Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка рентабельности и деловой активности

По платежеспособности см. рис. 10.3.

По финансовой устойчивости;

По деловой активности;

По рентабельности;

По прибыльности;

Рис. 10.3. Система показателей оценки финансовых результатов предприятия


Прибыльность предприятия измеряется двумя показателями — прибылью и рентабельностью. Прибыль в ыражает абсолютный эффект без учета использованных ресурсов. Поэтому для анализа ее дополняют показателем рентабельности.

Прибыль является составной частью стоимости и цены товара. Точнее говоря, она является той частью стоимости, которая превосходит стоимость материальных затрат и затрат на оплату труда. А так как денежное выражение всех затрат представляет собой себестоимость, то прибыль выступает как излишек над себестоимостью. Поэтому иначе она может быть определена как разница между стоимостью и себестоимостью.

Допустим, что материальные затраты на изготовление одного костюма составляют 300 грн. (затраты на материал, электроэнергию, отопление, инструменты, оборудование и т. п.). Кроме материальных затрат, работник должен расходовать свою рабочую силу. Так называемый живой труд. Если на пошив данного костюма человек должен затратить 25 часов рабочего времени, а оплата 1 часа происходит в размере 5 грн., то получается,. что трудозатраты на пошив одного костюма составят 125 грн. После реализации костюма 125 грн. составят заработную плату за. работу. Себестоимость костюма равна сумме материальных затрат и трудозатрат и оценивается в 425 грн. (300 грн.+ 125 грн.). Но цена костюма не может быть определена на уровне себестоимости. Если бы это было именно так, то производитель смог бы возместить только издержки производства и не получил бы прибыль. А прибыль теперь будет зависеть от того, насколько цена выше себестоимости. Если производитель будет вынужден продать костюм за 500 грн., то прибыль соответственно составит 75 грн..: Прибыль = 500 грн.. (цена) — 425 грн.. (себестоимость) = 75 грн..

Если же условия продажи будут более выгодными и производитель повысит цену до 550 грн.., то соответственно прибыль увеличится до 125 грн..

Прибыль = 550 грн.. (цена) — 425 грн.. (себестоимость) = 125 грн.

Размер прибыли не может достаточно полно и точно характеризовать эффективность предпринимательской деятельности. Прибыль нужно сравнить с затратами на производство и реализация продукции (работ, услуг).

Допустим, одно предприятие с каждой единицы своего изделия имеет прибыль, равную 25 грн.., а второе — 20 грн.. Казалось бы, что первое предприятие работает лучше, так как оно имеет большую прибыль. Чтобы более точно определить уровень работы первого и второго предприятий, нужно рассчитать рентабельность выпускаемой продукции (Р). Она определяется отношением прибыли (П) к себестоимости продукции (С) и выражается в процентах:

 
 

 

 


Если себестоимость единицы изделия у первого предприятия составляет 60 грн., то рентабельность будет равна 42%.

Р = 25 грн. / 60 грн. * 100% = 42%

 

Если себестоимость единицы продукции у второго предприятия составляет 40 грн.., то рентабельность будет составлять 50%.

Р = 20 грн. / 40 грн. * 100% = 50%

 

Это означает что более эффективно работает второе предприятие, так как уровень рентабельности у него выше, чем у первого.

 

Рентабельность — это относительный показатель эффективности работы предприятия, который в общей форме исчисляется как отношение прибыли к затратам (ресурсам). Рентабельность имеет несколько модификаций в зависимости от того, какие именно прибыль и ресурсы (затраты) используются в расчетах.

Прежде всего, выделяют рентабельность инвестированных ресурсов (капитала) и рентабельность продукции. Рентабельность инвестированных ресурсов (капитала) определяется в нескольких модификациях: рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность акционерного капитала.

Рентабельность активов (Ра) характеризует эффективность использования наличного имущества предприятия и исчисляется по формуле

 

где По(ч) — общая (чистая) прибыль предприятия за год;

Ка— средняя сумма активов по годовому балансу.

Исчисляется этот показатель, исходя из общей (до налогообложения) или чистой (после налогообложения) прибыли. Единого методического подхода в этом случае не существует. Поэтому необходимо при расчетах обозначать, какая именно прибыль взята.

Наряду с рентабельностью всех активов определяется рентабельность по отдельным видам деятельности (например, рентабельность производства, сервисного обслуживания, коммерческой деятельности и др.).

Рентабельность собственного капитала (Рс.к.) отражает эффективность использования активов, созданных за счет собственных средств:

где Пч — чистая прибыль предприятия;

Кс — собственный капитал.

 

Рентабельность акционерного капитала ( Рак) свидетельствует о верхнем пределе дивидендов на акции и исчисляется по формуле

где Ку — уставный капитал (номинальная стоимость проданных акций).

Этот показатель можно определять так же, как рентабельность акционерного капитала, сформированного только из обычных (простых) акций. В этом случае не учитывают дивиденды на привилегированные акции, а из уставного капитала исключают номинальную стоимость этих акций.

Рентабельность продукции. (Рп.) характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт. Она определяет отношение прибыли от реализации продукции (П) к общей ее себестоимости за тот же период (Ср.п.), т.е.

Рентабельность продукции можно исчислять так же, как отношение прибыли от реализованной продукции к ее общему объему. Именно в таком виде этот показатель используется (исчисляется) в зарубежной практике хозяйствования.

В многономенклатурном производстве наряду с рентабельностью всей продукции определяется также рентабельность отдельных ее разновидностей. Рентабельность одного изделия (Рi) рассчитывается по следующей формуле

где Ц i, Сi - соответственно цена и себестоимость i-го изделия.

Деловая активность предприятия является достаточно широким понятием и включает многие аспекты его деятельности. Специфическими показателями в этом случае служат показатели оборотности активов и товарно-материальных запасов, величины дебиторской и кредиторской задолженности.

Средний срок оплаты дебиторской задолженности покупателями продукции предприятия (tодз) определяется по формуле

где Зд — дебиторская задолженность (задолженность покупателей);

Дк — количество календарных дней в периоде, за который исчисляется показатель (год — 360, квартал — 90);

Впр — объем продажи продукции за расчетный период.

За период tодз платежные требования предприятия к покупателям преобразуются в деньги. Понятно, что сокращение этого периода является экономически выгодным, а удлинение (по сравнению с установленным сроком или прошлым годом) — нежелательным и требует выяснения причин последнего.

Средний срок оплаты кредиторской задолженности поставщикам (tокз) определяется из соотношения:

 

tокз= Зк * Дк / М

 

где Зк— величина кредиторской задолженности поставщикам;

М — объем закупки сырья и материалов за расчетный период в денежном измерении.

Сокращение сроков оплаты кредиторской задолженности при прочих равных условиях не может быть признано положительным явлением для предприятия, поскольку связано с мобилизацией дополнительных средств. Увеличение же периода оплаты задолженности может быть следствием различных причин: ухудшения условий расчетов с контрагентами, недостатка средств у предприятия, затягивания оплаты с целью использования кредиторской задолженности как источника финансирования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Комплексная оценка финансово-экономического состояния предприятия | Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.