Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы экономики




Принципы экономики – это сущностная характеристика той или иной экономической системы, основные начала взаимоотношений между людьми, определяющие их поведение в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Система рыночных отношений, как и другие, имеет свои специфические принципы. В литературе даются их различные перечни и формулировки. Рассмотрим двенадцать принципов, изложенных в учебнике Л. С. Гребнева и Р. М. Нуреева «Экономика. Курс основ».

Принцип 1. Людям часто приходится идти на компромисс – отказываться от одних благ ради получения других. Человек всегда в чем-то нуждается. Эта его нужда в чем-либо называется потребностью. Потребность является экономической, если средством ее удовлетворения служит экономическое благо, т.е. продукт труда, имеющийся в обществе в ограниченном количестве. Воздух, например, естественное благо и к числу последних пока не относится.

Экономические потребности объективны. Они обусловлены естественной природой человека, с одной стороны, и социальной формой организации общества, с другой. В соответствии с этим потребности подразделяются на первичные (физиологические – пища, одежда, жилище и др.) и вторичные (социальные – духовное общение, общественный статус и др.). Классификацию потребностей можно представить в виде пирамиды, предложенной американским социологом русского происхождения А. Маслоу (рис. 1).

 
 

Благо – любой объект потребления, удовлетворяющий потребности. Благо обеспечивает рост благосостояния людей. Благо, приносящее вред, человек считает неполезным для себя. Антиблаго – вид блага, характеризующийся отрицательной полезностью. В процессе потребления антиблаго не увеличивает благосостояние, а лишь уменьшает его. Использование блага для удовлетворения потребностей называется потреблением.

Блага можно разделить:

· по степени доступности:

- на свободные (имеются в неограниченных масштабах);

- экономические (имеются в ограниченном размере);

· по полноте потребления:

- на долговременные (длительного пользования, предполагают многоразовое использование);

- недолговременные (текущие, удовлетворяют потребность один раз, при этом потребляются);

· по степени приближенности к конечному потреблению:

- на потребительские (прямые);

- производственные (косвенные);

· по возможности воспроизводства:

- на возобновляемые;

- невозобновляемые;

· по характеру взаимосвязи с другими благами:

- на взаимозаменяемые;

- взаимодополняемые.

Взаимозаменяемость благ – свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга. Взаимодополняемость благ – свойство благ удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом.

По доступности использования выделяют:

· естественную монополию;

· частные блага;

· общественные блага;

· общие блага.

Частное благо – благо, доступное только одному субъекту, его использование исключает возможность потребления его другими субъектами.

Общественное благо – благо, доступ к которому не может быть ограничен, а его потребление возможно одновременно несколькими субъектами.

Общее благо – благо доступное всем, а потребляемое только одним субъектом. Благо называется естественной монополией, если оно доступно одному, а потреблять его могут одновременно многие.

Для удовлетворения потребностей необходимо выбрать благо, которое в наибольшей степени удовлетворит потребности среди всего многообразия экономических благ. Конкуренция представляет собой возможность выбора среди альтернатив, которую можно рассматривать как выбор одного экономического субъекта (выбор средств и целей).

Поскольку блага ограничены, человек всегда вынужден выбирать.
Выбор – есть соотнесение потребностей со своими возможностями, т. е. определенный компромисс между ними. Результатом выбора является интерес, представляющий собой осознанную, соотнесенную со своими возможностями потребность. Интерес определяет цель деятельности, средства и способы ее достижения.

Принцип 2. Ценность блага есть то, что от него можно получить. Стоимость блага есть то, что за него надо отдать. Экономическое благо обладает ценностью двоякого рода: потребительной и меновой.

Потребительная ценность – это полезный эффект, получаемый владельцем при потреблении или использовании блага.

Меновая ценность – это определенное количество других благ, которые можно получить в обмен на обладаемое благо, т. е. ценой отказа от потребления и использования последнего. Чаще всего эта цена выражается в деньгах, но может измеряться и другими благами (относительная цена).

Стоимость (меновая стоимость) блага есть то, что за него надо отдать. Она называется также альтернативными издержками.

