Процесс культурного развития представлялся однолинейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы - от простого к сложному.
Основная черта теорий: идея единства человеческого рода и единообразия развития культуры (линейность).
Причина культурных различий между народами – их принадлежность к различным стадиям исторического прогресса.
Форма культурной динамики — последовательное усложнение социокультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации
История – чередование культур, круговорот «цивилизаций».
Они подобны организмам, проходящим общие циклы.
(у Шпенглера – жизненный цикл культуры имеет три стадии: докультурный (этнический), культурный и цивилизационный.
У Тойнби – четыре: возникновение, рост, надлом, распад).
Тойнби: теория «вызова-ответа» (причина изменчивости цивилизаций)
Структура-лизм
К.Леви-Строс, М.Фуко, Ж.Рикарду, Р.Барт, Э.Сепир
Культурные изменения - результат обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) как информации, так и энергии при обмене между социальными системами.
Причина изменчивости - системный взрыв, т.е. резкое повышение удельного веса перемен, а также изменение вектора развития с несколькими вариантами будущего (в синергетике – понятие бифуркации).
Точка бифуркации – неустойчивое состояние, из которого система может эволюционировать по разным бифуркационным ветвям.
(Примеры резкого изменения вектора развития – то, что вызвало к жизни античность или привело к началу Нового времени, сменившего средневековье. Такого рода изменения ряд авторов трактует через понятие бифуркации).
Понятия,выражающие позицию человека по отношению к сторонам действительности окружающего мира (отсутствуют в природе)
Определение понятий
Значение
информационная составляющая, которую несет объект, играющий для нас (в ситуации его восприятия) роль знака. Она существует, но еще не может быть оценена
Норма
диапазон проявления определенного качества, в пределах которого это качество остается ценностью, устойчивое регулятивное образование
Артефакты
продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный)
Ценности
Принятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек
Предметные ценности
природные богатства, полезность продуктов труда, получившие истолкование исторические события, культурное наследие прошлого, научные истины, художественные произведения, эстетические характеристики природных объектов, предметы религиозного поклонения.
Ценности сознания
общественные установки
(предписания и запреты, представления о нравственности, прекрасном и безобразном, о смысле жизни, о справедливости и т.п.)
Знания (когнитивные смыслы)
информация о свойствах объектов действительности
Регулятивы (регулятивные смыслы)
правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление