КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Групповая психотерапия
Когнитивный (осознание) – психоанализ Поведенческий – бихевиоризм Эмоциональный – опытная психотерапия
- Групповая психотерапия – метод, основанный на использовании групповой динамики в лечебных целях. Может использоваться в разных теоретических подходах. Направлена не только на межличностный конфликт, но и на личностный конфликт пациента через анализ межличностного взаимодействия. Основа – групповая динамика. - Групповая динамика – совокупность внутри группы социально-психических процессов и явлений, учение о силе структуре и процессах, которые действуют в группе. - Группа – определенная общность людей с ограниченным числом членов (до20), около 8 – 14 человек, которые характеризуются непосредственными контактами, относительно постоянный состав участников, распределение ролей. Групповая динамика – учение о характеристике процессов, происходящих в группе, описание причинно-следственных связей, описание методических приемов изучения и исследования. Области групповой динамики: - исследования в социальной психологии – индивидуальное и взаимодействие между участниками группы - педагогическая психология – совокупность приемов обучения и исследования, изучение эмоционального компонента. - клиническая психология – методологическая основа групповой психотерапии Первая и вторая – прикладная групповая динамика. - Групповая динамика (клиническая) – совокупность всех взаимоотношений и взаимодействий, возникающих в группе, включая и группового психотерапевта.
Элементы групповой динамики. 1. Цели и задачи группы. - терапевтические цели: разобраться в проблемах каждого члена группы, личностный рост, излечение - антитерапевтические цели В начале работы терапевт не дает информацию о целях и задачах группы. Предлагается обсудить цели и задачи с точки зрения каждого члена группы, их ожидания в зависимости от целей и задач. 2. Групповые нормы – правила внутри группы. Обычно, четко в начале не декларируются, а вырабатываются в группе совместно - открытое выражение чувств - безоценочные суждения - обязательность высказывания - активность - терпимость - принятие позиции других Нормы могут быть терапевтическими и антитерапевтическими (например, высказывания по кругу). Для невротичных пациентов характерны жесткие нормы, это диагностично. Нормы важный элемент в личностной характеристике. 3. Структура группы, групповые роли, проблема лидерства. Структура: - формальная - неформальная Роли: - альфа позиция – лидер, импонирующий группе, побуждающий к активности - бета позиция – эксперт, высоко оцениваемый группой, рассматривающий ситуацию, анализирующий ее, достаточно отстраненный от группы - гамма позиция – пассивный, легко приспосабливающийся, конформист - омега позиция – крайний, отстает от других по неспособности, отличается от остальных Для невротиков характерен стереотипный ролевой репертуар. Роли здесь выполняют защитную функцию. Лидерство связано с проблемой руководства, зависимости, каковы отношения с формальным лидером (психотерапевта), за что соперничество.
4. Групповая сплоченность. Связность, сцепление. Привлекательность группы для ее участников – важный элемент групповой динамики: чем выше групповая сплоченность, тем эффективнее группа применительно к отдельному пациенту.
5. Групповое напряжение. (противоположность сплоченности) – центробежные силы, разрывающие группу. Группа существует на балансе между сплоченностью и напряженностью. Групповая напряженность неизбежна, но имеет не только негативные функции, но и позитивные: - фактор, активизирующий усилия по изменениям, стимулятор активности - фактор, проявляющий негативные эмоции, позволяющий проявлять их, говорить о них - фактор, активизирующий проявления непривычных, но свойственных человеку стереотипов поведения Групповое напряжение способствует диагностике негативных эмоций. При преобладании сплоченности – невысокий психотерапевтический эффект; при преобладании напряженности – велик риск распада группы. Терапевт должен поддерживать равновесие между сплоченностью и напряженностью.
6. Актуализация прежнего эмоционального опыта. Позволяет диагностировать проблему пациента и найти пути изменения. - Отождествление, проекция своих переживаний на других участников группы.
7. Формирование подгруппы. Негативный признак. Терапевту следует выяснить цели и задачи подгруппы, причины их возникновения. Обсуждение этого помогает разрушать подгруппы.
8. Главные виды вербальной коммуникации в группе. При анализе формы высказывания можно выйти на проблемы: - вопросы - ответы - гипотезы 9. Процесс групповой психотерапии. Фазный характер процесса. Фаза 1. – ориентации, поиска смысла, пассивного ожидания. Высокий уровень напряжения в группе: - индивидуальная составляющая связана с собственными проблемами каждого пациента - групповая составляющая, так как существуют значительные расхождения в ожиданиях к психотерапевту(как он должен себя вести) и тем, как он ведет себя на самом деле. Ожидания – врач возьмет всю ответственность за лечение на себя. Пациенты ждут расспросов, диагноза, рецепта. Но групповая динамика возможна при относительном равноправии участников: если повышается напряжение, то проявляется пассивное поведение пациентов. Пассивное поведение пациентов. Проявляется в периоды снятия напряжения за счет неконструктивной активности. Подфазы: - псевдосплоченность – за счет активных пациентов, которые берут на себя роль лидера, драматизация травматических факторов, нагнетание обстановки; мы хорошие, они плохие, меняться нужно им – тупик; - козел отпущения – неконструктивная критика, выносящая раздражение, напряжение сбрасывается за счет неконструктивной критики в адрес одного из участников группы; можно выбрать председателя для снижения напряжения.
Фаза 2. – растормаживание агрессивности, бунт против терапевта. Высокий уровень напряжения, поведение участников группы более активно, аффективно заряжено, агрессивно настроено к психотерапевту. Показатель – большое количество вопросов к психотерапевту. Либо агрессия на метод (косвенная). В открытую не говорят об агрессии. Думают: либо плохой профессионал, либо плохой человек. Конструктивное разрешение ситуации – открытое выражение эмоций по отношению к психотерапевту и обсуждение причин, побуждающих к агрессии, как следствие – разрешение конфликта. В этой фазе затрагиваются основные проблемы личности: - проблема ответственности (перекладывание на психотерапевта) – невротический симптом – способ переложить ответственность с себя на свой организм - взаимоотношения с авторитетами (с родительской фигурой) - с одной стороны желание привлечь внимание психотерапевта, с другой – эмансипация конфликта с психотерапевтом характерная для инфантильных пациентов - проблема негативных эмоций – возможность открыто говорить об этом психотерапевту; реатрибутирование негативных эмоций – кому человек приписывает испытываемые эмоции; за позитивные чувства отвечаю я, как и за негативные. (Я раздражен, так как я ожидал другого). Человек может контролировать свои чувства, если он их осознает и принимает, так как сам является источником своих чувств. Иногда для общего «дозревания» напряжения терапевт усиливает различными приемами напряжение, чтобы его вскрыть. Конструктивное завершение фазы – открытое выражение агрессии и ее переработка. Фаза 3. – развитие групповых норм. Резкое изменение характера взаимодействия. Формируется групповая сплоченность, цели, нормы, то есть групповая культура.
Фаза 4. – рабочая фаза, осознание целенаправленной деятельности, выработка новых форм поведения. Активно работающая психотерапевтическая группа. Фазы 1, 2, 3 – занимают до четверти всего времени работы группы и называются подготовительными.
Механизмы лечебного действия групповой психотерапии. Факторы, обеспечивающие лечебный эффект: - переживание - осознание - научение Пути изучения пациента: - опрос пациента - опрос специалистов - собственные экспериментальные исследования, позволяющие выявить корреляции между переменными процесса и эффективностью Механизмы: 1. сообщение информации – краткий психологический «ликбез», информация вычленяется участниками косвенно в процессе работы группы, что-то дополняет психотерапевт (психика и соматика) 2. универсальность страданий – близко сталкиваясь с проблемами и симптомами других, пациенты убеждаются, что они не одиноки – они не хуже других, но и не лучше; снимает актуальность переживаний, снижение невротического эгоцентризма 3. внушение надежды – пациенты видят происходящие у других положительные изменения при их активности – появляется надежда, что он тоже сможет этого достичь. Особенно это характерно для открытых групп. 4. альтруизм – люди могут помочь друг другу и я могу кому-то помочь - повышение самооценки 5. коррегирующая рекапитуляция первичной семейной группы – коррекция негативных влияний, идущих из родительской семьи, в группе – множественная проекция, воспроизводство в отношениях с психотерапевтом отношений с родителями, с другими участниками группы – с другими членами семьи. 6. межличностное научение – наблюдая за более эффективным поведением окружающих, человек набирается нового позитивного опыта в общении 7. имитация поведения – подражание. 8. групповая сплоченность – коррелирует с эффективностью психотерапии, принятие пациентом группы и наоборот 9. катарсис – эмоциональное отреагирование, очищение. 10.интерперсональное влияние – присуще только групповой терапии. Какие эффекты имеет межличностное общение: - когнитивный фактор – образ Я в какой-либо группе за счет отражения оценок окружающих формируется и может меняться в специально организованной группе. Обратная связь – информация о том, как воспринимают меня другие люди и как они реагируют на мое поведение, всегда истинна. В группе равная и разноплановая. Конфронтация – столкновение человека с собой, со своими особенностями. Самосознание (конфронтация): - открытая (знаю о себе сам, знают обо мне другие) - закрытая (не знаю сам, не знают другие) - скрываемая (знаю сам, не знают другие) - слепое пятно (то, что знают обо мне другие, но не знаю я сам) Обратная связь – материал для конфронтации, влияет на слепую сферу самосознания. Следует включаться в свое представление о себе. Эгоцентрация – социоцентрация. - эмоциональный фактор – могут возникать ситуации, которые возникали раньше, но человек с ними не справился, но может попытаться изменить ситуацию в группе. Важен подбор группы – должен быть разнообразный состав. - поведенческий фактор – группа выступает как модель реальной жизни, человек продуцирует те же стереотипы поведения; в группе можно эти стереотипы изменить.
Категории лечебного воздействия можно объединить: 1. конфронтация 2. эмоциональная поддержка В группе должен поддерживаться баланс между этими двумя типами взаимодействия. Терапевт привлекает свое внимание в ситуациях нарушения баланса – должен выяснить причины нарушения.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |