КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторический аспект происхождения славян
Рекомендуемая литература. 1. Афанасьев Г.Е. Донские аланы. – М. – 1993 2. Винников А.З., Плетнева С.А. На северных рубежах Хазарского каганата. – Воронеж – 1998 3. Древности эпохи великого переселения народов V-VIII вв. – М. – 1982 4. Корзухина Г.Ф. Предметы убора с выемчатыми эмалями V- первой половины VI вв. н.э. в Среднем Поднепровье // САИ. Вып. Е1-43. – М. – 1978 5. Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. – М. – 1983 6. Падин В.А. Среднее Подесенье (Трубчевская округа) в VI-V вв. до н.э. - X-XII вв.н.э. по материалам археологических исследований. – Брянск, 2005. 7. Пиоро И.С. Крымская Готия. – Киев – 1990 8. Пиоро И.С. Степи Евразии в эпоху Средневековья. – М. – 1981 9. Плетнёва С.А. Салтово-Маяцкая культура. –М.- 1971 10. Смирнов А.П. Волжская Булгария. – М. – 1951 11. Щукин М.Б. Готский путь. – СПб, 2005.
Тема 12. Восточные славяне и их соседи Славяне под именем "склавины" известны с VI в. н. э. (о них упоминал историк готов Иордан). Он называет их родственниками антов и венетов. Славяне в то время известны под тремя именами: венеты-венеды-венды; склавены; анты. Но корни славян уходят в еще большую древность. Первым упоминает венетов Плиний Старший (I в.н.э.) в своем труде "Естественная история". Он помещает венетов рядом с германским племенем ингевонов, в бассейне р. Вислы. Под венетами он понимает вообще всех славян. Тацит поместил их к востоку от германцев, но к западу от финнов и к северу от неких певкинов (смесь фракийцев и сарматов), т.е. венеты у него - это все славяне плюс балты. Иордан говорил, что венеты – это часть славянского этноса. Венеты, по словам античных авторов – нечто среднее между германцами и сарматами - они строят дома, имеют «большие щиты», передвигаются в основном пешком, но часто кочуют с места на место (что, видимо, связано с использованием подсечно-огневого земледелия). В IX-XI вв. по инерции венетами называют славян скандинавы и саксы, а сейчас в Эстонии так называют русских. Клавдий Птолемей (конец II в. н. э.) границу расселения славян провел так: западная граница венетов проходит по р. Висла; на юге — Карпаты, но отдельная их ветвь доходит да Черного моря; северная граница — "Венетский залив Сарматского океана" (Балтийское море). Это соотносится с данными топонимики. Строгой границы между славянами и балтами нет. "Певтингеровы таблицы" (конец III — начало IV в. н.э.) – географическо-этническая привязка: венеты проживали южнее балтийского моря, рядам с гетами и даками, у Черного между Дунаем и Днестром. В начале V в. н э. Марциан выделял Венетский залив и Венетские горы (Карпаты). Как видно, славян и балтов другие народы долгое время не различали; проживали они в определенном месте: от Балтики до Карпат, на Дунае, Висле, Днестре. По Иордану восточная граница расселения склавенов проходила по р. «Данастр» (западная граница антов). Геродот в V в. до н. э. упоминает племя энетов, которые проживали на северном побережье Адриатического моря; возможно, эта совпадение названий или же нигде не зафиксированная миграция племен. Для установления связи известного по имени, языку, культуре племени с более древними племенами в рамках одной и той же территории, археологи сравнивают общий облик и отдельные элементы культуры известного по письменным источникам племени с культурой более древнего племени. В зависимости от количества сходных элементов ученые определяют степень преемственной связи между этими племенами. Сходство и связь определяют по керамике, типу жилища, погребального обряда. Если на этом этапе связь несомненна, археологи следуют далее в глубь веков и устанавливают связь с более ранними культурами. Этот метод называется метод ретроспекции.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |