Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и объекты договора




В этом разделе указываются действия сторон, определяющие вид сделки, называется объект сделки, базисные условия поставки, количество, ассортимент, качество товара, срок поставки, цена. При отсутствии в договоре этих условий он считается незаключенным. Правильное и выгодное для сторон согласование в договоре указанных выше условий является важной и в то же время сложной коммерческой задачей, требующей хорошего знания конкретной практики и орга­низации купли-продажи (поставки) товаров, необходимости устра­нения для стороны невыгодных организационных, финансовых и прочих условий, особенностей поставок отдельных видов товаров, связанных с их физико-химическими свойствами, знанием граждан­ско-правовых норм хозяйственных взаимоотношений поставщиков и покупателей. Если условия требуют подробного описания, их удоб­нее выделить в отдельные разделы (статьи).

Главным содержанием предмета договора является указание на обязанность продавца (поставщика) продать (поставить) определен­ное количество данного товара, а покупателя — принять и опла­тить этот товар.

Объект сделки. Определение объекта сделки является существенным условием догововора, без него договор считается недействительным. Определяя объект сделки, необходимо указать точное и наиболее употребительское название, не допускающее подмены. Если товар одного наименования может обладать различными признаками и характеристиками, стороны определяют в договоре, какими именно характеристиками должен обладать товар; а если покупа­тель хочет приобрести неоднородный товар, то определяется коли­чество товара каждого признака передаваемое по договору (напри­мер, предприятие приобретает два белых пылесоса «Сименс» и два черных).

Следует обратить внимание, что недостаточно подробное описа­ние товара может привести как к непониманию сторонами друг друга, так и к возможности недобросовестного отношения одной из сторон.

Количество товара, подлежащего купле-продаже (поставке). В договоре должно быть предусмотрено количество товара на весь срок его действия. Количество товара устанавливается по согла­сованию сторон. Как правило, количество товара указывается в договоре в натуральном выражении (мерами веса, объема, длины, в штуках и т.д.) и в денежном выражении.

При определении количества товара в весовом выражении вес тары в это количество не включается, т.е. указывается вес нетто если для данного товара не установлен другой порядок.

При определении количества товара также могут использоваться нестандартные единицы измерения (мешок, пачка, коробка, бутыль). В этом случае во избежание возможных недоразумений необходи­мо уточнить вес мешка, пачки, объем бутыли и т.д.

Количество некоторых товаров определяется в перерасчете на условные единицы, консервы в условных банках, ряд химических товаров — в перерасчете на 100% основного вещества.

При купле-продаже товаров большой массы существуют труд­ности с точным определением веса и объема, например, для леса, руды, зерна, угля и др. В этом случае в разделе «количество това­ра» допускается отклонение в ту или другую сторону от количе­ства указанного в договоре. Договор дополняется оговоркой «око­ло» и указываются пределы отклонений. Если в договоре отсут­ствуют допустимые отклонения, их принимают, обычно, исходя из сложившейся практики международных отношений, которые по лесу и торфу составляют + 10 процентов, по зерну + 5 процентов, по кофе + 3 процента. Оговорка «около», применяется для опти­мального использования грузоподъемности и грузовместимости арендуемых (фрахтуемых) транспортных средств, характеристики которых на момент заключения договора сторонам неизвестны. Транспорт фрахтуется и большинстве случаев после подписания договора.

В договоре важно также отметить, по какой массе будет определяться количество товара, по отгружаемой или выгружаемой, нетто или брутто с тем, чтобы правильно определить естественную убыль перевозимого товара.

С целью исключения неудобств количество товара, определен­ное договором, должно быть указано в метрических единицах.

Существенное значение в организации поставок товара имеет вопрос о порядке восполнения недогрузов (недопоставок) товара поставщиками и выборке покупателями невыбранных (недополучен­ных по договору) товаров. В связи с этим в договорах поставки в необходимых случаях следует предусматривать порядок и сроки восполнения поставщиком недопоставок товаров, а покупателем получения невыбранного количества товаров в следующем перио­де поставки (выборке).

Ассортимент товара. Ассортимент товара указывается в тексте договора (если ассортимент насчитывает незначительное количе­ство видов или разновидностей), а по товарам сложного ассорти­мента в прилагаемой в нему спецификации, являющейся неотъем­лемой частью договора. В спецификации развернутый ассортимент указывается по родам, видам, сортам, артикулам, фасонам, размерам, цветам, расфасовке и т.п. Развернутый ассортимент товаров может устанавливаться на год, квартал. Когда развернутый ассортимент устанавливается на год, то он может уточняться покупателем по согласованию с поставщиком, с учетом изменившегося спроса на­селения, в сроки, установленные в договоре. Например, годовая спе­цификация может уточняться ежеквартально за 30-45 дней до на­ступления квартала.

Если ассортимент товаров в спецификации установлен на квар­тал, поставщик (покупатель) высылает другой стороне специфика­цию в 2-х экземплярах на последующий квартал для согласова­ния по установленному порядку.

Согласование ассортимента поставляемых товаров, разрешение разногласий по ассортименту требует от работников предприятия большой настойчивости и последовательности в работе.

Качество товара как совокупность свойств для использования его по назначению указывается в сертификатах качества изгото­вителей, технических условий, ГОСТах, международных стандартах, торговых марках, гарантийных обязательствах, согласованных сто­ронами условиях и закрепленных в договоре.

Другим документом, характеризующим качество товара, может быть санитарно-ветеринарное свидетельство или сертификат, ука­зывающие на соответствие качества товара санитарным и ветери­нарным требованиям, изложенным в договоре.

Обязательная сертификация товаров и услуг введена на те това­ры, на которые в стандартных или законодательных актах установлены требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья потребителей, предотвращению причинения вреда их имуществу, охране окружающей среды, а также средств, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья потребителей. Реализация товаров и оказание услуг без сертификатов, подтверждающих их соответствие установленным требованиям, запрещается.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для ко­торых он обычно используется.

Продавец может гарантировать качество товаров в течение га­рантийного срока (1-3 года).

В случае несоответствия условий использования товаров техни­ческим условиям эксплуатации, указанным продавцом (произво­дителем), продавец не несет обязательств по их гарантийному об­служиванию.

В случае несоответствия товаров качеству, указанному в дого­воре, покупатель имеет право заявить продавцу (изготовителю) обоснованную рекламацию.

Срок поставки (исполнения) — согласованный и предусмотрен­ный в договоре временной период, в течение которого продавец должен передать товар покупателю.

Поставка товаров может быть частичной, тогда и сроки ее мо­гут устанавливаться квартальные, месячные, недельные, дневные и другие, с учетом свойств товара, условий его хранения, потребле­ния и других факторов и необходимости бесперебойного обеспече­ния покупателей товаром по количеству и ассортименту.

В практике рыночных отношений применяется и такой метод, когда в договоре указывается общий срок его действия и общая сумма поставки товара, а завоз товара от поставщика осуществля­ется в соответствии с поданной заявкой покупателя по мере реа­лизации данного товара и расчета за него.

Иногда в договоре указывается точная дата поставки, например, к 15 апреля 2005 года, к 10 числа каждого месяца или более нео­пределенно: летом, в навигационный период, осенью, после уборки урожая.

Дата поставки товара должна быть подтверждена с помощью накладной, коносамента и других сопроводительных документов.

Договоры могут заключаться на 3, 2 года, на год или иной пе­риод. В частности, могут быть заключены краткосрочные, сезонные договоры, а также на разовые поставки (единовременная закупка партии товаров). Для облегчения и ускорения оформления дого­ворных отношений применяется так называемая пролонгация, т.е. продление договора. Однако в этом случае обязательно согласова­ние ассортимента поставляемых товаров (спецификации).

В случае, когда поставка осуществляется частями, составляется календарный план, на котором указываются сроки поставки каж­дой партии.

Если договор предусматривает поставку однородных товаров отдельными партиями, то при отсутствии иного соглашения сто­рон поставки товаров и пределах сроков, предусмотренных договором, должны осуществляться равномерно. В случаях, когда дого­вор поставки взаимосвязанного комплекса машин, оборудования или иных товаров не предусматривает сроки поставки его частей, он считается исполненным в день поставки последней части ком­плекта.

