Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляды на происхождение человека




 

Религиозная теория Теория палеовизита Естественнонаучные (материалистические) теории
Ч. Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории Ф. Энгельс (1820-1895) – социальный мыслитель, политический деятель, один из основоположников марксизма
Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке Человек – создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности

 

Антропогенез   Социогенез
процесс становления и развития человека   процесс становления и развития общества
   
  Антропосоциогенез  
  длился более 3-х млн. лет  
     
     
     
     
биологическое существо   социальное существо
Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования   Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

 

Категория " бытие " применяется для отражения факта существования всего сущего
           
    Основные формы бытия    
             
             
             
бытие процессов природы   бытие человека   бытие духовное   социальное бытие
             
             
             
индивидуальный аспект   личностный аспект
             
жизнь человека, имеющая продолжительность     индивид становится личностью
             
             
природные данные; общественно-исторические условия существования   предпосылки   Культура

 

  Человек    
         
         
Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям   Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности   Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни
         
         
  Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями  

 

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры
   
основные типы   роль мировоззрения в деятельности людей
     
обыденное (житейское) – возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности   дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности
     
религиозное – основой которого являются религиозные учения   дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности
     
научное – включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания   позволяет человеку находить истинные ценности жизни и культуры
     
гуманистическое – наиболее перспективно для деятельности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно-технического, социального и экологического прогресса    
     

 


 

Структура деятельности
       
    Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность    
             
    Средства достижения    
             
    результат    
             
Мотивы Деятельность – это вид активности, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которой получается нечто новое
       
Признаки   Основные виды
– Человек (или субъект) с его целями, ценностями, знаниями и навыками. – Операции целесообразной деятельности. – Объекты, на которые направлена деятельность субъекта в процессе этих операций.   – Игра – превращает в цель сам процесс, но не его результат. – Общение – такой вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями и материальными предметами (коммуникация). – Труд – разновидность социальной деятельности человека, направленной на преобразование среды его существования.
     
             
материальная деятельность   духовная деятельность   управленческая деятельность   социальная деятельность
             
создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей   создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей   обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни, регулирование связей между людьми, их деятельностью и общественными отношениями   воспроизводство, сохранение полноценной, здоровой жизни, стимулирование активности человека

 


 

Мотивы деятельности – (от франц. – то, что побуждает) – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей  
             
             
потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности   социальные установки – общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предопределенность действовать определенным образом относительно этого объекта   убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки   интересы – причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их социальное поведение
             
             
виды потребностей человека   биологические   социальные   идеальные
             
             
    переживание нужды в дыхании, питании, воде, движении, самосохранении и т.д.   переживание нужды во взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении   переживание нужды в познании окружающего мира, осознании своего места в нем, смысле и предназначении своего существования

 


 

Самореализация – реализация личностью своих внутренних возможностей и способностей
       
         
  Основные модели  
         
         
нигилистическая   карьеристская   потребительская

 

Поведение – процесс взаимодействия человека с окружающей средой
   
     
произвольное   непроизвольное
     
наличие целей, осознание возможности их достижения, знание путей, ведущих к цели   биологические рефлексы, не имеет сознательного плана, реализуется на основе неосознанных побуждений

 

Сознательная деятельность человека
   
Свобода – это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями   Ответственность – это социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований
     
    виды
    – историческая; – политическая; – юридическая; – нравственная и т.п.; – индивидуальная (персональная); – групповая; – коллективная

 

Познание – это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего, практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование
     
  Рациональное (от лат. ratio – разум) познание (абстрактное или логическое мышление)
   
   
    умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения
    суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе
Чувственное познание   понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса
     
представление – актуализирует образ объекта познания, запечатленный в памяти, а, следовательно, когда-то воздействовавший на органы чувств  
восприятие – это отражение целостной картины объекта познания (чувственно-конкретный образ)  
ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса  

 

Эмпиризм (от греч. эмпирия – опыт)   Рационализм
Единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт   Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства
     
  форма сопряжения  
     
     
  Интуиция – способность непосредственного или прямого постижения истины в результате "озарения", "наития", "прозрения"  
   
         

 


 

Истина – процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека
     
Объективная истина Абсолютная истина Относительная истина
Отражает реальное положение вещей, окружающий мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания Полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки Знание, характеризующее ограниченность и несовершенство наших представлений о действительности. Зависит от реальных исторических условий (точность или совершенство средств наблюдения или измерения, эксперимент)
     
  возможные критерии
               
               
чувственный опыт   Разум   практика – материальная предметно-чувственная деятельность человека (материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент)   теория
         
 
                       

 


 

  Формы знания  
   
Научное – объективное, истинное знание   Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое находится в противоречии с существующей научной картиной мира
     
Донаучное – прототип, предпосылочная база научного знания   Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
     
Лженаучное – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки   Антинаучное – знание утопично и сознательно искажающее представления о действительности
     
Обыденно-практическое – знание, доставляющее элементарные сведения о природе и окружающей действительности, основой которых выступал опыт повседневной жизни   Личностное – знание, являющее достоянием отдельной личности
         

 

Эксперимент, сравнение, наблюдение   Непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность   Выражает объективные факты, выявление в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей
эмпирические   признаки   эмпирический
         
методы   Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания   Уровни
         
теоретические   формы   теоретический
анализ, синтез, обобщение, формализация   вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция   выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственными восприятиями, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений. Этот уровень составляют идеи, концепции, идеальные объекты.

 

Социальное познание  
         
Особенности       Принципы
         
субъект и объект познания – общество – совпадают   рассматривать социальную действительность в развитии
         
сложность изучаемого объекта   изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости
         
возможность наблюдения и эксперимента ограничены   выявлять общее и особенное
         
  главный источник знаний  
         
социальная действительность   исторический опыт   общественная практика
         
  основа знаний об обществе  
         
  социальный факт  
         
объективный факт       научный факт
         
событие, имевшее место в определенное время, при определенных условиях   знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место
         
    виды    
         
действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп   продукты человеческой деятельности (материальные и духовные)   словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки
             

 


 

  Методы социального прогнозирования  
       
         
моделирование   экспертиза   экстраполяция
создание реальных или мыслительных моделей социальной реальности и изучение возможных тенденций их развития   получение мнений экспертов по определенным проблемам, их анализ для выявления наиболее вероятных вариантов развития   изучение части или явления в целом и распространение выводов по одной части на другие части или на будущее
         

 


ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА

 

 

 


круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, дворянское общество, общество нумизматов)   отдельное конкретное общество (например, современное российское общество)   исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество)   человечество в целом
             
             
  это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя
             
             
  способы взаимодействия людей     формы объединения людей

 

 

    природно-географическая среда
         
         
         
    весь окружающий нас мир в бесконечном разнообразии его форм и проявлений
    (в этом значении синоним понятия "Вселенная")

 

 


 

  Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)  
           
материальные отношения       духовные (идеальные) отношения
             
возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него   формируются, предварительно "проходя через сознание" людей, определяются их духовными ценностями
             
             
производственные отношения   экологические отношения   моральные отношения   политические отношения
             
        правовые отношения   художественные отношения
  отношения по детопроизводству          
        философские отношения   религиозные отношения
                 

 

 

Духовная сфера удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании   Экономическая сфера служит удовлетворению материальных потребностей человека
     
  общество  
     
Политическая сфера направлена на удовлетворении потребности человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке   Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в контактах, в общении с другими людьми, в той или иной форме общности
     
Основание для разграничения сфер
 
базовые потребности человека
         

 

Французские просветители   Религиозные течения
История – непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества   Преобладание регресса во многих сферах жизни общества
   
     
     
     
     
Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби   Современные исследователи
Движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорота   Положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса

 

 

Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному   Регресс (обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций
             
             
             
             
             
             
развитие человеческого разума   совершенствование нравственности людей   прогресс науки и техники   развитие производительных сил, включая самого человека
             
             
  возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку  
             

 


 

  Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер  
           
             
реформа       революция
             
             
это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)     коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания
             
             
  виды         виды  
             
             
прогрессивные   регрессивные (реакционные)   кратковременные   долговременные
        (Февральская революция 1917. в России)   (неолитическая революция – 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.)
             
                   

 

 


Сравнительная характеристика

разных типов общества

 

Тип общества Доиндустриальное (традиционное) Индустриальное Постиндустриальное (информационное)
Основной фактор производства Земля капитал знания
Основной продукт производства Пища промышленные изделия услуги
Характерные черты производства ручной труд широкое применение механизмов, технологий автоматизация производства, компьютеризация общества
Характер труда индивидуальный труд преимущественно стандартная деятельность резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения сельское хозяйство – около 75% сельское хозяйство – около 10% промышленность – 85% сельское хозяйство – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66%
Основной вид экспорта Сырье продукты производства услуги
Политика в области образования борьба с неграмотностью подготовка специалистов непрерывное образование
Продолжительность жизни 40-50 лет свыше 70 лет свыше 70 лет
Воздействие человека на природу локальное, неконтролируемое глобальное, неконтролируемое глобальное, контролируемое
Взаимодействие с другими странами несущественное тесная взаимосвязь открытость общества

 


Стадии экономического роста

американского социолога У. Ростоу (род. в 1916 г.)

 

        Общество высокого "массового" потребления  
      "Стадия зрелости" (индустриальное общество")  
"Стадия сдвига" значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики  
"Переходное общество"      
промышленные революции и следующие за ними социально-экономиче­ские и политические преобразования  
Традиционное общество   развитие НТР; рост значения городов и численности городского населения; распространение новейших технологий  
рост сельскохозяйственного производства; появление нового вида деятельности – предпринимательство; складывание централизованных государств; усиление национального самосознания  
аграрные общества с довольно примитивной техникой; преобладание сельского хозяйства в экономике; сословно-классовая структура; власть крупных земельных собственников  
   
   

 


 

Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
   
     
  Структура  
     
         
  Надстройка – это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него  
         
         
    способ    
         
         
  Базис – экономический строй (совокупность производственных отношений)  
         
         
  Производительные силы – средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду  
         
         
    производства    
         

 


Общественно-экономические формации

 

   
первичная архаичная вторичная экономическая третичная
         
         
        коммунистическая 1) социализм 2) коммунизм
      капиталистическая
    феодальная  
  рабовладельческая    
первобытно- общинная      
             

 

 
 

 


как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер)   как синоним культуры (например, А. Тойнби)   как ступень исторического развития (Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер)   как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса

 


 

  Направления в теории цивилизации    
         
стадиальный подход     локальный подход  
           
Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии     Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития  
    постиндустриальная (информационная)  
  индустриальная (машинная; техногенная)     переход совершается в наши дни  
доиндустриальная (аграрная, традиционная)  
сер. XIX в. – посл. треть ХХ в.    
IV-III тыс. до н.э. – 60-80-е гг. XVIII в.            
        структура    
           
           
      Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей)  
      Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.)  
      Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами и услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.)  
      Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения; гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)  
                 

 


Характерные черты локальной и мировой цивилизации

 

 

Локальная цивилизация Мировая цивилизация
Большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития Этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способами производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства
Создается на основе одного господствующего и, в крайнем случае, немногих этносов Создается на основе множества этносов
Включает регионы со сравнительно одинаковым уровнем хозяйственного развития Включает регионы, находящиеся на всех ступенях социально-экономической эволюции
Имеет приверженцев одной религии Имеет приверженцев всех религий земного шара
Носители – представители, как правило, одной расы Носители – представители всех рас
Состоит из людей, связанных общей исторической судьбой, общим культурным наследием Включает все население Земли с огромным разнообразием исторических судеб и культуры

 


 

Западная и восточная цивилизации

 

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особенности восприятия мира Рациональное, противоречивое восприятие – "фаустовско-гамлетовское" Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений)
2. Отношение к природе Стремление подчинить себе природу. Человек – венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника Стремление быть в гармонии с природой. Человек – органическая часть природы (боевые искусства, медицина построена на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела
3. Соотношение личности и общества Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма
4. Отношения власти Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха)
5. Отношения собственности Господство частной собственности Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти – собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)
6. Отношение к прогрессу Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер

 


 

Результаты контактов между цивилизациями  
         
         
Взаимное обогащение или слияние на началах относительного равенства   Уничтожение и полное поглощение одной из двух цивилизаций другой (византийская цивилизация исламской в XV в.)   Длительное существование на одной территории двух цивилизаций (Малая Азия и Северная Африка в первые века ислама)
         
         
Навязывание более мощной цивилизацией отдельных компонентов другой цивилизации (европейская и восточная цивилизации в новое и новейшее время)   Раздробление единой цивилизации на части, которые ранее могли уже существовать как локальные (распад эллинской цивилизации)   Полное уничтожение цивилизации, сопровождающееся уничтожением племен и народов – ее носителей (этруски в древности, ацтекской, инкской и других локальных цивилизаций в доколумбовой Южной и Северной Америке)
         
         
Разрушение старой и возникновение новой цивилизации (крушение греко-римской и формирование европейской цивилизации в I столетии н.э.)   Образование трансплантированных цивилизаций (латиноамериканская и североамериканская)   Возникновение локальных вариантов континентальной цивилизации (французской, германской в пределах европейской)
             

 


Формационный и цивилизационный подходы
к анализу общественного развития

 

Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны Человек – единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание – это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности
2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими
3. Направленность исторического развития. Понятие "прогресс" Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в "палитру" человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно

 


Сравнение формационного и цивилизационного

подходов к анализу общественного развития

 

Подход Достоинства (по мнению сторонников) Недостатки (по мнению критиков)
Формационный Он позволяет: – увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; – представить историю человеческого общества как единый процесс; – установить определенные закономерности исторического развития общества; – предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран – многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; – большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; – последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; – недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов
Цивилизационный – позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; – ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); –ставит в



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 4342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.