Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия 17 века




Философия Просвещения (18 в.)

Философия 17 в.

Философия Нового времени

Философия Нового времени зарождается в 17 в. Начинается становление буржуазного общества. Бурно развивающееся производство нуждается в научных рекомендациях и тем самым стимулирует развитие науки. Меняется роль науки в обществе, её авторитет резко возрастает. Если в античности наука в основном служила средством удовлетворения любознательности, в Средневековье она практически не развивалась (разве что алхимики искали философский камень), то в Новое время от неё стали ожидать принесения практической пользы, увеличения власти человека над природой. Наука превращается в производительную силу. Изменившееся отношение к науке первым выразил английский философ Фрэнсис Бэкон: «Знание – сила».

Вследствие повысившегося авторитета науки и знаний в философии на первый план выходят проблемы гносеологии (теории познания). Философы начинают резко критиковать средневековую схоластику за отсутствие знаний о закономерностях естественного мира, поскольку она в основном занималась постижением сверхчувственного мира. Методом Откровения (получения знаний в особом психическом состоянии) нарождающаяся наука не пользуется. Философов и учёных интересуют вопросы о том, как получить истинные знания, что является источником и главным средством познания – органы чувств или разум. При ответе на эти вопросы возникли такие философские учения как эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empiria – опыт) – это философское учение, считающее чувственный опыт человека, то есть показания органов чувств исчерпывающим источником познания окружающего мира. Сторонники эмпиризма критически относились к познавательным способностям разума, так как разум склонен к заблуждениям и суевериям. Считалось, что разум только упорядочивает, классифицирует чувственный опыт, ничего нового не добавляя к нему. Эмпирики утверждали, что доверять можно только знанию, полученному на основе опытов и экспериментов. Тем самым они заложили основы научного – опытно-экспериментального – метода исследования природы. Эмпириком был Ф.Бэкон (1561-1626).

Рационализм (от лат. ratio – разум) – философское учение, считающее разум источником и главным средством познания. Родоначальником рационализма является французский учёный и философ Рене Декарт (1596-1650).

Декарт полагал, что истина не может быть получена на основе чувственного познания, т.к. органы чувств часто ошибаются и обманывают человека. Истина может быть выведена только из разума. Например, глазами мы видим движение Солнца вокруг Земли, но умом мы понимаем правоту Николая Коперника. Разуму можно доверять в большей мере, чем органам чувств, потому что разуму присущи врожденные, доопытные идеи, из которых можно вывести путём логического рассуждения всё возможное знание об окружающем мире. Все тайны Вселенной можно постичь, не выходя из собственного кабинета, без непосредственного контакта с окружающим миром, без экспериментов – одним лишь мышлением.

В поисках таких врожденных идей, истинность которых была бы самоочевидна и которые не нуждались бы в доказательствах, Декарт последовательно подвергает сомнению все утверждения. Сомнительно существование Бога, мира и даже собственного тела. Несомненно лишь существование мыслящего Я. «Я мыслю, следовательно, существую», - утверждает философ и тем самым признаёт разум источником и главным средством познания.

Благодаря усилиям эмпириков и рационалистов начали формироваться научные методы познания: естественные науки стали опираться на экспериментальную базу, ориентироваться на поиск понятных разуму закономерностей устройства мира (без мистики, ссылок на чудо и т.п.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.