Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие правоотношения и правонарушения

Нормативный правовой акт как основной источник права в Республике Беларусь

Действующий в нашей республике Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определяет нормативный правовой акт как официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Закон конкретизирует перечень нормативных правовых актов Республики Беларусь, к которым относятся:

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

 

Регламентируется возможность принятия правовых актов, не являющихся нормативными. Эти акты принимаются с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитаны на иное однократное применение.

К ненормативным правовым актам относятся отдельные распоряжения Президента Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния, а также некоторые иные акты.

Действие любого нормативного правового акта имеет свои пределы или ограничения. Эти ограничения различаются по предмету, кругу лиц, действию во времени и в пространстве.

Согласно общему правилу нормативный правовой акт действует бессрочно, однако может быть установлен временный срок его действия.

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Нормативные правовые акты, ухудшающие положение граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не имеют обратной силы.

Нормативный правовой акт прекращает свое действие в случаях:

· истечения срока;

· признания нормативного правового акта неконституционным;

· признания нормативного правового акта утратившим силу;

· отмены нормативного правового акта.

Действие нормативных правовых актов в пространстве связано с территорией, на которую распространяется территориальное верховенство государства, или с компетенцией соответствующего государственного органа.

Так, нормативные правовые акты республиканских (центральных) органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления — на территории соответствующих административных единиц.

Общее правило действия нормативных правовых актов по кругу лиц состоит в том, что нормативные правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории: граждан этого государства, лиц с двойным гражданством, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также любых организаций, функционирующих на территории данного государства.

Отдельные нормативные правовые акты могут распространять свое действие лишь на определенные категории лиц, например большинство актов законодательства о налогах действуют именно в отношении определенных категорий лиц.

 

В жизни люди вступают друг с другом в различные общественные отношения, социальные связи для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Многие из этих отношений урегулированы нормами права и называются правовыми отношениями или правоотношениями. Таким образом, правоотношения представляют собой разнообразные общественные отношения (связи между людьми, в которые они вступают ради удовлетворения своих потребностей), урегулированные правовыми нормами.

Поведение субъектов правоотношений можно разделить на правомерное и противоправное. Противоправное поведение субъектов называется правонарушением.

Правонарушение - это деяние субъекта правоотношения (действие или бездействие), которое противоречит предписаниям юридических норм и нарушает нормальную реализацию субъективных прав и обязанностей. Правонарушение причиняет вред другим лицам, обществу в целом и влечет применение установленных мер государственного принуждения.

Правонарушение имеет следующие признаки:

· общественная опасность (вредность), которая выражается в причинении вреда нормальным, полезным для общества социальным связям;

· противоправность, проявляющаяся в том, что любое правонарушение нарушает предписания юридических норм и посягает на устанавливаемый этими нормами правопорядок;

· виновность, состоящая в сознательно волевом отношении лица к противоправному деянию и наступившим вредным последствиям;

· наказуемость, выражающаяся в неотвратимости применения мер юридической ответственности за совершение правонарушения.

По степени опасности правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступления — это опасные для общества деяния, предусмотренные уголовным законом. Проступками являются все остальные правонарушения (гражданско-правовые, административные и др.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники права | Основы права. Фэф. 2012
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.