Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация как объект управления




Дополнительная литература

ЛИТЕРАТУРА

Изучив теоретические положения, изложенные в данной работе, в соответствии с требованием государственного образовательного стандарта, студенты, являющиеся потенциальными менеджерами по экономике труда и управлению персоналом, смогут разобраться в таком многогранном явлении как организационная культура, и выработать собственную линию поведения в трудовой и учебной деятельности.

Заключение

Организационная культура является по своему содержанию материально-духовным явлением, системным по своей сути. Поэтому и рассматривать её следует как можно более всесторонне, с позиции разных наук. Только в этом случае мы сможем понять ее более или менее адекватным образом. Здесь и психология, исследующая психику человека, и социология, исследующая человека в обществе и сообществе людей, и социальная психология, более глубоко исследующая поведение людей в окружении себе подобных, и экономика, исследующая поведение людей в процессе производства, распределения и потребления, и менеджмент, исследующий проблемы управления людьми в призводственной среде, и другие науки. Организационная культура – это форма существования организации и проявление ее поведения во внутренней среде и по отношению к субъектам внешней среды.

Повышенный интерес деловых кругов и управленческой науки к вопросам организационной культуры не случает и вызван отнюдь не данью к моде. Являясь всепронизывающей составляющей организации, культура сильно влияет как на внутреннюю жизнь организации, так и на её положение во внешнем экономическом пространстве. Организационная культура может играть решающую роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение поставленных целей. Поэтому знание современной организационной культуры как управленческого инструмента характеризует сейчас степень зрелости делового человека, его готовности эффективно решать текущие и перспективные задачи.

 

ГЛОССАРИЙ

Авторитет уровень уважения человека другими людьми и группой, к которой он принадлежит; проявляется в способности лидера побуж­дать других людей к исполнению возложенных на них обязанностей.

Адаптация социальная, культурная процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной, культурной; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Адаптивность способность к адаптации.

Адаптивный индивидуализм восприятие нового окружения, но лишь до некоторой степени (обязательные нормы приняты, необязательные принимаются либо частично, либо не принимаются полностью).

Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — учение, слово) философ­ское исследование природы ценностей.

Алгоритм точное предписание исполнителю совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов.

Анархия организационная (от греч. anarchia — безвластие) состояние организации, в которой отсутствует должностная власть.

Антиципация (от лат. anticipate — предвосхищаю) предвосхищение, предугадывание событий, явлений. Предположение, предвидение раз­вития событий в будущем, имеющееся представление о вероятности того или иного события.

Антропология (от греч. anthropos — человек и logos — учение и слово) межотраслевая дисциплина, исследующая: происхождение и эволю­цию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения чело­века внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружаю­щей людей среды.

Атрибут (от лат. attribuo — придаю, наделяю) существенный признак; необходимое, неотъемлемое свойство объекта.

Атгитюды (от франц. attitude — поза) готовность к выполнению какого-либо действия. См. Установка социальная.

Аффилиация стремление человека к взаимодействию с другими людьми и приобщению к какой-либо социальной группе.

Базовые конкурентные стратегии модель конкурентных стратегий, раз­работанная М. Портером: стратегия дифференциации; стратегия ли­дерства по издержкам; фокусированная стратегия низкой цены.

Базовые предположения трудно осознаваемые даже членами коллектива, скрытые, принимаемые на веру предположения, помогающие вос­принять характеризующие культуру атрибуты.

Бюрократия тип организации, для которой характерно специализирован­ное разделение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стан­дарты, показатели оценки работы.

Валидность (от лат. validus — сильный) степень соответствия показате­ля тому понятию, которое он призван отражать.

Верования распространенные в определенной организации убеждения и поведенческие установки.

Вертикальная структура организации разделение и координация усилий выполнения составляющих работу компонентов (управления и про­изводства) создает уровни управления.

Вертикальное измерение культуры задается категорией «уровень культу­ры» (поверхностный, подповерхностный и глубинный).

Властные отношения отношение между сторонами в процессе осуществ­ления власти. Двустороннее властное отношение — отношение, при котором две стороны взаимно осуществляют власть друг над другом на основе компромиссов. Одностороннее властное отношение — от­ношение, при котором одна личность или группа осуществляет власть над другой, не ожидая ответных актов власти.

Власть возможность и способность влиять на других людей. Реализация власти возможна только в отношении другого лица или группы.

Власть поощрения (вознаграждения) выражается в положительном под­креплении и компенсации желаемого поведения подчиненного.

Власть силы (принуждения) осуществляется посредством различных на­казаний: выговоров, освобождения от должности, увольнения, лише­ния льгот и т.п.

Власть убеждения проявляется в стремлении человека, не обладающего формальной властью, передать другим свою точку зрения.

Влияние в теории менеджмента прямое и/или косвенное воздействие на людей (индивидуумы, группы), вызывающее изменение их пове­дения.

Внешняя информация устанавливает коммуникации данной системы с другими системами, оказывающими на нее различного рода воздей­ствие.

Внешняя мотивация совокупность побудительных причин деятельности, не связанных непосредственно с ее содержанием, лежащих вне ее.

Внутренняя информация обеспечивает взаимодействие между звеньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к стоящей перед системой общей цели.

Внутренняя мотивация совокупность побудительных причин деятельно­сти, непосредственно заложенных в самом содержании деятельности и условиях ее выполнения (например, интерес к самому процессу деятельности).

Воля способность человека достигать поставленных им целей в услови­ях преодоления препятствий.

Гедонистические потребности потребности в удовольствии, радости, по­ложительных эмоциях.

Тендерная субкультура социально и биологически обусловленная мужс­кая и женская субкультура организации.

Тендерные отношения определенные социальные связей между работни­ками-мужчинами и работниками-женщинами. В основе лежит пони­мание своей сексуальной идентичности, интерпретация ими той роли, которую они играют в организации, а также своего социокультурного статуса.

Горизонтальная структура организации разделение работы в организаци­ях на составляющие компоненты, между которыми не устанавлива­ются отношения иерархической соподчиненности.

Горизонтальное измерение культуры многообразие культурных форм, например, экономическая, социально-психологическая, правовая куль­тура организации.

Группа два лица или более, которые взаимодействуют между собой так, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.

Групповая динамика процессы взаимодействия членов группы: образо­вание в группе подгрупп по интересам; появление в группе лидеров и их уход; развитие группы; изменение ролей членов группы; распад группы.

Источник власти средства воздействия на мотивационную основу друго­го человека, с помощью которых можно обеспечить удовлетворение соответствующих мотивов другого человека, задержать это удовлет­ворение или предотвратить его. См. Власть поощрения, власть силы, должностная власть, информационная власть, референтная власть, экспертная власть.

Девиантнос поведение система поступков, отклоняющихся от общепри­нятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здо­ровья, культуры, права или морали. Девиантное поведение подразде­ляется на две большие категории: 1) поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; 2) антисоциальное поведение, нарушаю­щее какие-то социальные и культурные нормы.

Делегирование полномочий процесс передачи руководителем части своих функций сотруднику или группе сотрудников более низкого уровня. Делегирование полномочий является мощным стимулом в работе, давая сотрудникам понять, что им доверяют и их ценят.

Деструктивное поведение разрушающее нормальную коммуникацию и препятствующее интеграции результата.

Динамика культуры 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упоря­доченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел тео­рии культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженнос­ти, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механиз­мы, реализующие эти изменения.

Дистанция (зона) власти степень неравенства между людьми, которую они считают допустимой или нормальной

Должностная власть власть, основанная на традиции, всегда связана с должностью, а не с личностью руководителя.

Дуализм (от лат. dualis — двойственный) философское учение, проти­воположное монизму; считает материальную и духовную субстанции равноправными началами.

Желание субъективная характеристика мотивационного процесса, в которой ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность.

Жизненный цикла товара период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спро­сом, приносит доход производителям и продавцам. Принято считать, что жизненный цикл товара состоит из следующих этапов: 1) поступ­ление товара в широкую продажу, выход его на рынок; 2) рост объема продаж товара вследствие наличия и увеличения спроса; 3) период зрелости, когда достигается максимальный объем продаж; 4) насы­щение рынка данным товаром, снижение спроса; 5) резкий спад объ­ема продаж, снижение прибыли.

Знания проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Идеал то, что составляет высшую цель деятельности, веры. Причем идеал, в воплощение которого верят, не обязательно должен иметь под собой почву для реального претворения в жизнь.

Идеология теоретическая установка на систему ценностей и моделей поведения. Система нравственных, религиозных, эстетических, по­литических, правовых и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.

Иерархия (от греч. hieros — священный и arche — власть) способ уст­ройства сложных систем управления, при котором звенья системы распределены по различным уровням в соответствии с заданным критерием.

Иерархия потребностей — избегание неопределенности степень, с кото­рой люди, находясь в условиях свободных социальных связей, пред­почитают действовать как индивидуумы, а не как члены какой-то группы и наоборот.

Имидж воплощение идеологических установок в конкретных жизнен­ных ситуациях.

Имплицитная культура неявная культура; состоит из норм, ценностей (респектабельные женщины должны одеваться скромно) и убежде­ний (утверждающих зависимость судьбы человека в большей мере либо от его поступков, либо неконтролируемых обстоятельств). Нор­мы, ценности и убеждения, составляющие имплицитную культуру, не являются легко наблюдаемыми, но могут быть выведены из слов и действий людей.

Индивид единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобре­тенного, носитель индивидуальных черт (задатки, влечения и др.).

Индивидуализм тип мировоззрения, в основе которого противопостав­ление отдельного обществу, коллективу. См. Коллективизм.

Индивидуальное поведение совокупность направленных и осознанных действий человека по выполнению работы и его отношения к работе.

Индивидуальность неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой.

Инициатива поступательное движение к разумно выбранной цели, ис­ходя из установленных правил (причем в большинстве случаев при­нимается только положительный результат активности)

Инкультурация процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и моделей поведения, свойственных данной культуре;

Инновация (от англ. innovation — новшество) нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, реализую­щие эти новшества в самых разных областях и сферах деятельности. Это может быть запуск в производство новых товаров, внедрение новых производственных процессов, методов, применение прогрессивных форм организации производства, предпринимательства, маркетинга.

Институт (от лат. institutum — установление) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и орга-

низующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную, экономическую систему.

Интеграция (от лат. integratio — соединение) процесс развития, резуль­татом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализи­рованных элементов.

Интеракция организация взаимодействия и воздействия.

Интерорганизационный уровень культуры множество формальных (в форме национальных и международных законов, регулирующих деловую сферу) и неформальных правил, определяющих, каким образом орга­низации соотносятся друг с другом и сосуществуют как внутри стра­ны, так и за рубежом.

Интраорганизационный уровень культуры имманентная культура органи­зации, растространенная среди людей, работающих в отделах и под­разделениях; определяется культурой отделов и подразделений, су­ществующих в пределах организации.

Интуиция способность непосредственного постижения истины: без обо­снования с помощью доказательств; без предварительного логичес­кого рассуждения, основанная на предшествующем опыте.

Информационная власть власть, основанная на доступе к информации. Зависит от занимаемой должности и личных связей.

Информационная культура личности совокупность устойчивых навыков, постоянного применения достижений цивилизации: воспитание мо­тивации и навыков применения информационных технологий, под которыми следует понимать систему методов и способов сбора, на­копления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации.

Информационная культура организации разделяемые в организации цен­ности и установки значимости и функционального предназначения информации и информационных продуктов, влияющие на процессы сбора, организации, обработки, распространения и использования информации, а также последовательный перевод этих ценностей в индивидуальные и групповые действия (поведение) и механизмы для оперирования информацией в разнообразных формах.

Информационное общество цивилизация, в основе развития и существо­вания которой лежит особая субстанция, условно именуемая инфор­мацией; обладает свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека

Информация сведения, полученные в результате переработки данных, представляющих собой сигналы, из которых извлекается информация.

Кадровая информация определенным образом организованное множе­ство данных о персонале организации. Это и личные дела, и карточ­ки по учету кадров, и всевозможные приказы о назначениях, переме­щениях, командировках, отпусках и увольнениях.

Кадровая политика генеральное направление кадровой работы; сово­купность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепле­ние и развитие кадрового потенциала, создание высокопроизводи­тельного, сплоченного коллектива, способного своевременно реаги­ровать на меняющиеся требования рынка.

Кадровое делопроизводство включает разработку штатного расписания, должностных инструкций, приказов по личному составу и ведение личных дел. Чаще всего сюда же может относиться информация о расчете заработной платы сотрудников организации.

Карьера в широком смысле — последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека. В узком смыс­ле — фактическая последовательность занимаемых должностей, рабо­чих мест или положений в коллективе конкретным работником.

Кодекс трудовой этики свод универсальных и специфических нрав­ственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе функ­ционирования организационных структур.

Коллективизм принцип коллективного начала в какой-либо деятельнос­ти. См. Индивидуализм.

Команда социальная группа, в которой неформальные отношения меж­ду ее членами могут иметь большее значение, нежели формальные, а действительная роль и влияние конкретной личности могут не совпа­дать с ее официальным статусом и весом. В широком смысле — тру­довой коллектив с высоким уровнем сплоченности, приверженности всех работников общим целям и ценностям организации.

Коммуникативные каналы способ передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении посредством знако­вых вербальных (речевая знаковая система) и невербальных (нерече­вые — оптико-кинестетическая, паралингвистическая, экстралингви­стическая, проксемическая, визуальная) систем.

Коммуникация (от лат. communicare — делать общим, сообщать, беседо­вать, связывать) социально обусловленный процесс передачи и вос­приятия информации как в межличностном, так и в массовом обще­нии по разным каналам при помощи различных вербальных и невер­бальных коммуникативных средств.

Коммуникация социокультурная процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятель­ности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью пере­дачи или обмена информацией посредством принятых в данной куль­туре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования.

Коммуникация формальная формальными являются такие коммуника­ции, которые заранее оговорены в регламентах, описаниях процедур, должностных инструкциях.

Компоненты внешней среды факторы, оказывающие прямое и косвенное воздействие на фирму. К факторам, которые непосредственно влия- ют на деятельность фирмы, относят конкурентов, потребителей, по­ставщиков, товары-заменители и др. В качестве факторов косвенного воздействия рассматривают политику, экономику, культуру, техно­логию, географию и т.п.

Конкурентное преимущество активы и другие достоинства фирмы, даю­щие ей преимущество над конкурентами.

Конкурентоспособность организации способность выдерживать конку­ренцию, противостоять конкурентам.

Конкуренция 1) в обыденном понимании — соперничество экономичес­ких субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи то­варов; 2) в классической экономической теории — элемент рыночно­го механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложе­ние; 3) в теории строения рынка — критерий, по которому определя­ется тип отраслевого рынка.

Контркультура субкультура, которая не просто отличается от доминиру­ющей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господ­ствующими ценностями

Контроль наблюдение за людьми, объектами, работой, проверка пра­вильности действий лиц, выполняющих определенные обязанности.

Конфликт столкновение противоположно направленных, несовмести­мых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях и отношениях индивидов или групп, а также в сознании отдельного индивида, связанное с острым отрицательным переживанием.

Конфликт культурный критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, лично­стью и обществом, группой и обществом, между разными сообще­ствами или их коалициями. Специфичен именно своей идеологичес­кой, обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, ми­ровоззренческих и религиозных установок, традиций норм и правил осуществления той или иной социально значимой деятельности и т.п., т.е. в конечном счете различием в социальных опытах конфлик­тующих сторон, закрепленных в параметрах их идеологии (индиви­дуальной или групповой).

Конформность тенденция человека изменять свое поведение под влия­нием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало их ожиданиям и стереотипам поведения. Фиксируется в соответствую­щем личностном свойстве — конформизме.

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, кон­структивный принцип различных видов деятельности.

Креативность одна из общих способностей личности, состоящая в воз­можности порождения новых, оригинальных идей и способов реше­ния заДач, а также — в потребности личности в этом.

Критерии эффективности признак, являющийся основой классифика­ции; требования, характеризующие необходимость достижения оп­ределенного уровня эффективности добавки.

Культура эксплицитные и имплицитные нормы, определяющие пове­дение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов. Возника­ет в результате деятельности групп людей, включая ее воплощение в средствах. Культурные системы могут рассматриваться, с одной сто­роны, как результаты деятельности людей, а с другой — как ее регу­ляторы.

Культура организации набор наиболее важных предположений, прини­маемых членами организации и получающих выражение в заявлен­ных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их пове­дения и действий, которые передаются через символические средства духовного и материального внутриорганизационного общения.

Культурная интеграция процесс возрастания взаимозависимости между различными культурами, ведущий к формированию целостной гар­моничной культурной системы.

Культурный комплекс совокупность ценностей и норм, регулирующих определенную сторону деятельности организации.

Лидерский потенциал совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его активности в качестве лидера.

Лидерство способность оказывать влияние на других людей, их поведе­ние, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидеры используют власть как средство достижения целей. Эффективность лидерства зависит от объема и типа власти.

Манипулятивное поведение направленное воздействие на адресата, со­вершаемое заведомо против воли адресата воздействия и наносящее ему экономический, социально-психологический ущерб. Частный случай скрытого управления.

Манипуляция (от лат. manipulus — горсть, пучок) способы социального воздействия на людей при помощи экономических, социальных, пси­хологических и иных средств с целью навязывания определенных идей, ценностей, форм поведения и т.д.

Маскулинность жизненные ценности, обычно выделяемые мужчинами: настойчивость, утвердительность, стремление к победе, приемлемость риска, стремление к большим заработкам, мужественность (которая может быть тщеславной и хвастливой.

Материальные мотивы (стимулы) условия и формы получения матери­альных благ, побуждающие работника к активной деятельности.

Менеджер специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает рабочие процедуры (техно­логии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осу­ществляет контроль.

Менеджмент (от англ. management — управление) многозначный тер­мин, обозначающий: 1) социальный и экономический институт, вли­яющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного западного общества; 2) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и обществ, бизне­са; 3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социальные аспекты управления обществом, производством. Впос­леднем случае он совпадает с индустриальной социологией, социоло­гией управления и отчасти с прикладной социологией, которые так­же изучают управленческие структуры, систему и механизм межлич­ностных отношений, стимулирование и мотивацию трудовой деятель­ности, организационное поведение; ставит своей целью сформулиро­вать и применить на практике всеобщие принципы управления, при­годные для любой человеческой организации.

Ментальность, менталитет (от лат. — ум, мышление, образ мыслей, ду­шевный склад) общая духовная настроенность, относительно цело­стная совокупность мыслей, верований, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции. Менталитет характери­зует специфические уровни индивидуального и коллективного со­знания.

Метод научный способ достижения какой-либо цели, решения конкрет­ной задачи; совокупность приемов освоения действительности. На­пример, научный метод, включающий в себя такие подпроцессы, как наблюдение, анализ и синтез.

Метод руководства организующая идея и способ объединения, сплоче­ния людей и дееспособную, рабочую группу в соответствии с объек­тивными требованиями и возможностями функционирования про­изводства вне и независимо от самого руководящего лица.

Методы управления способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Сущест­вуют административные, экономические, социально-психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей.

Механизм мышления психический процесс отражения действительнос­ти; высшая форма творческой активности человека.

Механизм организационной культуры система методов, способов и при­емов формирования и регулирования отношений объектов с внут­ренней и внешней социокультурной средой.

Механизм проявления власти совокупность психологических, поведен­ческих или организационных процессов, посредством которых че­ловек или группа имеет возможность оказывать влияние на других людей!

Механизм проявления лидерства совокупность психологических, пове­денческих процессов, посредством которых человек способен оказы­вать влияние на других людей.

Механизм управления система методов, способов и приемов формиро­вания и регулирования отношений объектов с внутренней и внешней средой. \

Мимикрия социальная защитное приспособление индивида или группы, имитирующих поведение и мнение окружения.

Мировоззрение система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Носитель мировоззре­ния — личность и социальная группа, воспринимающие действитель­ность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огром­ный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

Мифология организационная специфический феномен идеологической практики XIX—XX вв.; особый тип духовной деятельности по созда­нию и распространению организационных мифов. В идеологии но­вого и новейшего времени в судьбе мифа произошли существенные перемены. Он стал использоваться как обозначение различного рода иллюзорных представлений, умышленно применяемых господствую­щими в организации силами для воздействия на персонал.

Модель организационной социализации некоторый общий образ органи­зации, который отражен в ее культуре и взаимоотношениях между людьми и передается отдельному человеку через социализацию.

Модель поведения относительно постоянная последовательность дей­ствий отдельного индивида или группы, являющаяся реакцией на заданный тип ситуации.

Модель ценностная совокупность показателей (описания национальной культуры), разделяемых человеком или обществом, регулирующих и детерминирующих поведение человека.

Модератор регулирующий, умеряющий. Могут быть представлены как со стороны человека, так и со стороны организации. Через них (мо­тивация, коммуникация, принятие решений, власть) в процессе со­циализации можно влиять на интеграцию человека и организации.

Монизм (от греч. monos — единственный) философский принцип и способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единого начала всего существующего (материи или духа).стливой), восхищение достижениями успешных, отсутствие заботы о других людях или качестве их жизни. Мораль (от лат. moralis — касающийся нравов) система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни. /

Мотив внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека; осознанное внутреннее побуждение к актив­ности.

Мотиватор внешние по отношению к человеку раздражители, которые (если они соответствуют его потребностям) побуждают человека к определенному поведению.

Мотивационная сфера личности все побудительные источники активно­сти личности. Включает следующие компоненты: потребности лич­ности, ее интересы, стремления, влечения, убеждения, установки, идеал, намерения, социальные роли, стереотипы поведения, соци­альные нормы и правила, жизненные цели и ценности, мировоззрен­ческие ориентации в целом.

Мотивационный потенциал совокупность качеств человека, определяю­щих возможность и границы его участия в организационной деятель­ности: возраст; физическое и психическое здоровье; личностные ха­рактеристики; общеобразовательная и профессиональная подготов­ка; способность профессионального роста; отношение к труду; стаж работы по специальности; семейное положение.

Мотивация (процесс) воздействие внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий, направленных на достижение определенной цели.

Мотивация (функция) процесс внутреннего или внешнего психологи­ческого управления поведением, сочетающий интеллектуальные, фи­зиологические и психологические подпроцессы, заключающийся в сти­мулировании самого себя или других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных целей или общих целей организации.

Мотивация внешняя оперирует в основном такими инструментами, как система вознаграждений и компенсаций.

Мотивация внутренняя индивидуальные мотивы и цели, которыми ру­ководствуется человек в своих действиях.

Мотивация коллективная внутреннее побуждение к активности деятель­ности группы или коллектива, вызываемое их общими потребностя­ми, влечениями и определяющее направленность этой активности и деятельности.

Неформальная группа малая группа, стихийно сложившаяся на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Такая группа характеризуется: относительной независимостью от социальных структур; нечетко выраженной целью групповой деятель­ности; неформальным контролем, основанным на традиции и зави­сящим от степени осознанности группового членства.

Неформальное лидерство лидерство, не имеющее закрепленной статус­ной власти.

Норма культурная стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к кон­кретным социальным и культурным группам и выражающий их пред­ставление о должном, желательном. Назначение нормы состоит в минимизации случайных обстоятельств, субъективных мотивов, пси-хол. состояний. Нормативное регулирование отношений предполага­ет добровольное и сознательное принятие каждым человеком рас­пространенных в данной культуре норм деятельности.

Норма социальная правила, предписывающие или запрещающие какое-либо поведение, действие.

Норма управляемости социально-экономические нормы, регулирующие отношения между управляющим и управляемыми.

Нормы власти правила, регулирующие отношение между сторонами в процессе осуществления власти.

Нормы поведения наиболее типичные представления социальных пред­писаний разделяемых обществом, создаваемых организационными системами (обычаи, правила приличия, правила вежливости, прави­ла хорошего тона и. др.). См. Норма культурная, Норма социальная.

Нравственность ценностная структура сознания, общественно необхо­димый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле — особая форма общественного сознания и вид обществен­ных отношений. В узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Образцы поведения обычай, выполняющий функцию обязательного для исполнения. Образец может быть положительным (так надо посту­пать) или отрицательным (так не надо поступать).

Обряд стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, прово­димые в установленное время и по специальному поводу для оказа­ния влияния на поведение и понимание работниками организацион­ного окружения. Формализованный обычай, совершаемый в опреде­ленном месте и в положенное время по особому поводу. Обряд имеет прежде всего символическое значение, лишенное целесообразности, но способствующее упрочению связей либо между постоянными чле­нами группы, либо во взаимодействии между группами.

Общение социально обусловленный процесс обмена мыслями и чув­ствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудо­вой и творческой деятельности.

Обычай исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по ус те. Обычай в отличие от привычек имеют социальную природу. Тер­мин «обычай» может отождествляться с терминами «традиция», «об­ряд», «ритуал», «нравы», «привычки». Однако традиция относится все же к более широкому кругу явлений и к более дифференцированным формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семанти­ческую перегрузку.

Операционные издержки издержки, связанные с заключением сделок и отражающие затраты на: выбор партнера; подписание соглашений и контроль исполнения; адаптацию к происходящим изменениям; со­вершенствование квалификации отдельных работников; предупреж­дение мошенничества и т.д.

Определение установление смысла незнакомого термина (слова) с по­мощью знакомых слов и уже осмысленных терминов и уточнение предмета рассмотрения.

Оптимизм (от лат. optimus — наилучшее) мировоззренческая установка, согласно которой существующий мир является лучшим из возмож­ных; в нем преобладает положительное начало: добро, любовь, кра­сота и т.д.

Организационная культура набор наиболее важных предположений, при­нимаемых членами организации и получающих выражение в заяв­ленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий, которые передаются через символические сред­ства духовного и материального внутриорганизационного общения.

Организационная структура логическое соотношение уровней управле­ния и функциональных областей, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей организации.

Организационное противоречие (базовое) несоответствие индивидуаль­ных и общеорганизационных целей.

Организационные идеалы система взглядов, идей, верований, разделяе­мых всеми членами организации.

Организационные ценности все окружающие объекты (как внутри, так и вне организации), в отношении которых члены организации занима­ют позицию оценки в соответствии со своими потребностями и це­лями организации. При этом ценности организации могут разделять­ся на те, которыми организация владеет (разделяемые), и те, на кото­рые она ориентируется (декларируемые).

Организация в широком смысле — социально-экономическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих це­лей. В узком смысле — объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Ответственность необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

Оценка результата соотнесение объекта с принятым критерием, образ­цом или нормой.

Парадигма термин, введенный в науковедение американским философом и историком науки и философии Куном и означающий признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Перцепция зрительно-чувственное восприятие.

Пессимизм (от лат. pessimus — наихудшее) мировоззренческая установ­ка, согласно которой в мире преобладает негативное начало: зло, не­нависть, хаос.

