КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Основы финансового права
Гоев, А. В. Экологическое право Республики Беларусь. - Минск: Молодеж.науч.о-во, 2000. 23. Экологическое право: учеб.пособие / С. А. Балашенко, Е. В. Лаевская, В. Е. Лизгаро, Т. И. Макарова, И. С. Шахрай, Н. А. Шингель; под ред. Т. И. Макаровой, В. Е. Лизгаро. - Минск: Изд.центр БГУ, 2008. 1. Понятие финансового права. Финансовая деятельность государства. Источники финансового права. 2. Субъекты финансового права и особенности финансовых правоотношений. 3. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Доходы и расходы бюджета. 4. Налоги и обязательные неналоговые платежи.
1. Понятие финансового права. Финансовая деятельность государства. Источники финансового праваФинансовое право – это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность – это деятельность государства в лице его органов по мобилизации денежных средств в доход государства и по их распределению. Финансовая деятельность подразделяется на два элемента: · мобилизация денежных средств в доход государства; · распределение этих денежных средств в соответствии с основными функциями и задачами государства. Основными задачами государства при мобилизации денежных средств являются следующие: – учет налогоплательщиков и анализ их платежеспособности; – учет резерва денежных средств и увеличение объема поступления их в собственность государства. В мобилизации денежных средств принимают участие в той или иной форме и юридические лица, и физические лица. Основными задачами распорядительной деятельности государства при мобилизации и распределении денежных средств являются: – учет субъектов использования денежных средств и их потребностей; – определение размеров и сроков использования денежных средств; – учет и отчетность; – обеспечение сохранности денежных средств; – выявление результатов их использования. Нормы, регулирующие финансовые отношения, закреплены в многочисленных источниках, в числе которых: Конституция Республики Беларусь, Бюджетный кодекс Республики Беларусь 2008 г., Банковский кодекс Республики Беларусь 2000 г., Налоговый кодекс Республики Беларусь 2002 г., 2009 г. и др., подзаконные акты. Раздел VII Конституции Республики Беларусь в целом посвящен финансовой системе государства и закрепляет основы финансовой деятельности в Республике Беларусь. К источникам финансового права Республики Беларусь относятся: · ежегодно принимаемые законы о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый год; · Декреты и Указы Президента Республики Беларусь; · постановления и распоряжения Совета Министров; · акты Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Национального банка и других органов управления; · решения органов исполнительной и распорядительной власти на областном, городском и районном уровнях. 2. Субъекты финансового права и особенности финансовых правоотношений
Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и регулируемые нормами финансового права (финансовые правоотношения). Финансовые правоотношения имеют свои особенности, в числе которых следующие: – они возникают под воздействием и в интересах государства; – объектом этих отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства; – они складываются только в сфере финансовой деятельности государства. – одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице уполномоченного им органа, другой стороной – другие субъекты финансовой деятельности. Финансовые правоотношения возникают: · между финансовыми и налоговыми органами государства (с одной стороны) и физическими, юридическими лицами (с другой) - по уплате ими налогов и неналоговых платежей в доход государства; · между Республикой Беларусь и местными административно-территориальными единицами - в связи с распределением финансовых ресурсов; · между государственными финансово-кредитными органами (с одной стороны) и юридическими и физическими лицами (с другой) - в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов; · между финансовыми и налоговыми органами государства (с одной стороны) и юридическими и физическими лицами (с другой) - в связи с расходованием финансовых ресурсов. Финансово-правовые отношения не могут возникнуть между физическими и (или) юридическими лицами.
3. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Доходы и расходы бюджета
Бюджетное устройство Республики Беларусь – это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство регламентируется Бюджетным кодексом Республики Беларусь 2008 г., в котором определены: · основы функционирования бюджетной системы РБ; · отношения между республиканским и местными бюджетами; · отношения между бюджетами и юридическими, физическими лицами по: · уплате налогов, внесению других обязательных платежей, иных поступлений, · использованию бюджетных ассигнований; · общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; · принципы создания и порядка использования государственных внебюджетных фондов; · основные понятия из этой сферы. Бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Бюджетная система вРеспублики Беларусь представляет собой регулируемую законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь. При этом республиканский бюджет и местные бюджеты включаются в бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части. Местные бюджеты делятся на: · бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)); · бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)); · бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска). Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год должны вступать в силу с 1 января очередного финансового года. Финансовый год для всех бюджетов на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. Каждый бюджет состоит из двух частей – доходной и расходной. Доходы бюджета классифицируются по следующим группам: 1. налоговые доходы; 2. взносы на государственное социальное страхование; 3. неналоговые доходы; 4. безвозмездные поступления. Налоговые доходы, в свою очередь, включают в себя: – республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами; – пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); – проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом. К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, штрафы и другие неналоговые доходы. К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов. Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан. Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям, определенным в Бюджетном кодексе Республики Беларусь, в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. В составе республиканского бюджета и местных бюджетов создаются соответственно резервные фонды Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов. Расходы бюджетов подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов. Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности. Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах: – расходы на функционирование бюджетных организаций; – бюджетные трансферты населению; – субсидии организациям и физическим лицам; – бюджетные трансферты за границу; – межбюджетные трансферты; – расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов; – бюджетные ссуды, бюджетные займы; – бюджетные кредиты; – расходы на обслуживание долговых обязательств; – другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством. Структура расходов бюджетов определяется функциями и задачами государства в целом, а также функциями соответствующих государственных органов и задачами социально-экономического развития территории. В основе расходов лежат два принципа – целевое расходование денежных средств и подчиненность бюджетных учреждений. Все доходы и расходы бюджета классифицируются на основе их экономической характеристики. Доходы классифицируются в зависимости от источников, расходы – по целевому назначению денежных средств. Ни один вид доходов или расходов не может быть получен и использован иначе, как только на основе бюджетной классификации.
4. Налоги и обязательные неналоговые платежиСистема налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь 2002 г. (Общая часть), 2009 г. (Особенная часть). Данным кодексом регулируются отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы. Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: · объект налогообложения; · налоговая база; · налоговый период; · налоговая ставка (ставки); · порядок исчисления; · порядок и сроки уплаты. При установлении сборов (пошлин) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (пошлинам). В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: · налог на добавленную стоимость; · акцизы; · налог на прибыль; · налоги на доходы; · подоходный налог с физических лиц; · экологический налог; · налоги с пользователей природных ресурсов; · налоги на имущество; · земельный налог; · дорожные налоги и сборы; · таможенная пошлина и таможенные сборы; · гербовый сбор; · оффшорный сбор; · консульский сбор; · государственная пошлина; · патентные пошлины. К местным налогам и сборам относятся: · налог с розничных продаж; · налог за услуги; · налог на рекламу; · сборы с пользователей. Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь. К особым режимам налогообложения относятся: · упрощенная система налогообложения; · налогообложение в свободных экономических зонах; · налог на игорный бизнес; · налог на лотерейную деятельность; · единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; · единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; · налогообложение отдельных категорий плательщиков; · сбор за осуществление ремесленной деятельности; · сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма; · налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр. Установление, введение, изменение и прекращение действия республиканских налогов, сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь либо Президентом Республики Беларусь. Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь принятием нормативного правового акта (решения) местного Совета депутатов. Местный Совет депутатов вправе установить, ввести в действие или не устанавливать, не вводить либо прекратить действие ранее введенного им любого из местных налогов и сборов. Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). При не внесении налогов в срок или в неполном размере наступает ответственность – финансовая, административная, уголовная. Рекомендуемые источники:1. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. - № 106. - 2/219; 2002. - № 128. - 2/897; 2006. - № 113. - 2/1243; 2007. - № 305. - 2/1398; 2008. - № 172. - 2/1466, 2/1469. 2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. - № 183. - 2/1509; 2010. - № 14. - 2/1625. 3. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. - № 4. - 2/920; № 85. - 2/977; 2004. - № 4. - 2/1009; № 123. - 2/1058; № 174. - 2/1068; № 189. - 2/1087; 2006. - № 6. - 2/1177; № 78. - 2/1207; № 107. - 2/1235; 2007. - № 3. - 2/1287; № 15. - 2/1302; 2008. - № 3. - 2/1399; № 289. - 2/1551; 2010. - № 4. - 2/1624. 4. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. - № 4. - 2/1623.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |