Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополия и виды олигополистического поведения




Монополия и ее виды.

Чистая монополия возникает в том случае, когда одно предприятие становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Виды монополий:

в зависимости от типа ограничения доступа на рынок

· закрытые (защищенные от конкуренции с помощью юридических ограничений: патентов, лицензий);

· естественные (существующие в отраслях, в которых долгосрочные средние издержки достигают минимума только при значительных объемах производства);

· открытые (возникающие в ситуации, когда предприятие по каким-то причинам случайно или искусственно на некоторое время становится единственным поставщиком какой-либо продукции, не обладая специальной защитой от конкуренции).

Данная классификация имеет условный характер, т к. отдельные предприятия могут обладать чертами нескольких видов монополий. Кроме того, на больших исторических интервалах времени все без исключения монополии можно считать открытыми.

в зависимости от природы возникновения

· факторные (возникновение которых связано с абсолютной ограниченностью факторов и условий производства, например, плодородных земель, уникальных месторождений полезных ископаемых);

· технические (возникновение которых связано с особым методом изготовления продукции);

· организационные (возникновение которых связано с добровольным и принудительным объединением предприятий).

Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся наличием нескольких производителей продукции. Олигополист обладает определенной властью над ценой, но его власть ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой. Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Для определения монополистической власти предприятий в отрасли используется индекс Херфиндаля-Хиршмана: H = S12 + S22 + … + Sn2, где S12, S22, …,Sn2 – доли предприятий на рынке, которые суммируются в порядке убывания и определяются в процентах как отношение объема поставок предприятия к объему всего рынка.

Ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью, которая проявляется в условиях обострения конкурентной борьбы и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасти в чисто монопольную.

В зависимости от формы поведения предприятий в условиях олигополистических структур выделяют два типа олигопорлий:

· некооперативная, когда каждый олигополист самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции;

кооперативная, когда все олигополисты осуществляют политику в области цены и объема выпуска продукции по взаимной договоренности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.