Альтернативные издержки, таким образом, представляют собой стоимость издержек одного блага, выраженную в другом благе. Они подразделяются на явные и неявные.

В случае, когда альтернативные издержки определяются в денежной форме, к явным относятся расходы на производство и реализацию товара (внешние издержки), а к неявным – доходы, не полученные от использования собственных средств на другие цели, вне своего хозяйства (внутренние издержки).

Принцип 3. Рациональные люди сравнивают предельные величины выгод (полезности) и издержек. Всякое взвешенное экономическое решение имеет в своей основе превышение предельной полезности (выгоды) над предельными издержками. Вовлечение благ в производство и потребление происходит постепенно, а значит, можно узнать влияние каждой единицы блага на итоговый результат. Предельная величина – вклад каждой дополнительной единицы блага в удовлетворение потребностей.

Дополнительная выгода (доход), полученная при увеличении выпуска на единицу продукции или при увеличении потребления блага, называется предельной выгодой. Дополнительные издержки, необходимые для привлечения дополнительной единицы фактора производства или приобретения блага, называются предельными издержками.

Экономическая деятельность имеет своей целью извлечение выгоды. Это оказывается возможным тогда, когда предельная полезность превышает или равна предельным издержкам. Иначе говоря, польза, приносимая последней единицей ресурса, не должна быть меньше издержек (затрат) на ее производство (приобретение).

Принцип 4. Люди заботятся о будущем. Людям свойственно заботиться о своем будущем. Поэтому они не только потребляют блага, но и сберегают их, стараются приумножить. Осуществляется это двумя способами:

· простое сбережение части имеющихся хранимых благ для их потребления в будущем;

· использование благ в качестве инвестиционных ресурсов, позволяющее обеспечить не только простое сбережение их стоимости, но и ее прирост.

Наиболее универсальным средством сбережения и накопления являются деньги. Это одна из их основных функций. На деньги можно купить потребительские товары и услуги, их можно использовать как инвестиционные ресурсы, а можно и просто хранить.

Принцип 5. Люди учитывают неопределенность. Принимая хозяйственные решения, люди стараются учесть события, которые будут происходить в будущем, т. е. ориентируются на ожидания.

Адаптивные ожидания – это предположения, полностью построенные на событиях и тенденциях, которые были в прошлом.

Рациональные ожидания – это предположения, основанные на тенденциях прошлого, в которых субъект способен учесть следствия всех принимаемых решений в настоящем и будущем времени.

Принятие решений связано с риском – состояние неопределенности в экономических отношениях, результаты которого могут оказаться как положительными, так и отрицательными. Если риск рассматривается как вероятность отрицательного события, то предпринимаются меры к его минимизации, т. е. к сокращению возможностей наступления нежелательного события. Это возможно двумя путями: во-первых, посредством принятия более выгодных и менее рискованных, но в целом традиционных решений; во-вторых, посредством принятия инновационных (нетрадиционных) решений.

Можно выделить три основных способа учета риска в хозяйственной деятельности:

· оптимизацию рисков;

· уход от риска;

· создание страховых запасов.

Оптимизация рисков – использование экономической ситуации для получения положительного результата.

Уход от риска – уход от ситуаций с высокой неопределенностью и перевод деятельности в более предсказуемые сферы.

Страховые запасы – запасы, позволяющие компенсировать потери в случае наступления неблагоприятного события.

Принцип 6. Люди отвечают за результаты своих решений. Права и обязанности – симметричные категории. Поэтому праву принимать экономические решения соответствует обязанность нести за них экономическую ответственность. А поскольку принятие таких решений в конечном счете принадлежит собственнику, постольку результаты этих решений (как положительные, так и отрицательные) оборачиваются приростом или уменьшением его собственности, имущества.

Однако в реальной жизни действие этого принципа, как и других, проявляется только в виде тенденции, т. е. не носит абсолютного характера. А сама тенденция по мере обобществления экономики все более размывается. В частности, это связано с экстерналиями, внешними эффектами, о которых пойдет речь в следующей главе.

Принцип 7. Люди реагируют на изменение обстоятельств, на стимулы. Принятие решений, а следовательно, и экономическое поведение субъектов находятся под воздействием определенных обстоятельств. Принимая решения, люди реагируют на изменение хозяйственной ситуации. Изменение хозяйственной ситуации может быть разовым (не влечет изменений) и постоянным (вносит изменения в текущее поведение), внешним (невозможно его изменить) и внутренним (агент создает ситуацию). Люди вынуждены считаться с ними, чтобы добиться поставленной цели. В экономике это прежде всего доходы, цены, налоги и другие экономические факторы.

Принцип 8. Обмен (благами) может помочь каждому повысить свое благосостояние. Товарное производство явилось следствием общественного разделения труда. Его суть – глубокая специализация и кооперация труда, а вместе с ней и существенное сокращение издержек производства, удешевление товаров, увеличение их выпуска.

В отличие от натурального хозяйства, где производились практически все необходимые семье продукты, и обмен носил эпизодический характер, специализация и кооперация труда потребовали систематического и массового обмена товарами. Это привело к появлению конкуренции товаров в процессе обмена, ставшей мощным фактором роста эффективности производства и повышения благосостояния как общества в целом, так и его граждан.

Принцип 9. Рынок обычно представляет собой хороший способ координации экономической активности. Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на механизме ценовых сигналов. Можно выделить теоретические характеристики рынка:

· частную собственность и базирующуюся на ней свободу принятия экономических решений, материальную ответственность за исход этих решений;

· свободное ценообразование;

· наличие правового регулирования;

· рыночное поведение хозяйствующих субъектов – способность хозяйствующего субъекта реагировать на ценовые сигналы;

· наличие социального контракта, т. е. осознание хозяйствующим субъектом своих экономических интересов и обязательств.

Рыночный механизм, по мнению А. Смита, саморегулирующаяся система, основа которой – стремление индивида к личной выгоде, являющейся пружиной конкуренции.

Как свидетельствует мировая практика, в настоящее время рынок пока остается наиболее эффективным способом координации экономической деятельности в обществе. При этом основным регулятором по-прежнему являются цены. Они передают информацию, служат стимулом к применению наиболее экономичных методов производства, устанавливают пропорции в распределении доходов.

Вместе с тем рынок иногда терпит «фиаско», т. е. оказывается несостоятельным, и тогда требуется помощь государства. Так, например, только при активном вмешательстве государства удалось преодолеть мировой экономический кризис 30-х гг. прошлого века, известный как Великая депрессия. В современных условиях потребность в этом возникает все чаще.

Принцип 10. Правительство может иногда улучшить результаты действия рынка. Недостаточность рыночного механизма в регулировании национальных проблем занятости, инфляции и др. была исследована Дж. Кейнсом, который обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.

Сегодня общепризнано, что государственное регулирование необходимо при монополизации рынка, несовершенной (асимметричной) информации, наличии экстерналий (отрицательных внешних эффектов), при обеспечении социальной справедливости и общественных благ (национальной безопасности, прав и свобод членов общества и др.).

В современном мире круг экономических функций государства на самом деле гораздо шире (развитие инфраструктуры, реструктуризация рынка и др.) и продолжает неуклонно расширяться.

Принцип 11. Уровень жизни в стране зависит от ее способности производить блага. Уровень жизни есть мера обеспечения потребностей населения, которая отражает материальную обеспеченность, уровень образования, продолжительность жизни и ряд других показателей. Следовательно, способность страны обеспечить своих граждан связана со способностью эти блага производить.

Эта связь прослеживается не только по статистическим данным, но и на бытовом уровне. В странах с более высокой производительностью труда (количество благ, производимых в единицу рабочего времени), при прочих равных условиях, выше и уровень жизни населения.

Принцип 12. Цены растут, когда правительство выпускает дополнительные деньги. В экономической теории это явление известно под названием инфляция. В результате выпуска в обращение большего, чем сумма цен реализуемых товаров и услуг с учетом скорости оборота, количества бумажных денег, последние обесцениваются. Следствием этого является рост цен.

Таковы основные принципы экономики, хотя ряд экономистов формулирует тезисы экономики по другому.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 8012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.