Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Основы финансового права

Гоев, А. В. Экологическое право Республики Беларусь. - Минск: Молодеж.науч.о-во, 2000.

23. Экологическое право: учеб.пособие / С. А. Балашенко, Е. В. Лаевская, В. Е. Лизгаро, Т. И. Макарова, И. С. Шахрай, Н. А. Шингель; под ред. Т. И. Макаровой, В. Е. Лизгаро. - Минск: Изд.центр БГУ, 2008.

1. Понятие финансового права. Финансовая деятельность государства. Источники финансового права.

2. Субъекты финансового права и особенности финансовых правоотношений.

3. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Доходы и расходы бюджета.

4. Налоги и обязательные неналоговые платежи.

 

1. Понятие финансового права. Финансовая деятельность государства. Источники финансового права

Финансовое право – это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность – это деятельность государства в лице его органов по мобилизации денежных средств в доход государства и по их распределению.

Финансовая деятельность подразделяется на два элемента:

· мобилизация денежных средств в доход государства;

· распределение этих денежных средств в соответствии с основными функциями и задачами государства.

Основными задачами государства при мобилизации денежных средств являются следующие:

– учет налогоплательщиков и анализ их платежеспособности;

– учет резерва денежных средств и увеличение объема поступления их в собственность государства.

В мобилизации денежных средств принимают участие в той или иной форме и юридические лица, и физические лица.

Основными задачами распорядительной деятельности государства при мобилизации и распределении денежных средств являются:

– учет субъектов использования денежных средств и их потребностей;

– определение размеров и сроков использования денежных средств;

– учет и отчетность;

– обеспечение сохранности денежных средств;

– выявление результатов их использования.

Нормы, регулирующие финансовые отношения, закреплены в многочисленных источниках, в числе которых: Конституция Республики Беларусь, Бюджетный кодекс Республики Беларусь 2008 г., Банковский кодекс Республики Беларусь 2000 г., Налоговый кодекс Республики Беларусь 2002 г., 2009 г. и др., подзаконные акты. Раздел VII Конституции Республики Беларусь в целом посвящен финансовой системе государства и закрепляет основы финансовой деятельности в Республике Беларусь.

К источникам финансового права Республики Беларусь относятся:

· ежегодно принимаемые законы о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый год;

· Декреты и Указы Президента Республики Беларусь;

· постановления и распоряжения Совета Министров;

· акты Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Национального банка и других органов управления;

· решения органов исполнительной и распорядительной власти на областном, городском и районном уровнях.

2. Субъекты финансового права и особенности финансовых правоотношений

 

Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и регулируемые нормами финансового права (финансовые правоотношения).

Финансовые правоотношения имеют свои особенности, в числе которых следующие:

– они возникают под воздействием и в интересах государства;

– объектом этих отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства;

– они складываются только в сфере финансовой деятельности государства.

– одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице уполномоченного им органа, другой стороной – другие субъекты финансовой деятельности.

Финансовые правоотношения возникают:

· между финансовыми и налоговыми органами государства (с одной стороны) и физическими, юридическими лицами (с другой) - по уплате ими налогов и неналоговых платежей в доход государства;

· между Республикой Беларусь и местными административно-территориальными единицами - в связи с распределением финансовых ресурсов;

· между государственными финансово-кредитными органами (с одной стороны) и юридическими и физическими лицами (с другой) - в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

· между финансовыми и налоговыми органами государства (с одной стороны) и юридическими и физическими лицами (с другой) - в связи с расходованием финансовых ресурсов.

Финансово-правовые отношения не могут возникнуть между физическими и (или) юридическими лицами.

 

3. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Доходы и расходы бюджета

Бюджетное устройство Республики Беларусь – это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство регламентируется Бюджетным кодексом Республики Беларусь 2008 г., в котором определены:

· основы функционирования бюджетной системы РБ;

· отношения между республиканским и местными бюджетами;

· отношения между бюджетами и юридическими, физическими лицами по:

· уплате налогов, внесению других обязательных платежей, иных поступлений,

· использованию бюджетных ассигнований;

· общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

· принципы создания и порядка использования государственных внебюджетных фондов;

· основные понятия из этой сферы.

Бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.

Бюджетная система вРеспублики Беларусь представляет собой регулируемую законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь. При этом республиканский бюджет и местные бюджеты включаются в бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части.

Местные бюджеты делятся на:

· бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

· бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

· бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год должны вступать в силу с 1 января очередного финансового года. Финансовый год для всех бюджетов на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.

Каждый бюджет состоит из двух частей – доходной и расходной.

Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

1. налоговые доходы;

2. взносы на государственное социальное страхование;

3. неналоговые доходы;

4. безвозмездные поступления.

Налоговые доходы, в свою очередь, включают в себя:

– республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;

– пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);

– проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.

К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, штрафы и другие неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям, определенным в Бюджетном кодексе Республики Беларусь, в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

В составе республиканского бюджета и местных бюджетов создаются соответственно резервные фонды Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.

Расходы бюджетов подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.

Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

– расходы на функционирование бюджетных организаций;

– бюджетные трансферты населению;

– субсидии организациям и физическим лицам;

– бюджетные трансферты за границу;

– межбюджетные трансферты;

– расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

– бюджетные ссуды, бюджетные займы;

– бюджетные кредиты;

– расходы на обслуживание долговых обязательств;

– другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.

Структура расходов бюджетов определяется функциями и задачами государства в целом, а также функциями соответствующих государственных органов и задачами социально-экономического развития территории. В основе расходов лежат два принципа – целевое расходование денежных средств и подчиненность бюджетных учреждений.

Все доходы и расходы бюджета классифицируются на основе их экономической характеристики. Доходы классифицируются в зависимости от источников, расходы – по целевому назначению денежных средств. Ни один вид доходов или расходов не может быть получен и использован иначе, как только на основе бюджетной классификации.

 

4. Налоги и обязательные неналоговые платежи

Система налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь 2002 г. (Общая часть), 2009 г. (Особенная часть). Данным кодексом регулируются отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы.

Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка (ставки);

· порядок исчисления;

· порядок и сроки уплаты.

При установлении сборов (пошлин) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (пошлинам).

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· налог на прибыль;

· налоги на доходы;

· подоходный налог с физических лиц;

· экологический налог;

· налоги с пользователей природных ресурсов;

· налоги на имущество;

· земельный налог;

· дорожные налоги и сборы;

· таможенная пошлина и таможенные сборы;

· гербовый сбор;

· оффшорный сбор;

· консульский сбор;

· государственная пошлина;

· патентные пошлины.

К местным налогам и сборам относятся:

· налог с розничных продаж;

· налог за услуги;

· налог на рекламу;

· сборы с пользователей.

Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь.

К особым режимам налогообложения относятся:

· упрощенная система налогообложения;

· налогообложение в свободных экономических зонах;

· налог на игорный бизнес;

· налог на лотерейную деятельность;

· единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

· единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

· налогообложение отдельных категорий плательщиков;

· сбор за осуществление ремесленной деятельности;

· сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

· налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр.

Установление, введение, изменение и прекращение действия республиканских налогов, сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь либо Президентом Республики Беларусь.

Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь принятием нормативного правового акта (решения) местного Совета депутатов.

Местный Совет депутатов вправе установить, ввести в действие или не устанавливать, не вводить либо прекратить действие ранее введенного им любого из местных налогов и сборов.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

При не внесении налогов в срок или в неполном размере наступает ответственность – финансовая, административная, уголовная.

Рекомендуемые источники:

1. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. - № 106. - 2/219; 2002. - № 128. - 2/897; 2006. - № 113. - 2/1243; 2007. - № 305. - 2/1398; 2008. - № 172. - 2/1466, 2/1469.

2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. - № 183. - 2/1509; 2010. - № 14. - 2/1625.

3. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. - № 4. - 2/920; № 85. - 2/977; 2004. - № 4. - 2/1009; № 123. - 2/1058; № 174. - 2/1068; № 189. - 2/1087; 2006. - № 6. - 2/1177; № 78. - 2/1207; № 107. - 2/1235; 2007. - № 3. - 2/1287; № 15. - 2/1302; 2008. - № 3. - 2/1399; № 289. - 2/1551; 2010. - № 4. - 2/1624.

4. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. - № 4. - 2/1623.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10. Основы экологического права | Тема 12. Основы международного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.