Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы избирательной системы, проведения референдума.

Понятие и содержание выборов.

Существует несколько категорий выборов:

Выборы Президента Республики Беларусь – назначаются Палатой представителей не позднее чем за 5 месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Выборы в Палату представителей назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее 4-х месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва.

Выборы в Совет Республики назначаются на тех же условиях, что и в Палату представителей.

Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее 4-х месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов депутатов действующего созыва. Выборы во все местные Советы депутатов проводятся одновременно.

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.

Для проведения выборов депутатов Палаты представителей на территории Республики Беларусь образуются 110 избирательных округов, Центральной комиссией по представлению областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа территориальными избирательными комиссиями по представлению соответствующих исполнительных комитетов:

· по выборам в областной и Минский городской Советы депутатов – от 40 до 60 избирательных округов;

· по выборам в районный и городской (города областного подчинения) Совет депутатов – от 25 до 40 избирательных округов;

· по выборам в городской Совет депутатов (города районного подчинения) – от 15 до 25 округов;

· по выборам в поселковый, сельский Советы депутатов – от 11 до 15 избирательных округов.

Число избирательных округов и средняя численность избирателей в округе при выборах в местные Советы депутатов определяется соответствующим Советом депутатов.

Избирательный округ представляет собой единую территорию: не допускается образование избирательных округов из территорий, не граничащих между собой.

Для проведения голосования и подсчета голосов по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, отзыву депутата территории районов, городов, районов в городах делятся на участки для голосования. Участки для голосования образуются с числом не менее 20 и не более 3 000 избирателей, участников референдума.

Участки для голосования могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в воинских частях.

Участки для голосования образуются исполнительными комитетами городов и районов, администрациями районов в городах с районным делением. В воинских частях участки для голосования образуются в таком же порядке по представлению командиров воинских частей, а за пределами Республики Беларусь – руководителями дипломатических представительств, действующих на территории соответствующих иностранных государств.

 

Ст. 38 Конституции Республики Беларусь закреплены основополагающие принципы избирательного права в Республике Беларусь, которые получили свое развитие в последующих ее статьях (64–68) и Избирательном кодексе Республики Беларусь.

Всеобщность выборов (ст. 64 Конституции). Данный принцип означает, что право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

Не имеют права участвовать в выборах:

1) граждане, признанные судом недееспособными;

2) лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Не имеют права участвовать в голосовании лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, применена мера пресечения в виде содержания под стражей.

Участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь имеют право граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

Свободные выборы (ст. 65 Конституции) - Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, участие в референдуме являются свободными: избиратель, участник референдума лично решает, участвовать ли ему в выборах, референдуме, за кого голосовать на выборах, за что голосовать на референдуме.

Равное избирательное право (ст. 66 Конституции). Данный принцип обеспечивается следующими условиями:

· каждый избиратель имеет равное число голосов. Это положение обеспечивается тем, что избиратель включается только в один список избирателей и бюллетень выдается ему под роспись при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Голосование за других лиц не допускается;

· в стране существует единый избирательный корпус, т. е. все избиратели не разделены на социальные группы с неодинаковым представительством;

· депутат избирается от примерно равного количества избирателей. Отклонение численности избирателей по округу от средней численности избирателей, приходящихся на один избирательный округ в Республике Беларусь, не может превышать 10%;

· закон предъявляет одинаковые требования к порядку выдвижения кандидатов, ведения ими предвыборной агитации и определения результатов выборов.

Тайное голосование (ст. 68 Конституции). Законом запрещен контроль за волеизъявлением избирателей, участников референдума в ходе голосования. Однако это не исключает права избирателя добровольно высказаться о том, как он проголосовал.

Прямое избирательное право (ст. 67 Конституции). Данный принцип означает, что депутаты и Президент избираются непосредственно гражданами.

Косвенное избирательное право (ст. 91 Конституции). Оно применяется при выборах членов Совета Республики, которые избираются по 8 членов от каждой области и г. Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета.

Избирательный кодекс предусматривает, что выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам.

Выборы членов Совета Республики проводятся на основе равного и косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.

Избиратели, участники референдума участвуют соответственно в выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов и референдуме на равных основаниях: каждый избиратель, участник референдума имеет один голос.

Выборы членов Совета Республики являются равными: каждый депутат местного Совета депутатов базового уровня имеет один голос.

Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Отзыв депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, депутата местного Совета депутатов осуществляется с соблюдением основных принципов избирательной системы.

Проведение выборов, референдума, отзыва депутатов обеспечивают комиссии. Комиссии при подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутатов в пределах своих полномочий независимы от государственных органов и не связаны решениями политических партий и других общественных объединений.

Решения комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными организациями, а также гражданами.

Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для нижестоящих комиссий.

Подготовка и проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, референдума, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, депутата местного Совета депутатов осуществляются открыто и гласно.

Соответствующие комиссии, местные представительные, исполнительные и распорядительные органы информируют граждан:

1) о своей работе по подготовке и проведению выборов, референдума, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, депутата местного Совета депутатов,

2) об образовании избирательных округов,

3) о составе, месте нахождения и времени работы комиссий,

4) о списках граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата,

5) о кандидатах, результатах голосования, выборов, референдума, отзыва.

При проведении выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики имеют право присутствовать наблюдатели:

1) депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов,

2) доверенные лица кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты,

3) представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан,

4) иностранные (международные) наблюдатели,

5) представители средств массовой информации.

Наблюдатель вправе:

присутствовать на заседаниях соответствующих комиссий;

присутствовать на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики;

присутствовать при пломбировании или опечатывании ящиков для голосования;

находиться в день голосования в помещениях для голосования с момента пломбирования или опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования;

присутствовать при досрочном голосовании, голосовании по месту нахождения граждан, проведении повторного подсчета голосов граждан;

наблюдать за выдачей бюллетеней, ходом голосования, соблюдением установленного Избирательным Кодексом порядка голосования;

обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой, счетной комиссии или его заместителю;

получать информацию о результатах подсчета голосов и составлении протоколов соответствующих комиссий о результатах выборов, референдума, голосования об отзыве депутата;

знакомиться с протоколами участковых комиссий о результатах голосования и протоколами соответствующих комиссий о результатах выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, подписанными и направленными в вышестоящую комиссию в соответствии с настоящим Кодексом;

изготовить копию протокола участковой комиссии о результатах голосования своими силами и средствами;

направлять обращения в соответствующую или вышестоящую комиссию либо прокурору об устранении нарушения Избирательного Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики;

знакомиться с решениями заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики.

Наблюдатель не вправе:

заниматься агитацией в любой ее форме;

оказывать кандидатам в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики, в депутаты местных Советов депутатов какую-либо информационную, методическую, финансовую или иную помощь;

создавать препятствия в проведении голосования;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

вести опросы граждан, прибывших для голосования и проголосовавших;

заполнять за гражданина по его просьбе бюллетень;

создавать препятствия для нормальной работы комиссий, заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов и проведения голосования;

находиться у столов выдачи бюллетеней, у кабин и ящиков для голосования;

вмешиваться в работу комиссий, заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов.

Иностранные (международные) наблюдатели от иностранных государств и международных организаций приглашаются в Республику Беларусь Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством иностранных дел Республики Беларусь, Центральной комиссией.

Иностранные (международные) наблюдатели аккредитуются Центральной комиссией. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации и заканчивается в день опубликования итогов выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики.

Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют наблюдение в порядке, обозначенном выше. Иностранные (международные) наблюдатели вправе также встречаться с кандидатами, доверенными лицами кандидатов, а после дня голосования излагать свое мнение о законодательстве Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата, члена Совета Республики, проводить пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации.

Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики.

Центральная комиссия вправе лишить аккредитации иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им законодательства Республики Беларусь или общепризнанных принципов и норм международного права.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты вправе присутствовать на участках для голосования при подсчете голосов избирателей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие избирательной системы и избирательного права; их соотношение | Понятие и назначение референдума как формы непосредственной демократии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.