Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Основы теории государства и права




Рекомендуемая литература и нормативные правовые акты ко всем темам

Введение

Гомельский государственный технический университет

Учреждение образования

имени П.О. Сухого»

 

Кафедра «Хозяйственное право»

 

С. П. Кацубо, Е. В. Кравчук, И. В. Кучвальская

 

ОСНОВЫ ПРАВА

 

(конспект лекций)

 

пособие для студентов неюридических специальностей

 

 

Гомель 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  ВВЕДЕНИЕ………………………………...………….    
  Рекомендуемая литература и нормативные правовые акты ко всем темам…………..………………………..    
Тема 1.   ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА….  
Тема 2.   ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА……  
Тема 3.   ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА………………  
Тема 4.   ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА……..  
Тема 5.   ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА…………………...  
Тема 6.   КОРРУПЦИЯ: ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ……………………...    
Тема 7.   ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА…...……………….  
Тема 8.   ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА……………………  
Тема 9.   ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА………...…………  
Тема 10.   ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА…………….  
Тема 11.   ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА………………  
Тема 12.   ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА………...  

 

Основное функциональное назначение государства и права выражается в создании достойных условий существования человека как высшей ценности общественного развития, защите всей совокупности его прав и свобод, предоставлении возможности их реализации в полном объеме. Это провозглашено в качестве важнейшей основы конституционного строя Республики Беларусь, и должно найти отражение при изучении основ права. Все формы осуществления права служат утверждению законности и правопорядка. Государство призвано управлять обществом, а право – справедливо и точно регулировать отношения между людьми с целью обеспечения социального прогресса.

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее конституционного строя Республики Беларусь. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, надежной и справедливой юстиции, независимого правосудия, но и весьма важно преодоление достигшего опасных пределов правового нигилизма во многих сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Целью преподавания дисциплины «Основы права» является изучение системы законодательства Республики Беларусь, ознакомление с важнейшими международными актами в области прав человека, нормами конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного, трудового права и других отраслей права.

Задачей курса является формирование у студентов общих представлений об основных понятиях и тенденциях развития ведущих отраслей современного белорусского права, привитие и закрепление навыков правопонимания и правоприменения в их дальнейшей профессиональной деятельности, основание начального фундамента правовой культуры, правосознания у молодого поколения.

Основным в этом отношении является ознакомление с важнейшими принципами правового регулирования, определяющими содержание норм и институтов отечественного права, обучение умению ориентироваться в общей социальной направленности правовых установок.

В процессе изучения основ права необходимо формировать понимание свободы личности в демократическом обществе, уважения человеческого достоинства, моральных, правовых и юридических принципов, касающихся права человека свободно и полностью развивать свою личность, моральной, правовой и общей ответственности личности.

Изучение основ права базируется на знаниях, полученных в процессе изучения истории, философии, экологии, политологии, культурологии. Знания о развитии общества и государства, правовые воззрения известных философов мира, глобальные экологические проблемы, ценности человечества и цивилизации найдут свое развитие в изучении нормативных актов, закрепляющих политические, социально-экономические, гражданские и культурные права человека и гражданина, государственное устройство, систему органов государства, способы и принципы защиты прав и интересов граждан.

Изучение основ права представляет не только теоретический, но и практический интерес для каждого человека. Курс «Основы права» рассчитан на проведение лекций, практических занятий, подготовку рефератов студентами, предполагает широкий объем самостоятельной работы студентов.

Настоящее пособие адресовано студентам неюридических специальностей, где знания о праве не являются профилирующими и ограничены лишь курсом «Основы права». В связи с этим одной из главных задач курса, наряду с просветительской, является преодоление правового нигилизма, негативного отношения к праву, которое складывалось в течение определенного времени в обществе.

Конспект лекций раскрывает основные темы и вопросы по дисциплине и построен согласно Учебной программе по курсу «Основы права».

 

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // НРПА. - 1999. - № 1. - 1/0; 2004. - №188. - 1/6032.

2. Круглов, В. А. Основы права Республики Беларусь: понятия и схемы. – Минск: Амалфея, 2009.

3. Круглов, В. А. Основы права Республики Беларусь: понятия и схемы / В.А. Круглов, Е. В. Шейпак. - Минск: Амалфея, 2003.

4. Основы права: Учебник / Артёмова, В. Н., Шишко, Г. Б. – Минск: Амалфея, 2009.

5. Основы права: Учебник / В. Н. Артёмова, С. А. Балашенко, А. В. Барков и др. / Под ред. проф. Г. Б. Шишко. – Минск: Амалфея, 2006.

6. Основы права: Учебник / Под ред. Л. М. Рябцева, В. Г. Тихини, Г. Б. Шишко. – Минск: УП «ИнтегралПолиграф», 2008.

7. Основы права: Учебник / Под ред. Г. Б. Шишко. – Минск: Амалфея, 2009.

8. Основы права: Учебник. – Минск: Книжный Дом, 2006.

9. Основы права: Учебник. – Минск: Книжный Дом, 2005.

10. Основы права: экспресс-курс Авраменко. – Минск: Современная школа, 2008.

11. Основы права [Электронный ресурс]: краткий конспект лекций для студентов неюридических специальностей дневной и заочной форм обучения. – Гомель: ГГТУ, 2009.

12. Савина, И. В. Основы права. – Минск: ТетраСистемс, 2007.

13. Хлус, А. М. Основы права: тесты с ответами-комментариями. – Минск: ТетраСистемс, 2006.

1. Понятие и признаки государства. Суверенитет. Функции государства. Государственный аппарат.

2. Сущность права. Понятие норм права, их структура и виды

3. Правовая система. Понятие правоотношений, их виды.

4. Правовое сознание. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

5. Правовая культура. Законность и правопорядок.

6. Законодательство Республики Беларусь.

 

1. Понятие и признаки государства. Суверенитет. Функции государства. Государственный аппарат

Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций, выражающая интересы его граждан, социальных групп.

Признаки государства:

– Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

– Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство).

– Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

– Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

– Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства.

– Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.

– Существование системы взимания налогов.

– Наличие внешней атрибутики: гимн, герб, флаг, столица.

Суверенитет - (суверен, властелин, производное от лат. super - над; от фран. souverainete - верховная власть) – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство; это – верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.

Государственная власть возникает лишь в результате суверенных прав народа и обладает полномочиями лишь в преде­лах, определенных народом в соответствии с демократической про­цедурой. Правовой основой суверенитета являются конституции, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние и внешние дела, право наций на определение.

В конституционном праве выделяется три разновидности суверенитета:

– суверенитет народа, или народный суверенитет;

– суверенитет государства, или государственный суверенитет;

– суверенитет национальный.

Суверенитет народа, или народный суверенитет, есть первоисточник власти. Суверенитет народа означает народовластие, полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне и последовательно обеспечивающими реальное участие всех социальных групп и слоев в управлении делами общества и государства.

В соотношении понятий «суверенитет государства» и «суверенитет народа» именно суверенитет народа является понятием первичным.

Народный суверенитет означает:

– во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране;

– во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Власть народа осуществляется в трех формах:

– государственной;

– общественной;

– власти местного самоуправления.

Народ осуществляет государственную власть либо непосредственно (например, путем референдума или выборов депутатов), либо через избранные им, а затем сформированные органы государства. Решения и действия органов государственной власти обязательны для всех. Они исполняются, как правило, добровольно, но при необходимости обеспечиваются организационным воздействием и принудительной силой государства.

Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан. Такая власть обязательна только для членов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия.

Власть местного самоуправления осуществляется на территории соответствующих территориальных образований либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления.

Государственная власть характеризуется особыми свойствами: суверенностью, верховенством, независимостью и самостоятельностью. С государственной властью тесно связано понятие «суверенитет государства».Государственный суверенитет рассматривается как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях.

Суверенность государства означает такое его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами.

Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, т. е. государственно организованной публично-политической власти.Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:

1) верховенство;

2) независимость и самостоятельность;

3) единство.

Верховенство как признак суверенности государственной власти означает, что народ сам в полном объеме осуществляет принадлежа­щую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Независимость и самостоятельность государственной власти выражается в том, что она является таковой и по отношению к тем, кто непосредственно не выражает и не представляет воли народа. В этой связи Конституция Республики Беларусь установила, что «любые действия по изменению конституционного строя и достижению власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону» (часть 2 статьи 3 Конституции).

Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Юридическое закрепление статуса Республики Беларусь как суверенного государства произошло в связи с принятием Декларации Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Важнейшим признаком суверенного государства являются государственные символы - Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, столица.

Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние (язык, письменность, культура и т.д.), так и внешнеполитические вопросы (отношения с другими нациями, народностями, создание новых государственных образований или национально-государственных единиц, вхождение в состав каких-либо межгосударственных союзов или государств и т.д.).

Суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней безопасности. Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства.

Материальные гарантии - экономические предпосылки – наличие определенной территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика, профицитный бюджет, позволяющий выделять необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности.

Организационные гарантии выражаются в том, что в суверенном государстве создана и эффективно функционирует система органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы внутренних дел, органы государственной безопасности.

Юридические гарантии - это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений: заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство предназначено:

– гарантировать на властной основе свободу в обществе,

– создавать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Функции государства - это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. По сферам распространения они делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

– правотворческая функция: принятие законов и иных нормативных актов;

– регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

– определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

– осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);

– обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);

– оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);

– осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

– осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

– заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

– обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

– определение статуса государственной границы и ее защита.

Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структурированную организацию власти, которая обеспечивает выполнение стоящих перед ним целей и задач. Звеньями такой властной структуры являются государственные органы.

Государственный орган это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства.

По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы:

– представительные законодательные органы: Парламент (в Республике Беларусь – Национальное собрание);

– органы исполнительной власти: Правительство (в Республике Беларусь - Совет Министров), министерства, государственные комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы;

– органы судебной власти: Конституционный Суд, Верховный Суд, областные, городские, районные суды, Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей.

Право взаимосвязано с государством, взаимодействует с ним в выполнении задач, отвечающих интересам народа. Государство и право выступают регулятором общественных отношений, процессов, протекающих в социально-политической, экономической, культурной и иных сферах жизни.

 

2. Сущность права. Понятие норм права, их структура и виды

Право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума и регулирующих общественных отношения, реализация которых обеспечивается государством.

Признаки права:

– право – это, прежде всего, система норм;

– право исходит от государства, т.е. устанавливается или санкционируется им;

– право охраняется государством – нарушение норм права должно повлечь государственное принуждение;

– обязательность права, состоит в том, что нормы права распространяют своё действие на всех субъектов, нормы права обязательны для всех;

– право выступает одним из основных регуляторов общественных отношений.

Для того, чтобы право было воспринято сознанием, оно должно быть материально оформленным. Формой существования (выражения) права являются письменно оформленные документы, исходящие от государственных органов и содержащие нормы права.

Норма права – государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений.

Структура правовой нормы – это ее внутреннее строение, состоящее из ее элементов. Структура правовой нормы согласно общепризнанной точке зрения состоит из 3-х элементов:

1. Гипотеза – это условия, при которых норма применяется;

2. Диспозиция – это содержание нормы, т.е. устанавливаемое нормой само правило поведения;

3. Санкция – это ответственность за неисполнение.

Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства.

3. Правовая система. Понятие правоотношений, их виды

Правовая система в широком ее понимании представляет собой закономерно связанную целостность всех юридических факторов (правосознания, законодательства, правоотношений, юридических процедур правотворчества и правореализации), упорядочивающих отношения между субъектами права.

Правовая система в узком смысле (система права) – это внутреннее строение права, деление его на взаимосвязанные между собой определенные составные части, согласованная целостность правовых норм, институтов, отраслей.

Система права - строение национального права, заключающееся в разделении единых, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права; совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данного государства.

Структурные элементы системы права:

— правовые нормы,

— институты права,

— отрасли права.

Институт права – это обособленная часть отрасли права, представляющая собой группу норм права, регулирующих определенный вид общественных отношений. В гражданском праве – институт права собственности; в конституционном праве – институт гражданства, избирательного права и т.д.

Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Подотрасль права – группа норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, характерные для соответствующей отрасли права.

Например: Подотраслями гражданского права являются наследственное право, авторское право; финансового права – налоговое, банковское право.

Среди отраслей права можно выделить отрасли:

материального права: гражданское право, трудовое право, семейное право, уголовное право и др.;

процессуального права: гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право.

Основанием разграничения права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, которые регулируются определенной группой правовых норм.

Метод правового регулирования – совокупность юридических способов и приемов воздействия на общественные отношения.

Правоотношения – это такие общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

Юридический факт - обстоятельства, которые являются основанием для возникновения изменения, прекращения конкретных правоотношений. Делится на две группы: события и действия. Событие – юридически значимые факты, возникающие независимо от воли людей – естественная смерть, истечение срока, гибель имущества от стих. Бедствия и т.д. Действия – жизненные факты, которые являются результатом правомерных или неправомерных действий людей.

По отраслевой принадлежности правоотношения делятся на следующие виды:

– государственно-правовые отношения, административные, трудовые,

– гражданские, гражданско-процессуальные,

– уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные,

– брачно-семейные и т.д.

Элементы правоотношений:

Субъекты – участники правоотношений;

Объекты – материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения;

Содержание - материальное (т.е. дозволенное поведение обязанного лица) и юридическое (т.е. субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения).

Обстоятельства, которые предусмотрены в законе и иных источниках права в качестве основания возникновения правовых отношений, называются юридическими фактами.

Субъекты (стороны) правоотношения – это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями.

Субъектами правоотношений могут быть:

– граждане государства, иностранные граждане, лица без гражданства и имеющие двойное гражданство;

– государственно-территориальные образования (государства, города, районы и иные территориальные единицы, избирательные округа), их население, а также организации (государственные органы, общественные объединения, организации и пр.).

Граждане являются субъектами правоотношений - имущественных, жилищных, брачно-семейных, уголовно-правовых и др.

Государство вступает в международно-правовые, конституционно-правовые, гражданско-правовые (например, по поводу объектов государственной собственности) и некоторые другие отношения.

Возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения определяется его правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права.

Правосубъектность включает следующие элементы:

правоспособность – способность иметь субъективные права и юридические обязанности;

дееспособность – способность реализовать права и обязанности своими действиями и способность нести юридическую ответственность за свои действия (деликтоспособность ).

Объем правосубъектности различных субъектов права различен. Для индивидуальных субъектов он в основном зависит от возраста, гражданства, состояния душевного здоровья. Так, с 18 лет возникает избирательное право и право на вступление в брак, с 14 лет – обязанность нести ответственность за совершение деяний, фактический характер или общественную опасность которых лицо уже способно осознавать, с 16 лет – за совершение всех преступлений и т.п. Таким образом, при равном правовом статусе граждан реальное правовое положение каждого из них неодинаково.

Правосубъектность государственно-территориальных образований и их населения, их возможность вступать в те или иные правоотношения определяются международно-правовыми актами, Конституцией государства, другими законами.

Правосубъектность органов государства, обладающих властными полномочиями, определяется их компетенцией, а правосубъектность организаций, осуществляющих производственную, иную хозяйственную деятельность и зарегистрированных в установленном порядке, - статусом юридического лица. Объем компетенции и юридического статуса зависит, прежде всего, от целей создания и деятельности государственного органа или юридического лица.

Гражданская правоспособность возникает с момента рождения (например, право иметь собственность), а дееспособность появляется позднее – частичная с 14 и полная с 18 лет. И правоспособность, и дееспособность гражданина могут быть ограничены только в случаях, установленных законом, и только в судебном порядке.

Содержание правоотношений образуют взаимные права и обязанности сторон – субъективные права и юридические обязанности. Содержание – самый главный элемент правоотношений.

Субъективное право – это установленная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения.

Юридически возможное поведение имеет три формы своего проявления:

1) возможность собственных поступков;

2) возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц;

3) возможность обратиться за поддержкой и защитой к государству.

Юридическая обязанность – это мера должного поведения обязанного лица, т.е. обусловленная требованием юридической нормы и обеспеченная возможностью государственного принуждения необходимость определенного поведения, определенных действий. Если от субъективного права можно отказаться, т.е. не использовать его, то от юридической обязанности отказаться нельзя. Праву одной стороны в правоотношениях соответствует обязанность другой стороны и наоборот.

Объект правоотношений – это то, по поводу чего возникает, существует само правоотношение.

Объекты правоотношений классифицируются на:

материальные блага – деньги, ценные бумаги, вещи, и др.;

нематериальные блага – жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его свобода и безопасность, неприкосновенность личности, почетные звания и др.;

культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческого труда – произведения искусства и литературы, изобретения, научные открытия, различного рода услуги, т.е. результаты духовного творчества людей, социального и бытового обслуживания;

документы – паспорта, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий, административные протоколы и т.п.;

действия, поведение людей, например, в процессуальных и гражданско-правовых отношениях – явка лица по вызову компетентных органов, дача показаний свидетелем, перевозка пассажиров, хранение и др.

 

4. Правовое сознание. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Правосознание является одной из форм общественного сознания. Поскольку право устанавливает общественно полезные и общественно опасные формы поведения, то оно не может не порождать к себе определенного отношения. Это отношение может быть положительным и выражаться в том, что личность понимает ценность права в жизни общества и стремиться следовать его требованиям; но может быть и отрицательным, когда человек считает право ненужным, бесполезным.

Правосознание это совокупность взаимосвязанных идей, представлений, чувств, выражающих отношение общества, группы, индивидов к праву и правовым явлениям.

Виды правосознания:

Индивидуальное: представляет собой совокупность правовых знаний и оценок правовых явлений, свойственных одной личности (законопослушность, протест, безразличие).

Групповое: отражает интересы классов, профессиональных групп, объединений и партий.

Общественное: охватывает правовые идеи, принципы, теории, признанные большинством общества.

Обыденное: отношение к праву и законности, складывающееся на основе стереотипов, слухов, настроений, переживаний.

Профессиональное: составляют убеждения, традиции, стереотипы, которые складываются у юристов-практиков.

Научное: представляет собой систему доктрин, концепций, взглядов, отражающих закономерности развития правовой сферы.

Правомерное поведение — это осознанная форма деятельности субъектов права, сообразующаяся с предписаниями юридических норм.

Признаки правомерного поведения:

– общественная (социальная) полезность;

– соответствие нормам права;

– подконтрольность сознанию и воле лица.

Правонарушение — это виновное, противоправное деяние лица, достигшего установленного законом возраста и способного руководить своими поступками, причиняющее вред интересам общества, государства и личности, и влекущее за собой правовую ответственность.

В зависимости от общественной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступление это совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом и запрещенное им под угрозой наказания.Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Проступок – это деяние, имеющее внешнее сходство с преступлением, но не содержащее его признаков вследствие отсутствия общественной опасности.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательств и юридические последствия.

Проступки подразделяются на:

гражданские – это проступки, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений;

административные – проступки, посягающие на государственный или общественный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность;

дисциплинарные – противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, за которое устанавливается дисциплинарная ответственность;

процессуальные, посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например, неявка свидетеля в суд.

Установление факта правонарушения прямо зависит от наличия всех его элементов, а именно:

деяние (действие или бездействие) – это выраженное вовне фактическое противоправное действие либо противоправное несовершение предписанного законом поведения;

виновность (вина может быть в форме умысла или неосторожности) – это психическое отношение субъекта к совершаемому им правонарушению и к возможным его последствиям;

противоправность – это отступление поведения лица от предписаний правовых норм;

вредный результат – это совокупность отрицательных последствий правонарушения;

причинная связь между деянием и результатом.

Юридический состав правонарушения – это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.

Юридический состав правонарушения включает в себя следующие элементы:

субъект правонарушения – деликтоспособное лицо, совершившее правонарушение;

объект правонарушения – это то, на что посягает правонарушение, т.е. это область общественных отношений, регулируемая и охраняемая правом, в которой совершено правонарушение;

объективная сторона правонарушения - это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение;

субъективная сторона правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к совершенному им противоправному деянию и его последствиям. Она характеризуется способностью лица отвечать перед обществом за противоправное деяние.

Субъективная сторона включает в себя:

цель – это конечный результат, которого стремится достичь лицо, совершающее правонарушение;

мотив – внутреннее побуждение, которым руководствуется лицо, совершающее правонарушение;

вина – это психическое отношение лица к совершаемому им правонарушению и к его последствиям. Выражается в форме умысла или неосторожности. Умысел может быть прямым и косвенным.

При прямом умысле лицо осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит возможность наступления вредных последствий и желает их наступления.

При косвенном умысле лицо осознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но допускает наступление указанных в законе последствий.

Неосторожность также может быть двух видов:

1. При легкомыслии (самонадеянности) лицо предвидит общественно опасные последствия своих деяний, но легкомысленно рассчитывает на возможность их предотвращения.

2. При небрежности лицо не предвидит общественно опасных последствий своих деяний, хотя могло и должно было предвидеть.

Объективная сторона правонарушения характеризуется следующими признаками:

это деяние – действие или бездействие;

противоправность деяния – отступление поведения субъекта от соответствующих правовых предписаний (формальный аспект);

общественно опасные последствия (содержательный аспект);

причинная связь между деянием и общественно опасными последствиями.

Объективную сторону характеризуют также место, время, способ и обстановка совершения правонарушения.

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.

К принципам юридической ответственности относятся:

– ответственность только за противоправное поведение, а не мысли;

– ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя;

– законность — состоит в соблюдении и исполнении законов в процессе возложения ответственности;

– справедливость — наказание должно быть соизмеримо содеянному;

– целесообразность — предполагает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности;

– неотвратимость — каждое правонарушение должно неминуемо повлечь ответственность виновного лица;

– принцип быстроты (своевременности) — ответственность за правонарушение должна наступать максимально быстро.

Классифицируют юридическую ответственность по следующим основаниям:

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, разли­чаются:

уголовная,

административная,

гражданско-правовая,

дисциплинарная.

В зависимости от органов, возлагающих юридическую ответственность, различают ответственность, возлагаемую органами государственной власти, государственного управления, судами и другими юрисдикционными структурами.

Виды юридической ответственности:

· Уголовная ответственность – это ответственность за совершенное преступление, выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление и применяется на основе осуждения, наказания либо иных мер уголовной ответственности. Уголовный кодекс Республики Беларусь (см. ст. 48УК РБ) предусматривает следующие виды наказания за совершенные преступления: общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; ограничение по военной службе; арест; ограничение свободы; направление в дисциплинарную воинскую часть; лишение свободы; пожизненное заключение; смертная казнь, которая применяется в виде исключительной временной меры наказания.

· Административная ответственность – это ответственность за совершенное административное правонарушение.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (см. гл. 6 КоАП РБ) предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест; лишение специального права; лишение права заниматься определенной деятельностью; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; депортация; взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственным объектом административного правонарушения.

· Гражданско-правовая ответственность – это ответственность за нарушение имущественных и неимущественных прав субъекта права.

Гражданский кодекс Республики Беларусь (см. стст. 14, 152, 311, 968-970 ГК РБ) предусматривает взыскание с лица, нарушившего право, причиненных убытков, морального вреда, а в случаях, предусмотренных законом или договором, неустойки (штрафа, пени).

· Дисциплинарная ответственность – это ответственность за совершение дисциплинарных проступков.

Трудовой кодекс Республики Беларусь (см. ст. 198 ТК РБ) предусматривает следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение.

· Материальная ответственность – это ответственность за ущерб, причиненный при исполнении трудовых обязанностей. Материальная ответственность выражается в возмещении причиненного ущерба (см. гл. 37 ТК РБ).

Основанием юридической ответственности является правонарушение. Оно указывает на момент ее возникновения. Как юридический факт правонарушение объективно порождает определенные правовые последствия и соответствующую ответственность для лица, совершившего его. Если поведение субъекта не подпадает под признаки правонарушения, то он не подлежит привлечению к юридической ответственности.

Так, например, в гл.6 УК РБ содержится перечень обстоятельств, исключающих преступность деяния:

необходимая оборона – действия, совершаемые при защите интересов государства, общества, личности или прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинения нападающему вреда, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны, т.е. явного несоответствия защиты характеру и опасности посягательства;

крайняя необходимость – это действия, совершенные для устранения опасности, угрожающей интересам государства, общества, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами, и если причиненный вред был меньше, чем предотвращенный;

причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

пребывание среди соучастников преступления по специальному заданию;

обоснованный риск;

исполнение приказа или распоряжения.

Юридическая ответственностьвыступает разновидностью государственного принуждения.

Государственным принуждением является осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в це­лях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Меры государственного принуждения (помимо мер ответственности):

меры защиты (восстановительные), например, принудитель­ное взыскание алиментов на содержание детей;

меры пресечения (административное задержание, подписка о невыезде и др.), а также иные меры процессуального принуждения, направленные на обеспечение нормального производства по уголовным, административным, гражданским делам (личный досмотр, освидетельствование и пр.);

меры предупреждения правонарушений и иных нежелательных явлений (проверка документов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и т.п.).

 

5. Правовая культура. Законность и правопорядок.

Правовая культура общества – это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне правовой деятельности, качестве нормативно-правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, умение пользоваться правом, подчинять свое поведение требованиям юридических норм.

Правовая культура состоит из следующих элементов:

1. Знание права.

2. Положительное отношение к праву.

3. Следование праву.

4. Правовая активность.

Законность – это строгое, неуклонное соблюдение, исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.

Принципы законности:

– принцип единства законности, означающий единообразное понимание и применение законов на всей территории государства;

– принцип всеобщности законности, предполагающий, что требования закона распространяются на всех субъектов права без какого-либо исключения;

– принцип гарантированности основных прав и свобод человека, состоящий в необходимости обеспечения приоритета прав человека и их гарантиях со стороны государства;

– принцип неотвратимости наказания, означающий, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести справедливое наказание.

Правопорядок - это система общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным, это состояние упорядоченности и организованности общественной жизни, основанное на праве и законности.

Правопорядок – результат законности.

 

6. Законодательство Республики Беларусь

Источники права – это внешние формы выражения и закрепления правовых норм.

В теории права выделяются следующие источники права:

Правовой обычай – это обычаи, которым государство придало общеобязательное значение, и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Источником права обычай признан Конвенцией ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г.

Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, ставшее образцом при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Является основным источником в системе общего права, включающей право Англии и других стран, взявших английское право за образец.

Нормативно-правовой договор – это двустороннее или многостороннее соглашение, содержащее нормы права. Наиболее распространенным договором является коллективный договор, заключаемый в соответствии с трудовым законодательством между нанимателем и коллективом работников. В качестве основного источника нормативно-правовой договор выступает в международном праве.

Нормативный правовой акт –официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Система нормативных правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами и положениями. В Республике Беларусь нормативный правовой акт является основным источником права.

Нормативные правовые акты приводятся в единую систему путем их взаимного согласования, определения иерархии нормативных правовых актов, а также путем подготовки издания соответствующих сводов законов и законодательства Республики Беларусь, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений.

Главной классификацией нормативных правовых актов является их классификация по юридической силе. Юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.

Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих. Последние принимаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими органами. Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.

Законы, декреты, указы, постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.

Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждаются.

Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица).

Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).

Нормативный правовой акт, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений.

К видам нормативных правовых актов относятся:

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Законодательная инициатива – официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган.

Правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Правотворчество – это процесс создания, изменения или отмены правовых норм компетентными государственными или иными органами.

Органы правотворчества:

Президент Республики Беларусь - принимает декреты, указы;

законодательная ветвь власти: Парламент - Национальное собрание – принимает законы и постановления;

исполнительная ветвь власти: Совет Министров, министерства, государственные комитеты издают постановления и другие акты на основе Конституции, законов, декретов и указов Президента;

местные органы управления и самоуправления – местные Советы депутатов, исполкомы, администрации районов в пределах своей компетенции принимают правовые акты в форме решений;

организации – субъекты хозяйствования принимают локальные акты: коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка.

Действие нормативных правовых актов осуществляется во времени, в пространстве, по кругу лиц.

· Действие нормативно-правового акта во времени связано с вступлением его в силу и моментом утраты им юридической силы. Любой нормативный правовой акт начинает действовать с какой-либо даты. Все нормативно-правовые акты вступают в силу по истечении определенного времени после официального опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие. Официальным опубликованием актов, принимаемых законодательными органами, считается опубликование их в специальных официальных изданиях. Законы и декреты подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Законы официально публикуются в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, Ведомостях Национального собрания Республики Беларусь, газетах «Звязда», «Народная газета».

· Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию, к которой относятся:

- земля, ее недра,

- внутренние и территориальные воды,

- воздушное пространство над водой и сушей,

- территории дипломатических представительств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море,

- кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав какого-либо государства.

Любой нормативный акт имеет определенную сферу своего действия.

· Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.

Законодательство – это вся совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, действующих в стране. Оно имеет свою систему, включающую составные элементы.

Составные элементы законодательства:

- статья нормативного правового акта;

- нормативный правовой акт;

- отрасль законодательства.

Система права органически связана с системой законодательства, т.к. в законодательстве правовые нормы получают свое реальное выражение. Они соотносятся как форма и содержание. Каждая отрасль права имеет свою систему законодательства, т.е. систему источников права.

В соответствии со ст.8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

 

Рекомендуемые источники:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 дек. 1998 г. // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. - 1999. - № 7-9. - Ст. 101; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. - № 69. – 2/190; 2001. - № 46. – 2/750; 2002. - № 7. – 2/828; № 62. – 2/853; № 75. – 2/862; № 84. – 2/877; № 128. – 2/897; 2003. - № 1. – 2/908; № 8. – 2/932; № 74. – 2/960; 2004. - № 4. – 2/1016; № 137. – 2/1065; 2005. - № 73. – 2/1106; № 122. – 2/1141; 2006. - № 6. – 2/1173; № 18. – 2/1196; № 78. – 2/1212; № 106. – 2/1234; № 107. – 2/1235; № 114. – 2/1247; № 122. – 2/1257; 2/1259; 2007. - № 4. – 2/1290; № 118. – 2/1309; № 132. – 2/1330; № 199. - 2/1375; № 305. - 2/1397; 2/1398; 2008. - № 157. - 2/1444; № 170. - 2/1463.

2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 55. - 2/53; 2002. - № 55. - 2/847; 2003. - № 8. - 2/932; № 80. - 2/969; 2004. - № 107. - 2/1047; № 195. - 2/1097; 2005. - № 120. - 2/1134; 2006. - № 112. - 2/1244; № 122. - 2/1261; 2007. - № 170. - 2/1348; № 305. - 2/1398; 2008. - № 14. - 2/1412; № 158. - 2/1451; № 275. - 2/1543; 2009. - № 173. - 2/1595.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 63. - 2/946; № 87. - 2/980; № 139. - 2/1004; 2004. - № 94. - 2/1039; № 107. - 2/1048; 2005. - № 73. - 2/1110; № 74. - 2/1112; № 120. - 2/1128; № 120. - 2/1129; № 121. - 2/1137; № 179. - 2/1151; 2006. - № 6. - 2/1182; № 7. - 2/1188; № 78. - 2/1207, 2/1211, 2/1212; № 106. - 2/1233, 2/1234; № 107. - 2/1235; № 111. - 2/1242; № 112. - 2/1244, 2/1245; № 122. - 2/1259; 2007. - № 4. - 2/1284, 2/1296; № 6. - 2/1298; № 118. - 2/1306, 2/1307, 2/1309; № 119. - 2/1318; № 120. - 2/1325; № 121. - 2/1326; № 123. - 2/1328; № 132. - 2/1330; № 146. - 2/1332; № 160. - 2/1343; № 170. - 2/1348; № 175. - 2/1370, 2/1371; № 263. - 2/1376; № 291. - 2/1385; № 305. - 2/1397, 2/1401; 2008. - № 14. - 2/1417, 2/1418; № 119. - 2/1434; № 170. - 2/1464; № 184. - 2/1508; № 196. - 2/1525; № 277. - 2/1547; 2009. - № 148. - 2/1578; 2010. - № 16. - 2/1651.

4. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 80. - 2/70; 2005. - № 120. - 2/1134; 2006. - № 86. - 2/1215; №106. - 2/1230; 2007. - № 118. - 2/1316; № 183. - 2/1369; 2008. - №3. - 2/1396; 2009 - № 16. - 2/1558; № 119. - 2/1571.

5. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. - № 76. - 2/50; 2002. - № 55. - 2/847; № 75. - 2/861; 2003. - № 8. - 2/922; № 80. - 2/969; № 83. - 2/974; 2004. - № 123. - 2/1058; 2005. - № 73. - 2/1110; № 74. - 2/1112; № 120. - 2/1134; № 121. - 2/1137, 2/1139, 2/1140; 2006. - № 1. - 2/1168; № 6. - 2/1179; № 9. - 2/1194; № 92. - 2/1219; № 107. - 2/1235; № 111. - 2/1242; № 112. - 2/1244; № 122. - 2/1259; 2007. - № 118. - 2/1306, 2/1309; № 119. - 2/1319; № 120. - 2/1325; №123. - 2/1328; № 160. - 2/1343; № 173. - 2/1361, 2/1363; № 175. - 2/1371; № 291. - 2/1385; 2008. - № 1. - 2/1394; № 14. - 2/1412; № 170. - 2/1464; № 175. - 2/1494; № 184. - 2/150




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.302 сек.