КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы политологии
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Э Ш Х Ф У Т С Р П О Н М Л К И З Д Г В Б А Краткий словарь терминов Вопросы и задания Раздел VIII Политическая идеология Вопросы и задания Содержание и типология Вопросы и задания
1. Каковы назначение и признаки политического института? 2. В чем особенности государства как политического института? 3. Раскройте содержание признаков государства. 4. Каковы причины возникновения государства? 5. В чем сущность государства и принципы его происхождения? 6. Каковы принципы функционирования современного государ ства? 7. Какое государство называется социальным? Может ли оно быть не правовым? 8. Что представляет собой форма государства? 9. В чем отличия монархии от республики? 10.Какие принципы лежат в основе территориально-полити ческой организации унитарного, федеративного и конфе деративного государств? 11.Какова территориально-политическая организация россий ского общества? 12.Какие функции выполняет государство? Раскройте содер жание функций государствам используя Конституцию Республики Беларусь. 13.Почему партии зарождаются в недрах гражданского общества? 14.Чем отличается партия от других политических институтов? 15.Каковы причины возникновения партий? 16.Дайте определение партии. 17.Каково место политических партий в политической системе? 18.В чем различия кадровых и массовых партий? 19.Что такое партийная система? 20.Чем различаются партийные системы в России, США, Фран ции, Китае? 21.Что такое “политический вес” партий? 22.Какова избирательная система в Беларуси? 23.Каковы признаки гражданского общества? 24.Какие виды отношений составляют сферу гражданского об щества? 25.В чем отличия гражданского общества от государства? Каково соотношение государства и гражданского общества? 26.Как взаимосвязаны гражданское общество и государство? Как и когда повседневные потребности становятся общезна чимыми и, следовательно, политическими? Приведите кон кретные примеры. 27.В чем отличия гражданского общества от традиционного? 28.Когда исторически возникло гражданское общество и в связи с чем? 29.Назовите подсистемы гражданского общества. 30.Каковы основные институты гражданского общества? 31.Как изменились отношения государства и гражданского об щества с появлением самостоятельного индивида? 32.Каковы взаимоотношения государства и общества в условиях абсолютизма? 33.Чем различаются парламентаризм и конституционализм как политико-правовые принципы взаимоотношения государства и общества? 34.Что представляет собой система конституционализма? 35.Каковы типы конституционализма? В чем отличия подлин ного конституционализма от мнимого? Почему России при переходе к демократии был свойствен мнимый конституцио нализм? 36.Назовите особенности формирования гражданского общества Беларуси. 37.Какова роль института частной собственности в формирова нии зрелого гражданского общества? Раздел VII Политическая культура: 7.1. Понятие “политическая культура” и его содержание. Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространенных и общепринятых, фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов. Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще в древности (Конфуций, Платон, Аристотель), сам термин появился впервые в XVIII веке в трудах немецкого философа - просветителя И. Гердера (1744-1803). Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалось только в конце 50 - начале 60-х гг. нынешнего столетия в русле западной политической традиции. Вклад в ее разработку внесли американские ученые Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, У.Розенбаум, англичане Р.Роуз, Д.Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М.Дюверже, Р.Ж.Шванценберг, голландец И.Инглхарт и др. Теория политической культуры дала возможность глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины конфликтов, которые невозможно объяснить опираясь только на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д. Существуют несколько подходов к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г.Алмонд, С.Верба). Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований (С.Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У.Розенбаум), считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики. Политическая культура отражает только самые устойчивые черты поведения человека не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием коньютуры или перепада настроений. Это – воплощенный на практике внутренний кодекс человеческого поведения. Это – стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И.Шапиро, П.Шаран). Политическая культура характеризует способность человека понимать специфику своих властных интересов, действовать при достижении целей в соответствии с правилами политической игры, а также творчески перестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью ее измерений. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти – индивида – общества. Политическая культура проявляется в форме духовных побуждений и ориентаций человека, в формах его практической деятельности, а также в институционном виде. В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты: под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характер правящего режима. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций чаще всего заканчиваются либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения адаптироваться к новым целям и ценностям), либо террором; политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни; комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства. Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни: - идентификации. Она раскрывает потребность человека понимать свою групповую принадлежность и определять приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; - ориентации. Характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; - адаптации. Выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий; - социализации. Характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические интересы; - интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранении целостности государства и его взаимоотношений с обществом; - коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения. Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентаций и способов политического поведения зависит от их принадлежности к социальным (классы, слои), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (мужчины, женщины, молодежь и т.д.), территориальным, ролевым (элита, электорат) и другим группам. Выработка людьми ценностных ориентаций и форм поведения на основе групповых целей превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, в способах политического участия. В зависимости от преобладания в конкретном обществе того или иного вида ориентации (например, ориентации на верования или на знания), Г.Алмонд и С.Верба типологизировали культуру.
7.2. Типы политической культуры. Г.Алмонд и С.Верба выделили пять идеальных “чистых” типа политической культуры: патриархальную, подданническую, политические культуры, культуру участия и культуру гражданственности. Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывает наслоение местных субкультур. Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата. Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют, не вытесняя друг друга. Например, для политической культуры Великобритании ХХ века характерно сочетание подданничества, олицетворяемого институтом монархии, и ориентации на участие. Согласно концепции Г.Алмонда и С.Вербы политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Ее наиболее характерная черта – рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе. Содержание идеального типа культуры гражданственности Г.Алмонд и С.Верба раскрыли через набор качеств, которыми обладает ее носитель: общая положительная оценка значения деятельности национального правительства для него лично и глубокое сознание этого факта; высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомленность в этой области; чувство гордости за политические институты своей нации; ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц; желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых; открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений; чувство удовлетворения в связи проведением общенациональных политических мероприятий, например, кампаний по выборам; компетентность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан; компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола; вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления. Однако результаты собственных эмпирических исследований Г.Алмонда и С.Вербы показали утопичность их предложения о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности существенно корректируются: “В идеальной культуре гражданственности, - замечали они, - активность и вовлеченность граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия”.
1. Что такое политическая культура? 2. Каково значение политической культуры для развития общества? 3. От каких факторов зависит уровень политической культуры в конкретном обществе? 4. Какие типы политической культуры вы знаете? 5. Функции политической культуры в обществе. 8.1. Понятие политической идеологии. Политическая идеология - влиятельная форма политического сознания воздействующая на содержание властных отношений той или иной политической силы. Этот термин впервые ввел французский ученый А. Дестют (1754-1836) и означая “науку об идеях”. Политическая идеология трактуется как определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного явления собственным идеям. Следовательно, политическая идеология - это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающуюся склонностью к духовному экспансионизму. Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием. 8.2. Свойства идеологии и ее функции. Политические идеологии существовали не всегда, они появились в эпоху Просвещения, выдвинувшую идею прогресса и возможности создания разумного общественного порядка на основе сознательно сформулированных самими людьми целей преобразования и ожидания предполагаемых результатов. Обоснование возможности целеполагающей деятельности людей востребовало науку об идеях, в которой выражались идеалистические представления о желаемом обществе. Роль идеологий в жизни общества обусловлена теми функциями, которые они выполняют. Исходя из того, что политические идеологии включают такие ценности, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, обладают силой веры, можно выделить следующие функции: -ориентационная, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности и власти, она задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности; -мобилизационная, смысл которой заключается в том, что, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию; -интегративная, которая состоит в том, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором; -амортизационная, которая означает, что, будучи способом интерпритации политической деятельности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации; -функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы выражается в том, что политические идеологии могут возникать на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить этот интерес интересам других групп. Указанные функции политические идеологии выполняют благодаря двум свойствам, которые отличают их от других форм политического сознания (например, политической психологии): претензиям на тотальную значимость, или глобальность; нормативности. Любая политическая идеология стремиться подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпритация требует приверженности со стороны ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует. Идеологию не следует путать с пропагандой. Если идеология представляет собой форму существования политических представлений, то политическая пропаганда является основным средством их распространения. Идеология стремиться сплотить, интегрировать общество либо на основе 8.3. Основные идеологические течения в современном мире. Политические идеологии различаютсяпо двум основаниям: социально-политической парадигме, т.е. по предлагаемой модели желаемого общества; отношению к прогрессу и технологии его осуществления. Если по первому основанию политические идеологии можно разделить на “правые”, центристские и “левые” (просоциалистические), то отношение к социальным изменениям противопоставляет радикалов, выступающих за постоянные глубокие революционные преобразования, и консерваторов, стремящихся к сохранению установившегося политического порядка. Между ними располагаются силы с умеренными политическими ориентациями, предпочитающие путь постепенных реформ. Политические идеологии, возникшие в эпоху Просвещения, по-разному обосновывали идею прогресса и предлагали различные модели обществ и способов их реализации. “Правые” идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако “правые” политико-социальные воззрения неоднородны. Они включают в себя целый спектр политических идеологий – от ультраправых (фашизма во всех его разновидностях, расизма) до либерально-демократических. “Левый” политический спектр представляют идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости “левые” представляют себе по-разному. Коммунисты отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предполагают достижение равенства и справедливости благодаря планово организованной экономике, приоритету общественной собственности, осуществлению принципа оплаты по труду. Социалисты и социал-демократы негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а, как равенство стартов, т.е. создание примерно равных социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. В отличие от коммунистов социалисты отдают приоритет частной собственности в создании эффективной экономики и зрелого гражданского общества. Либерализм. На базе политической философии английских просветителей конца XVII - ХVIII веков Д. Локка (1632-1704), Т. Гоббса (1588-1679), А. Смита (1723-1790) сформировалось самостоятельное идеологическое течение - исторически первая политическая идеология либерализм. Следует заметить, что данные философы унаследовали ряд идей древнегреческих мыслителе Лукреция и Демокрита. В основу своей концепции либерализм положил идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства, правовое равенство граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, верность конкретному Отечеству. Либерализм идеологически обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида в лице зарождавшегося буржуа. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной политической доктрине. Сегодня либерализм представляет собой совокупность различающихся между собой концепций, которые, однако, непременно включают весь базовый набор либеральных ценностей. Исходным тезисом (началом) либеральной идеологии является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритете над интересами общества и государства. Условия самореализации индивида связаны с наличием зрелого гражданского общества, правового равенства граждан, политического плюрализма как принципа организации жизни общества на началах многообразия, правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в сферы жизни гражданского общества в жизнь индивида. Глубокий кризис первой трети ХХ века (1929-1933) обнаружил ограниченные возможности либерализма в сдерживании процессов нарастания социального неравенства, что потребовало известной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей. В частности, в нем существенно расширены социальные функции государства и границы его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Кроме этого, положение о жестком распределении политических ролей управляющих и управляемых сменилось тезисом о консенсусе всех политических сил как сущности политики. Либерализм стал идеологической основой западных демократий. Новые реалии (в экономике и политике) второй половины XX века проводили исторически обновленную форму - неолиберализм. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе демократизации процедуры принятия управленческих решений. На первом месте здесь стоит консенсус. Основные ценности либерализма обусловили конкретные изменения в массовых политических воззрениях, легли в основу многих национальных идеологий в том числе неоконсерватизма, христианско-демократической идеологии. Консерватизм. Данное течение базировалось на приоритете преемственности перед инновациями, на признании неизбежности естественным образом сложившегося порядка вещей, привилегий определенных слоев населения, атакже соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности. По их мнению, сохранение прошлого способно снять напряжение настоящего. Исходными ценностями консервативной политической доктрины являются порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как признается в либерализме. Общество развивается благодаря наличию в нем естественной жизненной силы, существование которой рационально объяснить невозможно. Коль логика прогресса задана свыше, то противоестественно вмешиваться в естественный ход исторического развития. Принимая принципы частной собственности, рынка, свободного предпринимательства, консерваторы трактуют их как результат развития естественного жизненного начала. Политическим идеалом консерватизма являются сильное государство и четкая политическая стратификация, при которой власть принадлежит элите, свобода трактуется как подчинение власти и лояльность ей. Консерватизм не был идеологией новых классов, наоборот, он был реакцией на новые условия со стороны уходящих с исторической сцены старых классов, например, аристократии. Однако следует отметить, что классический консерватизм смог трансформироваться в такие уникальные формы неоконсерватизма, как рейганизм (США), тетчеризм (Англия), которые слишком далеко ушли от первоначальной идеи. Во-первых, произошла заметная эволюция консерватизма в сторону признания приоритета прав и свобод отдельной личности, существенно были ограничены экономические и социальные функции государства, что выразилось в приватизации государственной собственности и сокращении социальных программ. Во-вторых, введение доктринальных новшеств сделало неоконсерватизм идеологией широких слоев среднего класса западного общества. Исторической заслугой неоконсерватизма стала его способность сформулировать и предложить решение актуальных проблем, вызванных экономическим спадом в 70-х годах ХХ века. Требовалась структурная перестройка экономики, отвечавшая потребностям нового этапа технологической революции и созданию новой системы стимулов взамен традиционной, ориентированной на рост уровня жизни. Новые мотивации, значимые для работника, были связаны с ростом качества жизни, созданием новых форм самореализации личности. Идеи консерватизма заметно модифицировались в XX веке и спровоцировали появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и других, которые были против демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Здесь появился нехарактерный для консерватизма, уверенного в способности политики смягчить социальную напряженность, - радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов. Эволюция консервативных идей проявилась в неоконсерватизме - идеологическое течение сформировавшееся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973-1974гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предположил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной ответственности гражданина и государства, крепком государственном порядке и стабильности. Основная ответственность возлагалась на самого индивида, который должен рассчитывать на собственные силы и солидарность сограждан. “Государство - не дойная корова”. Неоконсервативной идеологии придерживаются лишь некоторые крупные партии в западных странах (республиканская в США, либерально консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев расширяется. Коммунизм (социализм). Идеи социализма известны в мире с древних времен, однако, теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX веке. Большое значение длястановления социализма имели идеи французского мыслителя Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бабефа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за власть. В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает, значение экономической свободы индивидов, конкуренции и необходимого вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. Главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные прогрессы, политика, а не экономика. Вклад в осмысление социализма внесли мыслители нового времени Т.Моор и Т.Кампанелло, а в конце XVIII - начале XIX века утопические социалисты Сен-Симон, Фурье, Р.Оуэн. В середине XIX века К.Маркс и Ф.Энгельс дали теоретическое обоснование социализма связав его с процессом исторического становления более справедливого общества “Всеобщего изобилия” - коммунизма. Марксизм представлял собой крайне радикалистскую идеологию, акцентировавшую внимание на революционных методах построения “светлого коммунистического будущего”. Преобладание революционных, насильственных методов преобразования социальной действительности вытекало из содержания марксизма. Доктринальные основы марксизма выводились из возможности тотального (абсолютного) познания окружающей действительности и формулирования законов общественного развития. Обладание знанием законов позволяет безошибочно преобразовывать общество. Схема исторического прогресса была крайне односторонней и сводилась к обусловленности общественных изменений уровнем материального производства, исключая культурные, психологические, исторические и другие факторы. Поэтому весь исторический прогресс представлялся как последовательная схема общественно-экономических формаций. Однако, если антагонистические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются в недрах предшествующей на базе частной собственности, то коммунизм (и его первая фаза – социализм) создается на принципиально иной экономической основе – общественности. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии и, следовательно, жесткая классовая борьба были обусловлены сохранением частной собственности в руках буржуа. Революционный переход от капитализма к социализму должен был начинаться с экспроприации частной собственности и установления диктатуры пролетариата. Новое общество характеризовалось наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентированного на моральные стимулы типа “удовлетворенность ощущения работы на общее благо”. Наиболее важным механизмом, который интегрирует различные элементы социальной системы, является коммунистическая партия. Для более полной реализации ее функций, как направляющей и руководящей силы, предполагалось превращение ее во властную структуру, сращивание с государством. В.И. Ленин, пытаясь соединить эти идеи с рабочим движением в России, рассматривал социализм как цель деятельности партии “нового типа”. В.И.Ленин и его соратники стали проводниками фундаменталистского течения в социализме. В то же время ряд немецких теоретиков (К.Каутский, А.Бебель, Э.Бернштейн) позитивно оценивая роль государства в общественных преобразованиях и утверждая приоритет мирных, эволюционных средств достижения цели, стали основоположниками теоретического ревизионизма, в основание социализма положив начало социал-демократической идеологии.
Теоретическое противоборство марксистско-ленинской и социал-демократической идеологии на протяжении всего ХХ века породило ряд существенных различий в попытках реализации принципов “социально справедливого общества”. Одной из версий социализма является титоизм (И.Тито). Эту версию отличали установки на мирное сосуществование с капиталистическими государствами, признание конфликтов и противоречий социализма, стремление установить рыночные отношения и ограничить роль коммунистической партии. Маоизм (по имени Мао Цзедуна) отрицал общие закономерности социализма, борьба с внешними и внутренними врагами (И.Сталин). Главной политической силой выступало крестьянство, призванное “перевоспитывать” интеллигенцию. В ХХ веке были стремления модернизировать социализм. Так, австро-марксисты М.Адлер и О.Бауэр создавали “интегративную” концепцию социализма, объединяющую идеи коммунизма и социал-демократии; А.Шафф и Г.Петрович обосновали доктрину “гуманистического” марксизма; разрабатывались теории “экологического”, “христианского” социализма и т.д. Однако эти идеи не нашли широкой поддержки в мире. Наибольшее влияние на общественное сознание в ХХ веке (в европейских странах особенно) оказала социал-демократическая идеология. Она отстаивает приоритеты социального устройства государства в основе которого мир, справедливость, свобода, социальное партнерство. Фашизм. В отличие от либерализма, консерватизма, коммунизма, ориентирующихся на конкретные классы и социальные группы, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности, что обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения и самоутверждения в мире. В политической науке сложилось двоякое понимание фашизма. Одни понимают под ним сформировавшиеся идеологии в Италии, Германии, Испании в 20-30-е годы ХХ столетия. Родоначальником фашизма явился лидер левого крыла итальянских социалистов Б.Муссолини. Его теория базировалась на элитарных идеях Платона и Гегеля, проповедовала крайний национализм, элитарность правителей, прославление войны. Идеологи итальянского фашизма стремились возродить могущество Священной Римской империи и были не столь убедительны, но национал-социализм создал идеологию, которая оказалась в состоянии сплотить различные социальные группы идеей национального превосходства арийской расы, соединив ее с лозунгами социального равенства и справедливости. В одной из своих речей А.Гитлер (1889-1945) так сформулировал идеал нового общества: “Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, чуждого морали жалости, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой”. Идеология национал-социализма создавала новый тип личности, свободной “от отягчающих ограничений разума, от грязных и унижающих самоотравлений химерами, именуемыми совестью и нравственностью и, от требования свободы и личной независимости, которыми могут пользоваться лишь немногие”. Создание условий для развития национального немецкого государства предполагалось за счет “расширения жизненного пространства на Востоке”, “устранения целых расовых единиц” и “обеспечения продовольственного снабжения”. Принципы построения нового общества при коммунизме и фашизме оказались схожими: тотальное подчинение общества одной идеологии, одной идее с той лишь разницей, что в первом случае эта идея “светлого будущего”, а во втором – идея “превосходства арийской расы”; монопольно властвующие партии (коммунистическая и национал-социалистическая), ставшие главными элементами политической системы; использование политического террора и опора на органы насилия в обеспечении политической стабильности и идейного единства общества. Фашизм существовал во франкистской Испании, Японии 30-40-х гг., Португалии при Салазаре, Аргентине (1943-1955), Греции (конец 60-х), в отдельные периоды в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили. Таким образом, идейной основой фашизма являлись доктрины, содержащие превосходство тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и других групп общества. Поэтому от фашизма не застрахованы ни национальные, ни коммунистические, ни религиозные и другие идеологии, сохраняющие привилегированное положение для “коренного населения”, приверженцев “подлинной веры”, “гегемона” и требующие этим группам более высокого общественного статуса. Социал-демократизм. Наряду с либерализмом более жизнеспособной и социально эффективной на практике оказалась идеология социал-демократизма, представляющая собой в значительной мере центристскую политическую ориентацию. Возникнув более ста лет назад, она обнаружила удиви тельный прагматизм, что придало высокую жизненную силу ее идеям, несмотря на радикальные изменения в мире. В то время как многие политические идеологии приходили в упадок, идеология социал-демократизма повсеместно усиливала свое влияние. Социал-демократическая идеология является сегодня политической доктриной центристских сил, хотя зарож далась она как “левая” идеология внутри марксизма. Пластичность теоретических положений, которые никогда не имели ортодоксального характера, позволила ей орга нично изменяться вместе с изменениями социальной действительности. Современная социал-демократия интегрировала дости жения политической мысли различных направлений, например, марксизма и либерализма, и создала идеоло гию, выражающую интересы широких слоев западного общества: рабочих, интеллигенции, предпринимателей. Это обстоятельство вызывает интерес к идеологии социал-демократизма, поскольку выделяет ее из обычного ряда политических идеологий отсутствием претензий на гло бальность и жесткую нормативность. Теоретические основы социал-демократизма были за ложены Э.Бернштейном в работе “Предпосылки социа лизма и задачи социал-демократии” (1899). В ней он обосновывал тезис о способности капитализма к само развитию и на этой основе осуществлял ревизию выводов классического марксизма. Впоследствии многие идеи Э.Бернштейна вошли в политическую доктрину современ ной социал-демократии, сформулированную на Учредительном конгрессе во Франкфурте-на-Майне в 1951 г. в концепции “демократического социализма”. Главными ценностями “демократического социализма” признава лись свобода, справедливость, солидарность. Реализовать эти ценности можно лишь посредством экономической, политической и духовной демократии. Вот почему в декларации социализм характеризуется не как жесткая социальная конструкция, а как процесс постоянного движения в реализации названных ценностей, в обогаще нии их реального содержания. В декларации социализм в большей степени выступает как нравственная категория, нежели экономическая, хотя социал-демократия не отказывалась в то время от обобществления, ограничивая его экономической целесообразностью. Концепция “демократического социализма” рассмат ривает социалистическую цель не с позиций экономичес кого детерминизма, как у коммунистов, а исходя из посылки об ограниченной познавательной силе любой общей теории, поскольку всякая теория нуждается в постоянной коррекции, уточнениях, пересмотре в зависи мости от реальных условий. Поэтому на учредительном конгрессе социал-демократы отказались от единой идеоло гической основы своего движения, что позволило им преодолеть доктринальную узость в определении страте гии, тактики, программных целей и принципов, свойст венную коммунистическому движению и приведшую к падению его авторитета и влияния в мире. Более того, в Социнтерне перестал действовать довоенный принцип обязательности решений для партий, входящих в него. Каждая партия самостоятельна и отвечает за свою деятельность лишь перед собственными членами и изби рателями. Это обеспечило Социнтерну организационную устойчивость. На практике концепция “демократического социализма” успешно реализована в Швеции, Австрии, Швейцарии, Норвегии и т.д. В современном мире помимо рассмотренных идеологий значительным влиянием пользуются и другие, например экологизм, национализм, не связанные с интересами конкретных классов. Национальные идеологии. В странах, где идет процесс становления национальных общностей, серьезную политическую роль играют национальные идеологии. Следует заметить, что Западная Европа переживала бум национальных идеологий в конце XIX- первой трети XX века. В настоящее время в Европе преобладает евроцентизм. Национальные идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении социального статуса связываются с национальной принадлежностью. Существуют в мире и другие идеологические доктрины, основанные на религиозных ценностях, экологических и других.
1. Понятие политической идеологии. 2. Свойства идеологии и ее функции. 3. Основания различий идеологий. 4. Какие факторы обуславливают появления идеологий? 5. Можно ли представить развитие общества без идеологий? 6. Какие политические идеологии оказались востребованными в современной Беларуси и почему?
Абсолютизм (фр. absolutisme от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) –понятие, характеризующее форму государственного правления и способ организации политической власти в стране с монархическим режимом. Абсолютизм означает сосредоточение власти в руках одного лица – монарха и связан с высокой степенью централизации государственного управления.
Автократия (от греч. autokrateia – самовластие, самодержавие) – форма правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве.
Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – тип политического режима, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или властного органа, но при наличии ее ограничений. Формы авторитаризма – абсолютная монархия, диктатура, посттоталитарные режимы.
Анархизм (от греч. anarchia – безвластие) – социально-политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.
Бихевиоризм (от англ. behaviorism, behaviour – поведение) – наука о поведении (одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX - начала ХХ веков), изучающая политику, политические отношения через призму поведения личности и групп лиц на базе широкого использования эмпирических методов анализа.
Власть - это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть политическая – понятие, фиксирующее совокупность механизмов и средств, способов определяющих воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения.
Господство политическое – способ политического управления, основанный на непосредственном и безусловном повиновении.
Государство – важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения.
Государство правовое – тип государства, в котором утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти.
Гражданское общество – понятие, подразумевающее индивидуализированную форму существования социальности в ее противопоставлении политическому, фиксируя определенный уровень развития и степень зрелости общества в целом, специфическую историческую его форму, состояние. Понятие “гражданское общество” в каждый данный момент позволяет показать соотношение между социальным идеалом и реальным состоянием общества.
Демократия (от греч. demos - народ, kratos - власть) – народовластие; форма правления государства, характеризующаяся признанием власти народа, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборность основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.
Деспотизм (от греч. despoteia - неограниченная власть) – форма самодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подчиненных; самовластие и тирания по отношению к окружающим.
Диктатура (от лат. dictature - неограниченная власть) – способ осуществления государственной власти, для которого характерно непосредственное применение вооруженной силы, ограничение прав и свобод.
Законодательная власть - вид государственной власти, орган представительства интересов социальных общностей людей, осуществляющим функции по изданию законов, обязательных для исполнения всеми людьми, проживающими на определенной территории. Исполнительная власть – вид государственной власти, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.
Классы (от лат. classis - разряд) – большие группы людей, по теории К.Маркса, являющиеся основой формирования политической организации общества.
Консерватизм (от лат. conservate - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) – политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Легитимность политической власти (от лат. legitimus - законный) – признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания.
Либерализм (от лат. liberaris - касающийся свободы, присущий свободному человеку) – идейное, социальное и политическое движение с определенной социальной основой политических партий с программными, стратегическими и тактическими установками. Центральным элементом либерализма является теория и практика правового государства. Маргинальность политическая (от лат. mardinalis - край, сторона) – форма социальной жизни, при которой государственные ограничения определяют собой содержание межличностных отношений как среду, где происходит формирование индивида. Маргинальная личность - промежуточный, пограничный человек, который ощущает свое место в мире, лишь принадлежа к какому-либо псевдомассовому движению. Маргиналы не объединены никакими общими интересами ими целью.
Монархия (от греч. monarchia - единовластие) – форма государственного правления. Сущностной характеристикой монархии является концентрация, сосредоточение в руках одного лица - монарха - верховной власти, которая передается по наследству.
Национал-социализм – политическое течение, для которого характерны крайний антикоммунизм и антидемократизм, шовинизм, расизм, реваншизм. Организационно оформился в 1919г. в Германии с созданием Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП), фашистской партии.
Олигархия – политическая олигархия означает политический режим, где вся полнота власти принадлежит определенной абсолютной элите.
Охлократия (от греч. ochlos - толпа, группа, чернь и kratos - власть) – власть толпы, а не закона.
Партия политическая (от лат. pars, partis - часть) – группа единомышленников, стремящихся к общей цели.
Политическая система общества – сложная совокупность институциональных структур государства и общества, форм взаимодействий между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.
Радикализм политический (от лат. radicalis - коренной) – практическая и идеологическая ориентация политики, предлагающая принципиальное изменение общества и политической структуры средствами решительных, кардинальных действий.
Революция политическая (от лат. revolutio - поворот, переворот) – насильственный способ изменения политической системы, который осуществляется в ходе вооруженной борьбы одного класса, имеющего власть, и остальных классов, стремящихся к завоеванию политического господства.
Режим политический (от лат. regimen - управление) – совокупность способов и средств осуществления власти в данном государстве.
Социал-демократические партии – политические организации, занимающие левоцентристские позиции партийно-политического спектра, которые выступают с программами социальных реформ, развития смешанной экономики и государственного благосостояния. К СДП относятся социалистические, лейбористские, рабочие партии. В настоящее время в мире насчитывается около 80 партий этой ориентации.
Социализм (от лат. socialis) – переходная форма социально-политических отношений, которая сменяет капитализм в результате установления диктатуры пролетариата и направленная на построение коммунистических отношений.
Строй политический - система политико-государственного и политико-негосударственного устройства, характеризующаяся определенными взаимоотношениями политических институтов и политической власти.
Тоталитаризм (от лат. totalitas - полнота, цельность) – тип политического режима и способ осуществления государственной власти. Тоталитаризм – крайняя форма деспотизма: монополия власти одной политической партии; господство единственной идеологии; абсолютная власть вождя; ориентация на “идеальное” будущее и создание “нового человека”; ставка на свою расу (класс, партию) и т.д. Главная цель – уничтожение гражданского общества.
Унитарное государство (от лат. unitas - единство) – форма территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико-правовой статус входящих в государство составных частей. Основные черты: единая конституция, система высших органов государственной власти, управления, судебной системы, единым гражданством. Политическое управление осуществляется из центра с применением жестких методов и средств.
Фашизм (от итал. fascismo, лат. fascio - пучек, связка, объединение) – вариант тоталитарного политического режима, особенностью которого является стремление к установлению жесткой иерархически структурированной власти, беспрекословное подчинение авторитету вождя, возведение однопартийной системы, ставка на огосударствление всех сторон жизни и идеологическую монополию. Возник в 1919г. в Италии.
Федерализм (от фр. federalisme, лат. foedus - договор, союз) – система управления, в которой власть осуществляется одновременно общенациональным правительством и автономными органами правления.
Харизма (от греч. charisma - благодать, божественный дар) – определение видов легитимности, которое характеризуется отношением к политическому лидеру как высшему, сверхъестественному существу.
Шовинизм (от фр. chauvinisme) – разновидность национальной политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.
Экстремизм (от лат. extremus - крайний) – приверженность в политике к крайним взглядам и мерам.
Элита политическая (от лат. eligere и от фр. elite - лучшее, отборное, избранное) – группа людей, занимающая привилегированное положение в структурах политико-государственной и политико-негосударственной власти и непосредственно осуществляющая функцию руководства властными отношениями.
Этатизм (от фр. etat - государство) – понятие, означающее огосударствление всех сфер жизни общества, особенно экономической. Литература
1. Августин Блаженный. О граде Божием: В 4 т. М., 1994. 2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976-1983. 3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. 4. Арон Р. Этапы развития социалистической мысли. М.: Прогресс, 1993. 5. Арлоу У. Еуфрасiння Полацкая. Мiнск, 1992. 6. Артхашастра, или наука о политике. М.,1993. 7. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М., 1978. 8. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.,1989. 9. Бекон Ф. Сочинения: В 2 т. М.,1978. 10. Бердяев Н.А. Истоки смысл русского коммунизма. М.,1990. 11. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.,1993. 12. Бердяев Н.А Философия неравенств. Берлин,1923. 13. Берк Э. Размышления о революции во Франции. М.: Наука,1980. 14. Бернштейн Э. Проблемы социализма и задачи социал-демократии. М.,1901. 15. Бернштейн Э. Очерки из истории и теории социализма. Спб., 1902. 16. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан М., 1985. 17. Буров В.Г. Современная китайская философия. М.: Прогресс, 1990. 18. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 19. Власть: очерки современной политической философии Запада //Под ред. Алюшин А.Л., Батурин Ю.М., Мшвениерадзе В.В. и др. М.: Наука, 1989. 20. Вышеславцев Б.П. Кризис культуры. Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм. Нью-Йорк: Изд-во А.П. Чехова, 1982. 21. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. 22. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 23. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Наука, 1995. 24. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. М.: Из-во корпорация “Логос”, 1997. 25. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. 26. Гегель Г. Философия религии: В 2 т. М.,1977. 27. Гегель Г. Лекции по философии истории. Спб. 1993. 28. Геллнер Э. Национализм возвращается//Новая и новейшая истории. 1989. №9. 29. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы науки и класса//Путь. 1992. №1. 30. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 31. Гоббс Т. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1958. Т.2. 32. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М.,1991. 33. Гуггенбергер Б. Теория демократии//Полис.1991. №4. С.137-148. 34. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 35. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. 36. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Наука, 1984. 37. Гусоускi М. Песня пра зубра. Мiнск, 1980. 38. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.,1969. 39. Гэлбрейт Дж. Жизнь в наше время. М., 1986. 40. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991. 41. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе//Вопр.филос. 1990. №9. С.69-75. 42. Демократия в Японии: опыт и уроки. М.: Наука, 1991. 43. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л.,1990. 44. Древнекитайская философия: в 2 т. М.,1972-1973. 45. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990. 46. Законы Ману. М., 1992. 47. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996. 48. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. М., 1994. 49. Ильин И.А Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: В 2 т. М.,1992. 50. Ильин М.Л., КовальБ. И.Что есть политика и что - наука о политике (опыт нетрадиционного обзора)//Полис. 1991. № 4. С. 103-115. 51. История политических и правовых учений: Учебник. М., 1988. 52. КалиновскийК.Из печатного и рукописного наследия. Минск, 1988. 53. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964-1966. 54. Куфтырев А. И., Лузан А. А. Осодержании и сущности полити ческой организации общества //Филос. науки, 1976. № 3. С. 150-153. 55. Лебон Г.Психология народов и масс. Спб., 1995. 56. Ленин В. И.Полн. собр. соч. 57. Леонтьев К. Н.Избранное. М., 1993. 58. Лихачев Д. С. Онациональном характере русских//Вопр. филос. 1990. № 4. С. 3-6. 59. Локк Д. Два трактата о правлении // Соч.: В 3 т. М., 1988. 60. Лосский Н. О.Характер русского народа //Условия абсолютного добра. М., 1991. 61. Макиавелли Н.Избранные сочинения. М., 1982. 62. МангеймДж. Б., Рич P. К. Анализ общественной политики и оценка программ // Полис. 1991. № 3. С. 174-180. 63. Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд. 64. Межуев В. М.Есть ли будущее у социализма?//Свободная мысль. 1991. № 14. С. 6-18. 65. Мельник В.А. Политология. Мiнск: Вышэйшая школа, 1996. 66. Мухаев Р.Т. Основы политологии. М.: Новая школа, 1996. 67. Нерсесянц В. С.Правовое государство: история и современность//Вопр. филос. 1989. № 2. С. 3-16. 68. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов. М., 1994. 69. Основы политологии: Курс лекций//Под ред. Пугачева В. П. М., 1992. 70. Основы политологии (наука о политике) // Под ред. А. Боднара. Киев, 1991. 71. Паренти М. Демократия для немногих. М., 1990. 72. Платон.Сочинения: В 3 т. М., 1971-1972. 73. Под патриаршим омофором. М., 1989. 74. Права человека: Международный билль о правах человека. Нью- Йoрк, 1995. 75. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. 76. Рогалев А.Ф. Белая Русь и белорусы. (В поисках истоков.) Гомель, 1994. 77. СаверчанкаI. Сымон Будны - гуманiст i рэфарматар. Мiнск, 1993. 78. Санистебан Л.С. Основы политической науки. М., 1992. 79. Соборный разум - спасение России // Правда, 1993. 1 июня. 80. Сокол С. Ф.Политическая и правовая мысль в Белоруссии XVI - первой половины XVII веков. Минск, 1984. 81. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979. 82. Сорокин П.Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 83. Сперанский М. М.Проекты и записки. М.; Л., 1961. 84. Статут Вялiкага княства Лiтоускага 1588г. Тэксты. Даведнiк. Каментарыi. Miнск, 1990. 85. 100 лет христианского социального учения. М., 1991. 86. Тард Г.Общественное мнение и толпа. М., 1902. 87. Тард Г.Личность и толпа. СПб. 1903. 88. Токвиль А.Старый порядок и революция. М., 1896. 89. Токвиль А.Демократия в Америке. М., 1992. 90. Троцкий Л. Д.К истории русской революции. М., 1990. 91. Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982. 92. Утопический социализм в России: Хрестоматия. М., 1985. 93. Федун А. А.О предмете и методе политологии//Социально-по литические науки. 1991. № 3. С. 65-69. 94. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. 95. Фрейд 3.Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989. 96. Френкин А. А.Феномен неоконсерватизма//Вопр. филос. 1991. № 5. С. 66-74. 97. Фромм Э.Социализм //Коммунист. 1991. № 11 С. 27-38. 98. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 99. Цицерон. Диалоги. М., 1966. 100. Чаадаев П. Я.Сочинения. М., 1989. 101. Человек и общество: краткий энциклопедический словарь-справочник (политология) // Отв.ред. Борцов Ю.С., Ростов-на-Дону: из-во “Феникс”, 1997. 102. Шаран П.Сравнительная политология: В 2 т. М., 1992. 103. Элементы теории политики // Под ред. Опалка К. Ростов-на-Дону, 1991. 104. Ясперс К.Смысл и назначение истории. М., 1991.
(ЛЕКЦИИ)
Составители: д-р. ист. наук., проф. П.Д.Тепун Канд. Ист. наук Г.Г.Зинченко ©Ростовский государственный строительный университет, 2001
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |