КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Акты Правительства РФ
Понятие формы (источника) права Формы (источники) права. План 1. Понятие формы (источника) права. 2. Виды форм (источников) права. 3.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.
Право, как и любой объект действительности, представляет собой единство содержания и формы. Под содержанием имеется в виду совокупность всех элементов объекта, взятых в единстве и взаимосвязи в процессе его функционирования. Форма – это способ внешнего выражения содержания. Таким образом, форма права – это способ внешнего выражения юридических правил поведения (норм права), взятых в единстве и взаимосвязи в процессе регулирования общественных отношений и позволяющих судить о содержании права (черпать сведения о праве). Формы права в юридической литературе называются еще источниками права, т.е. формы права и источники права употребляются в качестве синонимов. Под источниками права понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных органов, устанавливающих нормы права. Официальный характер источникам права придается двумя путями: · путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства; · путем санкционирования, когда государственные органы в том или ином виде одобряют социальные нормы
В национальных правовых системах имеются различные источники права. К ним относятся: - доктрины и мнения отдельных юристов; - общие принципы права; - общие принципы и нормы международного права; - религиозные тексты; - правовой обычай; - юридический (правовой) прецедент (административный, судебный); - нормативный договор; - нормативный правовой акт. Доктрины и мнения отдельных юристов. На определенных исторических этапах доктрины и мнения юристов выступали в качестве официального источника права. Так было в Древнем Риме, где учения отдельных юристов или их групп (школ) получили в правовой жизни значение источников права. При этом отдельные юристы или их группы получали необходимый авторитет не при жизни, а часто через несколько столетий. Общие принципы - это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. К числу общих принципов права относятся: - принцип социальной свободы; - принцип социальной справедливости; - принцип демократизма; принцип гуманизма; - принцип равноправия; единство юридических прав и обязанностей; - принцип ответственности за вину; - принцип законности. Религиозные нормы. В некоторых странах формами (источниками) права выступают своды религиозных правил. В современном мире мусульманские страны официально признают формами (источниками) права религиозные тексты. В исламской религии совокупность предписаний верующим о том, что они должны делать и что не должны, называется «шариат» (с араб. - «путь следования»). Правовой обычай. Устойчивое правило поведения, сложившееся исторически и вошедшее в привычку, т.е. обычай, становится правовым только если они санкционированы (утверждены, приняты) государством. Государство санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересам. Санкционированные обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения. Юридический прецедент, с уть которого состоит в том, что ранее состоявшееся решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел. Различаются судебный и административный прецедент. Административный прецедент – такое поведение государственного органа, должностного лица, которое имело хотя бы один раз и может служить образцом при аналогичных обстоятельствах. Судебный прецедент – это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом для толкования закона (прецедент толкования). Нормативный договор – это добровольное соглашение двух или более субъектов права, содержащее нормы права, основанное на равенстве сторон, их согласии по всем существенным аспектам договора и взаимной ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств. Нормативные договоры широкое распространение получили в международном праве. К разновидностям нормативного договора как источника права относятся различные коллективные договоры между работодателями и работниками в области трудового права. Важное значение имеют нормативные договоры в области гражданского права. Нормативно-правовой акт - это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. Признаки нормативных правовых актов являются: - нормативные правовые акты исходят от государства; - содержат в себе нормы права; - имеют определенную документально-письменную форму (закон, указ, постановление); - принимаются и осуществляются в установленном процедурно-процессуальном порядке; - их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия, в том числе и государственного принуждения. Таким образом, нормативный правовой акт – это юридический документ, принятый в установленном порядке компетентными субъектами правотворчества, содержащий нормы права и обеспечиваемый мерами государственного воздействия. Нормативный акт является наиболее совершенной на сегодня формой права. Нормативные акты классифицируются по следующим основным критериям: · по субъекту правотворчества нормативные акты делятся: - на акты законодательной власти, принимаемые федеральными законодательными органами, а также законодательными органами субъектов федерации; - акты исполнительной власти, принимаемые органами исполнительной власти на различных уровнях; - акты органов местного самоуправления; - локальные нормативные акты, принимаемые в разного рода организациях. · по юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты; · по сроку действия нормативные акты делятся: - постоянные – не ограниченные в своем действии временными рамками; - временные (срочные) – ограничены конкретными сроками. · по сфере действия: - общегосударственные – действуют на всей территории страны; - региональные – действуют на территории одного или нескольких субъектов Федерации; - локальные – действуют на одном предприятии или учреждении. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты. Признаки законов: · принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляется в особом порядке; · обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону. · регулируют наиболее важные, основополагающие отношения. Таким образом, закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Законы в Российской Федерации по своему значению делятся на: · основные (это Конституция РФ, Конституции республик в составе РФ); · федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно Конституции РФ по предметам ведения РФ; · федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; · законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ. По сроку действия законы подразделяются на: · постоянные; · чрезвычайные (исключительные) законы – принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер. По содержанию законы делятся на: · общие, действующие в отношении всех граждан данного государства; · специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют особых мер. По предмету правового регулирования: · административные, гражданские, уголовные и т.д. По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: · в результате референдума; законодательным органом. Но кроме этого имеется еще «закон законов» - Конституция. Конституция есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер. Конституция – это основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму государства и его властные органы. Конституция является основным законом государства и общества. Само понятие Конституция в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. Основные черты Конституции: · основополагающий характер. Конституция как акт высшей юридической силы является нормативной базой всего законодательства; · реальность Конституции. Данный признак предполагает ее соответствие сложившимся общественным отношениям. Конституции, не отражающие фактического состояния общества, называются фиктивными. · народность Конституции, что предполагает участие народа в создании и принятии Конституции и отражение в нормах Конституции мнения народа. · стабильность. Конституции, отвечающие требованиям стабильности, носят «жесткий» характер, что обеспечивается сложной процедурой внесения в нее изменений и дополнений. По форме изложения конституции делятсяна: · писаные и неписаные, когда под конституцией понимается несколько правовых актов и даже правовых обычаев (Великобритания, Швеция). По порядку принятия конституции бывают: · октроированные (дарованные сверху) -Непал · принятые соответствующим органом в особом процессуальном порядке – США (принята Конституционным конвентом); · принятые на референдуме (Франция, Россия). По порядку изменения конституции делятся на: · «жесткие», что характеризуются сложной процедурой внесения в них изменений и дополнений · «мягкие», в которые изменения и дополнения вносятся, как и в обычные законы. К функциям конституции (ее предназначению) относятся: Учредительная функция конституции выражается в том, что она узаконивает (легитимизирует) основы конституционного строя, само государство, систему государственных органов. Организаторская функция конституции заключается в том, что она устанавливает порядок осуществления государственной власти, взаимодействия между составными частями государственного аппарата. Идеологическая функция конституции состоит в том, что она является идеологической базой проводимой государственной политики. Стабилизирующая функция заключается в том, что конституционные нормы отличаются повышенной стабильностью. Это способствует развитию общества в определенном русле, не позволяет бросаться из крайности в крайность, резко менять политический и экономический курс. Программная функция заключается в том, что конституция может содержать ряд программных положений, которые выступают в качестве ориентира на будущее. Подзаконный акт – это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений. Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются на: - указы и распоряжения Президента РФ; - акты Правительства РФ; акты федеральных министерств и ведомств; - акты исполнительной власти субъектов РФ; - акты органов местного самоуправления; - локальные акты. Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки: - не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам; - содержат нормы права; - регулируют разнообразные сферы общественной жизни; - имеют общеобязательный характер. Таким образом, указ Президента нормативного характера – это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать: · указы в границах собственных полномочий; · указы на основе полномочий, делегированных парламентом; · указы, п одлежащие утверждению Советом Федерации. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать: · постановления, · распоряжения. Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций. Приказы могут быть нормативными и ненормативными. Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |