Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская мысль Беларуси




Русские космисты считали, что мир устроен несовершенно, в нём много жестокости и бессмысленности. Чтобы жили одни, должны умереть другие: люди и хищные животные убивают и потребляют в пищу других животных. Природные катастрофы уносят тысячи жизней. Из-за засух и наводнений в мире свирепствуют голод и нищета. Смерть забирает не только стариков, но и детей. Поскольку человек - разумное и нравственное существо, постольку он может и должен поправить природу, усовершенствовать мир и себя самого, уменьшить количество зла в мире.

Русский космизм

Основоположник русского космизма – Николай Фёдорович Фёдоров (1828-1903). Основной труд Фёдорова называется «Философия общего дела». Он считал, что всё человечество должно перестать конфликтовать, объединиться и заняться общим делом - познанием и овладением силами природы, чтобы покончить с нищетой и голодом. Нужно научиться управлять погодой, климатом, предотвращать стихийные бедствия, овладеть энергией солнца, превратить планету в космический корабль, снять её с орбиты и отправиться на ней заселять бесконечный космос. Вселенная должна стать единой космохозяйственной системой.

Человек также должен овладеть природными силами внутри себя – раскрыть тайну смерти и стать бессмертным. У поколения бессмертных будет нравственный долг, возвращение которого станет целью жизни – воскрешение всех умерших предков вплоть до Адама и Евы. Поскольку потребуется воскресить десятки миллиардов людей, их необходимо будет расселить в космосе. Ещё раз подчёркивается необходимость освоения человечеством космоса.

Бессмертное человечество откажется от деторождения. Стремление иметь детей, которое мудрая природа вложила в людей, чтобы не прервалась эстафета жизни, будет вытеснено культом предков. Культ предков станет религией человечества (влияние конфуцианства). Вместо того, чтобы тратить время и энергию на воспроизводство своих несовершенных копий, люди займутся преобразованием мира и доведением до совершенства самих себя.

При грандиозных планах преобразования мира Фёдоров отрицал технический путь развития цивилизации, так как разрыв между мощью техники и слабостью человека постоянно растёт. Человек должен не изобретать всё новые приставки к телу, а научиться обновлять свой организм, выращивать для себя новые органы.

Представители русского космизма – К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский и др. – были уверены в том, что эволюция человека будет продолжаться, он слишком несовершенен. У человека появятся «сверхжизнь» и «сверхсознание». «Сверхсознание» - это такие способности как телепатия, телекинез, предвидение будущего, левитация и т.п. В наше время ими владеют те, кого называют экстрасенсами, колдунами, магами и др. В будущем они проявятся у многих. «Сверхжизнь» - это значительное продление продолжительности жизни, причём, в наиболее активном возрасте.

Для уменьшения количества зла в мире будущее человечество станет автотрофным. Автотрофы – это организмы, синтезирующие из неорганических веществ необходимые для жизни органические вещества. Автотрофами являются растения. Человек же пока как и все животные, некоторые растения, большинство бактерий, грибы и другие организмы является гетеротрофом, использующим для своего питания готовые органические вещества.

Белорусская философия не отличается собственными оригинальными идеями и теориями, однако всё же стоит отметить отечественных мыслителей, внёсших свой посильный вклад в развитие белорусской культуры.

Наиболее известными мыслителями в эпоху средневековья были Ефросинья Полоцкая ( княжна-просветительница, святая, покровительница земли белорусской) и Кирилл Туровский (епископ, затворник – человек, отказавшийся от общения с людьми, закрывшийся в каком-либо помещении для уединённых размышлений, молитв, написания религиозных сочинений и т.п.) (12 в.). Они выражали типично религиозные идеи: креационизм, провиденциализм, заботу о душе, подготовку её к жизни вечной.

В эпоху Возрождения (16 в.) появляются такие мыслители как Франциск Скорина (белорусский первопечатник, просветитель, учёный) и Сымон Будный (теолог-реформатор). Они были верующими людьми, однако в духе ренессансных идей подчёркивали значимость земной жизни, активной практической деятельности на благо окружающих, познания окружающего мира, нравственного самосовершенствования личности. Идеи Сымона Будного существенно отличались от христианского вероучения: Бог у него не Троица, а безличная космическая первопричина мира, Иисус Христос – человек и пророк, отрицается бессмертие души и существование загробного мира, разум ставится выше веры.

В 17 в. известность получили Симеон Полоцкий и Казимир Лыщинский. Симеон Полоцкий (философ-просветитель, педагог, общественный и церковный деятель) был настолько известным и авторитетным мыслителем, что русские цари доверяли ему обучение своих детей. Казимир Лыщинский (педагог, просветитель, общественный деятель) написал рукопись «О несуществовании Бога». Сочинение содержит критику церкви. Утверждается, что религия – это обман народа, она создана людьми неверующими для того, чтобы подчинить народ себе. За подобные идеи Лыщинский был арестован и отдан под суд. Дело атеиста привлекло внимание широкой европейской общественности, за процессом следила вся парижская пресса. Варшавский сейм 19 раз заседал по делу Лыщинского. Суд закончился вынесением смертного приговора. Перед казнью Лыщинский принародно сжёг свою рукопись, после чего ему отрубили голову, тело сожгли, пепел развеяли выстрелом из пушки.

В 18 в. на белорусских землях распространяются идеи просвещения о необходимости познания природы, накопления научных знаний, преобразования общества с целью увеличения прав и свобод личности. Иосиф Еленский пишет первую белорусскую утопию. За критику крепостного строя был сослан в Соловецкий монастырь на 7 лет.

В 19 в. усиливается политика русификации, проводимая царским правительством на белорусских землях. В ответ начинается формирование национального самосознания белорусов. Большой вклад в этот процесс внесли писатели, юрист Франтишек Богушевич и руководитель восстания 1863 г. Кастусь Калиновский. Оба были революционными демократами, народниками.

Ф.Богушевич (1840-1900) первым попытался осмыслить такие вопросы, как кто такие белорусы, какая у них историческая судьба, как складывались их отношения с соседними народами. Он первым из белорусских писателей выступил за сохранение белорусского языка, считал его основой существования нации. Богушевич обосновал право белорусского народа на государственный суверенитет и самостоятельность (белорусские земли тогда входили в состав Российской империи), защищал права крестьян, ратовал за предоставление политических свобод для широких народных масс. При жизни произведения Богушевича в царской России были запрещены.

К.Калиновский (1838-1864) организовал выпуск первой белорусской революционно-демократической газеты «Мужыцкая праўда», в которой говорил о народном горе, нищете и бесправии пореформенной белорусской деревни, объяснял крестьянам, что причиной их бед являются царизм и произвол чиновников российской империи. Он обосновал первую программу борьбы за политическое и духовное освобождение белорусского народа, призывал крестьян бороться за свои права, считал, что только революционным путём можно добиться свободы и независимости родины. Выдвинул идею создания демократического народного государства, основанного на конституционном и парламентском опыте Англии, США, Франции и др. К. Калиновский – один из самых известных представителей белорусской нации в мире.

В 20 веке различные темы жизни народа разрабатываются писателями Янкой Купалой и Якубом Коласом.

Идеи в духе русского космизма развивали Василий Феофилович Купревич (1897-1969) и Алексей Климентьевич Манеев (р.1921). Купревич 17 лет был президентом Академии наук Беларуси, биолог, выступал за исследования на генном уровне, чтобы сначала значительно увеличить продолжительность жизни, а потом и достичь бессмертия. «Если старость болезнь, то её можно лечить. Если она запрограммирована в гене, то эту программу нужно менять». Сейчас в Минске на улице, названной в честь академика Купревича, расположился Парк высоких технологий, в котором работают самые креативные белорусские учёные и инженеры.

Манеев (логик, специалист по философским проблемам естествознания) считал, что то, что называют Богом, реально существует и является особым полем, выступающим причиной бытия Вселенной. Оно порождает множество миров и систем, в том числе и бессмертные биопсиполя, которые называют «душами». После смерти тела биопсиполя сохраняются. Необходимо найти способ связи с биопсиполями умерших людей.

Культовой фигурой белорусской интеллектуальной жизни последних десятилетий называют философа, поэта, литературного критика Валентина Васильевича Акудовича (р.1950). Он осмысливает мироощущение современного человека, специфику национального самосознания белорусов, статус Беларуси в культурном пространстве европейской цивилизации. Акудович отмечает, что на протяжении нескольких последних веков Беларусь становилась частью разных государств, в которых белорусы оказывались не титульной, а второстепенной нацией. Их пытались то ополячить, то русифицировать. Последнее в значительной степени удалось: белорусы пользуются русским языком, пренебрегая роднай мовай, слабо представляют национальное отличие себя от русских, дают заниженную оценку своей нации, истории, культуры. Уничижительная самооценка ведёт начало от мифа, созданного Ф.Богушевичем: Беларусь – это гнилая хатка, лапти, колтун в волосах и дурной, как ворона, мужик, со своей несчастной долей. Совсем другой образ Беларуси был создан Адамом Мицкевичем: Беларусь – страна красивых женщин и отважных мужчин, великих поэтов, благородных романтиков, бесстрашных воинов. Образ, созданный Мицкевичем, присвоили поляки, белорусы же до сих пор страдают комплексом неполноценности, описанным Богушевичем. Акудович полагает, что главной проблемой Беларуси и белорусов является избавление от комплекса национальной неполноценности, второсортности, формирование национальной гордости, патриотизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.