Покупатель вправе отказаться от принятия товара, поставка которого просрочена, если в договоре не предусмотрено иное. В этом случае покупатель высылает уведомление об отказе приемки то­вара, товар же, отправленный поставщиком до получения уведом­ления, покупатель обязан принять и оплатить.

Систематическая просрочка поставщиком поставки товара сверх предусмотренных в договоре сроков считается существенным на­рушением договора и может повлечь за собой односторонний от­каз покупателя от исполнения договора.

Возможность досрочной поставки должна оговариваться в кон­тракте, если это не определено, то досрочная поставка возможна только с согласия покупателя. Оговорка о досрочной поставке предполагает досрочную оплату товара покупателем. Если прода­вец поставил товар досрочно без согласования с покупателем, то последний вправе отказаться его принять до момента наступления срока, указанного в договоре.

Сроки поставки связывают не только с временным периодом, но и с каким-либо конкретным действием покупателя (предваритель­ной оплатой, выплатой аванса, извещением о поступлении аккре­дитива в банк продавца), что соответственно должно быть отраже­но в договоре.

Если в договоре по каким-либо причинам не оговорен срок по­ставки и не сделано указаний, каким образом можно его устано­вить, он определяется действующим законодательством. В случа­ях, когда обязательство не предусматривает и не позволяет опре­делить срок его исполнения, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Разумный срок может быть определен исходя из конкретных условий сделки, предусмот­ренных договором или из существа обязательств, а также из обыч­ных условий сделок такого типа. Также учитывается расстояние, на которое должен быть перевезен товар, вид транспорта, количе­ство товара и т.п.

Договор должен содержать не только срок поставки (исполне­ния) товара, но и дату вступления договора в силу, а также срок его действия.

Возможно, что сделка закрепляемая данным договором, требу­ет разрешения компетентных государственных органов, получения лицензии, патента, сертификата, постановки на учет в министерстве внешнеэкономических связей и торговли, в таможенных органах. Получение различных разрешений требует определенных затрат времени. Этот факт должен быть отражен в тексте договора и со­ответственно назначена дата вступления договора в силу.

Срок действия договора должен учитывать выполнение сторо­нами всех взятых обязательств по договору.

Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его частичное невыполнение или нанесение ущерба одной из сторон.

Продление срока действия договора, а также его изменение или расторжение оформляется по соглашению сторон дополнительным соглашением, протоколом, либо путем обмена письмами, теле-, теле-тайпо,- телефоно-, факсо- или радиограммами.

Сторона, получившая предложение об изменении или о растор­жении договора либо о продлении срока договора, обязана дать ответ другой стороне.

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа дру­гой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установ­ленный законом либо договором, а при их отсутствии в тридца­тидневный срок.

Условия поставки товара. В договоре следует предусмотреть, куда и в каком порядке поставщик обязан поставлять товар: сдавать их одногороднему покупателю, находящемуся в одном населенном пункте с поставщиком, либо отгружать в адрес покупателя, если он находится в другом населенном пункте, или в адреса других пред­приятий по разнарядке покупателя. В последнем случае в догово­ре следует указывать сроки выдачи разнарядок и их содержание.

За несвоевременное представление разнарядок на отгрузку то-иара в договоре могут быть предусмотрены санкции к покупателю (штраф). Порядок поставки предусматривает вид используемого транспорта для отгрузки товаров (железнодорожный, водный, ав­томобильный) иногородним и одногородним получателям, органи­зацию централизованной доставки товара автомобильным транс­портом, кем и за чей счет осуществляется погрузка и выгрузка товара (возвратной тары), возмещение транспортных расходов, минимальные нормы отгрузки и другие условия поставок.

Содержание, объем и характер транспортных операций опре­деляются условиями поставки товаров по договорам купли-про­дажи, называемыми базисом поставки. Базисными эти услоимя называются потому, что устанавливают «базис» (основу) цены кон­тракта, в зависимости от того, будут включены расходы по дос­тавке и страхованию в цену полностью, частично или не включе-ны совсем.

Базис поставки устанавливает основные обязанности продавца и покупателя и определяет момент перехода права собственности от продавца к покупателю.

Момент перехода права собственности определяется по общим правилам о переходе права собственности. Покупатель становит­ся собственником в момент получения имущества, вручения това­рораспорядительных документов на него покупателю, а равно сда­чи имущества транспортной организации для отправки покупате­лю или на почту для пересылки, если по договору продавец не обязан доставлять покупателю приобретенное имущество.

Момент перехода права собственности на покупателя определяет момент перехода на него риска случайной гибели или порчи това­ра. С этого момента все расходы и убытки, связанные с уничтожени­ем или порчей товара по причинам, не зависящим ни от продавца, ни от покупателя, несет только покупатель.

Условия поставки могут включать в себя: упаковку и марки­ровку, погрузку на транспортные средства, доставку до основного перевозчика, страхование основной перевозки, погрузку на основ­ной транспорт, выгрузку на склад предприятия-покупателя.

Если в договоре указано, что покупатель вывозит товар со склада предприятия-продавца, то все обязанности по транспортировке и риску случайной гибели ложатся на покупателя. Этот вариант наиболее выгоден и удобен для продавца.

По условиям договора продавец может поставить товар только до первого перевозчика, оплатив при этом погрузку на транспорт­ное средство и доставку до основного перевозчика. Далее все риски и расходы несет покупатель. Когда в договоре указывается постав­ка до основного перевозчика, необходимо точно обозначить место передачи товара и транспортное средство основной перевозки. При этом продавец должен заключить договор с перевозчиком и уведо­мить покупателя о сроках поставки им груза в конкретное место. Если в договоре не указан определенный пункт отправления, прода­вец может выбрать удобное для него место передачи груза перевоз­чику. Под словом «перевозчик» может пониматься посредническая экспедиторская компания, принимающая на себя обязательства по доставке товара к месту назначения.

Наиболее выгодными для покупателя являются условия постав­ки товара на его склад, при которых все расходы по транспорти­ровке и страхованию, а также риски случайной гибели и порчи товара берет на себя продавец.

Базисные условия поставки товаров на зарубежный рынок целе­сообразно определять в соответствии с Международными правила­ми интерпретации коммерческих терминов, подготовленными Меж­дународной торговой палатой в 1953 году (Правила ИНКОТЕРМС). Обязательность применения этих Правил в редакции 1990 года установлена Указом Президента Украины от 4 ноября 1994 года № 567. Обязательность применения несколько измененных Правил ИНКОТЕРМС-2000 возникла на территории Украины через 10 дней после публикации их в газете «Урядовый курьер» от 3 апреля 2002 года № 63.

Тара, упаковка, маркировка. В договоре необходимо предусмот­реть, в какой таре товар должен быть поставлен, а также как он должен быть упакован внутри тары (в коробках, пачках, обертке или переложен бумагой и т.п.). Если стандартом или техничес­кими условиями предусмотрены вид тары и способ упаковки това­ра, то в договоре делается ссылка на стандарт или технические условия. Обязанность предоставить тару лежит на поставщике, если иное условие не предусмотрено договором. Стоимость упаковки товаров относится на счет поставщика, т.е. стоимость упаковки, как правило, входит в цену товара. Стоимость тары в большинстве случаев оплачивается покупателем, если договором или регулиру­ющим документом (прейскурантом) не предусмотрено, что она подлежит оплате сверх цены на товары.

Тара, упаковочные и увязочные материалы многократного ис­пользования, средства пакетирования, поддоны, бочки, специализи­рованные контейнеры подлежат возврату изготовителю (поставщи­ку), иному предприятию-тарополучателю или сдаче тарособирающим предприятиям. Порядок сдачи и расчетов за сдаваемую тару определяется в договоре.

Упаковка предохраняет товар от повреждений и порчи, создает удобства в погрузочно-разгрузочных работах, транспортировке, слу­жит рекламой. К упаковке предъявляются общие и специальные требования. Если в договоре нет особых указаний относительно упаковки, продавец должен отгрузить товар в упаковке, которая обеспечила бы сохранность товара при перевозке с учетом возмож­ных перегрузок при надлежащем и обычном обращении с грузом. Должны учитываться также продолжительность и способы транс­портировки. В договоре можно предусмотреть ответственность про­давца за поставку товара в упаковке, не соответствующей услови­ям поставки, в этом случае составляется коммерческий акт, по которому продавец возмещает покупателю все убытки, вызванные ненадлежащей упаковкой.

При некоторых обстоятельствах покупатель может отказаться от принятия товаров, если они не упакованы в соответствии с ин­струкциями или торговым обычаем. Если в договоре определена конкретная упаковка, условие об упаковке товаров можно считать частью их описания. Так, покупатель может заявить, что постав­ленный в ненадлежащей упаковке товар не соответствует описа­нию объекта сделки. От характера и серьезности нарушения зави­сит, вправе ли покупатель расторгнуть договор, или договор дол­жен остаться и силе, а покупатель может лишь потребовать возмещения убытков. Если недостатки упаковки затрагивают «ос­новное существо» товаров, то они рассматриваются как нарушение существенных условий договора. Тогда покупатель может отказать­ся от товаров. Если же надлежащим образом упакованные това­ры смешались с другими товарами, покупатель может отказаться от данной партии или от той части, в которой товар упакован с нарушением договора.

В некоторых случаях повреждение упаковки приравнивается к нарушению качества товара, особенно если речь идет о продо­вольственных товарах (консервах, продуктах в вакуумной упаковке и т.д.).

В практике широко распространены случаи, когда по причине повреждения упаковки весь товар, поставленный покупателю, воз­вращался к продавцу, несмотря на то, что после повреждения упа­ковки от был также исправен, как и до этого. Поэтому в договоре в таких случаях необходимо оговорить, что повреждение упаков­ки товара означает нарушение его качества, и требовать устране­ния недостатков упаковки.

При перевозке товара от упаковки может зависеть цена транс­портировки.

В отношении упаковки и маркировки опасных грузов нужно соблюдать строгие правовые предписания.

Способы оплаты упаковки устанавливаются в контракте и мо­гут предусматривать включение упаковки в цену товара и опреде­ление ее отдельно от цены товара.

Предоставляемые товары подлежат маркировке в соответствии с требованиями стандартов или технических условий. Стороны вправе предусмотреть в договоре требования к маркировке, не ус­тановленные стандартами или техническими условиями. На постав­ляемых товарах или их упаковке должны быть помещены товар­ные знаки, зарегистрированные в установленном порядке.

Маркировка груза — безусловная обязанность продавца. Това­рораспорядительная информация наносимая на упаковку по согла­сованию сторон, может включать: наименование производителя, номер договора, заказа, место назначения, габариты, вес, правила обращения с товаром: «не кантовать», «верх», «осторожно — стек­ло» и др. Иногда вместо словарных надписей употребляют знаки в виде зонта (беречь от дождя и сырости), снежинки (беречь от холода), бокала (не толкать, не бросать, содержимое требует осто­рожного обращения) и др.

Маркировка должна предупреждать об опасностях, которые может нести с собой переносимый груз в случае ненадлежащего с ним обращения.

При поставке немаркированных или ненадлежаще маркированных товаров покупатель (получатель) вправе, если иное не предус­мотрено договором, замаркировать, их (изменить маркировку) за счет изготовителя (поставщика) или потребовать, чтобы маркировку (изменение маркировки) произвел изготовитель (поставщик), либо отказаться от принятия товаров.

Техническая документация. Эта статья включается в догово­ры на поставку машин и оборудования. В ней фиксируется обя­занность продавца представить с отгрузкой товара комплект тех­нической документации. Иногда техническая документация пре­доставляется заранее, и без нее не может быть согласована отгрузка оборудования и другой машинотехнической продукции. Особенно большое значение имеет техническая документация, если постав­ляемое оборудование предназначено для длительной эксплуатации. Техническая документация требуется для обеспечения монтажа, правильной наладки, пуска в эксплуатацию, работы оборудования, его ремонта, технического обслуживания, поэтому она должна вклю­чать все необходимые для этого документы, которые и перечисля­ются в данной статье.

Техническая документация служит основанием для разбора претензий по качеству поставляемых машин и оборудования, т.к. рекламация может быть предъявлена только в том случае, когда оборудование использовалось в соответствии с техническими тре­бованиями и правилами эксплуатации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.