Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическая подготовка




Психическая подготовка — это система психолого-педагогичес­ких воздействий, применяемых с целью формирования и совер­шенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировоч­ной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного вы­ступления в них.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольше­му использованию физической и технической подготовленности, а с другой — позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, пере­возбуждение и т.д.).

Принято выделять общую психическую подготовку и психи­ческую подготовку к конкретному соревнованию.

Общая подготовка решается двумя путями:

1) обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечива­
ющим психическую готовность к деятельности в экстремальных
условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний,
уровня активации, концентрации и распределения внимания; спо­
собам самоорганизации и мобилизации на максимальные воле­
вые и физические усилия;

2) обучение приемам моделирования в тренировочной деятель­
ности условий соревновательной борьбы посредством словесно-
образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному сорев­
нованию предполагает формирование установки на достижение
запланированного результата на фоне определенного эмоциональ­
ного возбуждения, в зависимости от мотивации, величины по­
требности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки
вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбужде­
ние, регулируя величину потребности, общественную и личную
значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, мож­
но формировать необходимое состояние психической готовности
спортсмена к предстоящему соревнованию.

Содержание психической подготовки^ ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта.

В повседневном тренировочном процессе психическая подготов­ка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техни­ческую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель


психической подготовки — реализация потенциальных возможнос­тей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятель­ность, то многообразие частных задач (формирование мотивацион- ных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психичес­кой устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам), приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

Содержание конкретных средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает сле­дующая классификация (по А. В. Родионову, 1995).

По цели применения средства и методы психической подготов­ки делятся на:

1) мобилизующие;

2) коррегирующие (поправляющие);

3) релаксирующие (расслабляющие).

По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы (рис. 35):

1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двига­
тельные, поведенческо-организующие, социально-организующие,
комбинированные);

2) преимущественно психологические (суггестивные, т.е. внуша­
ющие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом;
социально-игровые, комбинированные);

3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные,
психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

По сфере воздействия средства и методы психической подго­товки делятся на:

1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-пси­
хомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятие^
ситуации и моторными действиями);

2) средства воздействия на интеллектуальную сферу;

3) средства воздействия на волевую сферу;

4) средства воздействия на эмоциональную сферу;

5) средства воздействия на нравственную сферу.

По адресату средства и методы психической подготовки де-' лятся на:

1) средства, направленные на психическую подготовку тренера;

2) средства управления непосредственно спортсменом или ко­
мандой.

По времени применения эти средства и методы делятся на:

1) предупреждающие;

2) пред соревновательные;

3) соревновательные;

4) постсоревновательные.

По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участ-


                                     
   
 
 
       
 
     
   
             
       
 
 
 
 


Психолого-педагогические

Ментальные
Убеждаю­щие

I Психофизиологические If Психологические

Суггестив­ные

Психо­фармаколо­гические


Направляю­щие


 


Дыхательные


Социально-игровые


Поведенческо-организующие


Социально-организующие


 


Комбинированные


Комбинированные]


Комбинированные


Рис. 35. Средства и методы психической подготовки спортсмена


ников педагогического процесса — тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.).

На выбор конкретных средств и методов существенное влия­ние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особеннос­ти спортсмена.

Мобилизующие средства и методы направлены на повышение психического тонуса, формирование установки на активную ин­теллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда отно­сят такие словесные средства, как самоприказы, убеждения; та­кие психорегулирующие упражнения, как «психорегулируюшая тренировка* (вариант «мобилизация»), упражнения на концент­рацию; такие физиологические воздействия, как возбуждающий вариант акупунктуры, возбуждающий массаж.

Коррегирующие средства обычно относятся к категории сло­весных и носят форму гетеровоздействия. Ими могут быть различ­ные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном ис­ходе соревнования вытесняются в направлении оценки собствен­ных технико-тактических действий), способы изменения целепо-лагания, прием «рационализация» (когда спортсмену объясняют механизм начавшегося стресса, что делает его менее опасным), «гимнастика чувств» по системе К. С. Станиславского (когда спорт­смену преднамеренно предлагают изобразить гнев, ярость, радость, сомнение и т.д.).

Редактирующие средства направлены на снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можно назвать варианты пси-хоре гулирующей тренировки «успокоение», «прогрессивную ре­лаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий массаж.

Психолого-педагогические средства относятся к компетенции не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии и направлены преимущественно на мо­ральную и нравственную сферу спортсмена. Умелое использова­ние слова — важнейшее средство психической подготовки.

Психофизиологическими условно называются средства физио­логические по технологии, но несущие в себе психическое воз­действие, в основном косвенное. Такими средствами являются акупунктура, массаж, разминка, особенно если она психологи­чески грамотно построена и преследует цель формирования у спортсмена необходимого настроения.

Значительный раздел средств психической подготовки состав­ляют приемы произвольной саморегуляции. По способу примене­ния такими приемами могут быть убеждение, самовнушение (са­моприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использо­вание механизмов представления и воображения (например, с по­мощью средств идеомоторной тренировки).



Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тре­нировочных сборах, соревнованиях.

18.6. Тренировочные и соревновательные нагрузки

Нагрузка — это воздействие физических упражнений на орга­низм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функцио­нальных систем (В.Н.Платонов, 1987).

Соревновательная нагрузка — это интенсивная, часто макси­мальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она явля­ется функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содер­жит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со сторо­ны организма соответствующую функциональную перестройку.

По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специ­фические и неспецифические; по величине — на малые, сред­ние, значительные (околопредельные) и большие (предельные); по направленности — на способствующие совершенствованию от­дельных двигательных качеств (скоростных, силовых, коорди­национных, выносливости, гибкости) или их компонентов (на­пример, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленно­сти или тактического мастерства и т.п.; по координационной слож­ности — на выполняемые в стереотипных условиях, не требую­щих значительной мобилизации координационных способнос­тей, и связанные с выполнением движений высокой коор­динационной сложности; по психической напряженности — на более напряженные и менее напряженные в зависимости от тре­бований, предъявляемых к психическим возможностям спорт­сменов.

Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсме­на могут быть разделены на развивающие, поддерживающие (ста­билизирующие) и восстановительные.

К развивающим нагрузкам относятся большие и значи­тельные нагрузки, которые характеризуются высокими воз­действиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80%. После таких нагрузок требуется восстановитель­ный период для наиболее задействованных функциональных сис­тем соответственно 48—96 и 24—48 ч.


К поддерживающим (стабилизирующим) нагрузкам отноы средние нагрузки, воздействующие на организм спортсме-* на па уровне 50—60% по отношению к большим нагрузкам и требу-* ющие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч.1

К восстановительным нагрузкам относятся малые н а г р у з ■ к и на организм спортсмена на уровне 25—30% по отношению большим и требующие восстановления не более в ч.

Выбор той или иной нагрузки должен быть обоснован прежде всего с позиций эффективности. К числу наиболее существенны признаков эффективности тренировочных нагрузок можно отне< ти (М.А.Годик, 1980);

1) специализированность, т.е. меру сходства с соревнователе
ным упражнением;

2) напряженность, которая проявляется в преимущественно!
воздействии на то или иное двигательное качество, при задеЩ
ствовании определенных механизмов энергообеспечения;

3) величину как количественную меру воздействия упражне­
ния на организм спортсмена.

Специализированность нагрузки предполагает их распределе­ние на группы в зависимости от степени их сходства с соревнова­тельными. По этому признаку все тренировочные нагрузки разде­ляются на специфические и неспецифические. К специфическим относят нагрузки, существенно сходные с соревновательными по характеру проявляемых способностей и реакциям функциональ­ных систем.

В современной классификации тренировочных и соревнователь­ных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физио­логические границы и педагогические критерии, широко распро­страненные в практике тренировки. Кроме того, в отдельных слу­чаях третья зона разделяется еще на две подзоны, а четвертая на три в соответствии с продолжительностью соревновательж деятельности и мощностью работы (табл. 30). Для квалифицир(ванных спортсменов эти зоны имеют следующие характеристи!

1-я зонааэробная восстановительная. Ближайший тренир(вочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС, 140—145 уд./мин. Лактат в крови находится на уровне покоя и превышает 2 ммоль/л. Потребление кислорода достигает 40— 705 от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисле! жиров (50% и более), мышечного гликогена и глюкозы кров! Работа обеспечивается полностью медленными мышечными в(локнами (ММВ), которые обладают свойствами полной утилизе ции лактата, и поэтому он не накапливается в мышцах и кров! Верхней границей этой зоны является скорость (мощность) аэро£ ного порога (лактат 2 ммоль/л). Работа в этой зоне может выпо! няться от нескольких минут до нескольких часов. Она стимулирэ ет восстановительные процессы, жировой обмен в организме совершенствует аэробные способности (общую выносливость).


Таблица 30

Классификация нагрузок н характеристика отдельных зон интенсивности

 

Зоны интенсив­ности Преимущест­венное энерго­обеспечение (субстраты) Соотношение аэробного и анаэроб­ного энерго­обеспечения, Потребле­ние кисло­рода, в% от МПК Пограничная скорость передвиже­ния или мощность работы ЧСС во время работы Концент­рация лактата во время работы, ммоль/л Вовлечение мышечных волокон Эффективное время работы
1. Аэробная восстанови­тельная Жиры (50% и более), гликоген, глюкоза крови 100:0 40-70 Аэробного порога !40±10 2-2,5 ММВ Исходя из задач тренировки
2. Аэробная развиваю­щая Гликоген, жиры, глюкоза крови 95:5 60-90 Анаэробного порога 170+10 2.5-4 (до 4,5) ММВ, БМВ, До 3—4 ч
3. Смешан­ная аэробно-анаэробная (а. б)** Гликоген, жиры, глюкоза 90:10 85:15 80-90 85-100 Соответственно МПК 180±10 4-6,5 6,5-10 ММВ, БМВ, ММВ, БМВ, BMBft * 0,5-2 ч 10—30 мин
4. Анаэробная гликотиче-ская (а. б, в)** Гликоген 70:30 40:60 20:80 95-100 85-95 75-90 - Свыше 180 8-15 10-18 14-20 {до 25) ММВ, БМВ, БМВ6 5—10 мин* 2—5 мин* До 2 мин*
5. Анаэробная алактатпая Креатин-фосфат, АТФ, гликоген 5:95 Мини­мальное Макси­мальная Не ин­форма­тивна Не ин­форма­тивна ММВ, БМВ, До 10-15* с

* В одном повторении. ** Пояснения см. на с. 372.


Нагрузки, направленные на развитие гибкости и координации! движений, выполняются в этой зоне. Методы упражнения ] регламентированы.

Объем работы в течение макроцикла в этой зоне в разных ви­дах спорта составляет от 20 до 30%.

2-я зона — аэробная развивающая. Ближний тренировочный] эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 160—^ 175 уд./мин. Лактат в крови до 4 ммоль/л, потребление кислоро­да 60—90% от МГТК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления углеводов (мышечного гликогена и глюкозы) и в мень­шей степени жиров. Работа обеспечивается медленными мышеч­ными волокнами (ММВ) и быстрыми мышечными волокнами (БМВ) типа «а*, которые включаются при выполнении нагру­зок у верхней границы зоны — скорости (мощности) анаэроб­ного порога.

Вступающие в работу быстрые мышечные волокна типа «а» способны в меньшей степени окислять лактат, и он медленно по-1 степенно нарастает от 2 до 4 ммоль/л.

Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также несколько часов и связана с марафонски­ми дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспи­тание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает ра­боту по воспитанию координации и гибкости. Основные методы: непрерывного упражнения и интервального экстенсивного упраж­нения.

Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 40 до 80%.

3-я зона — смешанная аэробно-анаэробная. Ближний трениро­вочный эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 180—185 уд./мин, лактат в крови до 8—10 ммоль/л, потребле­ние кислорода 80—100% от МПК. Обеспечение энергией проис­ходит преимущественно за счет окисления углеводов (гликогена и' глюкозы). Работа обеспечивается медленными и быстрыми мы­шечными единицами (волокнами). У верхней границы зоны — кри­тической скорости (мощности), соответствующей МПК, подклю­чаются быстрые мышечные волокна (единицы) типа «б», кото­рые не способны окислять накапливающийся в результате работ! лактат, что ведет к его быстрому повышению в мышцах и крови (до 8—10 ммоль/л), что рефлекторно вызывает также значитель-и ное увеличение легочной вентиляции и образование кислородно­го долга.

Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерыв­ном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5—2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости, обес­печиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями, силовой выносливости. Основные методы: непре-


рывного и интервального экстенсивного упражнения. Объем ра­боты в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 5 до 35%.

4-я зона — анаэробно- гл и политическая. Ближайший трениро­вочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением лакта-та в крови от 10 до 20 ммоль/л. ЧСС становится менее информа­тивной и находится на уровне 180—200 уд./мин. Потребление кис­лорода постепенно снижается от 100 до 80% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет углеводов (как с участием кислоро­да, так и анаэробным путем). Работа выполняется всеми тремя типами мышечных единиц, что ведет к значительному повыше­нию концентрации лактата, легочной вентиляции и кислород­ного долга. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10—15 мин. Она стимулирует воспитание специ­альной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей.

Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 с до 6—10 мин. Основной метод — интервального интенсивно­го упражнения. Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 2 до 7%.

5-я зона — анаэробно-алактатная. Ближний тренировочный эф­фект не связан с показателями ЧСС и лактата, так как работа кратковременная и не превышает 15—20 с в одном повторении. Поэтому лактат в крови, ЧСС и легочная вентиляция не успевают достигнуть высоких показателей. Потребление кислорода значи­тельно падает. Верхней границей зоны является максимальная ско­рость (мощность) упражнения. Обеспечение энергией происходит анаэробным путем за счет использования АТФ и КФ, после 10 с к энергообеспечению начинают подключаться гликолиз и в мыш­цах накапливается лактат. Работа обеспечивается всеми типами мы­шечных единиц. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120—150 с за одно тренировочное занятие. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, мак­симально-силовых способностей. Объем работы в макроцикле со­ставляет в разных видах спорта от 1 до 5%.

Классификация тренировочных нагрузок (см. табл. 30) дает представление о режимах работы, в которых должны выполняться различные упражнения, используемые в тренировке, направлен­ной на воспитание различных двигательных способностей. В то же время следует отметить, что у юных спортсменов от 9 до 17 лет отдельные биологические показатели, например ЧСС, в различ­ных зонах могут быть более высокими, а показатели лактата — более низкими. Чем моложе юный спортсмен, тем в большей мере эти показатели расходятся с описанными выше и приведенными в таблице 30.

В циклических видах спорта, связанных с преимущественным проявлением выносливости, для более точного дозирования на-


 
 

 

грузок 3-ю зону в отдельных случаях делят на две подзоны: «а» и «б». К подзоне «а» относят соревновательные упражнения продол­жительностью от 30 мин до 2 ч, а к подзоне «б» — от 10 до 30 мин. Четвертую зону делят на три подзоны: «а», «б» и «в». В подзоне «а» соревновательная деятельность продолжается примерно от 5 до 10 мин; в подзоне «б» — от 2 до 5 мин; в подзоне «в» от 0,5 до 2 мин.

Тренировочные нагрузки определяются следующими показа­
телями: а) характером упражнений; б) интенсивностью работы
при их выполнении; в) объемом (продолжительностью) работы;
г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между
отдельными упражнениями. Соотношения этих показателей в тре­
нировочных нагрузках определяют величину и направленность их ■
воздействия на организм спортсмена. ■

I

Характер упражнений. По характеру воздействия все упражне- Т ния могут быть подразделены на три основные группы: глобаль­ного, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального — от 1/3 до 2/3, локального — до 1/3 всех мышц (В.М.Зациор-ский, 1970).

С помощью упражнений глобального воздействия решается большинство задач спортивной тренировки, начиная от повыше­ния функциональных возможностей отдельных систем и кончая достижением оптимальной координации двигательной и вегета­тивных функций в условиях соревновательной деятельности.

Диапазон использования упражнений регионального и локаль­ного воздействия значительно уже. Однако, применяя эти упраж- > нения, в ряде случаев можно добиться сдвигов в функциональ- ', ном состоянии организма, которых нельзя достичь с помощью упражнений глобального воздействия.

Интенсивность нагрузки в значительной мере определяет ве­личину и направленность воздействия тренировочных упражне­ний на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы, " можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифициро­вать деятельность функциональных систем., активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.

Интенсивность работы тесно взаимосвязана с развиваемой мощ­ностью при выполнении упражнений, со скоростью передвиже ния в видах спорта циклического характера, плотностью проведе-j ния тактико-технических действий в спортивных играх, поедин ков и схваток в единоборствах.

В разных видах спорта проявляется следующая зависимость увеличение объема действий в единицу времени, или скорое передвижения, как правило, связано с непропорциональным воз растанием требований к энергетическим системам, несущим пре­имущественную нагрузку при выполнении этих действий.


Объем работы. В процессе спортивной тренировки используют­ся упражнения различной продолжительности — от нескольких секунд до 2—3 и более часов. Это определяется в каждом конкрет­ном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельные упражнения или их комплекс.

Для повышения алактатных анаэробных возможностей наибо­лее приемлемыми являются кратковременные нагрузки (5—10 с) с предельной интенсивностью. Значительные паузы (до 2—5 мин) позволяют обеспечить восстановление. К полному исчерпанию алактатных анаэробных источников во время нагрузки, а следова­тельно, и к повышению их резерва приводит работа максималь­ной интенсивности в течение 60—90 с, т.е. такая работа, которая является высокоэффективной для совершенствования процесса гликолиза.

Учитывая, что максимум образования молочной кислоты в мышцах обычно отмечается через 40—50 с, а работа преимуще­ственно за счет гликолиза обычно продолжается в течение 60—90 с, именно нагрузки такой продолжительности используются при повышении гликолитических возможностей. Паузы отдыха не дол­жны быть продолжительными, чтобы величина лактата существен­но не снижалась. Это будет способствовать совершенствованию мощности гликолитического процесса и увеличению его емкости.

Продолжительная нагрузка аэробного характера приводит к интенсивному вовлечению жиров в обменные процессы, и они становятся главным источником энергии.

Комплексное совершенствование различных составляющих аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при боль­шом количестве кратковре-

менных упражнении.

.--""*!

Следует учитывать, что по мере выполнения дли­тельной работы различной интенсивности происходят не столько количествеиные, сколько качественные изме­нения в деятельности раз­личных органов и систем.

Восстановлвние
Рис.36. Реакция организма спортсме­нов различной квалификации на оди­наковую по объему и интенсивности работу: / — спортсмены II разряда; 2 — спортсмены I разряда; 3 — мастера спорта (по В.Н.Платонову, 1995)

Соотношение интенсив­ности нагрузки (темп дви­жений, скорость или мощ­ность их выполнения, вре­мя преодоления трениро­вочных отрезков и дистан­ций, плотность выполне­ния упражнений в едини­цу времени, величина отя-



Реакция
Восстэиовлвнив

гощений, преодолеваемых в процессе воспитания силовых ка­честв и т.п.) и объема работы (выраженного в часах, в кило­метрах, числом тренировочных занятий, соревновательных стар­тов, игр, схваток, комби­наций, элементов, прыжков и т.д.) изменяется в зави­симости от уровня ква­лификации, подготовлен­ности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особен­ностей, характера взаимо­действия двигательной щ вегетативной функций. На­пример, одна и та же по' объему и интенсивности работа вызывает различ­ную реакцию у спортсме­нов разной квалификации (рис. 36).

Нагрузка
Рис.37. Реакция организма спорт­сменов разной квалификации на предельную нагрузку: / — мастера спорта; 2 — спортсмены II разряда (по В.Н.Платонову, 1995) личную внутреннюю реак­цию. Проявляется это, как правило, в том, что у спортсменов высо­кого класса при более выраженной реакции на предельную нагруз­ку восстановительные процессы протекают интенсивнее (рис. 37). Продолжительностьи характер интервалов отдыха.Продолжит ность интервалов отдыха является тем фактором, который наря, с интенсивностью работы определяет ее преимущественную на­правленность. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Напри­мер, в интервальной тренировке, направленной на преимуще­ственное повышение аэробной производительности, следует ори­ентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мыш­цы сердца. При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов


Более того, предельная (большая) нагрузка, пред­полагающая, естественно, различные объемы и интен­сивность работы, ко приво­дящая к отказу от ее выпол­нения, вызывает у них раз-


1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту
очередного повторения практически такое восстановление рабо­
тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения,
что дает возможность повторить работу без дополнительного на­
пряжения функций.

2. Напряженные {неполные) интервалы, при которых очередная
нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления
работоспособности.

3. «Минимакс»-интервал. Этот наименьший интервал отдыха
между упражнениями, после которого наблюдается повышенная
работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при опре­
деленных условиях в силу закономерностей восстановительного
процесса.

При воспитании силы, быстроты и ловкости повторные на­грузки сочетаются обычно с полными и «минимакс»-интервала-ми. При воспитании выносливости используются все типы интер­валов отдыха.

По характеру поведения спортсмена отдых между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. При пассив­ном отдыхе спортсмен не выполняет никакой работы, при актив­ном — заполняет паузы дополнительной деятельностью. Эффект активного отдыха зависит прежде всего от характера утомления: он не обнаруживается при легкой предшествующей работе и по­степенно возрастает с увеличением ее интенсивности. Малоин­тенсивная работа в паузах оказывает тем большее положительное воздействие, чем выше была интенсивность предшествующих уп­ражнений.

По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями интервалы отдыха между занятиями более существенно влияют на процессы восстановления, долговременной адаптации орга­низма к тренировочным нагрузкам.

Глава 19. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

19.1. Спортивная подготовка как многолетний процесс

и ее структура

Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации мож­но условно разделить на три взаимосвязанные составляющие: пост­роение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.

В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определен­ной структуры, которая представляет собой относительно устой-


чивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.

Структура тренировки характеризуется, в частности:

1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки
(средств, методов обшей и специальной физической, тактичес­
кой и технической подготовки и т.д.);

2) необходимым соотношением параметров тренировочной
нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объе­
ма и интенсивности);

3) определенной последовательностью различных звеньев
тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, эта-,
пов, периодов, ииклов), представляющих фазы или стадии даи-1
ного процесса, во время которых тренировочный процесс пре­
терпевает закономерные изменения.

В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают: а) микрострук­туру — структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недель­ного); б) мезоструктуру — структуру этапов тренировки, включа­ющих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной! длительностью, например, около месяца); в) макроструктуру —* структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка высот мастерства может быть представлен в виде последовательж чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы'1 многолетней подготовки (рис. 38), связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов.

Следует отметить, что в отдельных видах спорта нет четких границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, как и строгих временных рамок этих стадий и этапов.

Рациональное построение многолетней спортивной трени­ровки осуществляется на основе учета следующих факторов: оп­тимальных возрастных границ, в пределах которых обычно дос­тигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; про­должительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности трениров­ки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного воз­раста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологи­ческого возраста, в котором началась специальная тренировка;:] индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста егс мастерства.

Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсме­на строится на основе следующих методических положений.

1. Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональ­ную преемственность задач, средств, методов, организационных


 

Этапы I   III IV V VI VII
Предва­ритель­ной подго­товки Началь­ной специа­лизации Углуб­ленной специа­лизации Спортив­ного совер­шенст­вования Высших дости­жений Сохра­нения дости­жений Поддер­жание трениро­ванности
Годы занятий 1-2-3 4-5 6-7 8-9-10 От4 до 12 л -  
Стадии Базовой подготовки Максимальной реализации индивидуальных возможностей Спортивного долголетия



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.