КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства
Имеются и другие нормативные акты. В статье 2 Закона Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» к указанным объектам относятся природные ресурсы: - земли сельскохозяйственного назначения; - земли, не подлежащие в соответствии с законами Республики Беларусь - недра; - леса; - особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество; - дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, - воздушное пространство.
Вопрос 2
Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь устанавливают две формы собственности на компоненты природной среды: 1. государственную; 2. частную. Анализ этих правовых норм позволяет сделать вывод о том, что на природные ресурсы устанавливаются две разновидности права государственной собственности: 1)исключительная собственность государства; 2)государственная собственность. 1). Право исключительной собственности государства означает, что недра, воды и леса ни при каких условиях не могут быть переданы в частную собственность другим субъектам. Они в соответствии с законодательством могут быть переданы только в пользование или в отдельных случаях в аренду. Но государство во всех случаях остается собственником этих природных объектов. Земля не отнесена к числу объектов исключительной собственности государства. Следовательно, и она может быть и объектом частной собственности физических или юридических лиц. Так, в статье 13 Конституции Республики Беларусь декларируется исключительная государственная собственность на недра, воды, леса. 2). Земли сельскохозяйственного назначения, согласно указанной статье, находятся в собственности государства. В собственности Республики Беларусь находятся все земли, за исключением земель, переданных в частную собственность. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности. Юридические лица частной формы собственности и физические лица не могут приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства. Так, Закон Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» устанавливает, что только в государственной (республиканской) собственности находятся: • земли сельскохозяйственного назначения, а также иные земли, не подлежащие передаче в частную собственность (например, согласно ст. 13 КРБ о З земли общего пользования; земли транспорта и связи; земли, предоставленные для нужд обороны; земли лесного фонда; земли водного фонда и др.); • недра; • воды; • леса; • особо охраняемые природные территории и объекты; •животные и растения, включенные в Красную книгу Республики Беларусь. Право собственности на животный и растительный мир в конституционном законодательстве не упомянуто, однако этот вопрос разрешается в актах природоресурсного законодательства. Животный мир в Республике Беларусь находится в собственности государства. В силу положения статьи 6 Закона Республики Беларусь «О животном мире» объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь, находятся в собственности государства. Кроме того, к животному миру как компоненту природной среды относятся дикие животные в неволе. Дикие животные, их части и (или) дериваты, изъятые в установленном порядке из среды их обитания, а также содержащиеся и (или) разведенные в неволе юридическими лицами, гражданами находятся в собственности указанных субъектов, если иное не установлено законодательными актами. Объекты растительного мира, расположенные на территории Республики Беларусь, согласно статье 6 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» находятся в государственной собственности. Исключениями являются: такие: 1) объекты, которые расположены в границах земельных участков, принадлежащих иным субъектам на праве частной собственности, принадлежат гражданам или юридическим лицам — собственникам земельных участков. 2) объекты растительного мира, на законном основании посаженные и культивируемые пользователями земельных участков или водных объектов, являются их собственностью. 3) объекты растительного мира следуют судьбе земельного участка или водного объекта, в границах которых они расположены. Объекты растительного мира, а равно права пользования ими не могут быть самостоятельным предметом купли, продажи, мены, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Республика Беларусь осуществляет право собственности на объекты растительного мира в общегосударственных интересах через специально уполномоченные государственные органы. Так, в соответствии Законом Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории находятся только в собственности государства и не подлежат разгосударствлению и приватизации. Юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на особо охраняемые природные территории. Владение и пользование охраняемыми природными территориями осуществляется уполномоченными государственными органами, юридическими лицами государственной формы собственности в соответствии с правовыми актами Республики Беларусь. В силу стать 12 Кодекса Республики Беларусь о земле собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. Земли, земельные участки, не находящиеся в частной собственности граждан Республики Беларусь, в частной собственности иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, в частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Беларусь (далее - частная собственность, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом) и в собственности иностранных государств, международных организаций, находятся в собственности государства. Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов: · земли сельскохозяйственного назначения; · земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; · земли лесного фонда; · земли водного фонда; · земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; · земли общего пользования (ст. 13 КозРБ) Кроме того, не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки: · на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности; · на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; · на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых. Перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, утверждается Советом Министров Республики Беларусь; · которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность. В силу статьи 47 КоЗ земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут являться предметом договоров купли-продажи, мены, дарения, аренды, ипотеки и переходить по наследству в соответствии с гражданским законодательством с учетом ограничений, установленных настоящим Кодексом, актами Президента Республики Беларусь и иными законодательными актами при сохранении целевого использования земельных участков. Согласно статье 3 КРБ о недрах и ст. 13 КРБ недра находятся в исключительной собственности государства. Поэтому недра и право пользования ими (недропользование) не могут быть предметом купли, продажи, залога, дарения, наследования, вклада, или отчуждаться в иной форме. Атмосферный воздух как компонент природной среды не может находиться в собственности. На воздушное пространство как часть воздушной сферы, расположенной в пределах территории Республики Беларусь, распространяется полный и исключительный суверенитет Республики Беларусь. В силу пункта 3 статьи 210 ГКРБ владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами, то они осуществляются собственником свободно в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц Таким образом, компоненты природной среды по общему правилу отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам, т. е. таким, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению в порядке, установленном законодательными актами.
Вопрос 3
Собственник - управомоченный субъект правоотношения собственности именуется Ему принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1 ст. 210 ГК). Обязанными субъектами в правоотношении собственности являются все другие субъекты гражданских прав. Они обязаны воздерживаться от любых нарушений прав собственника (ст. 282 и 285 ГК). Т.о. выделяют субъектов права государственной и частной собственности на компоненты природной среды. Субъектом права государственной собственности является государство Республика Беларусь. В законодательстве не закреплено право коммунальной собственности на компоненты природной среды, находящиеся в пределах административно-территориальных единиц. Правомочия по распоряжению компонентами природной среды от имени государства-собственника осуществляют уполномоченные государственные органы - Президент Республики Беларусь, местные Советы, местные исполнительные и распорядительные органы. Например, Президент Республики Беларусь в соответствии со ст. 5-1 КоН РБ, в частности, принимает решения: об изъятии и предоставлении участков недр в пользование, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, о необходимости концессии в отношении участков недр. Субъектами права частной собственности на земельные участки являются в соответствии со статьей 12 КРБ о З земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций. Земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные для: · строительства и (или) обслуживания жилого дома; · обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее - организация по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме; · ведения личного подсобного хозяйства; · коллективного садоводства; · дачного строительства. Размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается: в городах - от 0,05 до 0,15 гектара включительно; в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - от 0,15 до 0,25 гектара включительно. (ст. 36 КоЗ РБ) Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.
Дело из практики. Решение Верховного суда Республики Беларусь. Изменение долей дома в результате пристройки, надстройки, перестройки одним из собственников дома не является основанием для изменения долей размеров земельных участков (извлечение) Г. в заявлении суду указала, что 25 сентября 1997 г. она купила у С.А. 31/100 долю жилого дома в г. Минске на земельном участке площадью 1265 м2. Сособственниками жилого дома являются: В.Л. – 17/100 долей; В.Т. – 17/100 долей; В.В. – 17/100 долей; В.Ю. – 46/100 долей; С.Н. – 3/100 доли; С.Л. – 3/100 доли. Между сособственниками возникли разногласия о порядке пользования земельным участком. В связи с этим Г. просила суд определить порядок пользования земельным участком, выделив ей участок, соответствующий доле в доме, согласно представленному ею варианту. Решением суда Советского района г. Минска иск Г. удовлетворен. Судебная коллегия по гражданским делам Минского городского суда решение суда оставила без изменения. Судебные постановления мотивированы тем, что истице на праве собственности принадлежит 31/100 доля в доме, следовательно, она имеет право на часть земельного участка, соответствующую ее доле в доме, то есть на 399 м2. Постановлением президиума Минского городского суда от 3 февраля 2004 г. удовлетворен протест заместителя Председателя Верховного Суда об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение по следующим основаниям. В соответствии с ст. 157 Кодекса о земле порядок владения частью земельного участка определяется с учетом долей строения, принадлежащих гражданам, с соблюдением требований ст. 17 настоящего Кодекса. Пленум Верховного Суда в п. 9 постановления от 25 сентября 1997 г. «О некоторых вопросах применения земельного законодательства» разъяснил, что изменение долей дома в результате пристройки, надстройки, перестройки одним из собственников дома не является основанием для изменения размеров земельных участков. В исключительных случаях, когда возведенная с соблюдением установленных норм и зарегистрированная в установленном порядке пристройка создает препятствия другому собственнику в пользовании земельным участком, суд вправе по иску последнего изменить порядок пользования земельным участком, не меняя при этом размер участка истца. Участок владельца пристройки в этом случае может быть уменьшен в результате устройства необходимых проходов, проездов, общих дворов, устраняющих созданные в результате возведения пристройки препятствия в пользовании участком. Судом установлено, что супруги В. в 1943 году построили жилой дом на земельном участке площадью 1265 м2. После их смерти наследство, в том числе жилой дом, приняли в равных долях (по 1/4) их дети: три сына и дочь. С переходом по наследству права собственности на указанный дом к наследникам перешло право пользования земельным участком соответственно их долям в доме, то есть по 1/4 доли. 6 февраля 1990 г. В.И. – один из сыновей – подарил свою долю (17/100) в праве собственности на дом своей дочери Б., которая 20 июля 1993 г. продала принадлежащую ей долю И. В 1995 году И. возвел к занимаемой части дома пристройку, в связи с чем доли, с согласия сособственников дома (соглашение от 27 декабря 1995 г.), были изменены и за И. зарегистрировали право собственности на 36/100 долей дома. 17 января 1996 г. И. продал свою долю в доме С.А. В связи с возведением В.Ю. к дому пристроек доли в нем, с согласия сособственников дома (соглашение от 4 апреля 1997 г.), были изменены и за С.А. была зарегистрирована 31/100 доля дома. 25 июля 1997 г. С.А. продал принадлежащую ему долю Г. Таким образом, изменение долей в праве собственности на дом имело место в результате возведения пристроек к дому. Это обстоятельство не являлось основанием для изменения размеров земельных участков сособственников дома. Поэтому выводы судов о том, что размеры земельных участков сособственников дома должны быть определены с учетом их долей в доме, не основаны на законе. В связи с неправильным применением норм материального права судебные постановления отменены направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции
Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь. Иностранным государствам земельные участки могут передаваться в собственность для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь, иностранное государство может приобрести в собственность земельный участок, если: • в соответствии с законодательством иностранного государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства; • одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство предоставляет Республике Беларусь в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства для тех же целей (на условиях взаимности). Для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь иностранное государство, а также международная организация для размещения своего представительства могут приобрести в собственность земельный участок в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Земельный участок для постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения приобретается иностранным государством на основании договора, заключенного с Советом Министров Республики Беларусь. При этом местонахождение постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения согласовывается с Министерством иностранных дел Республики Беларусь. Порядок предоставления земельных участков дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций и консульским учреждениям иностранных государств в Республике Беларусь урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2003 г., № 563.
Вопрос 4
В соответствии со ст. 210 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, т. е. правомочия, определяющие содержание права собственности. Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над вещью. Правомочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из имущества его полезных свойств в процессе личного или хозяйственного потребления имущества. Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определять судьбу имущества, например, отчуждать его другому субъекту. Правомочия владения, пользования, а в некоторых случаях и распоряжения имуществом могут осуществляться не только собственником, но и другими лицами. Так, владеть и пользоваться земельным участком могут арендаторы земельного участка, не являющиеся собственниками. Вместе с тем специфической особенностью правомочий собственника имущества, в том числе компонента природной среды, является то, что собственник осуществляет их по своей воле, опираясь только на законодательство, тогда как другие лица могут осуществлять их в зависимости не только от предписаний законодательства, но и от воли собственника. Владение, пользование и распоряжение землей и другими компонентами природной среды в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно. В то же время не следует абсолютизировать свободу собственника компонента природной среды в осуществлении своих полномочий. Согласно ст. 44 Конституции Республики Беларусь осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. Ограничения в осуществлении права собственности на компоненты природной среды обусловлены требованием о целевом характере их использования и кругом субъектов, в собственности которых могут находиться компоненты природной среды в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Кроме правомочий в содержание права собственности на компоненты природной среды включаются и определенные обязанности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, риск случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ст. 211 и 212 ГК). Кроме того, он не должен выходить за пределы осуществления гражданских прав, установленных ст. 9 ГК. В случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательством, собственник земельного участка, другой недвижимости обязан предоставлять право ограниченного пользования его имуществом другим лицам (ст. 268 ГК).
Вопрос 5
Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы предусматриваются, главным образом, в природоресурсном законодательстве. Перечень оснований, указанных в этом законодательстве, рассчитан на все формы использования природного ресурса - собственность, владение, пользование, аренда. Поскольку институт прекращения права собственности рассчитан, прежде всего, на режим частной собственности (а она получила свое закрепление только в отношении земель), то в основу классификации случаев возникновения и прекращения права положено земельное законодательство. В Гражданском кодексе Республики Беларусь устанавливаются общие основания приобретения права собственности, где говорится, что это право может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества. Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях: - обращения, взыскания на имущество по обязательствам; - изъятия для государственных или общественных нужд; - перехода по наследству; - конфискации; - национализации. Возникновение и прекращение права собственности на компоненты природной среды связывается с определенными юридическими фактами (основаниями), установленными законодательством. Так, в соответствии со сатьей 40 КРБ оЗ дееспособные граждане, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания на территории Республики Беларусь, пожелавшие создать крестьянское (фермерское) хозяйство, подают в соответствующий районный исполнительный комитет заявление о подтверждении возможности размещения крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте размещения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» определено, что право на земельный участок удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации. До получения документа, удостоверяющего право частной собственности на земельный участок, собственнику земельного участка запрещается отчуждать его, сдавать в аренду или в залог. В решениях о предоставлении земельного участка в собственность указывается цель, для которой он передается. Земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, могут являться предметом купли-продажи, дарения, залога, обмена, аренды в порядке, определенном земельным законодательством Республики Беларусь, а также в порядке наследования. При этом сделки с земельными участками совершаются при наличии документов, удостоверяющих право на эти участки. В силу положения статьи 60 КРБ о З право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда в случаях: отчуждения земельного участка лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами не могут являться собственниками земельных участков; при добровольной передаче земельных участков в государственную собственность; при изъятии земельного участка для государственных нужд; при ликвидации негосударственного юридического лица Республики Беларусь; в случае смерти гражданина и признания наследства выморочным; при признании земельного участка бесхозяйным. Право частной собственности на земельный участок прекращается также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда: при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов; при использовании земельного участка не по целевому назначению; если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка; при неосуществлении мероприятий по охране земель, указанных в части первой статьи 89 настоящего Кодекса и др. Постановление суда о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель, принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от государственного органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель. Земельный участок, предоставленный в собственность иностранному государству, международной организации, подлежит принудительному изъятию в случаях, когда аналогичный земельный участок на территории иностранного государства изъят из собственности Республики Беларусь или когда это предусмотрено соответствующим международным договором.
Вопрос 6
В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Согласно ст. 44 Конституции принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. Способы защиты гражданских прав определены ст. 11 ГК. Право собственности на компоненты природной среды является разновидностью гражданских прав, соответственно его защита осуществляется путем: • признания права; • восстановления положения, существовавшего до нарушения права; • пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности; • признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; • самозащиты права; • присуждения к исполнению обязанности в натуре; • возмещения убытков; • взыскания неустойки; • прекращения или изменения правоотношения; • неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; • иными способами, предусмотренными законодательством. Самовольная переуступка права пользования компонентами природной среды, а также другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на компоненты природной среды, являются недействительными. Самовольно занятые участки (земельные, участки лесного фонда, водные объекты) возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Приведение участков в пригодное для использования состояние, включая снос строений, производится за счет лиц, самовольно занявших такие участки. Вещно-правовыми способами защиты права собственности являются виндикационный и негаторный иски. В соответствии со ст. 282 ГК собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (виндикационный иск). Статья 285 ГК предусматривает защиту прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск). Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Например, в силу ч 2 статьи 92 КБР о З земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются в судебном порядке.
Нормативные правовые акты
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноя. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с. 2 Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008, № 425-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.11.2008 г., № 447-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009. 3 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.07.2008 г., № 366-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009. 4 Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 ноя 1992 г., № 1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г., № 32-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009. 5 Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 15 июля 1998, № 191-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г., № 32-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009. 6 Кодекс Республики Беларусь о недрах: Кодекс Респ. Беларусь, 14 июля 2008, № 406-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009. 7 Лесной кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 14 июля 2000, № 420-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.11.2008 г., № 444-З // // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009. 8 О растительном мире: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 205-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г., № 32-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009. 9 О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г., № 32-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009. 10 Об объектах, находящихся только в собственности государства: Закон Респ. Беларусь, 05 мая 1998 г., № 156-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.07.2008 г., № 396-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009. 11 0 государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним: Закон Респ. Беларусь, 22 июля 2002 г., № 133-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.05.2008 г., № 335-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009. 12 Об изъятии и предоставлении земельных участков: Указ Презид. Респ. Беларусь, 27 дек 2007, № 667; в ред. Указа Презид. Респ. Беларусь от 21.08.2009 г., № 427 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009. 13 О порядке предоставления зданий помещений и земельных участков дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций и консульским учреждениям иностранных государств в Республике Беларусь: Указ Презид. Респ. Беларусь, 17 дек 2003, № 563; в ред. Указа Презид. Респ. Беларусь от 06.02.2009 г., № 64 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009. 14 Об особо охраняемых природных территориях: Закон Респ. Беларусь, 20 окт 1994 г., № 3335-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.11.2008 г., № 444-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |