КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Милетской школы. Анаксимандр и Анаксимен
Одной из древнейших философских школ считается Милетская (VII-V вв. до н.э.). Мыслители из города Милета (Древняя Греция) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Для Милетской школы характерны следующие черты: – поиски первоначала; – само первоначало мыслится монистически; – оно представлено как первичное вещество; – первоначало мыслится как живое, находящееся в вечном движении и превращении (такая точка зрения есть гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности материи). Анаксимандр (ок. 610 – ок. 540 гг. до н.э.) – преемник Фалеса, усматривал первоначало не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе – апейроне (что значит «беспредельное»). Иначе говоря, это неопределенная материя – апейрон – вещественное начало, лишенное границ, т.е. без всяких качественных характеристик и количественно бесконечное. На вопрос «Как из него возникают вещи?» Анаксимандр отвечает: «Путем выделения». Апейрон соединяет в себе противоположности: горячее – холодное, сухое – влажное. Путем различных комбинаций противоположностей происходит выделение конкретных вещей, их развитие в различных формах. На этом построена и его космогония. Как же происходит процесс развития? Анаксимандр считал, что через вечное движение происходит бесконечная смена мироздания. Еще один яркий представитель Милетской школы – Анаксимен (ок. 588 – ок. 525 гг. до н.э.) – началом всего сущего считал воздух. Огонь – это разреженный воздух. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землей и, наконец, камнем. Анаксимен все многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха: «...При разрежении рождается огонь, а при сгущении – ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает все прочее». Душа тоже состоит из воздуха. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам. «Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, – утверждал Анаксимен, – совсем как наша душа, воздух поддерживает все и управляет всем». Таким образом, суммируя взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия возникает здесь как рационализация мифа. Мир объясняется из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Такая позиция по существу является космоцентрической. Милетцы были гилозоистами, т.е. говорили об одушевлении материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (пантеизм – учение, отождествляющее Бога и мир), в соответствии с чем пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. Материализм первых греческих философов носил стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в непрерывном движении и изменении привели их к наивным представлениям о диалектике.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |