КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глобальные проблемы современности
Второй вид техники – исполнительская техника, то есть способы, приёмы деятельности, мастерство выполнения действий, например, агротехника, техника мышления, техника пения, техника плавания или бега и т.п. Это техника знаний и умений, закреплённая в психике человека. Исполнительскую технику называют также технологией. Техника и её роль в истории цивилизации Техника – это искусственно созданные предметы и способы деятельности, которые используются людьми для достижения какой-либо цели, извлечения пользы. Из определения видно, что техника существует в двух видах. Первый вид – предметная техника: разнообразные орудия, машины, аппараты и т.п., являющиеся дополнением к человеческому телу и увеличивающие силы и возможности человека. Предметная техника непрерывно развивается человеком, совершенствуется, на неё переносится всё большее количество функций, которые ранее выполнялись людьми. Ступени развития техники образуют следующую цепочку: 1) ручные орудия, требующие от человека физических усилий; 2) механизмы, машинная техника, работа которых замещает физический труд человека; 3) автоматизированные системы – самоуправляемые устройства, частично или полностью освобождающие человека от умственной работы по выполнению управляющих функций. В зависимости от того, в какой сфере труда техника используется, её подразделяют на промышленную, сельскохозяйственную, бытовую, медицинскую, учебную, научную, военную и др. Человек неразрывно связан с техникой. С изготовления примитивных каменных орудий началось становление человека. С тех пор техника – это его образ жизни. С её помощью люди мыслят, общаются, передвигаются, работают, отдыхают, воюют, лечатся и калечатся, рождаются и умирают. Техника является продолжением и дополнением человека, его, так сказать, социальным органом (подобно тому, как крылья орла или клыки тигра являются биологическими органами этих животных). Если животные приспосабливаются к окружающей среде, изменяя свои органы, то человек не меняет своё тело, а изготавливает искусственные органы, увеличивающие его силы и способности. С помощью техники человек защищается от природы и приспосабливает её к своим нуждам.
В ходе истории идёт постоянно растущая технизация среды обитания человека. Современную рукотворную среду обитания человека называют техносферой. Технические новшества вызывают серьёзные изменения не только в экономике, но и в образе мышления, образе жизни людей, всей системе общественных отношений. Отношение человека к технике неоднозначно. Позиция, отражающая восхищение техникой, называется техницизмом. Для техницизма характерна вера в то, что посредством развития техники можно успешно разрешить все проблемы человеческого существования. Противоположное, критичное отношение к технике – антитехницизм. Антитехницизм считает технический прогресс пагубным для человечества и указывает на следующие его отрицательные последствия и опасности. 1) Технический прогресс обедняет духовную жизнь человечества. Он выдвигает в центр внимания людей заботу о материальной жизни, о развитии и приобретении всё новой техники. Люди всё меньше думают о душе. Стандартизируя условия жизни людей, техника уничтожает национальное своеобразие культур, особенности духовной жизни народов, обезличивает человека. 2) Технический прогресс превращает человека в раба техники. Используя технику для облегчения жизни, попадаешь в зависимость от неё, утрачиваешь свободу действий. Современный человек ощущает себя придатком колоссальной машины, которая задаёт ему определённый темп и ритм жизни, навязывает правила поведения. Даже простая прогулка по городу регулируется сигналами светофоров. Сейчас 80-90% новой техники создаётся не для обслуживания человека, а для обслуживания всё более сложной техники. Получается, что технический прогресс не столько сберегает человеческий труд, сколько изменяет его направленность: раньше человек работал на себя, теперь – всё больше на технику.
3) Технический прогресс грозит экологической катастрофой. 4) Велика вероятность самоуничтожения человечества в результате неосторожного обращения с атомной техникой. 5) Существует угроза самоотравления человечества разнообразной «химией». Если не бросаться в крайности техницизма и антитехницизма, то следует признать, что техника, как и любое явление, имеет положительную и отрицательную стороны. С одной стороны, она делает нашу жизнь легче, комфортней, разнообразней. С другой стороны, техносфера, действительно, наносит значительный вред биосфере, забитость техникой всего потока жизни умножает катастрофы, аварии, трагические происшествия, стремительное развитие техники вызывает рост количества психических расстройств и т.д. Однако опасным для человека является не технический прогресс, а сам человек, потому что недостаточно хорошо рассчитывает и управляет техническим прогрессом. А из-за эгоистичных и агрессивных инстинктов технические изобретения зачастую используются не во благо человечества. Технический прогресс при всей его жёсткости неостановим, однако его нужно сочетать с нравственным совершенствованием человечества.
Во второй половине 20 века учёные начали говорить о существовании глобальных проблем современности. Признаки глобальных проблем: 1. глобальность масштабов (от слова «глобус» - земной шар), то есть они касаются всех землян, а не только одного государства или группы стран (последние называются локальными; 2. острота проявления, они мешают нормальному существованию общества, и от их разрешения зависит будущее человечества; 3. комплексный характер, то есть, все проблемы тесно переплетены друг с другом, их нельзя разрешить по отдельности;
4. для их разрешения нужны объединённые усилия всего человечества. Выделяют три основные группы глобальных проблем. 1. Глобальные проблемы, касающиеся отношений между государствами: предотвращение мировой ракетно-ядерной войны, установление новых межгосударственных отношений на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества, развитие экономической интеграции и др. Развивающиеся страны поставляют развитым странам дешёвое сырьё и не могут наладить вывоз промышленной продукции, поскольку таможенные пошлины слишком высоки. Эти страны оказываются отлучены от глобальной экономики. Из-за несправедливых торговых ограничений страны третьего мира ежегодно теряют около 700 млрд. долларов – в шесть раз больше той помощи, которую им оказывают развитые страны. 2. Глобальные проблемы, касающиеся отношений природы и общества: экологические проблемы, демографические, энергетические, продовольственные, проблемы использования космоса и др. Война человека с Природой привела к тому, что под угрозой исчезновения находится примерно 20% всех видов позвоночных животных, 70% всех видов растений. Начавшееся изменение климата может значительно ухудшить положение многих миллионов людей, проживающих в тропических и субтропических регионах планеты: урожайность их главных продовольственных культур (рис и кукуруза) уменьшится примерно на 40% при стремительном росте населения. Несмотря на то, что большая часть планеты покрыта водой, лишь 0,0075% её – это питьевая вода, причём, распределена она крайне неравномерно и в ближайшие годы её количество на душу населения будет сокращаться. Нехватка пресной воды станет одной из главных проблем 21 века. Население планеты увеличивается почти на 230 тыс. человек в сутки. К концу 2011 года нас будет 7 миллиардов. К сожалению, самая высока рождаемость – в самых бедных странах мира. Человечество уже замусорило и космос: на орбите Земли летает около 20 тысяч фрагментов летательных аппаратов, столкновение с которыми небезопасно для действующих аппаратов.
3. Глобальные проблемы, касающиеся отношений личности и общества: проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, проблемы улучшения здравоохранения, образования, роста уровня и качества жизни, гарантия соблюдения прав человека и др. Практически четверть населения планеты живёт в нищете – на 1 доллар в сутки или того меньше. Около 1 млрд. человек во всём мире голодают. При этом только в 1 случае из 10 люди голодают потому, что неожиданно попали в безвыходную ситуацию – стали жертвами стихийного бедствия или военного конфликта. В 9 случаях из 10 голодают годами, будучи не в силах вырваться из нищеты. Африка является величайшей трущобой мира, в которой ничего не меняется к лучшему в течение последнего столетия. Беднейшая страна – Нигер, где 93% населения живут в нищете. Далее следуют Эфиопия и Мали. Из-за недоедания 39% всех детей в возрасте до 5 лет, живущих в слаборазвитых странах, уступает в умственном развитии сверстникам из благополучной Европы, в Чёрной Африке – 61%. Далее они будут плохо учиться в школе, получат плохое образование, будут мало зарабатывать или сидеть без работы, а их дети вырастут в нищете – замкнутый круг с передачей нищеты как эстафетной палочки. Средняя продолжительность жизни в развивающихся странах, особенно в Африке, значительно ниже, чем в Европе и Северной Америке. Так, в Замбии в 2005 году этот показатель составлял всего 32,4 года. Одна из главных причин – эпидемия СПИДа (например, в Зимбабве ВИЧ-инфицировано 25% населения, для сравнения в России – 0,7-1,5%). Сейчас почти каждый второй человек в мире (3 млрд.) живёт в антисанитарных условиях. Дискриминация на рынке труда: во всём мире женщины получают за ту же работу в среднем на 50-80% меньше, чем мужчины. Глобальные проблемы обострили интерес к вопросу о будущем человечества. Учение о будущем общества называется футурология. Среди футурологов существуют как оптимистичные, так и пессимистичные теории будущего цивилизации. Футурологи дают не только интуитивные предсказания будущего, но и научно выверенные рекомендации по разрешению и предупреждению кризисных явлений в развитии человечества. Пессимистический сценарий будущего: политологи предрекают «великое переселение народов» - массовую миграцию жителей Южной Азии и Африки в страны Европы. Уже сейчас в этой проблемной части земного шара живёт 3 млрд. человек. Некоторые авторитетные учёные утверждают, что через 100 лет человечество полностью исчезнет с лица Земли вследствие отрицательных последствий избранного им цивилизационного пути развития.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |