Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Исследователь и исторический источник




Контрольные вопросы

Проблемы для самостоятельного изучения

1. Основные направления современной исторической науки.

2. Исторические мифы: причины возникновения и роль в общественном сознании.

 

1. Объясните, чем различаются объект и предмет исторического исследования.

2. Объясните понятие «цивилизация» и сущность «цивилизационного подхода» к периодизации исторического процесса.

3. Сформулируйте основные принципы исторического исследования.

4. Назовите основные функции исторического знания.

1. Становление и развитие историографии, как научной дисциплины.

2. Понятие «исторический источник». Источники по отечественной истории и их классификация.

3. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

 

 

1. Становление и развитие историографии, как научной дисциплины. Понятие «историография», его многозначность и изменчивость. Историография как «история исторической науки» и совокупность исторических исследований по определенной теме. Возможные ракурсы историографического исследования, их специфика, эвристический потенциал и ограничения. Тематическая историография и историография проблемы. История историографии и история исторической мысли. Историография, источниковедение, науковедение их соотношение и взаимодействие. Понятия «историографический факт» и «историографический источник». Виды историографических источников. Понятия «школа» и «направление».

Основные этапы развития исторической мысли в странах Европы и в России.

– Античная историография. Переход от мифологического к историческому знанию. Первые историки, «отец истории» Геродот Галикарнасский (484–425 гг. до н.э.). Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид (ок. 460 г. – ок. 400 г. до н.э.), его принцип «отыскания истины», как основной задачи историка. Полибий (ок. 201 г. до н.э. – 120 г. до н.э.) и первая всеобщая история. Принцип «прагматизма» в трудах Полибия, как первоочередное отражение военных и политических событий, поиск причин и взаимосвязей исторических событий. Древнеримская историография. Зачатки исторической критики, исторический скептицизм. История в биографиях выдающихся исторических деятелей: место личности в истории. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха (ок. 47–120 гг. до н.э.), «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла (ок. 70 – после 122 гг.). Публий Корнелий Тацит (ок. 58–117 гг.), его взгляд на исторические исследования, «риторическая история», воспитание человека на исторических примерах. Описание в трудах Тацита различных народов, упоминания (предположительно) о предках славян (венедах). Трактат сатирика Лукиана Самосатского (120–180) «Как надлежит писать историю?», требование точного описания фактов и критика риторического подхода к истории.

– Средневековая историография. Характерные черты средневековой историографии. Основы христианской хронологии. Жанры средневековой историографии в странах Европы: анналы и хроники (в т.ч. городские и королевские), первые учебники по истории и исторические хрестоматии, исторические мемуары (Жан де Жуанвиль, Филипп де Коммин и др.). Первые исторические сочинения Древней Руси. Летописи. «Повесть временных лет» Нестора. Исторические повести, «слова», «жития» и др.

– Историография эпохи Возрождения и Реформации. Рационализация взгляда на историю и новая периодизация истории в трудах писателей и философов Итальянского Возрождения. Влияние на исторические исследования идей гуманизма. Рациональная критика источников, поиск первоисточников, введение в исследовательскую практику научного аппарата. «Трактат о подложности Константинова дара» Лоренцо Валлы (1407–1457гг.) и начало филологической критики источника. Политическая история и рассмотрение истории, как постоянной борьбы политических группировок (Н. Макиавелли). Поиск объективных законов истории. Идея «природного фактора» в истории. Жан Боден (1530–1596 гг.) и его теория определяющей роли климата в историческом процессе. Идеи исторического прогресса. Развитие русской историографии в XIV–XVI вв. Рост многообразия жанров, их особенности. Летописание. Переводные исторические повести. Историческая публицистика: сочинения Ивана Грозного и А. Курбского.

– Западноевропейская и русская историография в XVII – начале XVIII вв. Влияние на историографию развитие научной мысли в целом. Выработка новых методов познания и принципов научного исследования. Исторические взгляды Ф. Бэкона (1561–1626): история, как опытное знание. Рационализм, прагматизм и скептицизм в исторической мысли. Теория естественного права и общественного договора, ее отражение в историографии. Создание вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, археографии, дипломатики. Русская историческая мысль в XVII в. Местная историография: сибирское летописание, раскольничье летописание, исторические произведения казачества. Изменения в характере и форме исторического повествования на рубеже XVII–XVIII вв.

– Исторические концепции Века Просвещения. Осмысление истории, как особого рода истинного знания. Принцип историзма. Дж. Вико (1668–1744 гг.) и его «Новая наука», идеи единства исторического процесса, закономерности и повторяемости исторических явлений. Метод исторических параллелей. Идея прогресса и факторы истории. Воспитательная функция истории. Трактовки вопроса об историческом опыте. «О духе законов» и «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» Ш.-Л. Монтескье (1689–1755 гг.). «История Англии» Д. Юма (1711–1776 гг.): императив беспристрастности и пересмотр исторической традиции. Сочетание приемов гуманистической и философской истории. «История упадка и крушения Римской империи» Э. Гиббона (1737–1794 гг.), как классический образец универсальной истории эпохи Просвещения. Российская историография XVIII в. Освоение научно-рационалистической традиции, превращение истории в науку. Влияние на развитие исторических знаний реформ Петра I. «История Российская» В.Н. Татищева (1686–1750 гг.). Создание Академии наук и ее роль в разработке российской истории. Г.Ф. Миллер (1705–1783 гг.) и А.Л. Шлецер (1735–1809 гг.): методы критики источников. Концепции всемирной и российской истории. Историческая концепция М.В. Ломоносова (1711–1765 гг.). М.М. Щербатов (1733–1790 гг.) и его «История России с древнейших времен»: проблема альтернатив в русской истории.

XIX в. – «Век истории». Расцвет европейской историографии. Основные направления и школы западноевропейской историографии: историческая школа права, историко-географическая школа, французская школа философии истории (Ф. Гизо, О. Тьерри). Экономическая и историческая теория К. Маркса (1818–1883 гг.), формационный подход к истории, его основные положения. Учение о базисе и надстройке, социально-экономический детерминизм и абсолютизация классовой борьбы в истории. Позитивистский идеал науки. Исторический позитивизм. О. Конт (1798–1857 гг.). История и социология. Развитие идей позитивизма в исторических работах И. Тэна (1828–1893 гг.), триада «раса», «среда» и «момент» (бытие расы в конкретное историческое время). Влияние на гуманитарные науки теории Ч. Дарвина. Проблема борьбы за существование и прогресса в истории. Историко-социологические теории Г. Спенсера (1820–1903 гг.). Вклад в методологию исторической науки Л. фон Ранке (1795–1886 гг.). Развитие методологии истории: ретроспективный и сравнительно-исторический методы. Статистический анализ. Диверсификация и расширение источников и круга исторических исследований.

Российская историография XIX века. Н.М. Карамзин (1766–1826 гг.) и «История государства Российского». Личность в исторической концепции Н.М. Карамзина. Педагогическая и общественная деятельность Т.Н. Грановского (1813–1855 гг.). Его «Лекции по истории средневековья» и взгляд на теоретические проблемы историографии. «История русского народа» Н.А. Полевого (1796–1846 гг.): понимание общности и своеобразия истории Запада, Востока и России. Западничество и государственная школа в историографии России. К.Д. Кавелин (1818–1885 гг.) и формирование концепции органического развития русской истории. С.М. Соловьев (1820–1879 гг.), его «История России с древнейших времен», концепция исторического развития С.М. Соловьева, роль «географического фактора» в истории. Российские историки конца XIX – начала ХХ вв. В.О. Ключевский (1841–1911 гг.), его вклад в историографию.

– Историческая наука в ХХ веке. Национальные исторические школы на рубеже XIХ–XX вв. Представители критического направления в национальных историографиях стран Европы и в США. Возникновение и развитие во Франции школы «Анналов» и связанная с ней «методологическая революция». «Очеловечивание истории». Превращение школы «Анналов» в доминирующее направление в исторической науке Западной Европы. М. Блок (1886–1944 гг.), его работа «Апология истории или ремесло историка». «Глобальная история» и концепция исторического времени Ф. Броделя (1902–1985 гг.). Социальная история, историческая антропология. Обновление концептуального аппарата и исследовательских методов во второй половине ХХ в.

Отечественная историография советского периода (1917–1991 гг.). Становление и развитие исторической науки в условиях господства марксистской теории. Успехи советской науки и трудности в развитии, порожденные идеологической диктатурой.

Современное состояние историографии в России и за рубежом. Дискуссии о «кризисе исторического знания», «кризисе исторической науки» и др. Переосмысление природы исторического источника и исторического факта. От «воссоздания» прошлого к его «конструированию». «История в осколках»: фрагментарное видение прошлого. Новая культурная история» и ее ведущие представители. Дискуссии о соотношении микро- и макро-анализа в зарубежной и российской историографии. История идей. История повседневности. Поиски «другой социальной истории».

2. Понятие «исторический источник». Источники по отечественной истории и их классификация. Определение исторического источника. Исторический источник и исторический факт. Первоисточник. Основные принципы работы с историческим источником. Источниковедение, как особая отрасль научного знания и вспомогательная историческая дисциплина. Различные способы классификации исторических источников. Наиболее распространенная схема классификации исторических источников в соответствии со способом кодирования информации.

Источники по истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные). Классификация С.О. Шмидта: выделение в отдельные группы «поведенческих источников» (сохранившихся обрядов, ритуалов и др.), «конвенциальных источников» (информация, записанная на машинных носителях), «изобразительно-натуральных» источников (фотографии, кинохроника) и др.

Принципиально иные способы классификации исторических источников. Схема А.С. Лаппо-Данилевского (1863–1919 гг.): степень близости источника к отражаемому событию, как основа классификации. Разделение источников на остатки культуры (источники изображающие факт) и исторические предания (источники, обозначающие факт). Принадлежность к первой группе вещественных источников и юридических актов и ко второй (историческим преданиям) – словесных и письменных свидетельств.

Письменные источники, способы их классификации и основные виды. Объединение в один вид письменных источников, обладающих единством формы и содержания в силу общности социальных функций: 1) летописи; 2) законодательные акты; 3)делопроизводственная документация; 4) актовые материалы; 5) статистические материалы; 6)периодическая печать; 7) документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка); 8) литературные памятники; 9)публицистика и политические сочинения; 10) научные труды. Разделение письменных источников на документальные материалы и нарративные свидетельства. Массовые и индивидуальные письменные источники (классификация И.Д. Ковальченко).

Эволюция вещественных источников и методы их изучения. Разнообразие вещественных источников: орудия труда, одежда, жилища, посуда, оружие и др. Археология, как наука изучающая вещественные источники. Понятия «археологическая культура» и «археологический памятник». Индустриальное наследие.

Изобразительные исторические источники: картины, гравюры, географические карты и проч. Аудио-визуальные исторические источники: фоно-, фото- и кинодокументы и их специфика.

3. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации. Поиск и выявление исторических источников и методы их исследования. Типы источниковедческих исследований. Основные стадии работы исследователя с источником. Задачи источниковедческого анализа. Выработка приемов анализа данных источника. Основные методические принципы работы с источником. Критический подход к историческому источнику. Совокупность общенаучных подходов. Абстрактный и конкретный подход к исследованию источника. Логический и исторический подход. Индуктивный и дедуктивный подход. Аналитический и синтетический подход. Генетический, типологический и сравнительный подходы к изучению исторических источников. Системный, структурный, функциональный, информационный, вероятностный, модельный подходы в современном источниковедении. Статистические методы в источниковедении. Особенности исследовательской работы с актовым материалом. Анализ летописей. Кодикология – методика работы с рукописными текстами. Методика изучения вещественных источников, основные принципы археологических исследований. Методические приемы изучения устного народного творчества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.