КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Молекулярная генетика. Гены. Теория гена. Функционирование генов в процесса биосинтеза белка у прокариор и эукариот. Генная инженерия
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» .Лекция учебной дисциплины «Академический рисунок». Доцент М.В. Приданников, член Союза художников России. Кафедра компьютерной графики и дизайна. СПБГУКИТ. Тема 1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение: Инновационные образовательные технологии обучения, призваны обогатить систему образования высшей школы и призвать к подготовке будущего поколения профессионалов, мастеров знающих свое дело. Если мастер сам не творит, как может научить ученика творить? «Мастер- класс», это открытая мастерская, где художник - педагог работает публично вместе со своими учениками. Цель обучения. Воспитание творческих качеств обучаемых, формирование способности аналитически воспринимать закономерности формообразования в природе и технике. Рисунок одно из главных изобразительных средств осмысления бытия и познания законов природы, он формирует логику обьемно - пространственного мышления студентов и композиционный замысел, поскольку любой замысел претворяется в проект сообразно целостному видению трехмерного пространства. Рисунок формирует, развитие общехудожественной культуры объемно-пространственного мышления, формирование навыков изображения формы, пространства, окружающей среды с натуры и по воображению. Формирование умений, необходимых для развития творческих способностей учащихся студентов. Дисциплина ориентирует студентов на художественно-творческий вид профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: • владение различными средствами выразительности (штрихом, пятном, линей) в пластической моделировке, рисовании с натуры. • приобретение студентами знаний и умений по данному предмету; • воспитание и развитие природной способности к наблюдению; • цельное видение и восприятие действительности; • развитие художественно-творческих способностей; • развитие образного мышления и пространственного воображения. • владеть различными техниками рисунка; • владеть различными графическими материалами; • овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности; • проектировать и осуществлять профессиональное самообразование; • реализовывать творческие задачи. В основу обучения рисунку положено изучение натуры как важнейшего метода формирования творческого воображения. Реалистическая передача натуры является основой всех видов изобразительной, пластической и конструкторской деятельности. Основной формой работы студентов является самостоятельная работа, в которую входят теоретическая подготовка и выполнение заданий. Отчет студентов по данной дисциплине состоит в выполнении ряда практических заданий, как аудиторных, так и домашних. Для получения зачета студенты представляют все работы, как учебные, так и творческие, выполненные в течение семестра. Курс рисунка состоит из 4 частей: построение перспективы интерьера, рисование простых и сложных геометрических и бытовых форм, наброски и зарисовки объектов природы, ознакомление с пропорциями человека. Программный материал рисунка предусматривает последовательное освоение основных видов рисования (с натуры, по памяти, по представлению), овладение традиционными графическими материалами (карандаш, тушь и перо, акварель, уголь или сангина, оттиск по картону). Тема 2. Художественные графические материалы и техники. Для рисования, как правило, не требуется сложных приспособлений. Каждому приходилось рисовать карандашами, фломастерами или авторучками на бумаге. 1. Бумага. Как известно, бумагу в основном делают из массы специальным образом обработанных древесных волокон с добавлением минеральных (каолина, мела) и проклеивающих веществ, красителей и пр. Существуют разные сорта бумаги. Для работы карандашом или красками нужна плотная белая бумага – ватман или полуватман – высший сорт бумаги с шероховатой поверхностью, она прочная и хорошо проклеена. Название получено по имени владельца английской бумажной фабрики Дж. Ватмана. Рисовать хорошо и на цветной бумаге. Эта традиция старых мастеров имеет большой смысл и богатые технические возможности, цветная бумага дает рисунку тоновую среду, по ней можно работать одновременно и темным, и светлым. 2. Графитный карандаш. Одинаково удобен, как в учебных, так и в творческих работах. Он имеет приятный серый тон и некоторый блеск, легко стирается резинкой, можно вносить исправления. Этим карандашом создают рисунки линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного пятна. Для рисования графитный карандаш из всех материалов самое простое и доступное средство. Графит в сочетании с другими художественными материаами таит огромные возможности для каждого художника. Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается. Подбирать карандаш и бумагу следует в соответствии с поставленными задачами. Сначала надо научиться работать одним карандашом и постараться использовать все его выразительные возможности. Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдет для работы тоном. Графитный карандаш хорош для рисунков в альбоме, на ватманском листе, но если надо закрыть большие плоскости, то обычно применяют уголь. 3. Уголь. Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности, так как он отличается большими выразительными возможностями, им рисуют пейзажи, портреты, натюрморты и сюжетные композиции. Углем можно работать двумя способами; используя линии и штрихи и применяя тональную тушевку. Для тонких линий уголь затачивают косо, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. Рисовальные угольки должны быть различными по величине и форме. Проводить широкие линии, быстро заштриховывать большие поверхности следует боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им выполняют быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, позволяет передать свет и тень. Им рисуют на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях. Лучше использовать шероховатую бумагу, можно и плотную чертежную, которую следует слегка протереть мелкой наждачной бумагой. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов. Рисунки углем следует закреплять специальным фиксативом или лаком для волос. Его распыляют постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно в один метр, не допуская образования капель. 4. Фломастер. При рисовании фломастером надо учитывать его возможности. Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твердой и уверенной рукой. Фломастеры бывают тонкие и толстые, различных цветов, это характеризует их художественные возможности. 5. Сангина. Сангину, материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке еще Леонардо да Винчи. Другое название этого материала – красный мел. Сангина вырабатывается в виде круглых или квадратных палочек разных оттенков. Рисунки сангиной бывают линейные, штриховые и тоновые. Она хорошо растушевывается на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте. Часто художники сочетают сангину с углем, мелом, карандашом. Работать сангиной рекомендуется тем, кто уже имеет навыки в рисунке. 6. Соус. Это материал для рисования в виде толстых палочек-карандашей из прессованных красителей с клеем, обернутых в фольгу. Он применяется в больших и длительных рисунках, в набросках и зарисовках. Соус дает богатую возможность в тональном рисунке, имеет глубокий бархатисто-черный цвет (иногда серый или коричневый), хорошо растушевывается; наносится на бумагу штрихом, растушевкой (сухой соус) или размывается кистью с водой. Аналогично акварели (мокрый соус). Рисунки, выполненные техникой сухого соуса, лучше фиксировать или хранить, накрыв тонкой бумагой, а также под стеклом. Соус хорошо сочетается с углем, тушью и другими материалами. Это открывает новые выразительные возможности рисунка. 7. Перо. Рисование пером является отличной школой воспитания руки и глаза. Перья бывают разных размеров и из разных материалов. Перо – инструмент художника. Его используют для написания красивого шрифта в каллиграфии и для графических рисунков, В старину рисовали птичьими перьями (гусиными, лебедиными и др.). Например, А.С.Пушкин делал наброски на полях своих рукописей гусиным пером. Рисование птичьими перьями до сих пор не утратило своего значения. Гибкость и эластичность таких перьев позволяют делать линии самой разной толщины. Тема 3. Выразительные средства Художественно-выразительные средства рисунка: Линия, пятно, ритм, контраст, симметрия или асимметрия, пропорции, тон, светотень. Кроме этого, студенту необходимо заботиться о выразительности штрихов, контуров, силуэтов. Для создания образа графического произведения также важны различные способы передачи пространства на плоскости. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние. 1. Линия. Главное выразительное средство рисунка – линия. Она запечатлевает неуловимые мгновения жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Благодаря богатству графических материалов линия может быть предельно разнообразно. Линия передает не только характер изображаемого предмета, но и эмоциональное состояние самого художника, поэтому она может быть решительной и смелой, порывистой и стремительной, неуверенной. Через линию студент проявляет свой темперамент и свои переменчивые настроения. Гибкими, мягкими изогнутыми или волнистыми линиями. 2. Штрих. Штрих, разнообразно направленный, уверенный, определенный, образует сложные переплетения. Образуется сложная взаимосвязь предмета и фона, последний часто остается белым. Предметы рельефными сделать легче, чем пустоту, фон делать тяжелыми, насыщенными, осязаемыми. Особое мастерство художника проявляется в том, что он очень хорошо «задвигает» предмет за предмет и «вкладывает» предмет в предмете. 3. Понятие о пропорциях. Существуют определенные пропорциональные отношения в построении фигуры человека, его окружения. Слово пропорция в переводе с латыни обозначает «соотношение, соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, объему, мы можем сказать, что одни длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д., Как известно, устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики. Пропорциями называются размерные соотношения элементов или формы между собой, а также между различными объектами. Пропорция – это гармонизация формы художественного произведения пропорциональность – ее эстетическое качество. Соразмерность частей создает красоту формы. В основе определения пропорций лежит метод сравнения. Он очень важен для грамотного рисунка. В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый визированием, – с помощью карандаша в вытянутой руке. Однако никакие механические способы определения пропорций не могут заменить развитого глазомера. Именно эту особенность надо развивать тренировкой на занятиях изобразительным искусством. Рисуя, нужно помнить, что обычно предметы изображают несколько меньше их натуральной величины. Поэтому необходимо придерживаться единого масштаба при определении пропорций всех объектов, составляющих композицию. Таким образом, выдержать пропорции в рисунке – значит найти соотношение всех частей предмета к целому в пределах выбранного формата листа. Поиск пропорций в изображении фигуры человека является сложной задачей. Студенту необходимо знать установленные каноном нормы, соблюдать их. При соединении частей в единую композицию пропорции точно сходятся и нарушения пропорций не бывает. Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Древние греки например приняли во внимание гармонию, где пропорции всякого живого организма изменяются в процессе его развития. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. Размер головы взрослого занимает примерно 1/7 или 1/8 часть от его роста, а у ребенка четырех-пяти лет – 1/4или 1/5 часть. Величина головы подростков примерно шесть раз укладывается в длине тела. 4. Понятие о перспективе. Как известно, формы окружающих нас предметов и их величины зрительно изменяются в зависимости от положения в пространстве и расстояния по отношению к зрителю. Эти изменения форм и величин происходят по определенным законам, которые излажены в системе линейной перспективы. организма изменяются в процессе его развития. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. Размер головы взрослого занимает примерно 1/7 или 1/8 часть от его роста, а у ребенка четырех-пяти лет – 1/4или 1/5 часть. Величина головы подростков примерно шесть раз укладывается в длине тела. Тема 4. Рисование пейзажа. Для изображения пейзажа необходимы знания наблюдательной и воздушной перспективы. Надо научиться определять масштаб изображения выделять главное в рисунке пейзажа. Успех во многом будет зависеть от правильной последовательности работы. Каждый рисовальщик должен уметь изображать пейзаж. Выбрать выразительные сельские и городские пейзажные мотивы не просто. Для этого можно использовать рамку-видоискатель. Над земной поверхностью небо образует купол полусферу, а не плоскость, как может показаться неопытному рисовальщику. Это лучше подчеркнуть расположением облаков. Одинаковые по форме и находящиеся на одной высоте облака кажутся меньше и ближе друг к другу по мере удаления их к горизонту. При этом ближние облака частично перекрывают удаления их к горизонту. Большой интерес для студентов при обучении технике рисунка, представляет зарисовка памятников архитектуры. Например, наброски городов с различными архитектурными сооружениями передают очарование русской старины. Тема 5. Рисование зверей и птиц. Рисовать зверей и птиц можно в природе, на птицеферме, в конюшне и зоопарке. За одно посещение зоопарка не стремитесь нарисовать сразу всех зверей. Лучше ограничить число объектов и внимательно понаблюдать за ними. Животное следует нарисовать в разных позах и поворотах, стараясь уловить характерные особенности. силуэта, пропорций, его движения. Полезно рисовать зверей и птиц по памяти и представлению на основе впечатлений, полученных от натуры. При выполнении краткосрочных набросков не требуется тональная завершенность работы, подробная прорисовка оперения и деталей. Необходимо быстро передать общее движение и пропорции основной массы тела, то есть передать абрис и силуэт. Это развивает способность целостного видения. Для набросков более всего подойдет линейно конструктивная манера рисунка или рисование от пятна. Их удобно выполнять графитным карандашом, фломастером, углем, мелками. Такая коллекция очень пригодится в дальнейшем для творческой работы над композицией. Пушистость кошки хорошо передают короткие штрихи мягкими художественными материалами, а мелками, положенными плашмя, можно быстро нарисовать силуэт коровы или козы. Для создания подробного образа животного выполняют длительные рисунки. При этом его форма строится на основе характерных конструктивных узлов и осей. Затем переходят к лепке формы тоном и проработке деталей. Длительные рисунки позволяют подробно проработать тональные отношения, передать фактуру шерсти, оперения, детали. Изображение птиц и зверей требует пристального изучения их внешнего облика, пластики и строения формы тела. Гибкий позвоночник и соединяющие кости суставы обеспечивают максимальную подвижность зверей и птиц Можно выделить движения отдельных частей тела, движение на одном месте (садится, поднимается, вертится и др.), различные виды поступательных движений. При разгибании шея с головой и тазовая часть с хвостом поднимаются вверх, а поясничный отдел опускается. Во время сгибания происходит обратное действие, при котором спина выгибается, а шея с головой опускаются. На примере лошади рассмотрим основные фазы ее движения. В процессе поступательного движения происходит перемещение центра тяжести. Получив толчок от задних конечностей, тело животного устремляется вперед, перенося центр тяжести на передние конечности и плечевой пояс. В последующих фазах движения задние конечности вновь дадут толчок и т. д. Тема 6.. Построение гранёных геометрических фигур в перспективе Первый этап. Общее композиционное размещение натюрморта из фигур стереометрии на листе. Следует изображать натюрморт в натуральную величину или немного меньше. Лучше разместить несколько выше геометрического центра листа. Второй этап. Построение натюрморта из фигур стереометрии начинается с поиска общей формы, основных пропорций. Затем определяют характер больших форм. проводят серединную линию сверху вниз. Это — ось симметрии композиции. Третий этап. Уточнение деталей, соотношений всех частей объемов межу собой, их положения по отношению к общей композиции. Светотеневая моделировка формы, определение самого светлого и самого темного мест голове, тональных переходов. Тема 7. Построение архитектурной детали, розетки. Первый этап. Общее композиционное размещение розетки на листе. Следует изображать розетку в натуральную величину. Лучше разместить несколько выше геометрического центра листа Второй этап. Построение розетки начинается с поиска его общей формы, основных пропорций. Затем проводят серединную линию через центр сверху вниз. Это — ось симметрии розетки. Работа ведется последовательно от общего к частному. Третий этап. Уточнение деталей, соотношений их между собой, их положения по отношению к общей форме розетки. Светотеневая моделировка формы, определение самого светлого и самого темного места и тональных переходов. В процессе работы рекомендуется постоянно
сравнивать отдельные участки по силе тона, избегать его раздробленности пестроты. Нужно стремиться к цельности рисунка. Тема 8. Построение архитектурной формы. Капитель. Первый этап. Общее композиционное размещение розетки на листе. Следует изображать розетку в натуральную величину. Лучше разместить несколько выше геометрического центра листа. Второй этап. Построение розетки начинается с поиска его общей формы, основных пропорций. Затем проводят серединную линию через центр сверху вниз. Это — ось симметрии розетки. Работа ведется последовательно от общего к частному. Третий этап. Уточнение деталей, соотношений их между собой, их положения по отношению к общей форме розетки. Светотеневая моделировка формы, определение самого светлого и самого темного места и тональных переходов. В процессе работы рекомендуется постоянно сравнивать отдельные участки по силе тона, избегать его раздробленности пестроты. Нужно стремиться к цельности рисунка.Тема 9. Череп человека – Начальная стадия рисунка головы. Расположить объект следует на уровне глаз рисующего или немного выше, чтобы избежать сложных ракурсов. Объем модели лучше всего выявляется при верхнем боковом освещении. Рисунок должен отразить все индивидуальные особенности черепа. Проведите анализ общей формы. Дальнейшая работа заключается в конкретном построении и лепке тоном формы каждой детали, ее особенностей, в их связи друг с другом и подчинении целому. Приступая к рисованию черепа надо смотреть на каждую деталь как на совокупность поверхностей простой формы. Первый этап. Общее композиционное размещение черепа на листе. Следует изображать череп в натуральную величину или немного меньше. Лучше разместить ее несколько выше геометрического центра листа. При повороте черепа в три четверти или в профиль перед лицевой частью, как правило, оставляют немного больше места, чем со стороны затылка. Второй этап. Построение черепа начинается с поиска его общей формы, основных пропорций, а также пропорций передней части. Затем проводят серединную линию через центр черепной, лицевой части сверху вниз. Это — ось симметрии черепа Горизонтальная линия, пересекающая центр глазных впадин, обычно тоже делит череп пополам. Пересечение этих линий, так называемая «крестовина», дает четкое представление о положении черепа в пространстве. Третий этап. Деление лицевой части черепа на три равные части для лба, с подбородком. Предварительная прорисовка глаз. Уточнение формы скул, сравнение лицевой и боковой поверхности черепа. Четвертый этап. Уточнение деталей, соотношений всех частей лицевой части черепа между собой, их положения по отношению к общей форме черепа. Светотеневая моделировка формы, определение самого светлого и самого темного мест на черепе, тональных переходов. В процессе работы рекомендуется постоянно сравнивать отдельные участки по силе тона, избегать его раздробленности пестроты. Нужно стремиться к цельности рисунка. Тема 10. Рисунок частей лица (гипсовые слепки) Это переходная стадия к работе над гипсовой моделью головы. Расположить объект следует на уровне глаз рисующего или немного выше. Первый этап. Общее композиционное размещение рисунка на листе. Следует изображать слепок в натуральную величину или немного меньше. Лучше разместить ее несколько выше геометрического центра листа. При повороте рисунка в три четверти или в профиль перед лицевой частью, как правило, оставляют немного больше места, чем со стороны затылка. Второй этап. Построение рисунка начинается с поиска его общей формы, основных пропорций, а также пропорций передней части. Затем проводят серединную линию через центр сверху вниз. Горизонтальная линия, пересекающая центр глазных впадин. Третий этап. Уточнение деталей, соотношений всех частей между собой. Светотеневая моделировка формы, определение самого светлого и самого темного мест на черепе, тональных переходов. В процессе работы рекомендуется постоянно сравнивать отдельные участки по силе тона, избегать его раздробленности пестроты. Нужно стремиться к цельности рисунка. Форму носа можно сравнить с призмой: передняя поверхность, две боковые, нижняя поверхность, где расположены ноздри. Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Дальнейшая работа заключается в конкретном построении и лепке тоном формы каждой детали, ее особенностей, в их связи друг с другом и подчинении целому. Приступая к рисованию слепков надо смотреть на каждую деталь как на совокупность поверхностей простой формы. Тема 11. Гипсовая голова — прекрасная модель для начинающего художника, так как она неподвижна и однородна по фактуре, что значительно облегчает процесс построения формы и точную передачу пропорций. Расположить объект следует на уровне глаз рисующего или немного выше, чтобы избежать сложных ракурсов. Объем модели лучше всего выявляется при верхнем боковом освещении. Рисунок должен отразить все индивидуальные особенности головы, а не схему. Приступая к рисованию головы, надо смотреть на каждую деталь как на совокупность поверхностей простой формы. Обобщенно-геометризированная гипсовая голова — «обрубовка» помогает лучше понять ее строение. «Обрубовка " - точный рисунок» выполняется в учебных целях. Далее студенты приступают к рисованию античных слепков, например, таких, как Антиной,, Дорифор, Сократ и другие. Первый этап. Общее композиционное размещение головы на листе. Следует изображать голову в натуральную величину или немного меньше. Лучше разместить ее несколько выше геометрического центра листа. При повороте головы в три четверти или в профиль перед лицевой частью, как правило, оставляют немного больше места, чем со стороны затылка. Второй этап. Построение головы начинается с поиска ее общей формы, основных пропорций, а также пропорций лицевой части. О пропорциях головы человека уже говорилось в специальном параграфе. Затем определяют характер поворота головы и шеи, проводят серединную линию через центр черепной и лицевой части сверху вниз. Это — ось симметрии головы. Горизонтальная линия, пересекающая центр глазных впадин, обычно тоже делит голову пополам. Пересечение этих линий, так называемая «крестовина», дает четкое представление о положении головы в пространстве. Третий этап. Деление лица на три равные части для лба, носа и губ с подбородком. Предварительная прорисовка глаз, ноздрей, губ, ушей, прически. Уточнение формы скул, сравнение лицевой и боковой поверхности головы Четвертый этап. Уточнение деталей, соотношений всех частей лица меж/ собой, их положения по отношению к общей форме головы. Светотеневая моделировка формы, определение самого светлого и самого темного мест голове, тональных переходов. В процессе работы рекомендуется постоянно сравнивать отдельные участки по силе тона, избегать его раздробленности пестроты. Нужно стремиться к цельности рисунка. 4.2. Тема 12. Последовательность рисования головы живой модели. Получив предварительные сведения об анатомическом строении черепа и головы, приступают к рисунку головы живой модели. Желательно подбирать; для этого модель с характерными чертами лица и выразительной формой головы. Порядок выполнения рисунка головы модели живой тот же, что и гипсовой, но необходимо учесть ряд особенностей гипсовой, но необходимо учесть ряд особенностей. Во-первых, гипсовый слепок головы неподвижен, натурщики же в процессе позирования устают и невольно меняют свое выражение лица и позу. Поэтому не надо следовать за изменениями в движении натурщика. Очень: важно «поймать» характерное сходство модели. В процессе построения головы с заданной точки наблюдения полезно время от времени рассматривать ее в фас, профиль и в повороте три четверти. Необходимо использовать разнообразные приемы штриховки для передачи фактуры прямых и кудрявых волос, кожи молодого и старого лица, одежды, фона и т. п. Обучаясь рисованию головы живой модели, обязательно нужно потратить какое-то время для зарисовки отдельных частей лица. Это можно сделать как в процессе предварительного выполнения набросков, так и непосредственно во время длительного сеанса. Такие зарисовки помогают понять расположение глазного яблока в глазнице, прихотливые изменения линии губ при эмоциональных различных состояниях. Рисуя живую модель, необходимо иметь представление о ее анатомическом строении, его общем характере. Каждый человек имеет свои индивидуальные черты, которые необходимо передать в рисунке. В первую очередь в любом портрете наше внимание притягивают глаза человека. Не случайно их называют зеркалом души. Пока не решена общая форма головы, не найдены ее пропорции, нельзя переходить к проработке деталей. Портретное сходство зависит во многом от правильно выдержанных общих пропорций. Рисуя живую голову человека, важно не потерять ощущение тех больших плоскостей, которые так хорошо просматриваются в «обрубовке». Поэтому такую гипсовую модель лучше ставить рядом с натурщиком. При рисовании головы необходимо учитывать не только строение костей черепа, но и мышц лица, их можно изучить по специальным таблицам в учебниках пластической анатомии. В течение всего процесса рисования живой модели и даже работая над ее частями, не упускайте из поля зрения всю натуру. Первый этап. Рисунок ведется аналогично гипсовой головы. Общее композиционное размещение головы на листе. Следует изображать голову в натуральную величину или немного меньше. При повороте головы в три четверти или в профиль перед лицевой частью, как правило, оставляют немного больше места, чем со стороны затылка. Обобщенная прорисовка контура головы модели. Надо передать черты лица, взаимосвязь головы с плечевым поясом. Главное при этом.соблюдать пропорции и характер живой натуры. Второй этап. Построение головы начинается с поиска ее общей формы, основных пропорций, а также пропорций лицевой части. Затем определяют характер поворота головы и шеи, проводят серединную линию через центр черепной и лицевой части сверху вниз. Это — ось симметрии головы. Горизонтальная линия, пересекающая центр глазных впадин, обычно тоже делит голову пополам. Пересечение этих линий, так называемая «крестовина», дает четкое представление о положении головы в пространстве. Переход к проработке деталей, передаче фактуры волос, кожи, одежды. Проследите за игрой света и тени, добейтесь с ее помощью объемности форм. Третий этап. Обобщение деталей, выявле ние характера модели, достижение целостного впечатления от образа Четвертый этап. Уточнение деталей, соотношений всех частей лица меж/ собой, их положения по отношению к общей форме головы. Светотеневая моделировка формы, определение самого светлого и самого темного мест голове, тональных переходов. В процессе работы рекомендуется постоянно сравнивать отдельные участки по силе тона, избегать его раздробленности пестроты. Нужно стремиться к цельности рисунка. Фигура человека является одним из самых сложных объектов изображения. Основа активного подхода к рисунку человеческой фигуры – построение «по движению». Стремление запечатлеть себя или внешность другого человека свойственно художнику. Тема 13 Методика работы над рисованием фигуры человека Фигура человека является одним из самых сложных объектов изображения. Основа активного подхода к рисунку человеческой фигуры – построение «по движению». Стремление запечатлеть себя или внешность другого человека свойственно художнику.Можно представить, что голова — это шар, шея — цилиндр, грудная клетка - бочонок, руки и ноги — тоже цилиндрической формы и т. п. Форму тела движения человека во многом определяет скелет. Это каркас. Схематически проволочные рисунки помогают понять, как лучше передать особенности разнообразных движений. Потренируйтесь в рисовании таких человечков. Только постоянные тренировки руки и глаза в процессе изображении фигуры человека могут привести к успеху. В период обучения рисунку рекомендуется каждую свободную минуту уделять наброскам и зарисовкам с натуры: в транспорте, в библиотеке, в буфете, в кругу семьи и друзей. Лучше при этом не докучать незнакомым людям пристальным разглядыванием. Наброски надо выполнять незаметно для модели, чтобы поймать естественность поз и движений. Рисование людей с разных точек зрения позволит собрать интересный материал для последующей работы. Наблюдая людей, постарайтесь понять, как начинается движение, как сохраняется равновесие даже при резком изменении направления движения. В качестве эксперимента попробуйте сделать наброски танцоров и спортсменов углем, фломастерами, кистью и тушью, акварелью на тонированной и оберточной бумаге. Характер движения попытайтесь передать быстрыми штрихами. Это дает свободу импровизации. В учебных целях полезно сделать силуэтные рисунки людей различных профессий. Тема 14. Этапы рисунка фигуры. Длительные учебные рисунки фигуры человека с натуры показывают красоту строения тела, особенности моделировки формы с помощью света и тени. Определяются ярко выраженное движение главных форм и динамика внутри формы. Изображение в рисунке движения, ритма, контраста и соподчинения форм – обязательные задачи при изучении натуры. Стремление работать цельно подразумевает не только выявление верных пропорций, характерных особенностей всех объемов, но и умение что-то пропустить по ходу работы, а какие-то детали подчеркнуть. При таком подходе вырабатывается прекрасная потребность рисовать не просто правильно, а выразительно Первый этап. Общее композиционное размещение фигуры на листе. Следует изображать фигуру немного меньше. Лучше разместить ее по центру листа. При повороте фигуры в три четверти или в профиль перед лицевой частью, как правило, оставляют немного больше места, чем со стороны затылка Второй этап. Построение фигуры начинается с поиска ее общей формы, основных пропорций, а также основных пропорций. Затем определяют характер поворота фигуры, проводят серединную линию через центр сверху вниз. Это — ось симметрии фигуры. Горизонтальными линиями уточняются основные пропорции. Третий этап. Деление фигуры на большие формы (используя размер головы). Предварительная прорисовка частей фигуры и головы. Уточнение и сопоставление больших и малых форм. Четвертый этап. Уточнение деталей, соотношений всех частей фигуры между собой, их положения по отношению к общей форме и характера фигуры. Светотеневая моделировка формы, определение самого светлого и самого темного мест на черепе, тональных переходов. В процессе работы рекомендуется постоянно сравнивать отдельные участки по силе тона, избегать его раздробленности пестроты. Нужно стремиться к цельности рисунка. 3.. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.
1.Натюрморт в интерьере. Порядок построения. 2.Перспектива интерьера. Основные положения. 3.Особенности изображения натюрморта в перспективе. 4.Роль интерьера в изображении тематической постановки. 5.Цели и задачи курса «Рисунок головы человека». 6.Этапы работы над рисунком головы человека. 7.Конструктивные особенности строения черепа человека. 8.Пропорции и закономерности строения головы человека. 9.Глаз человека. Строение. Основные формы. Индивидуальные особенности строения. 10.Нос человека. Строение. Основные формы. Индивидуальные особенности строения. 11.Ухо человека. Строение. Основные формы. Индивидуальные особенности строения. 12. Губы. Строение. Основные формы. Индивидуальные особенности строения. 13.Строение лицевой части головы человека. 14.Пропорции лицевой части головы человека. 15.Индивидуальные особенности строения лицевой части головы человека. 16.Способы передачи эмоций при рисунке головы человека. 17.Специфические отличия рисунка живой головы и гипсовой модели головы человека. 18..Цели и задачи курса рисунка «Рисование головы человека». 19.Анатомическое строение черепа человека. Кости лицевой части черепа. 20. Влияние строения черепа на пластическую характеристику головы. 21. Характеристика общей формы головы человека. 22. Основные закономерности строения и пропорции головы человека. 23..Натюрморт в интерьере. Порядок построения. 24.Перспектива интерьера. Основные положения. 5. ЛИТЕРАТУРА 1.Ермолаев Л.П. Основы графики Рисунок фигуры человека. – М., 2007. 2. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: Учебное пособие.: - М.: ИНФРА-М, 2008. 3. Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка. – М.: Издательство Эксмо, 2003. 4. Рисунок фигуры человека. – М.: «Гном и Д», 2009 5. В.М. Звонцов. «Основы понимания графики» М. изд. Академия наук.2001. 6. «Архитектор фараона» СПБ.»Искусство» 2003. 7.. Б.В. Раушенбах «Пространственные построения в искусстве» М.Наука,2006
СПБКУГИТ 2012
План лекции: 1. Гены. Классификация генов. Свойства гена. 2. Схема генетической регуляции белка у про- и эукариот. 3. Основные положения теории гена. 4. Генная инженерия.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |