти анализа человек может выделить явления из тех случайных и несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Синтез – восстановление расчлененных анализом частей целого, со вскры- тием при этом существенных связей и отношений между выделенными анали- зом элементами. Сравнение – сопоставление предметов, явлений и их свойств с целью ус- тановления их тождества или различия. Классификация – это группировка предметов или явлений на основе оп- ределенных признаков. Она осуществляется на основе сравнения. Обобщение – отбрасывание специфических, особенных, единичных при- знаков и сохранение только тех, которые оказываются общими для ряда еди- ничных предметов. Конкретизация – операция обратная обобщению, она состоит в выделе- нии из общего того или иного единичного. Абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Рис 4.8 Составляющие продуктивности ума. Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенно- сти индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности. Важнейшие качества мышления представлены на рис. 4.8. Мышление носит потребностно- мотивационный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны по- требностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Мыслит не мозг человека сам по себе, а сам человек, личность в целом. Поэтому боль- Гибкость Быстрота Широта Творчество ПРОДУКТИВНОСТЬ УМА Глубина Критич- ность Инициативность Сообразительность шое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интел- лекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |