КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды эмоций
Эмоциональные проявления у человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс. Рис. 5.3. Виды эмоций Аффект – это наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полно- стью охватывает психику человека, как бы соединяя главный раздражитель со всеми второстепенными, в результате возникает обобщенный аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включая сопутствующие ассоциации и движения. Эмоции Настроение Длительное эмоциональное состояние, обычно не слишком интенсивное, не имеющее существенных ко- лебаний. Аффект Предельно выраженная, наиболее интенсивная, но кратковременная эмоция. Собственно эмоции Ситуативные переживания, выражающие отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Чувство Наиболее устойчивое эмоциональное состояние, имеющее ярко выраженный предметный характер. Стресс Психическое состояние общего возбуждения и психи- ческого напряжения при деятельности в трудных, не- обычных или экстремальных условиях. Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщен- ность, большая интенсивность и малая продолжительность. В таком состоянии у человека резко изменяется внимание (оно концентрируется только на раздра- жителе), нарушается мышление, человек не может сосредоточиться и предви- деть результаты своих поступков, целесообразное поведение становится невоз- можным. Аффект захватывает человека целиком, он может получить выход в дея- тельность, направленную на объект-раздражитель или на другие объекты, или привести к пассивной форме переживания, но в любом случае он ослабляет че- ловека до такой степени, что наступает упадок сил, безразличие. Примерами аффекта могут быть паника, ужас, полное отчаяние, безудержная радость и т.п. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стрем- лениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам предъявляет их себе), и возможностями выполнить эти требования. Аффект развивается в критических условиях при неспособности человека найти адекватный выход из опасных, чаще всего не- ожиданно сложившихся ситуаций. Собственно эмоции (ситуативные эмоции), в отличие от аффектов - бо- лее длительные и менее интенсивные состояния. Они – реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуа- ции, то эмоции имеются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме субъективной обоб- щенной оценки. Конкретных видов собственно эмоций может быть достаточно много, в русском языке существует более 100 слов, используемых для их обо- значения__________. Чувства – еще более длительные, чем эмоции и устойчивые состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Конкретная отнесенность чувства проявляется в том, что человек не может переживать чув- ство вообще, безотносительно к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, че- ловек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязан- ности или поклонения. Настроения - самые длительные эмоциональные состояния, окрашиваю- щие поведение человека. Известно, например, что одна и та же работа при раз- ных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручаю- щей. Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. Более того, источник, определяющий то или иное на- строение, далеко не всегда осознается. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение является эмо- циональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных собы- тий, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов, ожиданий. Сформировавшиеся настроения, в свою очередь, оказы- вают влияния на непосредственные эмоциональные реакции на происходящие события. В зависимости от того насколько осознаются причины, вызвавшие то или иное настроение, оно переживается либо как некоторый общий эмоциональный фон (приподнятое или подавленное настроение), либо как четко идентифици- руемое состояние (скука, печаль, радость). Очень важно уметь контролировать свое настроение, находить и использо- вать способы его сознательной коррекции. Беспричинные колебания настрое- ния могут быть связаны с такими свойствами человека, как повышенная тре- вожность, эмоциональность, неустойчивость. Стресс – комплексная психологическая и физиологическая реакция орга- низма на мощное проявление эмоций в результате неблагоприятных воздейст- вий разного u1088 рода (холода, усталости, страха, унижения, боли и т.п.). Она одно- типна на различные раздражители, при этом интенсивность развивающейся адаптационной активности зависит не от физической силы воздействия, а от личностной значимости действующего фактора. Стресс вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. С биологи- ческой точки зрения стресс – это адаптационный синдром, то есть своеобразная защитная реакция организма, с помощью которой он как бы мобилизует свои ресурсы в ответ на неблагоприятные воздействия. Слабые воздействия не при- водят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние воздействующего фактора (стрессора) превосходит приспособительные возможности организма. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма, например, учащается ритм сердца, повышается свертывае- мость крови, изменяются защитные свойства организма. В результате – орга- низм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным спо- собом приспособиться к ней. Стрессорами могут быть и физические раздражители, как реально дейст- вующие, так и вероятностные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими стрессорами являются необходимость принятия ответственных решений, быст- рой перестройки при резкой перемене стратегии поведения, конфликты, не- удовлетворительные темпы продвижения по службе и т.п., при этом для воз- никновения стресса большое значение имеет осознание человеком своей ответ- ственности за себя, за окружающих его людей, его установка на свою роль в создавшейся ситуации. Стресс включает в себя три фазы. Первая фаза – фаза мобилизации за- щитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкрет- ному травмирующему воздействию. У большинства людей к концу первой фа- зы отмечается повышение u1088 работоспособности. Вслед за первой наступает вто- рая фаза – сбалансированного расхода адаптационных резервов организма – стабилизация. Если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия – истощение. Стресс – это обязательная составная часть жизни каждого человека, его нельзя избежать. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспосо- бительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухуд- шения самочувствия и даже заболевания – соматические и невротические. Различные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних людей реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продол- жает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассив- ная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»). Характер реакции тесно связан с возникающими вследствие стресса забо- леваниями. Многие виды воздействий, приводящие к стрессу, вызывают у лю- дей гипертоническую и язвенную болезни, а также инфаркт, инсульт, стенокар- дию, сердечную аритмию и т.д. Существует связь между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Если человек обладает повышенным уровнем притязаний и стремится за- нять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, то он в большей мере подвержен сердечно-сосудистой патологии. У лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимо- стью к своему ближайшему окружению часто развивается гипертония. К этой болезни могут приводить также ситуации, которые не дают человеку возмож- ности успешно бороться за признание собственной личности окружающими, исключающие чувство удовлетворения в процессе самоутверждения, когда че- ловека подавляют, игнорируют, когда у человека развивается чувство постоян- ного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду». Люди с завышенной самооценкой, которая приводит порой к индивидуа- лизму, неудовлетворенности своим положением (профессией, должностью), конфликтности, пристрастию к выяснению отношений, склонны к сердечно- сосудистым заболеваниям. Люди с пониженной самооценкой, которая сопровождается чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, повы- шенной тревожностью и одновременно с этим повышенной исполнительно- стью, обостренным чувством долга, повышенной требовательностью к себе и стремлением сделать значительно больше, чем реально могут, склонны к яз- венным болезням. Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности явля- ются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоциональных перенапряжений – неврозы. Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека. Кон- фликт между необходимостью разрешить жизненную ситуацию и невозможно- стью это сделать, поскольку неизвестно как, часто приводит к неврозу, то есть такому состоянию, при котором резко возрастает чувствительность к сигналам из внешней и внутренней среды. При этом человек становится плаксивым, не- терпеливым, у него возникают болевые ощущения в ответ на сигналы из внут- ренней среды, которые ранее не воспринимались. В основе большинства неврозов лежат внутренний конфликт, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла травмирующая человека ситуация. Переживания становятся источником неврозов лишь в том случае, если они особо значимы, занимают центральное место в системе отно- шений личности к действительности. Лечение неврозов заключается прежде всего в попытке помочь человеку разобраться в возникшей ситуации. Необходимо пересмотреть те компоненты ситуации, которые представляются ему неразрешимыми, и переориентировать его в направлении развития активной и адекватной жизненной позиции. Громадное значение для психологического и физического здоровья имеет эмоциональный климат на работе и дома. Настроение каждого во многом зави- сит от настроения окружающих, от их отношения, проявляющегося в словах, мимике, поступках. Общаясь с людьми, невольно «заряжаешься» их оптимиз- мом или унынием. Наиболее очевидными проявлениями благоприятной атмо- сферы, способствующими продуктивной совместной деятельности людей, яв- ляются внимание, доброжелательность, проявление взаимных симпатий.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |