Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Греческая культура в Северном Причерноморье





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Рекомендуемая литература.

Рекомендуемая литература.

1. Граков Б.Н. Ранний железный век. –М.- 1976

1. Граков Б.Н. Дьяковская культура. –М.- 1974

2. Загорульский В.М. Археология Белорусии. – Минск – 1963

3. Беккерт М. Железо: факты и легенды. – М. – 1988

4. Мельниковская О.Н. Племена Южной Белоруссии в раннем железном веке. – М. – 1967

5. Шмидт Е.А. Племена верховьев Днепра до образования Древнерусского государства. Днепро-Двинские племена (VIII в. до н.э. – III в. н.э.) – М. – 1992

6. Третьяков П.Н., Шмидт Е.А. Древние городища Смоленщины. – М.-Л. - 1963

 

Тема 9. Скифская культурная область

Границы этой области проходят на западе - по низовьям Днестра и Дуная. На севере – по лесостепным районам, по Южному Уралу и далее к Алтаю; на востоке это Алтайские горы, Саянский хребет; на юге – Тянь-Шань, Семиречье, граница земледельческих цивилизаций Средней Азии. Эта историко-культурная область делится на ряд районов:

1) «Европейская» Скифия, восточная граница которой проходит по реке Дон, остальные совпадают с общей северной и западной границей;

2) племена меотов (скифская культура, хозяйство и быт, но не иранский язык) — к юго-востоку, побережье Азовского моря, Таманский п-ов.

3) савроматы – первоначально проживали в междуречье Дона и р.Урал; по степям Предкавказья и Поволжья;

4) дахи – племена, родственные савроматам — Южный Урал;

5) по характерным чертам погребального обряда — культура «усатых курганов» - Казахстан;

6) массагеты — Средняя Азия и Семиречье на юго-западе их часть — парны – предки парфян;

7) саки — 4 группы: приаральские, сыр-дарьинские, памирские, семиреченские - к востоку от массагетов;

8) Пазарыкская культура - Алтай.

Общие черты: хозяйственно-культурный тип - скотоводство с различной степенью использования земледелия. Процент земледелия особенно высок у меотов. Савроматы и массагеты – кочевники. Все племена, кроме меотов, принадлежали к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Погребальный обряд сходен – захоронения в подкурганных ямах. Встречаются находки бронзовых зеркал (на востоке — китайского, на западе — греческого производства), литых бронзовых котлов больших размеров на высокой ножке. Найдены вещи, в интерпретации которых есть расхождения, — навершия (украшались либо дышла колесниц, либо жезлы знати, посохи жрецов). Характерно наличие «скифской триады»: вооружение, конская упряжь, «звериный стиль» в искусстве.



Вооружение. С расселением на запад скифы переходят постепенно на лёгкое вооружение. В Причерноморье они столкнулись с греческой фалангой и начали применять тактику изматывания, где главную роль стала играть легкая конница. В сражениях скифы стремились избегать генеральных лобовых атак. Использовалось притворное отступление, в котором они отстреливались на xодy. В вооружении особо развиты предметы дальнего боя. Лук – маленького размера — двояковыгнутый, его вместе со стрелами носили в особом футляре — горите. Чем знатнее был воин, тем меньше он носил стрел (в среднем 200-300). Наконечник стрелы имел длину 2-3 см, древко было красного цвета, у стрелы имелось оперение. Наконечник по форме был трехгранный, втульчатый, литой из бронзы. Ранее наконечники были двухлопастные, лавролистные. Меч-акинак, короткий, двух видов: ранний — колющий и рубящий, и поздний – только колющий, с треугольным лезвием и «бабочковидным» перекрестием и навершием. Были и длинные мечи до 1 м – рубящие. Копья тяжелые и длинные, рассчитанные для таранного удара.

В качестве материала для защиты использовали кожу: кожаную одежду с нашитыми металлическими пластинами в виде чешуек и щит (деревянная рама, обтянутая кожей, на которой потом закреплялись металлические пластины). Щит нескольких видов: квадратный, прямоугольный и полулунный - пельта. У сарматов – панцирные штаны, чешуйчатый доспех для коня. У знатных воинов были кованые греческие панцири-кирасы, повторяющие изгибы тела. Шлемы использовались греческие, закрывающие лицо полностью или частично (коринфские или аттические), кроме того, греческие щиты - деревянные круглые с умбоном (металлической пластиной в виде оленя или пантеры) в центре.

«Звериный стиль». Скифское искусство характеризует «звериный стиль», вообще он присущ человеческим общностям в период варварства или ранней цивилизации. Для "звериного стиля" свойственно изображение, как реальных животных, так и мифических: человеко-зверей (в Ассирии, Урарту, Персии (ахеменидский или иранский "Звериный стиль"), Скандинавии (характерен символизм, декоративность, часто животные трудно узнаваемы). Скифский «звериный стиль» возник в Южной Сибири, обогатился в Иране и Ассирии, пришел через Кавказ в Северное Причерноморье. Выделяется 4 этапа развития:

1) Ранний (сибирский) курган Арджан - максимальный реализм и простота изображения, граничащая с примитивизмом, нарушены пропорции частей тела животных, животных изображали в движении или наиболее характерных позах.

2) Расцвет в V в. до н.э.: в целом продолжение традиций, но теперь нарушение пропорций связано не с умением художника, а с желанием подчеркнуть наиболее характерную деталь для того или иного животного (олень из Костромского кургана, пантера из кургана Келермес); появляется дополнение узловых элементов основного изображаемого животного деталями других животных (так, когти хищников заменяются клювами хищных птиц).

3) Упадок. В угоду знати изображения животных излишне перегружены деталями (олень из кургана Куль-Оба), все тело основного животного покрывается изображениями других животных.

4) Этап связан с сарматами, у которых вновь был более чистый, сибирский звериный стиль. Они не покрывали гравировкой тела животных, а вставляли полудрагоценные поделочные камни красного и синего цветов. По мере проникновения изделий из Рима, начали использовать цветное стекло. В конце концов, в средние века "Звериный стиль" перешел к тюркским народам — хазарам, печенегам. Сейчас элементы звериного стиля есть у казахов.



Европейская Скифия.В V в. до н.э. в Северном Причерноморье проживало несколько племен. Геродот утверждает, что скифы - не автохтонное население Северного Причерноморья. Есть три версии появления скифов в Северном Причерноморье: две мифические и одна историческая:

1. Изображена на электровом сосуде из кургана Куль-Оба: у царя Таргитая было три сына, с неба им упали золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Взять их смог младший Колоксай, который и стал царем скифов (это экзоэтногим греческого происхождения, а эндоэтноним - самоназвание — сколоты). Он взял себе секиру и чашу, младшим братьям достались плуг и ярмо.

2. Геракл пришел сюда за быками Гелиоса. У него сбежали и кони, нашел их он у женщины-змеи Ехидны: от нее родилось три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. Только Скиф смог натянуть лук отца и стал царем скифов. Агафирсы ушли в Карпаты, а гелоны — на север Украины.

3. Скифы пришли из Азии, теснимые массагетами. Геродот упоминает реку Аракс, через которую перешли скифы, но шли они через Гирканские ворота и в конце VIII в. до н. э. вторглись в земли киммерийцев (белозерский этап срубной культуры). Скифы вытесняют их до Тираса (Днестра), дальше — земли фракийцев. Здесь киммерийцы разделились: 50 царей перебили друг друга, часть народа сдалась и стала рабами у скифов; часть ушла в Азию и стала последними союзниками Ассирии. Скифы идя за ними вторглись в Переднюю Азию, где господствовали 28 лет (конец VII в. до н.э.), участвовали во взятии Ниневии. Скифские «цари», были перебиты на пиру у мидийского царя, отходя, они уничтожили последнюю крепость Урарту — Тейшебаини. Скифы упомянуты в Библии, как «наказание Божье». Заселение Северного Причерноморья происходило в два этапа: VIII—VII вв. и VII—VI вв. до н.э. Степи и лесостепи Восточной Европы населяли:

1) царские скифы (сколоты) — Крым, Низовье Днепра: преобладали кочевое скотоводство и война;

2) скифы-кочевники — быт такой же как и у царских скифов, но на порядок беднее;

3) воронежская группа скифов (Майюгинские курганы) — кочевники, ушедшие на север;

4) скифы-пахари и скифы-земледельцы, осели, занялись земледелием;

5) скифский народ гелоны — Левобережье Днепра и нижняя Десна;

Социально-культурное развитие. В VI в. до н.э. - родоплеменной строй, борьба с киммерийцами, есть дружины, зарождается рабство. С конца V в. до н.э. зарождается государство. В подчинении у царских скифов находятся все племена к северу (будины, невры и пр.), некоторые греческие города (Ольвия). IV в до н.э. расцвет - царь Атей решил покорить Фракию, перешел Дунай, но был разбит Филиппом II Македонским. Атею было 90 лет, когда он погиб в бою. После его смерти держава ослабла. На рубеже IV-III в. до н. э. покорена сарматами и размеры ее сократились до Крыма и низовьев Днепра, которые были защищены каменными крепостями.

Городищ V-IV в. до н.э. обнаружено не много; главное - Каменское (на Днепро-Бугском лимане, недалеко от Ольвии). Оно двухчастное, большая из частей окружена земляным валом. За 100-200 м. от вала располагались землянки, наземные столбовые жилища и много мастерских. Территория, где проживала знать — акрополь, отделена сырцовой стеной. Мастерских здесь нет, найдено много фрагментов греческой керамики, остатки каменных жилищ. У скифов-земледельцев и пахарей, городищ больше: Самое крупное – Бельское на р.Ворскла (видимо, это упомянутый Геродотом город Гелон). Оно было основано тремя племенами и имело укрепления в виде земляных валов, в которых были «врезаны» три маленьких городища – центры отдельных племён.

Две группы курганов: 1. Область Геррос – курганы «царских скифов» Солоха, Чертомлык, Толстая могила, Мелитопольский (днепровские пороги); 2. Низовья Дона (курганы Пять братьев). Гробница по виду имитировала жилище - имелась главная камера, наклонный проход — дромос, меньшие камеры. Вся гробница была обшита деревом. Из Толстой могилы были извлечены: золотая пектораль греческой работы, копия горита из Чертомлыцкого кургана. В кургане Пять братьев - третья копия горита, вторая — в мелитопольском кургане. Все 4 горита были сделаны на одной матрице. Все эти изделия изготовлены греческими ювелирами в греческом стиле. Шлемы тоже греческие. В кургане Литая могила были обнаружены ножны ассирийского меча, в кургане Келермес – меч ассирийского типа.

Савроматы и сарматы. Степи Северного Предкавказья, междуречье Волги и Урала до III в. до н. э. занимали савроматы, к востоку от них, на Южном Урале, жили родственные по языку, но отличавшиеся по культуре дахи, самое северное из скифских племен. В V в. до н.э. это один из самых отсталых племенных союзов, где женщина была равна мужчине по социальной роли (отсюда женщины-воины - «амазонки»). Религиозные функции тоже выполняли женщины. Геродот и Страбон полагают, что не убив хотя бы одного врага, женщина не могла выйти замуж. В их захоронениях кроме предметов культа обнаружены предметы вооружения. Оружие савроматов тяжелее, чем у европейских скифов: чашуйчатые панцири, железные кованные черешковые наконечники стрел. Захоронения индивидуальные, в грунтовых ямах, вместе с конем. Имущественной дифференциации еще нет.

Сарматами (греческое слово) стали называть как савроматов, так и представителей родственных им племен в IV-III вв. до н.э. В состав сарматскогo объединения вошли сирматы, аорсы, сираки, позже роксоланы. Этнонимы (аорсы, россоланы-роксоланы) послужили основой уже утратившей значение скифо-сарматской теории происхождения Древней Руси. Конкретного племени «сарматы» не было. Сарматы под именем аланов безраздельно господствовали в Причерноморье до сер. III в. н.э. Аланы во II в. н. э. вторглись в Грузию и поселились на её границе (ныне они стали осетинами). Другая их часть в V в. н. э. вместе с гуннами вторглась в Европу (существовало т. н. Аланское царство на р. Дунай). После разгрома гуннов аланы ушли вместе с вандалами в Северную Африку, где образовали Алано-Вандальское королевство. Примерно через 100 лет они были поголовно уничтожены византийцами. Часть сарматов осталась в Причерноморье и оказала большое влияние на формирующийся славянский этнос. У них уже появилось имущественное расслоение, о чем говорит Новочеркасский клад (курган Хохлач). Есть мужские захоронения, куда клали жену умершего. Помимо прочего, есть в погребальном обряде и греческое влияние – покойникам в рот клали обол (мелкая серебряная монета.

Неапольское царство скифов. В III в. до н.э. скифы под натиском сарматов переносят свой политический центр в Крым. По низовьям Днепра они строят каменные укрепление по типу греческих. Сарматы сюда не лезли, и постепенно скифы переходят к земледелию. Появляются их поселки и город — Неаполь на р. Салгир (Неаполь Скифский). Кроме скифов в Крыму проживали тавры. Погребальный обряд скифов — пo- прежнему курганы, но меньшие по размерам и с бедным инвентарем, т.к. знать концентрировалась в столице, где хоронят в каменных склепах греческого типа. Склепы двух видов — в скалах, в вырубленных гротах (над Симферополем ), их стены покрывали грубой росписью; отдельный обряд для царей, в крепостной стене (к внутренней стороне внешней стены) примыкает мавзолей на царскую семью. Сам город прямоугольной формы, имеет центральную площадь с подземным зернохранилищем, улицы были вымощены глиняными черепками (как в Ольвии). Неаполь затухает сам по себе; в III в. н. э. он еще существует, в V в. н.э. его уже нет: скифы либо уничтожены, либо ассимилированы, потомков их до нашего времени не сохранилось.

Другие племена скифского мира. Меоты. Область их расселения делится на две части: 1. Таманский п-ов, там проживало меотское племя синды. Они вошли в состав Боспорского царства и перешли к пашенному земледелию и ремеслу. Их центральное поселение — Семибратнее городище на р. Кубань. Оно имело два ряда укреплений: сырцовая стена, вал и ров. Производили греческую посуду, переняли греческий обряд захоронения (в подземных каменных склепах) — склеп Деметры. 2. Среднее течение Кубани, восточное побережье Азовского моря - это кочевники, их городища не известны, умерших хоронили в курганах. Известен Ульский курган (в станице Ульская). Внутри него погребальная камера, к которой ведет длинный дромос (коридор), по нему сюда завезли колесницу. Вокруг камеры расположилось несколько сотен скелетов коней в стойлах. У меотов имелись цельнометаллические литые шлемы из бронзы.

Нельзя не сказать несколько слов об азиатских культурах, не входящих территориально в Восточную Европу.

«Усатые курганы» — погребение по обряду трупоположения один скелет, от погребальной камеры отходят каменные грядки, между которыми обычно находится скелет коня. В степях Южного Урала найдены остатки крупных концентрических поселений - протогородов (например, Аркаим), есть точка зрения, что здесь находилась прародина Ариев (андроновская культура поздней бронзы), где они и жили до II тыс. до н. э., но после наступившей засухи арии вынуждены были уйти в Индию. Оставшиеся арии смешались с пришедшими скифами, в результате чего и появились исседоны.

На западе Средней Азии проживали массагеты; это одно из самых воинственных племен, ими управляли царицы. Племена отсталые, кочевники. На плато Устюрт есть огромные мегалитические сооружения, которые заметны только с воздуха (какие-то рисунки, либо имевшие культовое назначение, либо загоны для скота). Массагетам принадлежат два могильника недалеко от Аральского моря: Тагискен (сырцовые наземные мавзолеи) и Уйгорак (просто курганы). Восточней, ближе к озеру Иссык-Куль, расселялись саки Семиречья, также с кочевым типом хозяйствования. Погребения: квадратная камера из стволов лиственницы, вокруг нее концентрическими кругами захоронены лошади, в комнату ведет дромос. Курган Иссык – место захоронения «золотого человека». На его кожаный костюм и головной убор было нашито несколько тысяч золотых бляшек: геометрический узор, изображения животных, у пояса привешен длинный меч и акинак (предполагают, что это вождь-жрец). На юго-западе Сибири имелся схожий обряд захоронения, но курганы были насыпаны не из земли, а из камней (курган Арджан). Специально изготовлялись вотивные вещи – предметы, специально изготовленные для ритуала захоронения. \

В силу природных условий Алтая и конструкции курганов (линзы вечной мерзлоты), в них сохраняется все, в т.ч. органика. Удалось установить, что тела скифов были покрыты татуировками в зверином стиле. Вместо настоящих металлических вещей, в курганы клали их деревянные и кожаные подделки. На морду лошади надевали маски других животных, камеру устилали коврами, как жилище (юрта или рубленый дом из дерева). Много вещей китайского происхождения: зеркала, ковры.

1. Артамонов М.Н. Киммерийцы и скифы. – Л. – 1974

2. Бiльске городище в контекстi вивчення пам’яток раннього залiзного вiку Европи. – Полтава, 1996.

3. Брашинский И.Г. Сокровища скифских царей. –М.- 1979

4. Вишневская О.А. Культура сакских племен низовьев Сырдарьи в VII-V вв. до н. э. – М. – 1973

5. Граков Б.Н. Скифы. –М.- 1971

6. Грязнов М.П. Аржан. –Л. – 1980

7. Переводчикова Е.В. Язык звериных образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. –М. – 1994

8. Смирнов К.Ф. Савроматы. –М. – 1964

9. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. –М. – 1989

10. Хазанов А.М. Очерки военного дела сарматов. –М. – 1975

11. Черненко Е.В. Скифские лучники. – Киев, 1981.

 

 

Тема 10. Античная цивилизация Северного Причерноморья

С середины II тыс. до н.э. в Северное Причерноморье проникают критяне, что прослеживается как па древнегреческим мифам, так и по археологическим данным. Пока еще греки называли это море Понт Аксинский (Море Негостеприимное), т. к. край этот достаточно холодный. В ходе колонизации греки из Милета в VII в. до н.э. основали колонии на южном побережье Черного моря — Синопа, Трапезунд, Гераклея.

Первое поселение греков на северном берегу теперь уже Понта Эвксинского (Моря Гостеприимного) было основано на о. Березань, напротив устья Днепро-бугского лимана. Поселения такого рода назывались эмпории. Изначально эти территории были заселены киммерийцами, затем скифами, после на острове селятся греки. Вскоре греки убеждаются в заинтересованности скифов в торговле. В VI в. до н.э. основываются апойкии (выселки) на северном побережье Черного моря – Ольвия (напротив о.Березань), Пантикапей, а также два города – Фанагория (на Таманском п-ове) и Тира (в устье Днестра). Их расположение свидетельствует о направлении колонизации: на запад, минуя Крымский полуостров (юг его занимали тавры). Все апойкии — независимые полисы. Ольвия, Тира, Пантикапей основаны Милетом. В IV в. до н.э. ионийцами был основан эмпорий на территории современного Севастополя, его название не известно. В Крыму на границе с таврами – Феодосия. Кроме того, в Причерноморье: Питиунт, Диоскуриада и Фасис (современный Поти) – все это колхидские города, которые, возможно, способствовали возникновению государственности в этом регионе.

В V в. до н. э. на берегах Керченского пролива появляются рыбацкие земледельческо-ремесленные поселки: Горгиппия (совр. Анапа, стала крупным центром), Мирмекий, Киммерик. На Азиатской части Боспора тоже возникают поселения: на Тамани — Кепы (переводится как «сады»), Гераклий, Патрей, Гермонасса (затем здесь возник византийский город Таматарха, ставший Тмутараканью).

В 422 г. до н.э. на месте Гераклеи Понтийской возникает апойкия Херсонес (в переводе «мыс»). К концу V в. до н.э. он подчиняет себе две апойкии - Керкинитида (Евпатория) и Калос Лимен (в переводе «прекрасная гавань»). Все они вошли в состав Херсонесской республики.

В VI в. до н.э. Боспор захватывает Мирмекий и Тиритаку; в 482 г. до н.э. основывается Боспорское царство со столицей в Пантикапее. В него вошли Мирмекий, Фанагория, Тиритака и города Тамани. В V в. до н.э. присоединяют Горгиппию, территория царства доходит до г. Киммерик, где начинается Киммерийский вал – оборонительный рубеж от скифов. В 432 г. до н. э. на смену династии Архианактидов к власти приходит династия Спартокидов. При первых представителях династии присоединены Керченский п-ов и племена меотов. В IV в.до н.э. подчинили Феодосию.

В итоге, в Причерноморье остается два крупных государства: Херсонесская республика и Боспорское царство (меоты, греки, крымские сколоты), а также полунезависимые полисы: Тира, Ольвия, Питиунт, Фасис, Диоскуриада. Ольвия находится под протекторатом скифов (царь Атей), Тира — имела тесные связи с фракийцами, позже была подчинена Македонией. Это положение сохранялось до II в. до н. э.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.