Побудительные мотивы причины, определяющие поведение человека в процессе труда: 1) отражение человеком своих потребностей, удов­летворение которых возможно посредством труда; 2) отражение тех благ, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд; 3) отражение того процесса, посредством которого осуществля­ется связь между потребностями и теми конечными благами, кото­рые их удовлетворяют.

Поведенческие нормы общепринятые в данной организации шаблоны поведения; те требования (как зафиксированные в документах, так и негласные) к поведению сотрудников, которые воспринимаются ими как некий свод правил, определяющих, каким должно быть «пра­вильное», «должное» поведение членов организации в тех или иных стандартных ситуациях.

Полномочия формальная власть, которой обладает личность благодаря своему положению в организации. Полномочиями наделяется долж­ность, а не индивид, который ее занимает в данный момент и облада­ет определенными личностными характеристиками. Полномочия яв­ляются одним из источников власти. Наряду с полномочиями есть и другие источники власти. Объем власти определяется не уровнем формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица: уровень влияния носителя власти на объект власти равен степе­ни зависимости объекта власти от носителя власти.

Потребности один из основных компонентов мотивационной системы личности; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуж­дой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающие источником его активности.

Существуют: 1) витальные потребности, обусловленные биологичес­ким происхождением человека; 2) социальные потребности; 3) по­требности в творческой деятельности как высшее проявление соци­альных потребностей. По К. Альдерферу удовлетворение потребнос­тей идет в обе стороны. По МакКлеланду потребности не исключают друг друга и не расположены иерархически. По А. Маслоу потреб­ность становится мотиватором только после того, как будут удовлет­ворены потребности низшие в иерархии потребностей.

Предмет теории менеджмента культуры организации своеобразный «срез» (часть) явления культуры на уровне отдельной организации.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Прогресс социальный — восхождение к более сложным формам общественной жизни; изме­нение в социальных отношениях, ведущее к росту социальной свобо­ды и социальной справедливости.

Процессы-модераторы регуляторы взаимной адаптации между челове­ком и организационным окружением, в ходе которого человек «на­кладывает отпечаток» на организацию, и наоборот.

Психологический архетип каркас восприятия индивидом окружающего мира. Относится к разряду категорий, определяющих то, каким обра­зом люди формируют свое сознание для организации информации, с которой им приходится сталкиваться.

Рамочная конструкция конкурирующих ценностей инструмент анализа организационной культуры. Представляет собой четко различимый набор индикаторов организационной эффективности (четыре группы критериев эффективности), определяющих стержневые ценности.

Регуляция социокультурная одна из основных функций культуры, связа­на с обеспечением коллективных форм жизнедеятельности людей; осуществляется в рамках организации социокультурной как процесс установления и поддержания определенной упорядоченности во вза­имодействии людей для удовлетворения их индивидуальных и в осо­бенности групповых интересов и потребностей, снятия противоре­чий и напряжений, возникающих при совместной деятельности, опре­деления общих целей социальной активности и критериев оценки результатов деятельности.

Релятивизм абсолютизация относительности и условности наших знаний, ведущая к отрицанию возможности познания объектив­ной истины.

Рентабельность (от нем. rentabel — доходный, прибыльный) эффектив­ность, прибыльность, доходность предприятия или предприниматель­ской деятельности. Обычно характеризуется отношением прибыли к себестоимости продукции или к капиталу организации.

Ресурс источники и предпосылки получения необходимых людям мате­риальных и духовных благ, которые можно реализовать при суще­ствующих технологиях и социально-экономических отношениях. Ре­сурсы подразделяются на три основные группы: материальные ресур­сы; трудовые ресурсы, в том числе интеллектуальные ресурсы; при­родные (естественные) ресурсы.

Референтная власть харизма, основана на силе личности человека, обла­дающего привлекательными качествами.

Ритуал система обрядов. Формализованное поведение или действие, имеющее прежде всего символическое значение, лишенное непос­редственной целесообразности, но способствующее упрочению свя­зей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодей­ствии между группами. Ритуал играет коммуникативную и символи­ческую роль в официальных отношениях, существенную роль в соци­альном контроле, в осуществлении власти и т.д.

Ролевые модели относительно постоянная модель поведения, требую­щая соблюдения последовательности действий отдельного индивида или группы и являющаяся реакцией на заданный тип ситуации.

Руководитель работник, принимающий решения по важнейшим вопро­сам деятельности аппарата управления с целью обеспечения эффек­тивности деятельности организации.

Руководство особый вид деятельности, который сводится не только к достижению целей организационно-экономической системы, но и представляет собой средство поддержания целостности социально-психологической системы организации, ее оптимального функциони­рования и развития.

Самоидентификация процесс отождествления индивида с тем или иным объектом, человеком или группой, происходящий на основе усвое­ния присущих им свойств, стандартов, ценностей, социальных уста­новок и ролей.

Семантика раздел языкознания и логики, исследующий проблемы, связанные со смыслом, значением и интерпретацией лексических единиц.

Семиотика наука о знаках и/или знаковых системах.

Сила культуры мощь или первичность воздействия культуры на все, что происходит в организации. Степень соответствия организационных ценностей индивидуальным.

Символ (от греч. symbolon — знак) элемент согласованного набора мате­риальных предметов, используемых для представления знаков. Сим­вол — определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события.

Символы высокого профиля все, что создано намеренно для формирова­ния имиджа организации. Ориентированы на потребителей и парт­неров организации. Зачастую у потребителей первое впечатление об организации формируется на основе символов высокого профиля — логотип, лозунг, миссия, униформа и т.д.

Символы низкого профиля более приземленное выражением того, как конкретно выполняется работа (физические формы, процедуры, об­щий язык, коммуникации).

Синергетический эффект (от греч. synergos — вместе действующий) воз­растание эффективности деятельности в результате соединения, ин­теграции отдельных частей в единую систему.

Синтез (от греч. synthesis — соединение) метод научного исследования, состоящий в познании объекта исследования в единстве и взаимо­связи его частей.

Система единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. В то же время любая часть системы испытывает на себе вли­яние целого.

Система мотивирования система мотивов, определяющих поведение субъекта.

Система управления подсистема более крупного образования (системы), обеспечивающая достижение осознанных или неосознанных целей этого образованного целого. Система управления организацией вклю­чает в себя: организационную структуру, людей, которые занимаются руководящими функциями, методы управления, которые люди при­меняют, и другие переменные организации (одна из них — организа­ционная культура)

Скрытое управление «замаскированное» управляющее воздействие. Ис­пользуют тогда, когда предвидят сопротивление, и потому сразу дела­ют ставку на скрытость воздействия.

Социализация процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества (организа­ции), к которому он принадлежит. Истоки современной теории со­циализации — работы известного французского социолога Тарда.

Социализация организационная непрерывный, двусторонний процесс взаимодействия человека и организации, который приводит к взаим­ным изменениям культуры, образцов ролевого повеления и методов работы, присущих и человеку, и организации.

Социальная группа совокупность людей, объединенных общностью ин­тересов, профессии, деятельности и т.п. Люди живут в группе в со­стоянии постоянной взаимозависимости. Члены одной группы име: ют общие нормы и преследуют общие цели. Группы имеют неодина­ковые функции. Индивиды участвуют во многих группах. Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответ­ствовать нормам группы.

Социальная дезадаптация многофакторный процесс снижения и нару­шения способности индивида к усвоению норм и ценностей вслед­ствие несоответствия условий и требований ближайшей социальной среды его возможностям и потребностям.

Социальная интеграция процесс превращения относительно самостоя­тельных индивидов, групп, классов или государств в единую целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозави­симостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д.

Социальная информация ориентирующее знание о состоянии социаль­ной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

Социальная информация совокупность знаний, сведений, данных и со­общений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимо­действия, общественных отношений и процессов.

Социальная организация понятие, используемое в системном подходе для обозначения того факта, что любая социальная группа является структурированной, организованной системой, элементы которой не изолированы друг от друга, а связаны определенными отношениями, характеризующими данную социальную группу.

Социальная ответственность ответственность за совокупность социальных, психологических процессов, посредством которых организация пре­допределяет то, как индивид усваивает систему знаний, норм и цен­ностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправ­ного члена конкретной организации.

Социальная психология отрасль психологии, изучающая закономернос­ти поведения человека в социальной организации, взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, развития нравственно-психологического климата в коллективе, возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений, воз­никновения и разрешения межличностных конфликтов, лидерства и индивидуального стиля деятельности.

Социальная регуляция (социальный контроль) механизм в социальной системе, действующий по принципу обратной связи, когда социаль­ное управление влияет на факторы дестабилизации социальной си­стемы с целью восстановления социальной стабилизации. Социальный контроль является абсолютным гарантом существования любых со­циальных систем. Проявляется через различные формы социального контроля: законы, табу, обычаи, традиции, мораль, этикет и др.

Социальная роль стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется названием, социальным статусом индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений, ожиданиями окружающих.

Социальная система целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодей­ствия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей. Социальная среда часть окружающей среды, состоящая из взаимодей­ствующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. Социальная среда представляет собой совокупность материальных, экономичес­ких, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Раз­личают макросреду — социально-экономическую систему в целом и микросреду — непосредственное социальное окружение.

Социальная среда организации совокупность факторов, определяющих качество трудовой жизни работников: социальная инфраструктура организации; условия работы и охрана труда, социальная защищен­ность работников, социально-психологический климат коллектива, материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты, внерабо­чее время и использование досуга.

Социальная структура понятие, широко используемое в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее совокупность устой­чивых элементов социальной системы (институтов, ролей, статусов), относительно независимых от незначительных колебаний в отно­шениях между системой и средой и обеспечивающих преемствен­ность и устойчивость моделей поведения и социальных отношений во времени.

Социально-культурная дезорганизация устойчивое нарушение оптималь­ного функционирования организаций, их дисфункция; проявляется в отходе от целей, стагнации, отклоняющемся служебном поведении членов организации и т.п.

Социально-психологическая культура организации имманентный эле­мент отдельно взятой организации, который обусловлен механизмом мышления сотрудников. Достаточно устойчивая совокупность мне­ний членов организации по поводу характеристик именно социаль­но-психологической культуры — социально-психологический климат организации. То, как люди воспринимают (видят и чувствуют) куль­туру, существующую в их организации.

Социальные отношения понятие, обозначающее любые социокультур­ные обязательства индивидов или групп индивидов по отношению друг к другу. Определяются принадлежностью к своей или чужой группе.

Социальные потребности нужды, которые имеют общий характер для всех людей, общественные потребности.

Социальный опыт совокупность знаний и умений, приобретенных ин­дивидом на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия с внешним миром.

Социальный феномен предмет исследования феноменологической соци­ологии (разновидность понимающей социологии); теоретико-методологическое направление, рассматривающее общество как явление, постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов.

Социальный филы организации отбор руководителей и сотрудников для самовоспроизводства социальной системы организации (одним из таких фильтров служит принцип личной преданности организации).

Сплоченность культуры характеристика степени, в которой культура, отражаемая одной частью организации, подобна и соответствует куль­туре, отражаемой ее другой частью.

Статус официально сложившееся положение, правовое положение.

Степень риска вероятность возникновения негативных последствий с уче­том размера возможных потерь. Степень риска характеризует объем от­ветственности лиц, принимающих решения в организации.

Стиль руководства устойчивая совокупность личностных, субъективно-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуется тот или иной метод руководства.

Стимул побуждение к действию; побудительная причина поведения.

Стимулирование способ управления поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности.

Стратегия организации общий план достижения главной цели, предпо­лагающий определение направлений, использования ограниченных ресурсов организации. Результатом стратегических решений должно быть появление долговременных конкурентных преимуществ (у лич­ности, компании).

Структура власти целостная сеть отношений власти в рамках формаль­ной или неформальной общности.

Субкультура система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятель­ное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Творческое мышление мышление, основанное на воображении. Способ­ность выполнять необычные и новаторские идеи.

Теория менеджмента организационной культуры направление общей тео­рии менеджмента, изучающее управление культурой организации.

Тип форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, характерными свойствами а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.

Тип поведения наиболее устойчивая система действий, поступков чело­века, стабильно проявляющаяся при определенных ситуационных обстоятел ьствах. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) терпимость к чужому об­разу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, веро­ваниям.

Традиции культурное и социальное наследие, передающееся от поколе­ния к поколению и воспроизводящееся в определенных социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные цен­ности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиций выступают определенные куль­турные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обря­ды, стили и т.д. Традиции присутствуют во всех социальных и куль­турных системах и в известной мере являются необходимым услови­ем их существования.

Убеждение использующийся в управленческих коммуникациях метод воздействия на личность через обращение к ее собственному крити­ческому суждению. Основа убеждения — логическая аргументация фактов.

Управление особый вид деятельности, который сводится не только к достижению целей организационно-экономической системы, но и представляет собой средство поддержания целостности социально-психологической системы организации, ее оптимального функциони­рования и развития. Озаботить себя подбором и использованием ус­ловий (технических, экономических, кадровых), которые необходи­мы для управленческой деятельности.

Управление качеством деятельность, направленная на достижение уров­ня качества, удовлетворяющего проектно- конструкторским, контрак­тным и иным требованиям.

Управление организационными изменениями обеспечение планирования, организации, мотивации и контроля проведения организационных изменений на предприятии.

Управленческие функции составные части управления, ряд взаимосвя­занных действий: руководитель принимает решения, собирает необ­ходимую информацию, дает поручения и т.д. В теории менеджмента принято весь процесс управления разбивать на группы действий, объе­диненные по какому-либо признаку (функция планирования, функ­ция организации, функция контроля и др.). Иногда функции плани­рования, организации, мотивации и контроля называют общими функ­циями управления, чтобы отличать их от специальных функций, та­ких как функция маркетинга, функция НИОКР и др.

Управленческий комплекс совокупность норм и ценностей, регулирую­щих отношения власти, подчинения и контроля в организации.

Управленческое лидерство нормативно определенное право на власть, обусловленное должностной позицией руководителя с фактическим признание права на власть в деловой сфере со стороны подчиненных, что связано с личностными характеристиками лидера.

Управляемость степень контроля, который управляющая подсистема осуществляет по отношению к управляемой, с одной стороны, и сте­пень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по от­ношению к управляющей, с другой.

Уровень культуры См. Горизонтальное измерение культуры, вертикальное измерение культуры.

Установка социальная устойчивая предрасположенность, готовности индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект. Психологическое переживание индивидом ценно­сти, значения, смысла социального объекта, состояние сознания ин­дивида относительно некоторой ценности. Синоним аттитюд.

Фемининность ценностные ориентиры женщин: заострение внимания на качестве жизни, хороших отношениях с начальством, сотрудника­ми, коллегами по работе, теплой атмосфере, взаимозависимости и взаимопомощи сотрудников, гендерном равенстве.

Феномен (от грен, phainomenon — являющееся) явление, постигаемое в, чувственном опыте; объект чувственного созерцания.

Философия управления система взглядов (видение) руководителей (соб­ственников) организации на управление

Формальная группа социальная группа, структура и деятельность кото­рой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями. Вформальных группах социальные отношения носят безличный характер и осуществляются через предварительно опреде­ленные роли. Эти роли имеют тенденцию к формализации в соответ­ствии с нормами внешней среды и культуры.

Фрустрация (от лат. frustratio — разрушение планов) психологическое состояние личности, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Фрустрация со­провождается отрицательными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины и т.д.

Харизма влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.

Цель желаемый конечный результат или состояние, в то время как стра­тегия — это общий план достижения главных целей предприятия.

Ценности организационные все окружающие объекты (как внутри, так и вне организации), в отношении которых члены организации занима­ют позицию оценки в соответствии со своими потребностями и це­лями организации.

Ценностная ориентация система ценностей отдельного человека, обус­ловливающая основные ориентиры его поведения. В систему входят: моральные, идеологические, эстетические основания для оценива­ния окружающей действительности и реализации в ней собственной активности.

Ценность (человеческая) положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, обще­ства в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а вов­леченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оцен­ки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нор­мах, идеалах, установках, целях.

Экономическая культура включает культуру производства, культуру рас­пределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управ­ления, культуру труда.

Экономическая культура организации результат ее экономического пове­дения, которое обусловлено механизмом экономического мышления.

Экономическая эффективность результат деятельности, выражаемый в виде соотношения между итогами хозяйственной деятельности и за




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.218 сек.